И.А. Нестерович
Бонавентура (Bonaventura). Настоящее имя – Джованни Фиданца (1217–1274) – средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула «Серафического Доктора». Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185- 1245), который произвел сильное впечатление на молодого Б.
Благодаря своему учителю Б. стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 Б. принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает – при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции – как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Б. – автор трактата «Путеводитель души к Богу», где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика.
Основная идея этого труда – переход («транзитус») из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей – тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, т.к. мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень – узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благодаря чему на пятой ступени духовной эволюции, души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На шестой ступени душа сливается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267–1268 Б., будучи уже генералом францисканского ордена (с 1257), вступает с аверроистами в диспут и пишет трактат «Сопоставления». В эту трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как «Декалог», «Дары Св. Духа», «Шестоднев». Б. не разделяет теологию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечному в свет Откровения. Философия эта – пролог к богословию. Мир – это книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос, участвующий в бытии, а бытие – Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем, разбрасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и посредством которых управляет миром. Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализирует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос о том, что если материя сотворена Богом «из ничего», то откуда она приобретает присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882–1902 отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции.
Другие работы по теме:
О философских основах традиционного языковедения
Во многих отечественных пособиях по языкознанию декларируется, как правило, без какого-либо развернутого пояснения, что наиболее общим методологическим основанием лингвистики является философия языка или лингвистики.
История алхимии
Происхождение алхимии и ее связь с химией. Поиски философского камня. Алхимические школы и их достижения. Теория четырех элементов. Общие понятия знаков и символов. Искусство алхимика Зайлера и Пайкуля. Эликсир долголетия и универсальный растворитель.
Понятие и этапы развития химии как науки
Содержание. Содержание. 1 Введение 1 1.Этапы развития химии как науки. 3 1.1Преднаука. 3 1.2 Античная наука. 3 1.3. Европейская алхимия 4 1.4. Классический этап развития химии как науки. 6
Роджер Бэкон 2
Реферат на тему: «Роджер Бэкон» Содержание Введение 3 1. Семья Роджера Бэкона, Парижский период его жизни. 4 2. Увлечение идеями Роберта Гроссетеста и арабской философией. 4
Патристика и схоластика
Патристика Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей
Русские философы
ВВЕДЕНИЕ Философия – особая область творчества. Она глубоко и органично сочетает в себе научно-теоретическое и ценностно-духовное отношение к миру. С последним обстоятельством связан интимно-личностный, исповедальный характер философских учений. Мировой исторический опыт философ преломляет через опыт своего народа, своей нации, через особенности своего индивидуального мировосприятия.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Философия, ее предмет и роль в развитии человека и общества
Особенности философского знания в противоположность всего лишь мнению. Историческая перспектива. Влияние философских идей на искусство, науку, экономику, религию, политику. Корректировка социальных теорий и практик с использованием философского метода.
О причине Боговоплощения
Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению.
Подготовка французского Просвещения
Просветительное движение во Франции, давшее борьбе с религией такие яркие и мощные формы выражения в XVIII веке, исподволь подготовлялось в течение XVII века. Самые глубокие духовные корни его нетрудно усмотреть в итальянском гуманизме.
Озарение в Эпистемологие Бонавентуры
Теории античных и средневековых мыслителей. Каким образом мы знаем что-либо? Существо всегда озаряется напрямую от Создателя. Сущностная связь интеллекта с вечными архитипами и его способность созерцания. Свет всегда дается Богом.
Литературный герой ТЕОФИЛЬ
Теофиль фр. Theophile главный герой. Миракля о Теофиле др названия. Действо о Теофиле или. Чудо о Теофиле написанного трувером. Рютбефом около г. Т. историческое лицо.
на право сдачи кандидатского экзамена по истории философии
Схоластика (греч scholastikоs школьный) – это средневековая "школьная философия", представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для решения этих задач они использовали ряд идей античной философии, в частности, логику Аристотеля
Сто тисяч
Автор: Карпенко-Карий Іван. До хати Герасима Никодимовича Калитки, сільського багатія, завітав єврей Невідомий із комерційною справою. Його зустрічає Роман, син хазяїна, та повідомляє, що батька немає вдома. Сюди ж приходить копач Бонавентура, нікчемна людина, пустобрех, що вдає з себе вченого та освіченого. «Наче розумний, а дурний.
Искусство как эстетический феномен
ВВЕДЕНИЕ. Искусство с древности являлось одним из универсальных способов выражения духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, наряду с религией компонентов Культуры, как продукт человеческой деятельности. Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека.
Связь религии и архитектуры в культуре древней Греции
Основные философские идеи древнегреческих философов. Отрешение искусства от символизма. Развитие античного общества. Возникновение понятий чести и достоинства. Мифология греческого народа. Пропорции и золотое сечение. Связь архитектуры и философии.
Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо был последним в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи.
Франсиско Сурбаран
Франсиско Сурбаран (Zurbaran) (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27.8.1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—1628), с 1628 года — в Севилье. Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св.
Джунта Пизано
Введение 1 Имя 2 Творчество 3 Кресты Джунта. 4 Школа и последователи. Введение Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) — итальянский художник.
Луккано-пизанская школа живописи
Введение 1 Характеристика 1.1 Значение 1.2 Начало 1.3 Предпосылки возникновения. Влияние Византии 1.4 Церковное влияние 1.5 Закат 2 Примечание 4 Художники
Расписной крест
Введение 1 Характеристика 1.1 Типы крестов 2 Основные расписные кресты XIV века Список литературы Введение Расписной крест (итал. croce dipinta, англ. painted cross) — распятие, украшенное живописным изображением, жанр прикладного искусства, свойственный Италии периода готики.
Сиенская школа живописи
Введение 1 Начало 2 XIV век 2.1 Портретный жанр 3 XV век 4 XVI век 5 Художники 5.1 1200—1250 5.2 1251—1300 5.3 1301—1350 5.4 1351—1400 5.5 1401—1450 5.6 1451—1500
Берлингьеро ди Миланезе
Берлингьеро Берлингьери (итал. Berlinghiero di Milanese, известен по документам с 1228 по 1236 г.) — итальянский художник. На кресте из Лукки, хранящемся ныне в музее Вилла Гвиниджи, автор оставил надпись «BERLINGERIUS ME PINXIT», то есть «Берлингериус меня написал».
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Т. Костюшко и польское восстание
Краткая биография Тадеуша Костюшко (1746–1817), описание его жизни в Северной Америке. Предпосылки начала восстания в Речи Посполитой, направленного против ее разделения, характеристика боевых действий и их подавления, а также роль в нем Т. Костюшко.
Хассе, Иоганн Адольф
План Введение 1 Биография 2 Творческое наследие 3 Оратории 4 Церковная музыка 5 Оперы, интермеццо 6 Инструментальная музыка Введение Иоганн Адольф Хассе (нем. Johann Adolph Hasse, крещён 25 марта 1699, Бергедорф, близ Гамбурга — 16 декабря 1783, Венеция) — немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма.
Великие математики
Блез Паскаль (1623-1662) Блез Паскаль был сыном Этьена Паскаля, корреспон- дента Мерсенна. Блез быстро развивался под присмотром своего отца, и уже в шестнадцатилетнем возрасте он открыл
Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский автор многих богословских трудов, ставших основой догматического учения римско-католической Церкви, в частности, его перу принадлежит речь, доказывающая необходимость исправления Никео-Цареградского Символа веры.