Г. П. Чистяков
В иудаизме
и христианстве
– собрание книг, составляющих Священное Писание (греч. Biblia – книги).
В традиции иудаизма Библия называется Танах. Это слово образовано из начальных букв трех частей, составляющих Священное Писание: Тора (Закон), Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания, или Агиографы). Танах включает 50 книг, написанных на древнееврейском языке в период с XIII-XII вв. по II в. до н.э. Тора, или Пятикнижие, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Невиим включает в себя книги Ранних Пророков – Иисус Навин, Судьи, 1-я и 2-я Самуила, 1-я и 2-я Царств (в Синодальном переводе последние четыре книги носят название 1–4 Царств), и Поздних Пророков – Исаия, Иеремия, Иезекииль, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Ктувим включает в себя духовную поэзию (Псалмы и Плач Иеремии), любовную поэзию (Песнь Песней), книги Премудрости (Притчи, Иов и Екклесиаст), исторические книги (Руфь, 1-я и 2-я Паралипоменон, Есфирь, ездра и Неемия) и произведение апокалиптического жанра – книгу Даниила.
Канонизация книг Священного писания (признание и закрепление состава входящих в него книг) проходила в течение нескольких веков. Тора приобрела свой канонический вид в V в. до н. э., корпус пророческих книг сформировался к началу II в. до н. э. Состав агиографов был утвержден на собрании законоучителей в Явне в I в. н.э. Греческий перевод книг, входящих в состав Танаха (Септуагинта), был завершен к 100 г. до н.э.
Традиционный иудаизм рассматривает все книги библейского канона как священные и боговдохновенные, но Торе (Пятикнижию) все же приписывается исключительный статус: согласно ортодоксальному иудаизму, сам Бог открыл ее пророку Моисею на горе Синай. Каждое слово Торы считается истинным, хотя оно и может интерпретироваться различным образом. Современные методы библейской критики отвергаются ортодоксальным иудаизмом на том основании, что Тора священна и неприкосновенна. Однако неортодоксальные течения иудаизма – консервативный, реконструктивистский и реформистский – отвергают данную точку зрения и признают Пятикнижие Моисеево боговдохновенным, но все же написанным людьми.
В христианской традиции Библию составляют 50 книг иудейского канона, которые получили название Ветхий завет и являются ее первой частью, а также 27 книг, называемых Новым Заветом. В Новый Завет входят четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), Деяния апостолов, 21 Послание (Послание Иакова, 2 Послания Петра, 3 Послания Иоанна, Послание Иуды и 14 Посланий Павла) и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис
).
Написанию книг Нового Завета предшествовала длительная устная традиция. Записывая и обрабатывая устные рассказы, христиане приписывали их наиболее почитаемым ученикам Иисуса Христа или ученикам его учеников. За исключением нескольких подлинных Посланий Павла, книги Нового Завета написаны не теми лицами, которым их приписывает традиция. К наиболее ранним книгам Нового Завета относится Евангелие от Марка, написанное в Риме около 65 г. н.э., отдельные Послания Павла и Откровение Иоанна Богослова, созданное в 68–69 гг. н.э. К концу I в. н.э. относится создание остальных Евангелий, а на рубеже I-II вв. было написано большинство Посланий и Деяния Апостолов. Тексты книг Нового Завета написаны на греческом языке и известны в нескольких рукописных редакциях.
К концу IV в. канон христианской Библии уже окончательно сформировался и состав входящих в него книг был утвержден в 363 г. на Лаодикейском Соборе. В это же время были осуществлены переводы Библии и на другие языки, из которых наибольшую известность приобрела латинская Вульгата (404 г.).
Славянский перевод Библии впервые был осуществлен святыми Кириллом и Мефодием с греческого перевода (Септуагинты) в IX веке. Перевод книг Ветхого и Нового Завета на русский язык (современное синодальное издание) был завершен и опубликован в 1875 году.
***
Библия (греч. Biblia — книги), или Священное Писание — книга, включающая в себя написанные на др.-евр. языке книги иудейского канона, называемые христианами (вместе с несколькими т.н. книгами второго канона, дошедшими только в пер. на греч. или написанными по-греч.) Ветхим Заветом, и Новый Завет, состоящий из Евангелий, Деяний и Посланий апостолов (Петра, Иоанна, Иакова, Иуды и Павла) и Апокалипсиса.
Текст Ветхого Завета, который складывался в течение не менее чем тысячи лет и был завершен приблизительно во 2 в. до н.э., отличает разнообразие жанров и стиля, но в то же время особенное внутреннее единство, которое в изданиях Священного Писания традиционно выявляется путем указания параллельных мест. Практически все существенное в Б. повторяется два раза или более. При том, что Писание отличает строгий монотеизм, здесь отсутствует какое бы то ни было систематическое учение о Боге, но в поэтических формулах даются отдельные фрагменты того, что традиция называет библейским откровением.
Бог не дает человеку познать себя, но сам является ему и открывает свою волю. Главная тема всей Б. — Berit (др.-евр.), т.е. договор, или союз (традиционный перевод «завет» не вполне точен в новых переводах на англ. или фр. языки в этом случае обычно употребляется слово alliance), который заключает Бог как с отдельным человеком, так и со своим (богоизбранным) народом в целом. При этом, выделяя один народ из числа остальных, остающихся идолопоклонниками, Б. пронизывается мыслью о внутреннем единстве человечества. Так, генеалогия каждого из живущих на Земле людей возводится к Адаму, т.е. к одной супружеской паре и, следовательно, к общему корню, а обращаясь к Аврааму, Бог говорит о том, что «благословятся в нем все народы земли» (Быт 18,18). Заложенная в Ветхом Завете идея всемирности библейского союза Бога с его народом реализуется в Новом Завете. Иисус прямо говорит о том, что Царство Небесное уготовано тем, кто придет с востока и запада, т.е. язычникам.
Др. тема, проходящая через Б. красной нитью, связана с тем, что Бог призывает человека к верности и являет ему свою верность. В то же время необходимо иметь в виду, что библейская этика основана не на абстрактной этической норме, но на личных отношениях Бога и человека. Как Декалог, или Десятисловие (десять заповедей), так и остальные тексты этического содержания прямо обращены к адресату, с которым Бог говорит на «ты», им присущ характер императива, или призыва, адресованного конкретному человеку, к которому Бог обращается через библейский текст: «Почитай отца и мать... не убивай, не прелюбодействуй» и т.п. Т.о., само чтение Писания для верующего становится своего рода богоявлением, сопоставимым с явлением Бога Моисею в неопалимой купине. Этика Нового Завета не носит черты простого призыва, а зачастую ориентирует человека на недостижимый, но четко определяющий направление его духовного пути идеал. Так, в Нагорной проповеди Иисус, призывая людей к миру друг с другом и к полному отказу от всякого гнева в любой его форме, говорит: «Всякий гневающийся на брата своего подлежит суду» (Мф 5, 22). Средневековому читателю этот призыв казался настолько нереальным, что в греч. рукописях 7—8 вв. в него было добавлено слово «напрасно», превратившее парадоксальную заповедь Иисуса в простой запрет гневаться напрасно. Множество библейских текстов ориентируют читателя не на внешнее благочестие, но на внутреннюю связь человека с Богом. Эта одна из основных тем книги пророка Исайи из Ветхого Завета переходит в Новый Завет, где становится одним из главных его тезисов. Вся этика Нового Завета (как и последних по времени написания книг Ветхого Завета) базируется на эсхатологическом характере учения Иисуса и его ближайших учеников. Именно с напряженным ожиданием конца истории связано то место, которое Новый Завет отводит личной ответственности каждого за свои действия.
Эксплицитно учение о Боге как о Троице в Б. не сформулировано, однако Бога Иисус постоянно называет Отцом, а сам именуется «единородным» и «возлюбленным» Сыном Божиим, а у апостола Павла говорится, что он есть «образ Бога невидимого», в котором «полнота Божества пребывает телесно» (Кол 1,15
2,9). Пневматология Нового Завета основывается гл. обр. на Евангелии от Иоанна, где сам Иисус говорит о Духе Святом: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14,16). Все христианское богословие, как святоотеческое, так и позднейшего времени, как бы далеко оно порой ни уходило от Писания, по своей сути представляет собой только комментарий к библейскому тексту (у православных, католиков и др. — на основе той устной памяти церкви, которая именуется Священным Преданием, у протестантов — на базе одного только текста Писания).
Другие работы по теме:
Философские идеи Ветхого и Нового Заветов
Библия представляет собой произведение весьма богатое философскими идеями. Некоторые из них имели важное значение для последующей истории философской мысли, поэтому хотя бы вкратце необходимо на них остановиться.
Успешная молитва
Животворящая сила молитвы. Молитва как движущая сила в жизни каждого христианина. Вера как непоколебимая уверенность в Боге, которая строится на абсолютном доверии целостности его слова. Тайны успешной молитвы. Человек, которого будет использовать Бог.
Библия как культурно-исторический памятник
Изучение композиции ("Закон", "Пророки", "Писание", Евангелие от Матфея, Марка, Иоанна, Апокалипсис), периодизации (Ветхий завет - ХІІІ-ХІІ вв. до н.э., Новый - І-ІІ вв. н.э.), языка написания Библии, определение ее культурно-исторического значения.
Библия
Религия евреев-иудаизм-одна из немногих национальных религий древнего мира.В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, т.к. вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама - двух крупнейших современных мировых религий. Иудаизм называют также религией Моисея,Моисеевым законом по имени легендарного законодателя евреев.Огромно количество посвященных ей сочинений.Для верующих евреев и христиан,особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев -Библия остается отнюдь не историческим источником,а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом,книгой,написанной по вдохновению святого духа.
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Религии мира - Христианство
Доклад РЕЛИГИИ МИРА ХРИСТИАНСТВО 16.04.04 Гарнык Виктор 8 «Д» Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
Теология против порнографии
Библия осуждает дела, которые являются результатом порнографии. Это эксгибиционизм (Быт. 9:21-23), прелюбодеяние (Лев. 18:20), скотоложство (Лев. 18:23), гомосексуализм (Лев. 18:22, 20:13), кровосмешение (Лев. 18:6-18).
Мировые религии
Численность приверженцев. Районы распространения. Священные книги. Основные положения.
Разное - Ветхий завет памятник древнееврейской культуры
Библия это древний сборник различных по форме и содержанию религиозных и светских произведений которые были написаны с XII века до нашей эры по II век нашей эры то есть почти полторы тысячи лет назад. Библия это святая книга христиан.
Разное - Библия выдающийся памятник мировой литературы
Библия это религиозный и литературный памятник. Она известна всему человечеству переведена на языков мира. Библию называют по разному. Священным Писанием Словом Божьим Книгой книг. Книгой спасения но самое распространенное название.
Родная речь
Сочинение-рассуждение Сначала было Слово… Так начинается книга книг - Библия. Именно в слове берет все свое начало. Сегодня мы не придаем слову такого большого значения, как в древности. Человек мало обеспокоен тем, как он говорит. Ему важнее то, что он говорит. Важно передать в слове больше информации.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие
В наше нелегкое время люди стали все чаще обращаться к Богу. Истинная Вера помогает человеку найти свой правильный путь в жизни и не ошибиться. В трудные минуты молитва, обращенная к Богу, утешает, дает душевные силы и надежду на лучшее. Для многих Библия становится настольной книгой. Слово Божие помогает нам жить, Вера влияет на наши судьбы, исцеляя и наставляя.
Роль Библии в духовной жизни народа
Что такое Библия? Это величайшая книга в истории человечества, которая вобрала народную мудрость, воплотила моральные основы человеческой жизни. Эта книга не просто явление культуры, она - основа духовного бытия мира, именно в Библии - книге всех книг - можем найти пути решения таких проблем: жизнь и смерть, судьба и душа человека, добро и зло...
Моя встреча с Библией
Автор: Сочинения на свободную тему Девятьсот восемьдесят восьмой год формально считается датой, когда на Русь пришло христианство. За почти тысячу лет наше государство и наш народ уже «сам собой» ассоциируется именно с христианством, когда дело касается религии, и даже после семидесятилетнего «заточения» христианства мы неизменно ходим в церкви и крестим своих детей при рождении.
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя.
Библия
Библия — по-гречески "книги" (форма множественного числа). Действительно, это собрание книг, записанных в разное время на древнееврейском, арамейском, греческом языках, но составивших единую книгу. Эта книга бытует в течении девятнадцати веков.
1751 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1751 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю.
Письмо доктору Лоре
(англ. Letter to Dr. Laura) — открытое письмо к популярной американской радиоведущей и психологу Лоре Шлессингер (англ.), опубликованное в Интернете неизвестным автором в 2000 году. Поводом послужило заявление Шлессингер, что она, как ортодоксальная иудейка, считает гомосексуальность «мерзостью», сославшись при этом на Ветхий Завет (Левит 18:22).
Обезьяний процесс
Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса (1925), более известное как Обезьяний процесс (англ. monkey trial), — судебный процесс над школьным учителем Джоном Скоупсом (1900—1970), который был обвинён в нарушении антидарвинистского «акта Батлера».
Колокол Свободы
Колокол Свободы — колокол, находящийся в Филадельфии, США, и являющийся главным символом американской истории борьбы за независимость от Великобритании. Звон колокола созвал жителей Филадельфии на оглашение Декларации независимости Вторым континентальным конгрессом 8 июля 1776 года.
Секуляризация социология
Введение 1 Секуляризация общества 1.1 Процесс секуляризации общества по странам 2 Государственная религия Список литературы Введение Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Вавилонская башня 2
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат."И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя".Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались в Юго-Западной Азии, потомки Хама направились к югу и поселились в южной части Азии и в Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.Недостроенный город был назван Вавилоном, что, какутверждает Библия, означает
Великое пробуждение
Великое пробуждение (англ. Great Awakening) — религиозное движение, охватившее Новую Англию во 2-й четверти XVIII века. В континентальной Европе ему соответствует квиетизм, на Британских островах — евангелизм и методизм.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Вестминстерское исповедание
План Введение 1 История 2 План Введение 2.1 Место Библии и учение о Боге 2.2 Учение о человеке 2.3 Учение о церкви 3 Значение Введение Библия Ветхий Завет · Новый Завет
Двойное убийство и самоубийство Криса Бенуа
Смерть Криса Бенуа — эпизод, в котором скандально замешана всемирная свободная онлайн-энциклопедия — Википедия, точнее её англоязычный раздел. 25 июня 2007 года, около 14 часов 30 минут, профессиональный рестлер Крис Бенуа, его жена Нэнси, а также их семилетний сын Даниель обнаружены мёртвыми в их собственном доме в городе Файеттвилль, штат Джорджия.
Тест по правоведению
Общая теория права и государства 1. Какая теория происхождения государства связана с разрастанием семьи? А)марксистская; Б) договорная; В) патриархальная.
Происхождение человека 9
Жизнь с каждым днем доказывает, что в этом мире нет случайностей. Теория вероятности существует, но множество событий жизни происходят так, что становится очевидно, что есть кто-то "главнее" . Известно, что Библия писалась людьми, учениками Бога. Однако я не отрицаю, что, возможно, она писалась с Божьей помощью.
Франциск Скорина
Скорина (Франциск [Георгий]) - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье.