И. Тронский
Теренций (полное имя — Публий Теренций Афр. Р. ок. 190 — ум. в 159 до н. э.) — римский комедиограф. Рожденный в Карфагене, Т. был привезен в Рим, где был рабом сенатора Теренция; отпущенный на волю, он получил родовое имя своего патрона, написал шесть комедий, которые были поставлены в 166—160 (до н. э.). Теренций был близок к кружку Сципионов, являясь одним из литературных пропагандистов идей этого кружка. Литературные противники Т. высказывали даже подозрение, что он подставное лицо, под именем которого молодые аристократы ставили свои произведения на сцене; Т. не очень энергично защищался от этого подозрения, льстившего его покровителям, но авторитетные античные филологи не сомневались в авторстве самого Т. Комедии Т., как и его предшественников, Плавта, Цецилия и др., являются вольными переводами с греческого, но и выбор оригиналов и характер обработки свидетельствуют о стремлении повысить идеологический и художественный уровень римской комедии, не выходя все же за рамки семейно-бытовой тематики. Т. кладет в основу своих комедий пьесы Менандра, наиболее богатого идейным содержанием представителя «новой» аттической комедии, и его подражателя Аполлодора и близко придерживается оригиналов, устраняя лишь специфические моменты греческого быта.
В отличие от Плавта, Т. не стремится к непосредственным комическим эффектам; образы и ситуации его комедий часто имеют целью не рассмешить, а растрогать зрителя (нежные друзья, добрые гетеры, угнетенная жена, отец, карающий себя за суровость к сыну, и т. п.). Однако идеологическая направленность комедий Менандра, отражающая распад полиса (государства-города), не всегда оказывается приемлемой для Рима середины II в., когда «государство-город» лишь вступал в период кризиса. Так, в «Братьях», где ставится проблема снисходительного и сурового воспитания, Т. изменяет концовку Менандровой пьесы с тем, чтобы показать известную правомерность консервативной точки зрения. Принимая таким образом установку на серьезную драму, Т. придает большое значение последовательности в характеристике персонажей. Он отказывается от традиционных комедийных вольностей вроде непосредственных обращений актеров к зрителям, нарушающих сценическую иллюзию, не прибегает и к обычному в римской комедии введению музыкального элемента, сохраняет тонкую диалогическую структуру подлинника, но зато считает необходимым повысить фабульную занимательность. В этих целях он возвращается к отвергнутому в послеплавтовской комедии старому приему — «контаминации» — обогащению основного оригинала образами и ситуациями, заимствованными из другой греческой пьесы; контаминация, однако, не нарушает у него цельности действия, и без указаний самого автора и античных комментаторов, имевших возможность сравнивать пьесы Т. с их источниками, ее наличия не удалось бы установить. Наблюдается даже чуждое, в общем, античной драме стремление заинтриговать зрителя; традиционный пролог не содержит предварительного осведомления зрителя о соотношениях, не известных действующим лицам пьесы, и используется исключительно в целях литературной полемики.
Комедии Т. не пользовались большим успехом у современников. Античная критика отмечала отсутствие у него «комической силы» (Цезарь). Однако дальнейшее развитие римской комедии пошло в значительной мере по пути Т., а реторическая школа ценила его за «чистоту» языка и искусное ведение диалога. Все комедии Т. сохранились, дошло и несколько античных комментариев к ним (важнейший — Элия Доната в IV в. н. э.). О популярности Т. в начале средних веков свидетельствуют церковные драмы Хротсвиты (X в.), написанные в стиле Теренция с тем, чтобы вытеснить его из монастырского чтения.
Драматическая техника Т. служила одним из образцов для драмы эпохи абсолютизма (от новоаттической комедии Менандра сколько-нибудь значительные отрывки стали известны лишь в XX в.). Мольер использовал «Формиона» в «Проделках Скапена», «Братьев» — в «Школе жен»; на «серьезный жанр» Теренция особенно часто ссылались теоретики «слезной комедии» XVIII в. (Дидро, Лессинг и др.).
Список литературы
I. Издания Umpfenbach, B., 1870
C. Dziatzko, Lpz., 1884
R. Y. Tyrrell, Oxford, б. г.
S. G. Ashmore, L., 1908
Oxford, 1910. Перевод комедий Т. на русск. яз.: «Andria» Д. Подгурского (Киев, 1874), В. Алексеева (СПБ, 1896), С. Николаева (Воронеж, 1897), «Гэавтонтиморуменос» А. Резоали (Киев, 1862), А. К. Деллен (Харьков, 1879), «Братья» М. П. П(етров)ского («Зап. Казанск. ун-та», 1873, № 2—3)
«Евнух» А. М. Фогеля (Киев, 1884), П. Черняева («Университетск. изв.» (Варшава) 1914, II, III), «Свекровь» П. Черняева (там же, 1913, V и отд.: Варшава, 1913). Полный пер. всех комедий (А. Хвостова, М. Головина и др.) был издан в СПБ, в 1773—1774 (3 тт., Texte en regard). Из др. переводов известную литературную ценность имеет только пер. «Формиона» А. Н. Сиротинина (ЖМНП, 1900, апр. — июнь
рифмованными стихами). Имеется неполный и не везде точный пер. комедии «Свекровь» — А. Н. Островского («Сборник памяти Островского», П., 1923)
Новейший пер.: Комедии, пер. А. В. Артюшкова, ред. и комм. М. М. Покровского, изд. «Academia» (М. — Л.), 1934 (все шесть комедий пер. размером подлинника).
II. Помимо общих курсов истории римской литературы см.: Thesel R., 1888
Leo F., Plautinische Forschungen, 2 Aufl., B., 1912
Legrand P. E., Daos, Lyon, 1910
Fabia R., Les prologues de Terence
Frank T., Life a. literature in the Roman republic, Cambridge, 1930
Варнеке Б. В., Римский поэт Теренций на западноевропейской сцене, «Вестн. всемирной истории», 1900, № 10, сент.
Его же, Наблюдения над древнеримской комедией. К истории типов, Казань, 1905
Его же, Екатерина вторая и римская комедия, СПБ, 1907
Черняев П., Наблюдения над Теренцием и его истолкователем Донатом, Варшава, 1910
Его же, Быт и нравы по комедиям Теренция, Варшава, 1912
Его же, Отражение «новой» комедии, преимущественно Менандра, в пьесах Теренция, Харьков, 1913.
Другие работы по теме:
Краткие сведения из истории латинского языка
Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Он называется «латинским» (Lingua Latina), так как на нем говорили латины (Latini —одно из племен древней Италии), населявшие небольшую область Лаций (Latium), расположенную в нижнем течении реки Тибр. Центром этой области в VIII в. до н. э. (в 753 г., как считают древние историки) стал город Рим (Roma поэтому жители Лация называли себя также «римляне» (Romani).
Древний Рим
1. Особенности полисной идеологии. Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило, небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни военных опасностей.
Содержание
Данилова н. В. Латинский язык в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие для студентов юридического факультета очной и заочной форм обучения
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
Литература древнего Рима
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Рим 3.Первые драматурги 4.Античная литература Рима 5.Поэзия 6.Заключение 7.Используемая литература ВВЕДЕНИЕ Любопытно взглянуть на нашу Землю за тысячелетия до нас По масштабам передвижения она огромна. Ее не обойти, не облететь, не окинуть взглядом.
Литература Древнего Рима
I. Зарождение литературы в Риме Возникновение римской поэзии и драмы в середине II в. до н.э. Ранние формы римской прозы Первые римские поэты Плавт Теренций
Комедии Плавта
Государственная Полярная Академия Кафедра русского языка и литературы Реферат на тему: КОМЕДИИ ПЛАВТА Выполнил: студент 1-го курса Филологического факультета
Римская литература
Периодизация римской литературы. Доклассический период. Фольклор. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой. Период гражданских войн. Литература периода принципата. Историография. Послеклассическая литература.
Публий Теренций Афр
Пьесы Теренция отличаются от пьес Плавта тем, что в них почти нет карнавального веселья Сатурналий, сквернословия или поношения, римской энергичности и напора. Теренций варьирует общечеловеческие и вечные гуманистические идеи Менандра.
Мифология и литература
Место мифологии в античной литературе. Сущность и классификация мифов. Сравнительная характеристика греческой космогонии и теогонии. Анализ произведений двух великих римских комедиографов - Плавта и Теренция. Особенности русского перевода "Оды" Сапфо.
Литература Италии XVIII века
Кризис итальянской культуры. Антифеодальное, просветительское движение в Италии: Чезаре Баккария, Джамбаттиста Вико. Литературное наследие Пьетро Метастазио. Театрально-зрелищный жанр - комедия дель арте. Деградация комедийного жанра, реформа Гольдони.
Традиционализм и новаторство римской литературы
Греческое влияние на становление римской культуры, особенности римского красноречия. Фольклор и его жанры: песенный фольклор, сатурналии, триумфальные песни, пословицы и поговорки. Периодизация римской литературы. Самобытность римской словесности.
Комедия Плавта "Хвастливый воин"
"Хвастливый воин" как одна из главных пьес Плавта. Пиргополиник как главный герой комедии Плавта. Общее представление о произведении, его теме и идее. Стилистические особенности и краткий сюжет комедии. Наиболее важные фрагменты текста и цитаты.
Римский театр
Истоки римского театра. Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обрядовым играм,богатым карнавальными элементами .Таков, например, праздник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна .Особенностью этого праздника было "переворачивание" привычных общественных отношений : господа на время становились "рабами", а рабы "господами".
Оценка вклада античной цивилизации в мировую культуру
План: Введение Культура Древней Греции и ее достижения Культура Древнего Рима и ее достижения Заключение Список литературы Введение Понятие «цивилизация» возникло в XVIII в. в связи с понятием «культура». Оно происходит от латинского «civilus» - гражданский, государственный, и синонимично понятию «культура» - исторически определенному уровню развития общества и человека.
История театра древней Греции, Рима и средневековья
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос,а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея",дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Римский театр
Истоки римского театра. Народная драма в республиканском Риме. Появление литературной драмы в Риме. Ливий Андроник Гней Невий. Организация театральных представлений. Архитектура римского театра актеров.
Культура Древнего Рима
Судьба культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под влиянием внешних воздействий сформировано данное государство. Различие между римской и греческой культурами изначально проявилось в различии мифологий.
II век до н. э.
Основные события 146 год до н. э. — разрушен Карфаген Расширение Римской империи Открытие Великого Шёлкового Пути Важные персоны Марк Порций Катон Старший «Цензор», римский политик, сторонник сохранения римской культуры, оставил сочинение по сельскому хозяйству и экономике «О земледелии»;
Вторая Пуническая война
Введение 1 Источники 2 Предыстория 3 Первый период войны (218—213 до н. э.) 3.1 Переход Ганнибала через Альпы 3.2 Первые победы Ганнибала 3.3 Тактика Фабия
Гражданская война в Древнем Риме 83 82 до н. э.
Введение 1 Причины войны 2 Начальный этап войны 3 Осада Пренесте 4 Битва у Коллинских ворот 5 Сдача Пренесте 6 Итоги войны Список литературы Гражданская война в Древнем Риме (83—82 до н. э.)
Домициан 2
Введение 1 Внутренняя политика 2 Внешняя политика 3 Смерть Введение Тит Фла́вий Домициа́н, чаще называемый просто Домициа́н (лат. Titus Flavius Domitianus, 24 октября 51, Рим — 18 сентября 96, Рим) — последний римский император из династии Флавиев (Imperator Caesar Domitianus Augustus или Imperator Domitianus Caesar Augustus, с 14 сентября 81 г.), младший сын Веспасиана и Флавии Домициллы, брат Тита.
Лже-Нерон
План Введение 1 Предыстория 2 Исторические и психологические предпосылки появления 3 Первый самозванец 4 Второй самозванец 5 Третий самозванец 6 О Лже-Нероне в христианской традиции
Античная литература 2
План Введение 1 Общие сведения 2 Эстетика античной литературы 2.1 Мифологичность 2.2 Публичность 2.3 Музыкальность 2.4 Стихотворная форма 2.5 Традиционность
Культура Древнего Рима в период республики
Превращение Рима в республику оказало влияние на идеологическую жизнь римского общества. Влияние греческой культуры содействовало распространению образованности в верхних слоях общества и росту культуры. Право, риторика и поэзия Древнего Рима.
Национальные лингвистические традиции Древнего Рима
Национальные лингвистические традиции — « способы представления знаний о языке, сформировавшиеся в пределах тех или иных цивилизаций <…> Отдельные национальные лингвистические традиции представляют собой первый этап развития науки о языке. На этом этапе еще не существовало единой мировой науки, и изучение языков происходило изолированно в рамках отдельных цивилизаций (что, однако, отнюдь не исключало возможных влияний одних традиций на другие), причем в большинстве случаев такое изучение было непосредственно обусловлено решением тех или иных практических задач и не отделялось от них» [1].
Языкознание древней Греции и Рима
Лингвофилософская и грамматическая мысль в древней Греции, философия языка и языкознание в древнем Риме. На Востоке Европы интерес к достижениям западной логической и грамматической мысли появился в период восточноевропейского Предвозрождения.
Тит Макций Плавт
В своей творческой практике Плавт широко опирался на греческую бытовую комедию IV—III вв. до нашей эры — комедии Филимона, Дифила, Демофила, реже Менандра (см. «Комедия»), — приспособляя ее к римской сцене.