Ш. Гордон
Бялик Хаим Нахман (1873—) — крупнейший представитель современной гебраистской (на древнееврейском языке) литературы. Р. на Волыни в семье бедного корчмаря. Б. вступил на литературное поприще в 90-х гг., когда определился процесс социальной дифференциации еврейства. Одновременно с зарождением еврейского рабочего движения буржуазный политический сионизм приходил на смену палестинофильству и «духовному сионизму». Бялик связал свою лит-ую судьбу с ростом буржуазной сионистской идеологии, развивавшейся под лозунгом нерушимого единства еврейского народа. Это наложило на произведения Б. печать одностороннего косного национализма. В своей поэзии Бялик звал в синагогу, хотя большей частью потрясал основы «еговизма», патетически боролся против наивно-персонифицированного Еговы. По выражению И. М. Нусинова, «все творчество Бялика по существу является ярким, насыщенным глубокой скорбью, бунтом еврейского мещанства против своего исторического бессилия». Примитивное богоборчество поэта лишено философской значимости, а призыв в синагогу — в сущности — утверждение фетишизированной поэтом «священной книги». Тяготение Бялика к синагоге — стремление к философски прокламированной им в одной из своих статей «галахе» (законности, разуму, активному реализму в еврейской культуре (см. «Агада»)), которая в его поэзии потеряла свой реализм, свою активность и превратилась лишь в консервативно-охранительное, пассивно-романтическое начало. Но если в своей лирике Б. страшился эмоционально-динамической стихии в еврейской культуре, ее «взрывчатых веществ», которые являются угрозой национализму, то в своей прозе он приблизился к иным настроениям. В рассказе «За оградой» Бялик изображает любовь еврейского мальчика Ноя и крестьянской девочки Маринки; он вскрывает и подчеркивает глубокую естественность подобной любви, — естественность тяготения людей разных национальностей друг к другу. В другом рассказе он дает яркие картины сближения в соответствующих бытовых условиях евреев и «не-евреев» (Петька, Явдуха). Вся проза Б. полна глубоких жизненных инстинктов, нарастающей эмоциональной стихии, подтачивающей замкнутость нации, и категорически отрицает консервативную романтику национализма, нашедшую свое яркое выражение в его поэзии. Пассивно-романтической оказалась прокламированная поэтом «активная», «реалистическая» «галаха», и исполненной творческого активного реализма стала якобы пассивная, эмоциональная стихия — «агада» . Изображая «последнего» корчмаря, вытесняемого полицейским режимом из деревни, Б. одновременно выявлял углублявшиеся социальные противоречия еврейства: в образе «Арье-Бал’агуф» (Арье кулак) он создал тип нарождающейся кулацкой буржуазии, терроризировавшей мелкую буржуазию, которая все же уживалась с первой на началах шаткого компромисса. В своей поэзии Б. воспринимал еврейскую нацию как неделимо целостный коллектив, скованный библейскими традициями; в своей художественной прозе он остро ощущал социальную дифференциацию еврейства. Это противоречие все более и более углублялось. Он долго колебался между романтическими и реалистическими элементами, неизменно подменяя их, и эти колебания достаточно выявляли неустойчивую классовую природу его творчества. В результате — романтическая поэзия Б. заглушила его реалистическую прозу, от которой он все более и более отдалялся. Б. — преимущественно поэт, и как таковой замкнулся в свою романтику консервативного национализма, которая по существу базируется на буржуазных позициях, завуалированных идеей национального единства.
Основные темы в поэзии Бялика: национальная катастрофа — погромы, бытовая сатира, проблема исторической судьбы еврейского народа, космическая лирика на национальном фоне и национальная лирика на космическом фоне. Б. «реставрировал» пророческий стиль, но в поэтических произведениях, связанных с бытом, эта «реставрация» потерпела полное крушение. В этом отношении особенно характерно прославившее Б. «Сказание о погроме», отклик на кишиневский погром 1903. Б. дал жуткую картину погрома, жалкой беспомощности евреев, избиваемых хулиганами. Но в поэме нет никакой социальной перспективы, и вся мощь библейского слова направлена не на вскрытие сущности национальной трагедии, а на бичевание жертв, бессильных оказать сопротивление громилам. Б. «пророчески» проклинает забитых лавочников, не пожелавших стать «маккавеями». Этот «пророческий» стиль здесь не оправдан, он получил неверное применение. У пророков ненависть к обреченным граничит с сильной, сокровенной любовью, у Б. — ненависть на грани истерии: моментами поэт точно юродивый бьется в бессильной ярости и презрении к жертвам. Пророки выражали веру в будущее всего человечества, Б. не видит никакого выхода из положения. Поэт обобщил кишиневский эпизод в трагедию национального бессилия, не узрел медленно вскрывавшихся революционных потенций, не почувствовал нарастания еврейского рабочего движения, новой социальной силы, шедшей навстречу русской революции. В 1905 социально созревшая еврейская рабочая масса героически реагировала на волну погромов, организовала самооборону и самоотверженно отбивала не только громил, но в некоторых случаях и царские «роты». Вот этот героизм еврейских трудящихся Б. обошел полным молчанием, он не ощутил человеческого и национального достоинства еврейской массы в периоды ее сознательных социально-политических устремлений. Ближайшие годы после кишиневского погрома, годы революции, опровергли и разоблачили «пророческий» стиль Бялика, доказали его полную несостоятельность.
Художественной высоты Б. достигает в своих образах «вечной пустыни» и воспоминаниях детства. С образами «пустыни» связана у Б. проблема об исторических судьбах еврейского народа: «Мертвецы пустыни» не воскресли в творчестве Б.
Чем дальше, тем более суживался национальный кругозор Б., и национализм его срастался с безвыходным пессимизмом. Он остается крайним пессимистом и метафизиком, представляющим бытие еврейства лишь как статику, провидящим в мучительной безнадежности «голод о Мессии», голод и жажду, никем и ничем не утоляемые. И если у Б. есть какой-либо выход из национальной трагедии, то это только «дедовская книга», обращенная им в религию без веры, религию, которую должно бесконечно изучать, когда вера иссякла; она бальзамирована поэтом, превращена в мумию, покоится надгробным памятником «Мертвецам пустыни»...
Б. — крупный поэт с мощной языковой стихией, сложными ритмами и инструментовкой библейской речи, творчески ее преобразивший. К недостаткам его стиля следует отнести: некоторую превыспренность в форме риторических вопросов, слишком частое употребление канонизированных библейских понятий и образов, как «святость», «ангел» и др. Это зачастую придает его стилю оттенки риторического гиперболизма. На русский яз. Б. переводили: К. Бархин, В. Я. Брюсов, Д. Выгодский, Вл. Жаботинский, Вяч. Иванов, Л. Яффе, Ф. Сологуб, В. Ходасевич.
Список литературы
Х. Н. Бялик, Песни и поэмы, перев. Вл. Жаботинского, СПБ., 1914
Сборн. рассказов Бялика издан в Москве в 1918, в изд. «Сафрут»
см. Reisen Z., Lexikon fun der jidischen Literatur, Presse und Filologie, т. I, Вильно, 1926.
Другие работы по теме:
Материализм или идеализм?
Современный уровень научных знаний позволяет предложить простое, 5-и ходовое, логическое, аргументированное, научно правомерное решение проблемы противоречия между материалистическим и идеалистическим мировоззрениями.
О науке и религии, материализме и идеализме
Целенаправленность развития Вселенной свидетельствует о существовании абсолютного, бесконечного Источника информации, предопределившей развитие Мира. Этот Источник именуется в иудаизме бесконечным Богом, не имеющим изображения.
Еврейское средневековье: Шломо Ибн-Гвироль
После Саадьи еврейская философия развивалась в основном в Испании, где сложилась на тот момент крайне благоприятная интеллектуальная атмосфера. Первым выдающимся философом среди испанских евреев был Шломо Ибн-Гвироль.
Есть ли Бог?
Вопрос о существовании Бога это уже не столько вопрос веры, интуитивного мышления людей, сколько вопрос логики, научного мышления, уровня обобщения и анализа научных знаний о развитии нашего Мира.
Израиль и народы мира
Отношение иудаизма к расизму. Избранность евреев. Обязанности, вытекающие из миссии еврейского народа.
Кто есть хасид?
Но кто подразумевается при этом, кто эти люди, за которых мы молимся? Вопрос этот требует четкого ответа, ибо с некоторого времени термин „хасид" приобрел неоднозначный смысл.
Агада
Агада (Аггада), часть раввинистической литературы, в основном Талмуда. Слово происходит от еврейского глагола «aггед» («рассказывать»).
Каббала
Каббала (древнеевр. «предание»; от «каббель» – «принимать»), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками.
Еврейская музыка
Многочисленные свидетельства, приводимые в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), позволяют сделать вывод, что в древности у евреев исполнялась музыка разных жанров, с использованием различных музыкальных инструментов.
Библейские мотивы в лирике И.А.Бунина
“Жизнь моя — трепетное и радостное причастие вечному и временному, близкому и далёкому”, — писал И.А.Бунин. И, конечно, в своём творчестве писатель не мог пройти мимо Вечной Книги, ставшей для него источником глубоких мыслей и переживаний.
Еврейская литература на иврите
Еврейская литература на иврите восходит к еврейской Библии и имеет за собой многие века непрерывного развития, вплоть до литературы современного Израиля.
Амедео Модильяни
Выдающийся итальянский живописец и скульптор. Родился 12 июля 1884 в Ливорно. После обучения в школе живописи в Ливорно у Г.Микели, в 1902 Модильяни поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже – в Академию в Венеции.
Расчет широкополосного усилителя мощности
Расчет входного каскада широкополосного усилителя. Расчет нижней и верхней граничной частоты. Распределение частотных искажений. Схема регулировки усиления. Расчет параметров обратной связи. Топология элементов широкополосного усилителя мощности.
По стопам еврейских работорговцев
Когда-то евреи составляли более половины белого населения Кюрасао. Здесь действовала первая в Новом Свете синагога, еврейская община острова считалась «родительницей» всех еврейских общин Америки.
Иудейские государства
Введение 1 Аравия 1.1 Первый царь-гер 1.2 Закат 1.3 След в истории 2 Северная Африка 3 Хазарский каганат 4 Адиабена 5 Неподтверждённые или вымышленные иудейские государства
Ткаченко, Павел Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Интересные факты 3 Памятники и памятные места 4 Источники Введение Па́вел Дми́триевич Ткаче́нко (настоящее имя — Я́ков Я́ковлевич Анти́пов; 7 апреля 1901, станица Новосавицкая Херсонской губернии — 5 сентября 1926, Кишинёв) — активный деятель подпольного рабочего движения в Бессарабии в составе Румынии.
Герштейн, Хаим Срулевич
Хаим Срулевич Герштейн (партийный псевдоним Типограф; 1903, Кишинёв Бессарабской губернии — 1963, Москва) — участник коммунистического подполья в Бессарабии, советский партийный деятель. Секретарь Временного обкома Коммунистической организации Бессарабии с декабря 1922 года, в 1937—1938 годах — секретарь Бессарабского обкома Коммунистической партии Румынии.
Клугер, Шимон
Введение 1 Детство 2 Во время Второй мировой войны 3 Освобождение и эмиграция 4 Возвращение в Освенцим 5 Дом Шимона Клугера Список литературы Введение Ши́мон Клу́гер (польск. Szymon Kluger) (19 января 1925 года, Освенцим, Польша — 26 мая, 2000 года, Освенцим) — последний еврейский житель города Освенцим.
Белая книга Пассфилда
— вторая из шести Белых книг, выпущенная в 1930 году министром по делам колоний лордом Пассфилдом. История создания После третьего палестинского восстания 1929 года и на основании последующих за ним выводов комиссий Уолтера Шоу и Джона Хоупа Симпсона, британское правительство Рамси Макдональда предоставило на утверждение парламента документ, касающийся насущных проблем в подмандатной Палестине.
Шломо Клугер
Содержание 1 Биография 2 Религиозное творчество 3 События, связанные с рабби Шломо 3.1 Похороны во время эпидемии холеры 3.2 История с резником 3.3 Запрет машинной мацы
Еврейские погромы в России
Введение 1 До XIX века 2 Погромы 1821—1904 годов 3 Погромы 1905—1907 годов 4 Историки о погромах до революции 5 Погромы в 1916—1922 годах 6 В СССР Список литературы
Майкл Голд
(также Майк Голд , англ. Michael Gold; настоящие имя и фамилия Ицик (Ицхок, Айзек) Гранич ; 12 апреля 1894, Нью-Йорк — 14 мая 1967, Терра Инда, Калифорния) — американский писатель, критик и журналист.
Вебер, Карл Мария фон
Введение 1 Биография 2 Сочинения 2.1 Оперы 3 Библиография Введение Карл Мария Фридрих Август (Эрнст) фон Вебер (нем. Carl Maria von Weber; 18 или 19 ноября 1786, Ойтин — 5 июня 1826, Лондон) — барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.
Сыны свободы Американская революция
Сыны свободы (англ. Sons of Liberty) — революционная американская организация, боровшаяся за самоопределение североамериканских колоний. Основана в 1765 году Сэмюэлем Адамсом. Одной из акций «Сынов свободы» стало Бостонское чаепитие.
Виленский гаон
План Введение 1 Биография 2 Философская концепция 3 Общественное влияние 4 Ученики 5 Книги 6 Память Список литературы Введение Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Евреи в Бразилии
План Введение 1 История евреев в Бразилии в 16-18 веках 2 Еврейская иммиграция в 19 веке 3 Современная еврейская община в Бразилии Список литературы Введение
Иерусалим сегодня
Статус Иерусалима как столицы государства и, одновременно, духовного центра трех религий, этническое разнообразие его населения, обилие исторических и архитектурных памятников прошлых столетий - все это наложило свой отпечаток на современный облик города.
Институт президентства в Израиле
Пост Президента страны в государственно–политическом механизме Израиля. Преемственность еврейской государственности на Ближнем Востоке с древнейших времен до наших дней. Новый этап в конституционном развитии, деятельность первых президентов страны.
Государство Израиль
Государственное устройство. Герб. Флаг. Гимн. Столица. Географическое положение.
Давид Бергельсон
Бергельсон Давид (1884–) — еврейский писатель, беллетрист. Глава еврейского импрессионизма и зачинатель так наз. киевского периода в еврейской литературе. до этого центрами еврейской литературы были Варшава и Вильно.