Г.П. Давидюк
Эмиль Дюркгейм (Durkheim) (1858–1917) – французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896–1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции.
Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924) и др.
Продолжая традиции Конта, Д. испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 ст., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Д. отстаивал специфичность объекта социологии – социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой».
Д., являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплоченности», «функционального анализа», «разделения труда», «самоубийства», «социологии религии» и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Д., основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки – объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление – «принудительная сила».
Д. подразделял социальные факты на: а) морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.), и – б) духовные, нематериальные факты («коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное или общее сознание).
Д. исследовал главным образом роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теоретико-методологическую основу всей концепции Д. составляет социологизм (одна из разновидностей социального реализма). Опираясь на этот принцип, Д. наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом.
По Д., человек есть существо двойственное. В нем – два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность, и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка – общества. Без общества, по Д., не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Согласно принципу «социологизма», Д. требовал объяснять «социальное социальным», что вело к недооценке других факторов в жизни общества.
Вторым теоретико-методологическим принципом учения Д. является «социальная сплоченность». Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс.
Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников. Различаются два его варианта: 1) механический и 2) органический. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей. Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности. Последнюю Д. рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность.
В современных условиях для развития солидарности, по Д., необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе. Весьма существенное значение в развитии общества Д. придавал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия – естественный продукт развития общества.
Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Д. убедительно доказал, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов – общество, а главные социальные функции религии – воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Д. подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении «позитивной солидарности», «гуманного права». В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не «божественной», а «социальной».
Наибольшую популярность во всем мире принесла Д. его книга «Самоубийство». Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Д. доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей. Он выделил три типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой; 2) альтруистическое самоубийство, вызываемое существующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата «во имя Родины», самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.); 3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.). Опираясь на огромный фактический материал, Д. доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных.
Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Д., используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы. Созданная им социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: «время», «пространство», «структура», «функция», «общественные классы», «историческая мысль», «общественные противоречия», «коллективные представления» и др. Д. полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. «Истинно-человеческая мысль, – писал Д., – не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это – идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем».
Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Д. не отрицал их объективное содержание. «Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности». Д. оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. Основанная Д. школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала идеи Д. даже во время Первой и Второй мировых войн. Каждый из учеников Д. (С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Д. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социологическую теорию Д. от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистенциалистов.
Другие работы по теме:
Эмиль Дюркгейм
Социолог, чей неоценимый и гениальный ум привел к созданию новой науки - социологии.
Эмиль Дюркгейм
Учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Социальное здоровье. Анализ Дюркгеймом проблемы коллективности.
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3 Теория аномии Эмиля Дюркгейма...................................................................5
Основные положения социологии Э.Дюркгейма
-Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
Французская социологическая школа
Дюркгейм как основоположник французской социологической школы, объединенной вокруг журнала "L'Annee Sociologique". Биографии, основные сочинения и публикации основных представителей. Обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов.
Основи соціології
Місце соціології у системі суспільних наук. Характеристика функцій соціології, її завдань, рівнів. Поняття та об`єкт соціологічного пізнання. Основні види самогубств за теорією Дюркгейма. Компонент релігійної відповідальності протестанта за М.Вебером.
Пуль, Эмиль
Введение 1 Биография Список литературы Введение Эмиль Пуль (нем. Emil Puhl), полное имя: Эмиль Йохан Рудольф Пуль (28 августа 1889 года, Берлин — 1962 год), государственный деятель Третьего рейха, директор и вице-президент Имперского банка, статс-секретарь Имперского правительства (11 февраля 1939 года — 8 мая 1945 года).
Рутенберг, Чарльз Эмиль
Чарльз Эмиль Рутенберг (англ. Charles Emil Ruthenberg, 9 июля 1882 — 2 марта 1927) — деятель американского и международного рабочего и коммунистического движения.
Adolescent Suicide Essay Research Paper The idea
Adolescent Suicide Essay, Research Paper The idea of youth committing suicide mystifies our societal logic. We do not understand the reasons why youth -normally associated with energy, determination and possibilities- turn to such a final act as a solution. Suicide eventually enters all of our lives, either directly or indirectly.
Sociology Essay Research Paper Sociology 210 Exam
Sociology Essay, Research Paper Sociology 210 Exam #2 (Essay #4) When sociologists think of the postmodern society, shopping malls are most likely the first thing to come to mind. It can be easily argued that “shopping malls are the cathedrals of postmodern society” Times have changed since Marx argued that who you are is what you do or since Durkheim argued that who you are depends on your religion.
Analysis Of Crime Essay Research Paper Robberies
Analysis Of Crime Essay, Research Paper Robberies, burglaries, auto thefts, and larceny are all everyday realities in our society. But why do they happen? Is this not the land of opportunity , where everyone has a chance to succeed and obtain the American dream? When you examine these crimes, and look at explanations from sociologist as to why they happen, these idealistic notions of our society do not hold up.
Functionalism Essay Research Paper Functionalism is the
Functionalism Essay, Research Paper Functionalism is the sociological theory which holds that each part of society is necessary for the functioning of the social organism. There are several elements in the functionalist paradigm which explain how society functions to maintain the social organism and keep it alive.
The Lottery Essay Research Paper Essay
The Lottery Essay, Research Paper Essay # 1: Sociological Theory “The Lottery” is a short story by Shirley Jackson that was published in 1948 and gave a good example of the definition of the term sociological theory. This theory is a set of ideas on how people behave and how institutions operate. The analysis of this short story and the of the work of Emile Durkheim shows the relationship of the two in the field of Sociology.
Functionalism Conflict Theory And Symbolic Interaction Essay
, Research Paper The functionalist thoery can be traced to a movement in the late nineteenth-century under the influences of Darwinism on the biological and social sciences. It is an attempt to understand the world, and it tests the cause and effect of sociological behavior. Some of the more famous functionalists are Charles Darwin, Emile Durkheim, and Horace Kallen.
Theories Of Criminal Deviance Essay Research Paper
AtavismThe theory of atavism, also referred to as sociobiology, was a concept developed by the criminologist Cesare Lombroso (1835 – 1909) that offers a biological explanation for criminal deviance. His theory states that criminal deviance is inherited and this inheritance is visible in the shape of the human skull.
The Sociological Imagination Essay Research Paper The
The Sociological Imagination Essay, Research Paper The human attitudes have always been a curiosity that captivated most of the great social theorists like Karl Marx, Engels and Durkheim. One of the most unhumble attitude of the humanity was Racism and stereotyping.
Anomie Egoism Suicide And Fatalism Essay Research
Paper In order to answer the question posed it is important to firstly define what is meant by the important terms, we can then analyse Durkheimґs views and the way that they have been used to explain the complex issues surrounding suicide. The Oxford Dictionary of Sociology defines anomie as ‘An absence, breakdown, confusion or conflict in the norms of a society.ґ Marshall B.
DurkheimS Anomie Essay Research Paper discusses the
Durkheim`S Anomie Essay, Research Paper discusses the social causes of suicide. His work shows how ideology contributes to stability, and he describes abnormal conditions as anomie. Durkheim states, “in normal conditions the collective order is regarded as just by the great majority of persons …[b]ut when society is disturbed by some painful crisis or by beneficent but abrupt transitions, it is momentarily incapable of exercising this influence [of limiting desires]”
Durkheim And Falling Down Essay Research Paper
Durkheim and Falling Down I am going to be reviewing the movie Falling Down while keeping Durkhiems theories in mind. I will be mainly using the concept on integrating into society and suicide.
Bla Essay Research Paper The democracy we
Bla Essay, Research Paper The democracy we have in America today is very complex. This democracy starts out with political ?parties whose main purpose is to gain control of the government by winning elections?
Durkheim Essay Research Paper Durkheim
Durkheim Essay, Research Paper Durkheim’s Theory of Ritual and Eliade On Mythology and Ritual [ send me this essay ] A 6 page paper that considers the implications of Durkheim’s perspectives on ritual as they relate to the arguments presented by Eliade as he outlines the impact of myth and the development of ritual in a social context.
Van Gennep
’s “Rites Of Passage”, Durkheim And Turner’s Theory Of Communitas Essay, Research Paper Van Gennep’s “Rites of Passage”, Durkheim and Turner’s Theory of Communitas
Power And Class In The United States
, Who Rules America Essay, Research Paper 1.On Durkheim, Why do the U.S.A have a high suicide rate use Durkheim’s two notions Egoistic and Anomie suicide?
Anomie Durkheim And Merton Essay Research Paper
Anomie: Durkheim and Merton The classical theorists Marx, Weber, Durkheim reflect on the dark side of modern life. Modernity had profoundly changed the way people lived and the way society was organized. Modernity sees the emergence of the middle class, it is a time when fewer and fewer of the privileged could relax as more and more of the disadvantaged could speak (Lemert, p.15.) In the name of progress, modernity, promising a better world (tomorrow) brings destruction destruction of the old family and small town values (Lemert, p.27.) So there is an ambiguity: the benefits of modern life are not real yet while the familiar traditional life is destroyed.
Suicide Essay Research Paper SUICIDEEmile Durkheim was
Suicide Essay, Research Paper SUICIDE Emile Durkheim was born in the eastern French province of Lorraine on April 15, 1858. He was the son of a rabbi and descended from a long line of rabbis. He decided to become a rabbi like his father. He studied Hebrew, the Old Testament, and the Talmud while going to school.
Emile Durkheim Essay Research Paper Diane LuebberingSociological
Emile Durkheim Essay, Research Paper Diane Luebbering Sociological Theory Emile Durkheim Essay Many different people, from many different backgrounds can define society in many different ways. To some it is the community they live in, to others it is the entity that shapes their lives, and yet to others, it is an exclusive club in which they’re are a member of.
Emile Durkheim Essay Research Paper Emile DurkheimThe
Emile Durkheim Essay, Research Paper Emile Durkheim The Person Emile Durkheim was the first French academic sociologist. His life was dominated throughout by his academic career, even though he was intensely and passionately involved in the affairs of French society at large. In his well-established status he differed from the men dealt with so far, and his life may seem uneventful when compared with theirs.
Sociology Of Deviance Essay Research Paper Quit
Sociology Of Deviance Essay, Research Paper Quit often in our day-to-day lives we hear the word “deviance , but never truly know the concepts behind it. It is not a complicated term although it is one with many theories behind it giving a vast variety of interpretations of just what deviance is and is not. Questions arise as to its relativity.
Durkheim On Sociology Essay Research Paper To
Durkheim On Sociology Essay, Research Paper To begin his article Durkheim is says that Sociology is in the stage of system-building because the problem is proposes is not clear-cut. What he is saying here is that Sociology is not a fully excepted science at this time because of the uncertainties that possesses.
Assess The Functionalist And M Essay Research
Paper Functionalism is a predominant perspective in which to analyse the British educational system. The functionalist sees education as a miniature society, where the individual develops a sense of commitment to the social group; it is a place to learn rules where the individual learns to conform to societies cultural norms and values.
A N Assessment Of Durkheim
’s Theory Of Suicide Essay, Research Paper Unlike most others before him who believed that influences such as inherited mental disorder are of paramount importance in causing suicide, Emile Durkheim chose to look instead at suicide purely as a social fact, rather that the act of an individual. Through analysis of government figures on suicide rates, Durkheim tried to measure and explain suicide as a social phenomena.
Durkheim Essay Research Paper Emile Durkheim Emile
Durkheim Essay, Research Paper Emile Durkheim Emile Durkheim was born in the eastern French province of Lorraine on April 15, 1858. He was the s on of a rabbi and descending from a long line of rabbis, he decided early that he would follow the family tradition and become a rabbi himself. He studied Hebrew, the Old Testament, and the Talmud, while following the regular course of in secular schools.
Is Sociology Essay Research Paper Is Sociology
Is Sociology Essay, Research Paper Is Sociology a Science? To decide whether or not sociology is a science we must first understand the terminology of the word science. Science literally means knowledge. Systematically observing and analazing a theory made. The information gathered must then be validated over a period of time and the final data then correlated.