Карпов А. Ю.
Анастас (Настас) Корсунянин (ум. после 1018), один из ближайших сподвижников князя Владимира Святославича, Крестителя Руси; предположительно, фактический руководитель Русской Церкви в годы его княжения, грек (?).
До 989 г. Анастас находился в Херсонесе (Корсуни) — центре византийских владений в Крыму. Его политическая карьера на Руси началась с предательства. Во время осады Корсуни князем Владимиром Святославичем (989 г.) Анастас перешел на сторону русского князя. В отправленном им стрелой из осажденного города послании сообщалось о местонахождении колодцев, из которых в город по трубам поступала вода. Перекопав трубы, Владимир прекратил доступ воды в город и тем самым вынудил корсунян сдаться. В благодарность за оказанную услугу Владимир приблизил Анастаса к себе и взял его с собою на Русь вместе с корсунскими священниками и многочисленными христианскими святынями. Летописное предание о крещении Владимира (т. н. "Корсунская легенда") связывает с именем Анастаса само крещение русского князя: получив во время осады его записку, рассказывает летопись, Владимир "возревъ на небо, рече: аще се ся сбудет, и сам ся крещю".
По свидетельству поздней Никоновской летописи (XVI в.), Анастас принимал деятельное участие в утверждении христианства в русских землях. В 990 г. вместе с киевским митрополитом Михаилом, епископами, а также дядей Владимира по матери Добрыней он едет в Новгород, где сокрушает языческие кумиры и крестит многих жителей, а в следующем 991 г. с той же целью и в сопровождении тех же лиц совершает поездку "по Русской земле и до Ростова". Достоверность этих сведений, однако, вызывает сомнение.
В 991—996 гг. Владимир строит в Киеве церковь Пресв. Богородицы (Десятинную) и поручает руководство ею Анастасу: "украси ю иконами и поручи ю Настасу Корсунянину, и попы корсуньскыя… пристави служити в неи, вдавъ ту все еже бе взялъ в Корсуни: иконы и съсуды и кресты". Анастасу же передается и церковная десятина, установленная Владимиром от всего "именья" своего и "от градъ" в пользу церкви. В качестве блюстителя княжеского имущества Анастас действует и после смерти Владимира (15 июля 1015).
В последний раз Анастас Корсунянин упоминается в летописи под 1018 г. После захвата Киева польским князем Болеславом Храбрым и Святополком Окаянным (14 августа) Анастас вновь переходит на сторону победителя, а именно Болеслава, и когда последний покидает Киев, отправляется вместе с ним в Польшу все в том же качестве блюстителя княжеского добра: по свидетельству летописца, Болеслав "…Настаса пристави Десятиньнаго ко именью, бе бо ся ему вверилъ лестью (т. е. обманом. — А. К.)".
О судьбе Анастаса Корсунянина в Польше сведений нет.
Относительно статуса Анастаса в Корсуни и на Руси показания источников расходятся. "Повесть временных лет" и Житие князя Владимира именуют его просто "мужем корсунянином", а затем как будто отличают от прочих "попов корсунских", приведенных Владимиром на Русь. В Новгородской же Первой летописи Анастас назван "иереем", т. е. священником. Если последнее верно, то можно предположить, что в Киеве Анастас занял место настоятеля Десятинной церкви — главного храма Киевской Руси конца X — первой трети XI в. (Отдельные списки Жития князя Владимира и т. н. "Повесть о Николе Заразском" называют его "корсунским епископом", но это, конечно, неверно.) Те исключительные функции, которые были возложены на него князем Владимиром (особенно если принять предположение ряда историков о фактическом отсутствии в конце X — начале XI в. митрополита в Киеве), позволяют считать Анастаса Корсунянина действительным руководителем Русской Церкви в княжение Владимира Святославича. В таком случае, не исключено, что именно его имеет в виду немецкий хронист Титмар Мерзебургский, упоминающий о некоем киевском "архиепископе" в рассказе о захвате Киева Болеславом Храбрым в 1018 г.: этот не названный по имени архиепископ встречал 14 августа 1018 г. вступающих в город Болеслава и Святополка Окаянного, а затем был отправлен Болеславом в качестве посла к новгородскому князю Ярославу Владимировичу Мудрому. (По-другому, речь может идти о киевском митрополите Иоанне I.)
Список литературы
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 109, 116, 121—122, 144 (Лаврентьевская летопись);
Новгородская Первая летопись. С. 150, 155, 165—166, 551—552;
ПСРЛ. Т. 9. С. 63—64 (Никоновская летопись);
Срезневский В. И. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки Имп. Академии наук по ист.-филолог. отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 9—12 (Житие князя Владимира);
Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906;
Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском. Тексты // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 7. М.; Л., 1949. С. 282.
Другие работы по теме:
Впровадження християнства в Русі
Реферат на тему: Запровадження християнства на Русі В чорноморських грецьких містах, так само на Подунав’ю християнство почало поширювати ся вже в перших віках, і звідти заносило ся в наші сторони, через купців і всякий мандрівний люд. Нема сумніву, що вже в ІХ віці християнська віра стала ширити ся в головніших містах України, де було багато такого мандрівного люду, й захоплювала вищі верстви громадянства.
Христианизация Древней Руси
Распространение христианства среди восточных славян, крещение Руси. Формирование церковной организации в Древней Руси. Генезис древнерусского религиозного самосознания. Трактовка христианством татаро-монгольского ига как наказания и испытания веры.
петя Иванова
А сега трябва да пиша реферат. Да, обаче, когато Бог е раздавал талант на хората, на мен определено е пропуснал да дари дар слово. А темата е прекрасна – ‘История и хронология на Бургаския балет’. И как се започва такъв реферат? Според мен отговорът може да е само един
Никольский храм в Зарайске
Его обычно называют Евстафий Второй (или младший). Известны примерные даты его жизни (около 1210 года — вторая половина ХШ века), а также место рождения — Корсунь (Херсонес), что на Черноморском побережье Крыма. Отец — священник Евстафий Корсунянин.
Повесть о жизни
Автор: Паустовский Константин. Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами, лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты, Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести её из добродушного состояния было почти невозможно.
Повесть временных лет
Метод работы над летописью заключался в том, что отдельные лица, чаще всего монахи, записывали те или иные события прошлого и настоящего, о которых слышали или свидетелями которых были сами.
Монголо-татарское нашествие и литература XIII века
Русские книжники, подавленные тяжестью и неожиданностью случившегося с Русской землей, находили, прежде всего, религиозное объяснение этой катастрофе: порабощение Руси они объясняли наказанием Божиим за грехи.
Лесковский цикл о праведниках и народная культура
Характеристика творчества Лескова - постижение народной жизни, неустанные поиски добра и добрых людей. Своеобразие творческого подхода писателя. Известные произведения цикла "Праведники" и герои рассказов "Кадетский монастырь", "Пигмей", "Однодум".
Софийский собор
Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.
История Российской империи с XVIII по XX век
Роль православия. Эволюция Российской империи с начала XVIII века до 1917г.. Сравнительная характеристика двух отечественных правителей и их правлений. Особенности советского строя, созданного большевиками и просуществовавшего до начала 1990-х гг..
Орден Ленина
Введение 1 История создания 2 Статус 3 Описание ордена 3.1 I тип 3.2 II тип 3.3 III тип 3.4 IV тип 4 Вручение наград 4.1 Первые награды 4.2 Многократные кавалеры ордена
Русско-византийская война 988 года
Введение 1 Предыстория конфликта 2 Русско-византийский союз 3 Поход на Корсунь 3.1 Хронология похода 3.2 Крепость Корсунь 3.3 Повесть временных лет 3.4 Житие Владимира особого состава
Микоян, Анастас Иванович
Введение 1 Молодость 2 «Сталинский нарком» 3 Политическая позиция в 1920—1930-е годы, участие в репрессиях 4 Великая Отечественная война 5 После войны
Христианство на Руси 2
Брянск 2009 План. 1. Введение 2. Христианство на Руси до крещения князя Владимира 3. Летописное предание о крещении князя Владимира 4. Последствия принятия Русью христианства
Кейта, Мадейра
Введение 1 Биография 1.1 Политическая карьера в колониях Франции 1.2 Карьера в Мали. Министр внутренних дел 1.3 Установление отношений с СССР 1.4 Один из лидеров Мали
Список генералов Третьего Болгарского царства
Содержание 1 Список 1.1 А 1.2 Б 1.3 В 1.4 Г 1.5 Д 1.6 Ж 1.7 З 1.8 И 1.9 Й 1.10 К 1.11 Л 1.12 М 1.13 Н 1.14 П 1.15 Р 1.16 С 1.17 Т 1.18 Ф 1.19 Х 1.20 Ц 1.21 Ч 1.22 Ш 1.23 Я 1. Список
Председатели Совета Министров СССР
План Введение 1 Председатели Совета министров СССР 2 Первые заместители председателя Совета министров СССР 3 Заместители Председателя Совета Министров СССР
Солунская болгарская мужская гимназия
План Введение 1 Гимназия и политическая борьба 2 Гимназия в художественной литературе 3 Директора и учителя гимназии 3.1 Директора 3.2 Учителя 4 Воспитанники гимназии
Бакинские комиссары
План Введение 1 Деятельность в Баку 2 Арест и гибель 3 Оценки 4 Список расстрелянных комиссаров 5 Память Список литературы Введение «Баки́нские комисса́ры» («26 бакинских комиссаров») — революционные деятели Бакинской коммуны, расстрелянные 20 сентября 1918 года на территории современного Туркменистана, на 207-й версте между станциями Ахча-Куйма и Перевал.
Хрещення Русі
Оцінка ролі князя Володимира в проголошенні християнства державною релігією Київської Русі. Визначення історичних передумов та зовнішньополітичних обставин виникнення ідеї хрещення руського народу. Опис "іспиту віри" у легендарній "Повісті минулих літ".
Крещение Руси как PR-кампания
Роль принятия православия для дальнейшего развития Руси. Предпосылки для официального признания христианства, для массового крещения восточных славян. Крещение Руси как PR-кампания, проведенная Владимиром I Святым, особенности борьбы с язычеством.
Принятие христианства на Руси
Основные причины и предпосылки принятия христианства на Руси, политическое обоснование и этапы выбора веры. Путь распространения христианской веры и крещение Руси Владимиром. Значение принятия христианства для объединения русских земель в государство.
Влодимирове хрещення
Розгляд суспільних рухів на етапі переходу країни від поліїстичної релігійної системи до моноїстичної. Ознайомлення з історичними передумовами, процесом та наслідками (гуманізація культури і моралі, ствердження феодального ладу) охрещення Київської Русі.
Принятие христианства на Руси
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Волгоградский государственный технический университет Кафедра истории, культуры и социологии
Асмолов как основатель ДГТФ
Василий Иванович . Родоначальником династии и основателем семейного дела был Василий Иванович Асмолов. Он родился в 1828 году в небольшом городке Обоянь Курской губернии, в семье разорившегося купца. В возрасте 27 лет Асмолов впервые попадает в Ростов-на-Дону. Он пробует заниматься мелкой торговлей, маклерством.
Поход князя Владимира на Корсунь
Владимир стал готовить свое войско к войне, вероятно, сразу же после возвращения в Киев. Объектом нападения был выбран не далекий Царьград, а более близкий и лучше знакомый русским Херсонес - древняя греческая колония, столица византийского Крыма.
Святая София и Новгород
История строительства Софийского собора. Разрушения и восстановления собора. Закрытие собора в советский период.
Принятие христианства на Руси
Язычество в древней Руси. Христианство до официального принятия. Неудачные попытки Ольги крестить Русь. Необходимость принятия христианства. Крещение Владимира.
Бамако
До 1960 года Мали было частью Французской Западной Африки – занимавших чуть ли не пятую часть Африканского континента колониальных владений Франции. Поэтому в независимом Мали государственным стал французский язык.
Арманд Хаммер
Он остался в истории как самый большой и богатый друг Советского Союза, как миллиардер, уголовник и нищий. Последний из могикан, один из самых прославленных воротил ХХ века.
Знаменитые авиаконструкторы
Благодаря своим выдающимся организаторским и конструкторским способностям А.И.Микоян превратил свое КБ в главное истребительное КБ Советского Союза, самолеты которого долгое время составляли основу боевой мощи ВВС СССР и многих стран мира.