С.В. Перевезенцев
Димитрий Иванович (1582–1591) — царевич, младший сын Ивана IV от последней жены Марии Нагой. После смерти Ивана Грозного вместе с матерью был поселен в г.Угличе. Там и погиб 15 мая 1591 г. в возрасте девяти лет при загадочных обстоятельствах. По версии Нагих — родственников матери Димитрия — царевича убил один из его слуг — перерезал ему горло. Нагие утверждали, что убийцу подослал Борис Годунов, чтобы устранить возможного наследника престола. Ведь у тогдашнего царя Федора Ивановича детей не было, следовательно, Димитрий мог стать царем. Годунов же сам хотел занять престол. Совсем иную, официальную версию смерти царевича предложила специальная следственная комиссия, посланная в Углич из Москвы, еще во времена правления Годунова. Эта комиссия доказывала, что царевич Димитрий при игре “в ножички” нечаянно сам напоролся на нож. Полной ясности в этом вопросе нет до сих пор.
Загадочная смерть царевича Димитрия оказалась актуальной в Смутное время. Убиение невинного младенца рассматривали как преступление перед Господом, ставшее первой причиной Божиего гнева, обрушившего за это преступление на Российского государство многие кары. Так, во “Временнике” Иван Тимофеева (Семенова) говорится: “Его же крове ради единоя, мню, от смерти и вся лете ныне Росийска земля всяко от бед потрясаема, и едина в земли Господска кровь многих кровми мщаема бе, попущения ради страсти в молчании от людей господуубийцу и за стекшиеся в нас прочии злобы, вкпуе казнимо, от Бога ныне суд приемлет”.
Но помимо религиозно-мистического смысла, загадка, связанная со смертью царевича, оказала прямое влияние и на политическую ситуацию в стране. Уже в 1601–1602 гг. объявился самозванец Григорий Отрепьев, принявший имя Димитрия и вошедший в отечественную историю под именем Лжедмитрия I. Очень многие, недовольные правлением Бориса Годунова, поверили в то, что царевич Димитрий был чудом спасен и теперь является законным наследником русского престола. В дальнейшем, имя спасшегося царевича, под знамена которого вставали войска, стало настоящим катализатором Смуты. А воцарение Лжедмитрия I в Москве в 1605 году как бы подтвердило общее убеждение в том, что это и есть истинный царевич.
В мае 1606 года в результате восстания Лжедмитрий I был свергнут с престола и растерзан разъяренной толпой. Царем стал Василий Шуйский, имеющий гораздо меньше прав на царство, нежели сын Ивана Грозного, каковым многие продолжали считать Лжедмитрия. Поэтому правительство Шуйского сразу же предприняло энергичные меры для того, чтобы, во-первых, доказать истинность гибели царевича в 1591 году, и, во-вторых, утвердить образ погибшего царевича, как невинно убиенного мученика. В этом случае, появлялась возможность пресечения дальнейшего развития самого факта самозванства.
Для этого, уже летом 1606 года (3 мая) из Углича в Москву были перенесены и освещены останки царевича. А сам царевич, признанный святым, стал именоваться святым Димитрием, Угличским страстотерпцем.
Тогда же началась работа над составлением жития Димитрия Угличского. Сегодня известно четыре редакции этого жития XVII — начала XVIII века, сохранившихся во множестве списков. По мнению С. Кедрова, само житие написано патриархом Гермогеном или же по его распоряжению. Впрочем, эта предположение еще требует обоснования.
В основу жития легла версия убийства царевича по приказу Бориса Годунова, возрожденная спустя пятнадцать лет, после смерти Димитрия. По сути дела, здесь впервые в публицистике Смутного времени довольно подробно сообщается о гибели последнего сына Ивана Грозного. Свой рассказ автор жития заключает, что малолетний царевич “источник чюдесем явися неоскуден”, а царь Борис за пролитие крови праведника “с шумом” был свергнут с престола. Вторая часть жития — “Повесть о обретении и о принесении честных и многочюдесных мощей благоверного царевича” — в своем пространном варианте повествует о царствовании Бориса Годунова, о его свержении “расстригой” и гибели самого Григория Отрепьева. Инициатором же перенесения мощей “нового чюдотворца” Димитрия здесь называется царь Василий Шуйский.
В житие выражается надежда и желание видеть в Димитрии миротворца от “междоусобные брани”. А образ самого святого Димитрия Угличского, житие оценивает как “добропобедного”, “преславного победоносца”, “необоримого” “хранителя царствия” и “заступника” за русскую землю. На эту оценку, видимо повлиял тот факт, что “молитвами” святого Димитрия правительственным войскам удалось разбить мятежные войска под Москвой в начале декабря 1606 года.
В майской минеи Четьих Миней Иоанна Милютина представлена еще одна редакция Жития царевича Димитрия. По мнению О.А. Державиной это скорее не агиографическое сочинение, а историческая повесть, лишенная “всяких риторических украшений, молитв и ссылок на Священное писание”.
Несмотря на официальную канонизацию царевича Димитрия, этот святой далеко не сразу получил народное признание. Во всяком случае, в течение еще минимум двух лет — 1608–1610 гг. — у многих продолжалась сохраняться вера в то, что настоящий царевич Димитрий жив. Так, настоящим царем был признан новый самозванец Лжедмитрий II, под знамена которого встали многочисленные войска. Кроме того, появились и другие самозванцы, буквально расплодившиеся тогда по всей России.
Конечно, и в случае с канонизацией царевича Димитрия, и в том, что его не признавали святым, большую роль играла политическая конъюнктура. Тем не менее, со временем политическая ангажированность постепенно уходила в небытие, зато образ святого Димитрия Угличского, как заступника Русской земли и чудотворца, все более утверждался в сердцах русских людей, а его житие уже постоянно публикуется в Минеях Четьих, издаваемых в XVII–XVIII вв. Известный агиограф Димитрий Ростовский, автор четвертой редакции жития, сравнивает Димитрия Угличского с убитыми Святополком Борисом и Глебом, а число чудес, явленных святым (преимущественно исцелений от слепоты) доводит до 46-ти.
Другие работы по теме:
Иннокентий Кульчицкий
Введение 1 Биография 2 Прославление и почитание Список литературы Иннокентий (Кульчицкий) Введение Епископ Инноке́нтий (в миру Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731 под Иркутском) — епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии).
Димитрий Ростовский
Введение 1 Жизнеописание 1.1 Смерть и погребение 2 Канонизация 3 Литературное наследие 3.1 Четьи-Минеи 3.2 Труды Список литературы Димитрий Ростовский
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Молитва Годунова
В XI томе «Истории Государства Российского» Карамзин поместил молитву, составленную по велению Бориса Годунова, «о душевном спасении и телесном здравии слуги Божия, царя Всевышним избранного и превознесенного…".
Святая Русь в XVII столетии
События Смутного времени сказались и на том, что в начале XVII века произошла переориентация в прославлении русских святых и чтимых икон. Заметно пошатнулось почитание некоторых ранее прославляемых общерусских святынь.
Гонзага, Алоизий
Введение 1 Биография 2 Прославление Гонзага, Алоизий Введение Алоизий Гонзага (итал. Luigi Gonzaga, 9 марта 1568(15680309), Кастельоне-дель-Стивере, Италия — 21 июня 1591, Рим, Италия) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена иезуитов, покровитель молодёжи и студентов.
Пушкин а. с. - Драматургия а. с. пушкина
Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.
Музей в Угличе
В старой части древнего Углича на Волге, рядом с пристанью, к которой причаливают туристские теплоходы, в окружении неожиданной для этих мест зелени крымской туи и сибирского кедра, стоит несколько каменных зданий. Это бывший Угличский кремль. Многое повидал он на своем веку.
Краткое содержание Кола Брюньон Ромен Роллан
Кола Брюньон — главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Любит пошутить и попьянствовать с друзьями, поухаживать за женщинами, попикироваться со своей любимой дочкой Мартиной, насладиться чтением и особенно работой: он искусный резчик по дереву.
Царь Борис
Автор: Толстой Алексей Константинович. В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Борис возвращается из собора, собираясь принимать послов.
Царь Федор Иоаннович
Автор: Толстой Алексей Константинович. В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просят царя вступить в новый брак.
Образ Бориса Годунова
Автор: Пушкин А.С. Основная тема трагедии —царь и народ — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
Драматургия А.С.Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Одной из замечательных особенностей литературного дела Пушкина является исключительное разнообразие и разносторонность его творчества, широчайший охват им всех возможных родов, видов, форм национального искусства слова, величайшим создателем которого он у нас и стал. И во всех этих видах и формах Пушкин явил изумительные образцы мирового художественного творчества, способные выдержать любое испытание временем.
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя.
Борис Годунов. Пушкин А.С.
Кремлевские палаты (1598 года, 20 февраля). Князья Шуйский и Воротынский. Они рассуждают о том, что “народ еще повоет да поплачет, // Борис еще поморщится немного,.. // И наконец по милости своей // Принять венец смиренно согласится...”.
Международный Дом Молитвы
Введение 1 Молитвенная комната 2 Другие проекты МДМ 3 Интересные факты Список литературы Введение Международный Дом Молитвы (англ. The International House of Prayer (IHOP-KC)) — это неохаризматическая христианская организация, базирующаяся в Канзас Сити, штат Миссури. Была основана 7 мая 1999 года Майклом Биклем и 20 ходатаями[1].
Петровская крепость
Введение 1 История 2 Первый комендант Ригельман 3 Интересные факты 3.1 И. А. Гильденштедт 3.2 Потемкин и Шагин-Гирей 4 Современное состояние Введение
Нейгебауэр, Мартин
( нем. (Neugebauer или Neubauer) ) ( годы его рождения и смерти неизвестны ) - воспитатель сына Петра I - царевича Алексея , памфлетист. Сын бюргера из Данцига . Получил образование в Лейпцигском университете. Приехал в Россию в 1701 г. Некоторое время находился на русской службе. Был приставлен к царевичу Алексею, для наставления его ""в науках нравоучении"", но скоро стал в неприязненные отношения к другим наставникам царевича, "зане они неудобны быть у младого царевича, которого изрядно воздержати надлежит".
Димитрий Сеченов
Введение 1 Биография и церковная карьера 2 Миссионерская, просветительская и государственная деятельность 3 Проповедническая и литературная деятельность
Дмитрий Иванович Внук
(10 октября 1483— 14 февраля 1509) — сын Ивана Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III. Претендент на московский престол, в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III, в связи с кончиной от болезни старшего сына и наследника Ивана III — Ивана Ивановича Молодого, так как в России с XV века уже установилось новое правило наследования престола, по которому уже не братья, а сыновья были преемниками великого княжения.
Иван Иванович царевич
Введение 1 Биография 1.1 Браки 1.2 Смерть Список литературы Введение Иван Иванович (Иоанн Иоаннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581, Александровская Слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного и Анастасии Романовны.
Татарские царевичи
Введение 1 1462—1505 2 1505—1533 3 1533—1584 Введение Татарские царевичи на службе у московских государей — царевичи, выехавшие из татарских государств на службу в Московское государство.
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Лопухин, Абрам Федорович
Лопухин, Абрам (Авраам) Федорович — брат супруги Петра I Евдокии Федоровны, дядя царевича Алексея. Биография Вошел в состав пятидесяти комнатных стольников и спальников, направленных царем в Италию для изучения корабельного строительства в 1697 году.
Письмо Румянцева Титову
План Введение 1 История документа Список литературы Введение Письмо Александра Румянцева к Титову Дмитрию Ивановичу (Убиение царевича Алексея Петровича) — получивший распространение в середине XIX века текст, который рассказывает о последних днях и смерти сына Петра I царевича Алексея Петровича. «Письмо» написано от имени соратника Петра Первого Александра Румянцева, сыгравшего ключевую роль в возвращении под суд бежавшего из России царевича Алексея.
Углич: город царевича Димитрия
Звук имени города вызывает воспоминания о трагической истории XVI века, связанной с убийством сына Ивана Грозного - царевича Димитрия, воспроизведенной А. С. Пушкиным в драме "Борис Годунов".
Святитель Димитрий Ростовский
Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский, проповедник и писатель. Происходил из казаков, учился в Киево-Могилянской академии.
Алексей Алексеевич
Сын царя Алексея Михайловича от первого брака его с Марией Милославской. По общему отзыву наших летописцев и иностранных писателей, царевич отличался большими способностями, любознательностью и добрым сердцем.
Бельский Богдан Яковлевич
Любимец Грозного, деятель эпохи Смуты. Незнатный дворянин, вероятно, благодаря родству с Малютой Скуратовым попал ко двору Грозного.
Андрей Ольгердович
Князь полоцкий, трубчевский и псковский, четвертый сын Ольгерда и первой жены его Марии, княжны витебской, старший брат Владислава Ягайла.
Святой великомученик Димитрий Солунский, мироточивый
Максимиан император, назначая Димитрия проконсула наместником в Солунь, вместо умершего отца его, и не зная, что он тайный христианин, сказал ему: "Соблюди отечество твое и очисти его от христиан, убивая всех, кто призывает имя Распятого".
Болотников Иван Исаевич
Бунтовщик Смутного времени. Болотников поначалу был холопом князя Телятевского. В детстве попал в плен к татарам, продан туркам, работал на турецких галерах, по освобождении оказался в Венеции.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.