Американский джазовый саксофонист, композитор (1920-1955).
Бытует мнение, что в истории джаза было два подлинных гения: Луи Армстронг, любимец и любитель публики, и Чарли Паркер, который ненавидел публику всей душой. Контраст между музыкантами, вышедшими примерно из одной среды, — разительный.
Чарлз Кристофер Паркер родился 29 августа 1920 года в пригороде Канзас-Сити. Его отец Чарлз Паркер-старший был провинциальным певцом и танцором. Гастрольная судьба забросила его в Канзас-Сити, где он женился и остался надолго. Когда маленькому Чарли было восемь лет, семья перебралась в негритянское гетто: там Паркер-старший рассчитывал найти работу на сцене одного из клубов. В этом был определенный смысл, поскольку в этом районе жили саксофонисты Лестер Янг и Бен Уэбстер, выступали с концертами другие джазовые музыканты. Однако, как и многим другим в то время, Паркерам не повезло: началась Великая депрессия, людям стало не до музыки. Кризис подорвал и отношения в семье: вскоре Паркер-старший бросил жену. Мать Чарли всю свою нереализованную любовь отдавала сыну.
Чарли скоро увлекся музыкой. В это время он посещал школу, в которой был любительский оркестр. Из него впоследствии вышло немало известных музыкантов. Однажды мать, сэкономив деньги, купила сыну старенький альт-саксофон, которым Чарли увлекся сразу и бесповоротно. Он не имел никакого понятия о законах музыки, был самоучкой и стремился просто повторить то, что слышал от других. Многие более опытные мастера саксофона в эти годы стремились стать его наставниками, но он ни с кем не шел на сближение. Для него было делом принципа овладеть секретами инструмента самостоятельно, так что в учебе он продвигало медленно, но верно. Когда Чарли было 14 лет, его мать пошла работать уборщицей, и по вечерам он оставался один, уходил из дома, чтобы в местном кабаре слушать игру знаменитых музыкантов. Из всех исполнителей он скоро выделил Лестера Янга.
Вскоре Чарли стал участником школьного танцевального оркестра, а затем бросил учебу и ушел из школы. В 15 лет Паркер считал себя видавшим виды музыкантом, несмотря на то, что по-настоящему мог сыграть лишь две-три мелодии. Он держал себя необычайно заносчиво, его не раз с насмешками прогоняли со сцены, но он не обращал на это внимания. Из-за своего раннего пристрастия к наркотикам Паркер даже попал за решетку, где и удосужился знаменитого прозвища «Бёрд» — «птица». Еще практически мальчиком он женился на девушке, старше его на 4 года, но женитьба была неудачной.
И все это время Паркер ни на день не оставлял инструмента. Летом 1936 года, получив страховку после автомобильной аварии, он купил новый саксофон и поступил в оркестр Томми Дугласа, у которого было консерваторское образование. Оркестр играл каждый вечер, и Чарли Паркер стал стремительно набирать форму.
Некто Бастер Смит, саксофонист оркестра «The Blue Devils», вызвался в то время быть наставником Паркера. В 1938 году Смит собрал оркестр и взял Паркера к себе. И произошло чудо: Смит настолько понравился Паркеру, что Чарли стал трепетно называть его отцом и перенял у Смита все, что касалось трактовки - музыкальных произведений.
В 1938 году Чарли Паркер переехал в Чикаго, немного поработал там и перебрался в Нью-Йорк, где три месяца вынужден был мыть посуду в ресторане. Однако в этом же ресторане он слышал многих знаменитых джазменов и продолжал учиться. С конца 1939 года он уже выступает в джаз-оркестрах Нью-Йорка, однако скоро был вынужден вернуться в Канзас-Сити и стал музыкантом оркестра пианиста Джея Мак-Шенна. В 1941 году оркестр записал несколько пьес на радио. Записи, дошедшие до нашего времени, — первые с участием Чарли Паркера. По ним, кстати, можно сделать вывод, что в те времена в исполнении Чарли Паркера еще сложно было уловить те особенности, которые впоследствии сделают его выдающейся фигурой в мире джаза.
В январе 1942 года оркестр Мак-Шенна с Чарли Паркером в составе выступил в Нью-Йорке. Пианист Джон Льюис позже утверждал, что Паркер примерно в это время «уже нашел новую систему звучания и ритма». Однако некий Джерри Ньюмен, который тогда ходил по клубам с портативным магнитофоном, довольно редкой по тем временам вещью, и все услышанное записывал, зафиксировал на пленке то, как играл Паркер в 1942 году. Записи позволяют сделать вывод, что восторженная оценка Джона Льюиса была несколько преждевременной.
И все-таки Паркер шел вперед семимильными шагами, и это не лучшим образом отражалось на его характере. Саксофонист мало считался с окружающими, прослыл нетерпимым и высокомерным. Он жил по принципу: Берд — только один, всех остальных — много... Но друзья, как могли, все же помогали ему. Диззи Гиллеспи, например, уговорил его перейти в оркестр Билли Экстайна. Это был 1944 год—расцвет творческих сил Паркера. Видимо, поэтому он особенно высоко задирал нос и через некоторое время со скандалом ушел из оркестра.
Паркер и Гиллеспи нашли работу в клубах на 52-й улице Нью-Йорка, в первую очередь в «Minton's Playhouse», где они играли с большим успехом. Вторая мировая война к этому времени уже закончилась, и удача сопутствовала Чарли Паркеру: он играл с такими мастерами, как барабанщики Кении Кларк и Макс Роач, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Крисчиен, сделал первые сольные записи, но, в остальном, его жизнь все ухудшалась. Тем не менее Паркер и Гиллеспи участвовали в двух весьма престижных концертах «Джаз в филармонии», которые оказали огромное влияние на развитие всего джаза.
Но то, что родилось во время клубных выступлений Паркера, перевернуло в джазе все ранее существовавшие понятия. Паркер, Гиллеспи и игравшие с ними музыканты создали принципиально новый стиль — бибоп, или просто боп, с которого и начинается отсчет всего современного джаза. Суть бопа заключалась в следующем: эту музыку, звучащую очень громко, выдержанную в невероятно быстром темпе, исполняли не оркестры, а малые группы, чаще всего квартеты и квинтеты. Музыканты начинали импровизировать без привычного ранее вступления, используя необычные аккорды и гармонии, что превращало до этого благозвучную, приятную на слух джазовую музыку в нечто совершенно невообразимое. Многие музыканты старшего поколения просто плевались, как только начинал звучать боп. Молодые же толпами ходили за Паркером по клубам, понимая, что они становятся свидетелями рождения новой, революционной музыки, которая ломала все ранее существовавшие представления о джазе.
Однако Паркер уже был законченным алкоголиком и наркоманом. Такие люди, как правило, отличаются неуравновешенной психикой. В 1947 году Паркер вернулся из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и возродил свой квинтет, с которым принялся выступать в клубах города. Но к этому времени он поссорился даже с Диззи Гиллеспи, поэтому пригласил в квинтет барабанщика Макса Роача и молодого трубача Майлса Дэйвиса. Этот год в творческом отношении стал удачным: было записано много музыки, но характер Паркера портился все более. Было такое впечатление, что он намеренно поставил себе целью обрубить все нити, связывавшие его с прежними друзьями. Однажды вечером в 1948 году Макс Роач и Майлс Дэйвис также ушли от Паркера, не выдержав его высокомерия и безответственности.
При всем при том странней факт, что в 1948 году по опросам журнала «Metronom» Паркер был назван самым популярным музыкантом... В те годы открылся джаз-клуб, который назвали «Birdland», —разумеется, в честь Чарли Паркера. Ему удалось обновить квинтет, и этот ансамбль процветал, а музыканты получали неплохие гонорары. В начале 50-х годов Паркер совершил несколько гастрольных поездок по Европе и записался со струнной группой, после чего поклонники бопа стали обвинять его в измене новой музыке.
Паркер вошел в крутое «пике». Однажды во время выступления в «Бёрдленде» он вышел из себя и разогнал ансамбль. Тогда менеджер заявил, что он может не рассчитывать на дальнейшие выступления в клубе. На деле это означало для музыканта очередной психологический кризис: Паркер вновь запил.
9 марта 1955 года он оказался в номере баронессы Панноники де Кенигсвартер, восторженной поклонницы бопа. Паркер был болен, баронесса вызвала врача, но Чарли не дал себя госпитализировать.
Он умер 12 марта 1955 года во время просмотра какого-то шоу по телевизору. Причиной смерти стал острый приступ язвенной болезни. Когда врачи приехали осматривать его, Паркер выглядел настолько плохо, что в графе «возраст» доктор проставил цифры 53. На самом деле Паркеру не было и тридцати пяти...
Так ушел из жизни феноменально одаренный музыкант. По всеобщему признанию, Чарли Паркер был жертвой аномалии, которую медики называют «расстройством психики». Это своеобразный эгоизм, когда для человека существует только собственное «я», а окружающие рассматриваются им как приложения. Он третировал всех, высокомерно держал себя с владельцами клубов, поклонниками и, что самое ужасное, с работодателями. В итоге с ним общались только те, кто был согласен терпеть все его капризы.
Характерная черта его исполнительского мастерства — стремление насыщать мелодию акцентами, как правило, в самых неожиданных местах. Музыкальные темы, созданные Паркером («Ornithology», «Now Is The Time», «Moose The Mooche», «Scrapple From The Apple» и другие), представляли собой не совсем законченные мелодии, а скорее наброски, этакие мелодические импульсы, которые музыкант посылал в стремлении обнаружить единомышленников. Как показала практика, таких единомышленников у него обнаружилось поразительно много.
Список литературы
Другие работы по теме:
Маккартизм
Маккарти́зм (англ. McCarthyism — по фамилии сенатора. Джозефа Рэймонда Маккарти) — движение в общественной жизни США, имевшее место между концом 1940-х и концом 1950-х годов, сопровождавшееся обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против инакомыслящих.
Гитара от блюза до джаз-рока
Особое место занимает гитара — и в первую очередь электрифицированная — в рок-музыке. Однако практически все лучшие рок-гитаристы выходят за пределы стилистики рок-музыки, отдавая большую дань джазу, а некоторые музыканты полностью порвали с роком.
Beautiful creatures
Старый добрый рок-н-ролл был возвращен к жизни в 1999 году командой из Лос-Анджелеса "Beautiful creatures". Позаимствовав некоторые моменты у " AC/DC", " Motley crue" и " Guns N'Roses", пятеро американцев выдали осовремененную версию классического рока.
Anthrax
Под руководством Джонни Зи, главы независимого лейбла "Megaforce Records", квинтет выпустил в 1984 году первый диск "Fistful of metal". Несмотря на его безвкусно сделанную обложку, альбом попал в музыкальные обзоры.
Исторические школы
Эволюция управленческой мысли Название школы Дата Представитель Основные направления школы Школа научного управления (1885-1920) Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта.
Школа человеческих отношений и поведенчиских наук
Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930—1950) внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо.
Пеппи Длинный Чулок
Действие этого произведения А. Линдгрен разворачивается в маленьком шведском городе. На вилле «Курица» живёт одна, без взрослых, девятилетняя Пеппи, девочка-силач. Вместе с ней живут лошадь и обезьянка. Её мама умерла, а отца — капитана и тоже силача — однажды смыло с палубы волной, и он попал на остров веселья, где стал негритянским королём.
Любовь – жалость – милость в поэзии О. Мандельштама
В статье исследуется семантика понятий «любовь», «жалость», «милость» в любовной лирике О. Мандельштама. Внимание уделяется двум ключевым в этом отношении стихотворениям 1937 г. – «Я молю, как жалости и милости…» и «Чарли Чаплин».
Повесть о приключениях Артура Гордона Пима
Автор: По Эдгар Аллан. Свое Повествование Артур Гордон Пим начинает со времени знакомства с Августом, сыном капитана Барнарда. С этим юношей он сдружился в старших классах школы города Нантакета. Август уже ходил с отцом за китами в южную часть Тихого океана и много рассказывал другу о морских приключениях, разжигая его желание самому пуститься в море.
«Жалости и милости"
Иные любят поэзию за звук и неуловимость. Мне же в поэзии нравится ребусность и разгадываемость. Когда после каждой отгадки стих приобретает новый смысл, резонирует на новой волне.
Чарли Чаплин
детсво а; родители актера; приезд в Голливуд; первые шаги в немом кино; создание собственной кинокомпании; первый Оскар; скандалы; семьи великого комика;
Чарли Чаплин
- педофил? Лолита по имени Лита Чарли Чаплин, “Шарло”, милый маленький человечек с золотым сердцем, который забавлял и трогал несколько поколений зрителей, был педофилом - так считает Кеннет Линн, профессор истории университета Джона Хопкинса в Вашингтоне. В биографической книге “Чарли Чаплин и его время” он утверждает, что великий английский актер не довольствовался юными девушками, что было всем известно, и соблазнил также несколько девочек.
Грэм Грин. Почетный консул
Действие происходит в маленьком аргентинском городке на границе с Парагваем в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Главный герой — врач Эдуардс Пларр, политический эмигрант из Парагвая, откуда уехал с матерью четырнадцатилетним подростком.
Мелтон, Джон Гордон
Джон Го́рдон Ме́лтон (англ. John Gordon Melton; род. 19 сентября 1942; Бирмингем, Алабама, США) — американский религиовед, директор-основатель «Института исследований религии в Америке», специалист по исследованию религии и новых религиозных движений при кафедре религиоведения Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заслуженный старший научный сотрудник Института по изучению религии Бейлорского университета.
Баранцев, Анатолий Иванович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография 2.2 Озвучивание 3 Признание и награды Список литературы Введение Анатолий Иванович Баранцев (1926 — 5 октября 1992) — советский актёр театра и кино,заслуженный артист РСФСР (1965).
Война Аугсбургской лиги
Введение 1 Предыстория 2 Ход войны 3 Исход Список литературы Война Аугсбургской лиги Введение Противники Священная Римская империя, Дания, Нидерланды,
Райнбергер, Йозеф Габриэль фон
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (нем. Josef Gabriel von Rheinberger; 17 марта 1839, Вадуц — 25 ноября 1901, Мюнхен) — немецкий композитор лихтенштейнского происхождения.
Крутой маршрут фильм, 1956
Введение 1 Сюжет 2 Факты 2.1 Отличия от оригинальных событий Введение «Крутой маршрут» (англ. The Great Locomotive Chase) — приключенческий кинофильм студии Walt Disney Pictures, основанный на реальном событии Американской Гражданской войны.
Берлинский кризис 1961 года
Берлинский кризис 1961 года — один из наиболее напряжённых моментов холодной войны. После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.[1]
Бутенко, Вячеслав Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Театр имени Моссовета 3.2 Фильмография Список литературы Введение
Бой 8 января 1780
Бой 8 января 1780 Противники Великобритания ИспанияКомандующиеадмирал Джордж Родникоммодор Дон Хуан Агустин де ИардиСилы сторон20 линейных кораблей,
Первая Священная война
Первая Священная война Первая Священная война (около 595-583 до н. э.) была вызвана намерением гавани Кирры, расположенной неподалеку от Дельф, взимать пошлины с посещающих Дельфы паломников, что нарушало священные права граждан на свободное посещение святилища. Дельфы были поддержаны Афинами во главе с Солоном.
Четвёртая англо-голландская война
Четвёртая англо-голландская война Противники Голландия ВеликобританияКомандующие Йохан Зутман Хайд Паркер старшийСилы сторон 20 кораблей 122 корабляВоенные потери около 500 убитых около 250 убитых
Уилсон, Чарльз конгрессмен США
План Введение 1 Биография 2 Операция Циклон Список литературы Введение Чарльз Несбитт «Чарли» Уилсон (англ. Charles Nesbitt «Charlie» Wilson) — бывший конгрессмен США. С 1973 по 1997 представлял в Конгрессе 2-й избирательный округ от штата Техас.
Быстрейшая гитара из всех живущих
План Введение 1 Сюжет 2 Саундтрек 2.1 Список композиций 3 В ролях 4 Интересные факты Список литературы Введение «Быстрейшая гитара из всех живущих» (англ. The Fastest Guitar Alive) — цветной художественный фильм режиссёра Майкла Д. Мура. Фильм выпущен кинокомпанией «MGM» 1 сентября 1967 года. Фильм снят в жанре вестерна, представляет актёрский дебют в полнометражном кино известного музыканта Роя Орбисона.
Бой при Мартинике 1779
План Введение 1 Предыстория 2 Столкновение 3 Последствия Список литературы Бой при Мартинике (1779) Введение Бой при Мартинике (1779) — стычка между кораблями английского и французского дивизионов на фоне проводки конвоя, в районе острова Мартиника, во время Американской революционной войны.
Араратян, Арташес Левонович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Творчество 3.1 Театральные работы 3.2 Написанные автором музыкальные произведения 3.3 Роли в кино Введение Арташес Левонович Араратян (24 января 1927, Моздок, Северо-Кавказский край, РСФСР — 14 апреля 2010, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России.
Чарли Чаплин 3
Детство Чарли было нищим, голодным, жестоким и одиноким, как у большинства детей того времени. Именно пережитое в эти годы впоследствии легло в основу многих замечательных комедий. Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф.Карно.
Паркер, Эннис
Введение 1 Биография 2 Политическая карьера Список литературы Введение Эннис Паркер (англ. Annise Parker, род. 17 мая 1958) — американский политик, мэр Хьюстона, штат Техас, США. Эннис стала второй женщиной-мэром города, а также первым среди открытых гомосексуалов, занявшим пост мэра в столь крупном американском городе[1][2][3].
How your new apartment looks
1.Как выглядит твоя новая квартира? На каком она этаже? 2.Там есть плита?- Да. 3.Сколько комнат в квартире? – Две. 4.Взгляни. В спальне нет телевизор. 5.Его квартира на третьем этаже. – Замечательно. 6.В новой гостиной есть ковер? – Да, на полу. 7Это наш красивый дом. Давай войдем! 8.Рядом со спальней ванная.
Соединения Сера–Кислород
Было показано, что 1, 2-циклические сульфиты реагируют с ацетатом натрия либо по механизму SN2 с атакой углерода с получением γ - лактонов, либо атакой группы S=O, с получением ацеталей.
Чарльз Спенсер Чаплин
Краткая биография гениального американского актера, режиссера, сценариста и продюсера Чарльза Спенсера Чаплина.
Лейхгардт Людвиг
Лейхгардт Людвиг (1813-1848) немецкий исследователь внутреннего Квинсленда в Австралии. В 1841 году путешествовал в горах Восточной Австралии, в 1844-м пересек континент с востока на север от Брисбена до Дарвина.