А. Лаврецкий
Валлес Жюль (Jules Vallés, 1832—1885) — французский писатель-революционер. Родители его — из крестьянской среды. Отец — учитель. Детство В. суровое, как и юность. Декабрьский переворот 1851 застает его в Париже сражающимся на баррикадах за республику. В первые годы Второй империи В. ведет голодную жизнь «отщепенца». Переживания той поры писатель выразил в своих первых произведениях: «L’argent» (Деньги, 1857), «Le dimanche d’un jeune homme pauvre» (Воскресный день бедного молодого человека, 1860). За ними следуют «Les réfractaires» (Отщепенцы, 1865). Здесь люди, органически неприемлющие буржуазного общества и указанного им места в нем, бросают ему свой вызов. В 1866 выходит «La rue» (Улица). И в ней сочувственно изображены люди, неприкрепленные к устойчивым бытовым клеточкам. В конце 60-х гг. В. — популярный журналист, «кандидат нищеты» на выборах в Законодательный корпус (1869). В 1870 В. участвует в восстании против правительства «Национальной обороны». В 1871 В. — член Коммуны и редактор газеты «Le cri du peuple» (Крик народа). Столь резкий и непримиримый в годы реакции, В. во время революции высказывался против террора, отстаивал реакционные буржуазные издания. После разгрома Коммуны В. оставил Францию, где его заочно приговорили к смерти, и поселился в Лондоне. Там он пишет «Лондонскую улицу» (русск. перев., М. — Л., 1926) и работает над трилогией «Jacques Vingtras», законченной по возвращении В. на родину (после амнистии 1880). Первая часть трилогии — «L’enfant» (Дитя, 1879), вторая — «Le bachelier» (Баккалавр, 1881, перев. на русск. яз. Б. Гимельфарбом, СПБ., 1913), последняя — «L’insurgé» (Инсургент, посмерт. изд. 1885, есть русск. перев., П., 1921). Героический период жизни В. завершился одновременно с падением Парижской коммуны.
В. как художник — изобразитель общественной группы, к которой неприменимо понятие быта как постоянного, устойчивого, определенного жизненного уклада. Но «отщепенцы» В. сильно отличаются от людей богемы в обычном смысле. Они — не отбросы буржуазного общества, не те обделенные на пиру его верхушки и сбившиеся с пути, кто, фрондируя против «мещанства», в сущности приемлют его основы. «Отщепенцы» В. ненавидят не буржуа, а буржуазию, не лица, а систему. Его герои — «инсургенты» по преимуществу, они в любой момент готовы не на словах, а на деле восстать против этой системы. Они не боятся труда, а хотят его освободить. Воля и чувство у В. и его отщепенцев достаточно сильны и определенны, но сознание еще смутно и зыбко. Крепка их ненависть к капитализму. Она — следствие личного опыта, но отрицание «эксплоатации человека человеком» не обосновано ими, «экспроприация экспроприаторов» и пути к ней не поняты как неизбежность. «Отщепенец» еще «не переварился в фабричном котле», он смотрит в поле, в деревню, с которой не порвал еще связи, мечтает еще об идиллии сельской жизни. Он — прудонист, враг капитализма, но не коллективист. В. называл себя «социалистом-индивидуалистом», но не коммунистом. Мелкая поземельная собственность повидимому сохранялась при его совершенном общественном строе, пользование экспроприированными орудиями производства мыслилось как частное, ассоциация производителей — как «добровольная». Взаимоотношения пролетариата и крестьянства представлялись смутно. Понятия о трудящихся классах расплывались в широком и туманном понятии «народ». Организованное классовое действие подменялось заговором, диалектика революции — отвлеченными принципами, заимствованными из сокровищницы буржуазных идей. Эта шаткость идеологии и проявилась в деятельности В. и его героев во время Коммуны.
У Валлеса есть книга, с которой пожалуй удобнее начать обзор его художественных произведений, настолько она определяет психологический и духовный облик писателя. Это — «Лондонская улица», где автор закрепил в ряде беглых отметок, летучих характеристик и сценок жизнь этого мирового города в эпоху расцвета английского капитализма. Лондон во всякое время дня и ночи, праздный и трудовой, на улице и дома, на работе и на отдыхе, порочный, унижающий и униженный, сдавленный стальным спрутом еще крепкого, гибкого, уверенного в себе капитализма — вот тема очерков В. Но автор-революционер слишком подавлен этой мощью для нас уже «старой Англии», устойчивостью ее быта и социально-политических форм, патриотизмом, охватывающим массы ее населения, и ему кажется, что «века и века» просуществует этот строй нищеты внизу и чудовищной роскоши наверху. В. не увидел ростков будущего, «новой Англии», подмеченные им общественные противоречия не проявляют у него своей революционной силы, «не ведут вперед». В «Лондонской улице» нет рабочего движения, нет сознательного пролетариата, есть только униженный и порочный, пресмыкающийся перед бичующей его рукой. Но В. не только далек от марксизма, от диалектики. Он — интеллигент и эстет. Извне пришел он к пролетариату, отдал ему свою жизнь, но не преодолел своей психологии, не разгадал его судеб, и печать отчуждения иногда довольно явственна на его талантливых страницах. Он порвал с буржуазным обществом не потому, что познал его закон, а потому, что созданная капитализмом жизнь для него не только нравственно оскорбительна, но и эстетически неприемлема. Эстетическая точка зрения часто является у него преобладающей. Вот отчего в его произведениях мало объективного познания темы, но много субъективизма, много оценок произвольных и пристрастных. Отрицатель «вечных ценностей искусства», смелый разрушитель эстетики сам был под ее властью. Внутренне еще чуждый рабочему классу, этот член I Интернационала не справился и с националистическими предубеждениями. Так «Лондонская улица» проникнута антипатией к англичанам и ко всему английскому. Чувство безнадежной реакционности Англии времен королевы Виктории, вера в революционные силы своей Франции, эстетизм — вот что питает и обостряет национализм В., еще не изжитый этим интеллигентом-коммунаром.
Все им написанное — автобиографично. И его Жак Вэнтра и другие его «отщепенцы» — интеллигенты, вышедшие из крестьянства или же выросшие в семьях мелких ремесленников, несмотря на свой бродячий образ жизни, еще крепко связаны с землей. Они — инсургенты, но и патриоты, даже националисты. И это характерно для их психологии, еще не порвавшей с собственностью, еще подвластной «своей земле», «своей мастерской», «своему верстаку».
Социальная природа В. выразилась в его художественной манере. Язык В. обилен народными оборотами, но не лишен подчас и изысканности, даже вычурности сравнений и метафор — привкус недостаточно ассимилированной городской культуры и школьной риторики. Стиль В. — стиль сатирика, агитатора и борца. Он подчеркивает, утрирует, он явно тенденциозен, но остается художником. Выручают большой темперамент и свирепый юмор, жгучий и колючий от избытка желчи. С этой беспощадностью языка, когда речь идет о врагах, беспощадностью автора, которому перо заменяет не кисть, а меч, уживается сентиментальность, когда Валлес говорит о друзьях, о жертвах ненавистного строя. И здесь Валлесу нехватает изобразительных средств. Сильное чувство выражается у него не только сентиментально, но даже и риторично.
В.-художник остался журналистом, как и В.-журналист не переставал быть художником. Для его творчества характерна фрагментарность, преодолеваемая единым устремлением автора. Композиция его произведений примитивна. Некоторые из них составились из газетных статей и корреспонденций на одну основную тему («Отщепенцы», «Улица», «Лондонская улица»). Мастерство архитектоники заменяет в его сотканной из эпизодов трилогии естественная, временная последовательность художественной автобиографии. «Ж. Вэнтра» — своеобразнейший «Bildungsroman» — история развития и формирования не мыслителя, не художника, а революционера. Примитивная в основном композиция осложняется здесь вводными сценами, отступлениями, остроумными тирадами, записями дневника или памятной книжки, своего рода словесными арабесками, не нарушающими единства стиля, мозаичного и отрывочного по существу.
Список литературы
Русанов Н. С. (Кудрин Е.), Социалисты Запада и России (ст. о Валлесе), СПБ., 1909
Горнфельд А. Г., Вступительная статья к «Инсургенту», П., 1921
Гимельфарб Б., Ж. Валлес, сб. «Иностранные писатели в школе», Гиз, 1927
Richepin J., Les Etapes d’un réfractaire, P., 1872.
Другие работы по теме:
Фельетон
Фельетон — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Влияние Луны на земные процессы
Луна является естественным космическим спутником нашей планеты и в то же время является самым ярким объектом на ночном небе. В Солнечной системе Луна занимает пятое место по размерам естественных спутников планет.
Девятый сон Веры Павловны
Автор: Пелевин Виктор. Рассказ напоминает развернутую рецензию на «Что делать?» Чернышевского. Немного запоздала, правда, рецензия-то, но выполнена классно, мастерски. Героиня в должности туалетной уборщицы, рассуждающая о философских материях и стремящаяся изменить мир (!) — это такая же фантастика, как первоисточник.
Испытания юного капитана
(по роману Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан») Древний философ Вергилий говорил: «Отважным судьба помогает…». Примером этого является роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».
Как стать настоящим капитаном
В своих произведениях Жюль Верн показывает нам стойких, храбрых и благородных героев. Среди них были капитаны Немо и Грант, а в произведении “Пятнадцатилетний капитан” - Халл и юный Дик Сенд.
Жюль Верн - автор «Необыкновенных Путешествий»
Читатели едва успевали закончить очередной роман Жюля Верна, как уже появлялся следующий. После выхода в свет его книги сразу же переводились на многие языки и распространялись по всему свету.
Что значит жить по законам чести
Автор: Сочинения на свободную тему Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надёжным. Это значит иметь достоинство, уметь дружить.
Мазаринетки
(фр. Mazarinettes) — семь племянниц кардинала Мазарини, вместе с тремя племянниками выписанные им во Францию из Италии в 1647 и 1653 годах и впоследствии чрезвычайно удачно выданные им замуж за знатнейших представителей аристократии благодаря огромным приданым.
Франкфуртский мир
— мир, заключённый между Францией и Германией 10 мая 1871 года во Франкфурте-на-Майне и закончивший франко-прусскую войну. Прелиминарии мира были заключены ранее, 26 февраля 1871 года, в Версале. Согласно 7 статье этого прелиминарного трактата, переговоры об окончательном мире должны были вестись в Брюсселе; они и были там начаты, но прерваны и затем возобновлены во Франкфурте.
Академизм
Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Перекрытие Сенны
(13 февраля 1867 г. — 1871; фр. Le voыtement de la Senne) коллективом инженеров во главе с Анри Мо стало одной из важных вех в истории Брюсселя, открывшей путь к архитектурно-логистической модернизации города. В настоящее время в черте города реку скрывают подземные трубы. Над ними проложены бульвары и магистрали.
Битва в заливе Виго
Введение 1 Предыстория 2 Бой 3 Итоги боя 4 Интересные факты Введение Битва в заливе Виго — морское сражение 23 октября 1702 в заливе Виго между англо-голландскими войсками и французским и испанским флотом, произошедшее во время войны за испанское наследство.
Кондильяк, Этьен Бонно де
Введение 1 Сенсуалистическая теория познания 2 Рефлексия 3 Идея чисел 4 Издания Кондильяка на русском языке Список литературы Введение Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Йtienne Bonnot de Condillac; 30 сентября 1715(17150930), Гренобль — 3 августа 1780) — аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат — известный аббат Мабли.
Падран
Введение 1 История 2 Интересные факты Список литературы Введение Падран (порт. Padrгo) — каменный столб (часто увенчанный латинским крестом) с изображением королевского герба Португалии и надписью[1].
Аббатство объединение писателей
Абба́тство (объединение писателей) (фр. Abbaye de Crйteil) — объединение писателей в начале XX века во Франции. История «Аббатства» начинается осенью 1906, когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства.
Валлес, Жюль
Жюль Валлес (фр. Jules Vallиs, 11 июня 1832, Пюи (департамент Верхняя Луара) — 14 февраля 1885, Париж) — французский писатель и политический деятель; революционер, участник коммуны 1871, за что был приговорён к смерти, успел бежать. В 1881 вернулся по амнистии во Францию, в 1871 и с 1883 издавал революционную газету «Cri du peuple», в изгнании написал автобиографический роман «Jacques Vingtras» («Баккалавр», русский перевод, 1883).
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Независимая республика Гвиана
(неформ. Республика Кунани по названию её столицы; фр. Rйpublique de la Guyane indйpendante; порт. Repъblica de Cunani) - общеe название двух самопровозглашённых государств, существовавших на крайнем севере современной республики Бразилия (штат Амапа) на территории, которая оспаривалась Францией (Французская Гвиана) и Бразилией в конце ХIХ века.
Братья Ленен
План Введение 1 Биография 2 Наследие Введение Луи Ленен. Счастливое семейство, 1642. Лувр Братья Ленен (фр. Le Nain), Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 -20 апреля 1677) — французские художники.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Блюм, Леон
План Введение 1 Социалист 2 Правительство Народного фронта 3 Война 4 Правительства Блюма 4.1 Первое Министерство Блюма: 4 июня 1936 — 22 июня 1937 4.2 Второе Министерство Блюма: 13 марта — 10 апреля 1938
Жанен, Жюль Габриель
Жюль Габриель Жанен (фр. Jules Janin; 16 февраля 1804, Сент-Этьен, департамент Луара — 19 июня 1874, Париж) — французский писатель, критик и журналист, член Французской академии.
Альфонс XII
План Введение 1 Ранние годы 2 Приход к власти 3 Внешняя политика 4 Внутренняя политика. Покушения 5 Смерть 6 Семья 7 Память Введение Альфо́нс XII (исп. Alfonso XII, 28 ноября 1857—25 ноября 1885) — король Испании с 1874 года.
Государство Катанга
Введение 1 История 2 Полезные ископаемые Введение Государство Катанга (фр. Йtat du Katanga), — самопровозглашенное государство на юге Демократической Республики Конго. Существовало с 11 июля 1960 года по 15 января 1963 года.
Эмбер-Дро, Жюль
Жюль Эмбер-Дро (фр. Jules Humbert-Droz, 23 сентября 1891, Ла Шо-де-Фон — 16 октября 1971, Ла Шо-де-Фон) — швейцарский коммунист, деятель Коминтерна.
Жоаннар, Жюль-Поль
Жюль-Поль Жоаннар (фр. Jules-Paul Johannard; род. 14 декабря 1837 г. Бон — ум. 1892 г. Лондон) — французский революционер — социалист, активный участник и один из руководителей Парижской коммуны.
Верн, Жюль Габриель
Французский писатель-гуманист, один из основоположников жанра научной фантастики. Жюль Верн родился 8 февраля 1828 в богатом портовом городе Нант (Франция), в семье адвоката.
Жюль Жан Батист Венсан Борде
Борде, Жюль Жан Батист Венсан (Bordet, Jules Jean Baptiste Vincent) (1870–1961), бельгийский бактериолог и иммунолог, удостоенный в 1919 Нобелевской премии.
Рене Дюбо
Дюбо, Рене Жюль (Dubos, Ren Jules) (1901–1982), американский микробиолог.
Верн Жюль
На самом деле Жюль Верн не был ни знаменитым ученым-географом, ни великим путешественником. Просто он любил мечтать и был страстно влюблен в науку.
Пьер Жюль Сезар Жансен
Жансен, Пьер Жюль Сезар (Janssen, Pierre-Jules-Cesar) (1824–1907), французский астроном.