Взимание таможенных пошлин

Рефераты по таможенной системе » Взимание таможенных пошлин

1. Порядок взимания таможенных пошлин по экспорту и импорту

 

Таможенный Кодекс РФ как и его предшественник относит к таможенным платежам ввозную и вывозную таможенные пошлины налог на добавленную стоимость и акциз взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ а также таможенные сборы (ст. 318). Вместе с тем в отличие от Кодекса 1993 г. к условиям помещения товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления не отнесена уплата таможенных сборов за таможенное оформление.

В соответствии с § 1 ст. VIII ГАТТ ВТО таможенные сборы ограничиваются по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. Это ограничение исключающее фискальный характер таможенных сборов направлено на сокращение препятствий для свободного перемещения товаров. Уплата сборов должна быть непосредственно связана с расходами таможенных органов на совершение юридически значимых действий в интересах обратившегося лица при таможенном оформлении товаров и соответственно она не может относиться к условиям какого-либо таможенного режима. В частности это отличие таможенных сборов от иных таможенных платежей будет проявляться в правиле определения ставки подлежащей применению в каждом конкретном случае. Если в отношении таможенных пошлин налогов подлежат применению ставки действующие на день принятия таможенной декларации (ст. 7 Кодекса) то подлежащие применению ставки таможенных сборов определяются на момент возникновения обязательства по их уплате т.е. на момент совершения таможенными органами юридически значимых действий по таможенному оформлению товаров.

В соответствии со ст. 322 ТК РФ в отличие от прежнего Кодекса и НК РФ в качестве объекта обложения таможенными пошлинами и налогами рассматривает не ввоз товаров на таможенную территорию РФ (подп. 19 ст. 18 и ст. 110 ТК РФ 1993 г. подп. 4 п. 1 ст. 146 и подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ) а сами товары которые вводятся в гражданский оборот на территории России и тем самым влияют на ее экономику. Данное изменение соответствует сущности таможенного регулирования исключает формальный подход к вопросу возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов что имеет и большое прикладное значение. Например для случаев безвозвратной утери товаров находящихся под таможенным контролем ввоз которых на таможенную территорию РФ произошел вследствие форс-мажора или аварии что является обстоятельством прекращающим обязанность по уплате таможенных платежей (подп. 3 п. 2 ст. 319 ТК РФ)[1].

Следует отметить еще одну новеллу установленную ТК РФ в части возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов имеющую большое значение для соблюдения условий рассматриваемого режима. С точки зрения бюджетной эффективности (расходы и трудозатраты таможенных органов на исчисление сумм подлежащих уплате таможенных платежей не должны превышать суммы этих платежей) в ст. 319 ТК РФ установлен налогонеоблагаемый минимум (5 тыс. руб.). Если общая таможенная стоимость товаров ввозимых в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает указанного предела обязанность по уплате таможенных пошлин в этом случае вообще не возникает. Приведенные ограничения по применению данной нормы направлены на исключение злоупотреблений которые могут совершаться путем деления партии товаров на более мелкие поставки.

Установленные государством таможенные пошлины и налоги выполняют двойную роль. С одной стороны они реализует фискальные интересы государства. НК РФ отнеся в ст. 13 таможенную пошлину и иные обязательные безвозмездные платежи взимаемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ к федеральным налогам и сборам в ст. 8 определяет что они взимаются в целях финансового обеспечения деятельности государства. Как показывают последние годы таможенные платежи составляют значительную долю в доходной части федерального бюджета. Вместе с тем такие показатели в свою очередь говорят о зависимости экономики страны от внешней торговли о слабом развитии отечественного производства высоких технологий и сельского хозяйства. Именно из этих подходов берет начало вторая протекционистская задача таможенных пошлин и налогов. Основную роль здесь играет таможенная пошлина как тонкий инструмент настройки внешней торговли оказывающий значительное влияние на экономику страны.

В отличие от иных налогов таможенная пошлина ориентирована не только на правоотношения государства и налогоплательщиков но и непосредственно затрагивает интересы отечественных производителей в стимулируемых отраслях экономики делая их товары более конкурентоспособными за счет увеличения стоимости иностранных товаров того же вида.

Изъятие из общих принципов налогообложения в отношении таможенной пошлины содержится непосредственно в НК РФ который устанавливает возможность дифференциации ее ставок в зависимости от страны происхождения товаров (п. 2 ст. 3). В соответствии с Таможенным тарифом дифференциация ставок таможенной пошлины применяется также в зависимости от конечного потребителя целей использования товаров что НК РФ не предусматривает. Исключение таких инструментов таможенно-тарифного регулирования поставило бы РФ в невыгодное положение по сравнению со странами являющимися ее торговыми партнерами.

Состав элементов налогообложения (отсутствие налогового периода) порядок исчисления порядок и сроки уплаты таможенной пошлины отличаются от общих положений установленных в отношении остаточных налогов. Сама роль таможенных органов отличается от роли налоговых органов при исчислении обязательных платежей. Таможенное законодательство предусматривает право таможенных органов на принятие решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России обязательных для лица ответственного за уплату таможенных пошлин налогов что непосредственно влияет на размер подлежащей уплате суммы таможенных платежей. НК РФ такие полномочия исключает.

Для определения размера подлежащей уплате таможенной пошлины в отношении конкретного товара необходимо знать ее ставку. Это в свою очередь требует отнесения товара к тому или иному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД России утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. №830. Товарная номенклатура представляет собой перечень товаров с их описанием и присвоением каждому из них соответствующего цифрового кода. ТН ВЭД России имеет международную основу - Международную конвенцию о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров заключенную в Брюсселе 14 июня 1983 г. участницей которой наряду с более чем 100 государствами является РФ.

РФ является также участницей Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств подписанного 3 ноября 1995 г. в Москве правительствами государств - участников СНГ. В отличие от ТН ВЭД СНГ в которой используются 9-значные кодовые обозначения классификационный код товара по ТН ВЭД России представляет собой 10-значный набор цифр. Причина такого изменения состоит в том что все позиции в которых товары в соответствии с ТН ВЭД СНГ фактически определялись не кодами а текстовым описанием переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения. ТН ВЭД России представляет собой производную от действовавшей до апреля 2000 г. ТН ВЭД СНГ. При этом 9-значная ТН ВЭД СНГ сохраняется в качестве международной основы 10-значной ТН ВЭД России.

ТН ВЭД России содержит более 11 5 тыс. товарных позиций 97 товарных групп и предусматривает базовый принцип классификации - каждому товару должен соответствовать только один-единственный код. Ситуация при которой для одного предпринимателя избирается один код а для другого предпринимателя по тому же товару - иной код исключается самой логикой построения ТН ВЭД России.

По общему правилу определение и заявление классификационного кода товаров возлагаются на декларанта и производятся им при декларировании товаров (ст. 40 и 124 ТК РФ).

Каждому классификационному коду товаров соответствует ставка таможенной пошлины свод которых представляет собой Таможенный тариф. Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки ввозных таможенных пошлин в пределах установленных данным Законом определяются Правительством РФ.

В основу структуры российского Таможенного тарифа положен широко применяемый в мировой практике принцип «тарифной эскалации» - повышения размера ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции. Вместе с тем как уже отмечалось при определении размера ставки на его увеличение могут повлиять протекционистские задачи государства (что можно наблюдать на примере автомобильной промышленности).

Основой исчисления таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых ставок является таможенная стоимость или количество товаров. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» в РФ применяются следующие виды ставок пошлин:

адвалорные (ad valorem) начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (наиболее применяемый вид ставок);

специфические начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (в настоящее время самостоятельно мало используются) таких как яблоки шоколад пиво ликеры водка коньяк одноразовые зажигалки и т.д.;

комбинированные сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Такое сочетание может выражаться в выборе большего из размеров пошлины рассчитанной по адвалорной ставке и пошлины рассчитанной по специфической ставке (например 10% но не менее 3 евро за 1 шт.) а также в сумме указанных величин (например 15% плюс 1 4 евро за 1 пару).

В целях обеспечения стабильности и прогнозируемости внешнеторговой деятельности для ее участников Правительством РФ установлен ряд ограничений в отношении порядка изменений тех или иных ставок таможенной пошлины.

Для расчета таможенной пошлины по адвалорной ставке необходимо определить таможенную стоимость товаров. Проблема занижения таможенной стоимости является одной из основных не только в РФ но и в международной практике. Объективный анализ этой проблемы требует ее рассмотрения с точки зрения защиты интересов государства заключающихся в обеспечении полноты собираемости таможенных платежей с позиции исключения нарушений условий конкуренции на рынке а также исходя из облегчения самой процедуры таможенной оценки. Исходя из этого представляется что задача построения эффективной и не обременительной для участников ВЭД системы определения и заявления таможенной стоимости является одной из стержневых в таможенном регулировании.

Таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию РФ товара представляет собой цену сделки фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы т.е. с учетом транспортных расходов по перевозке товаров до порта или иного места ввоза (ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»). Данное понятие может отличаться от цены товаров указанной во внешнеторговом договоре. Такой договор в зависимости от базиса поставки иных условий может не включать в цену товара денежные затраты компенсационное оказание услуг или выполнение работ которые осуществляются за счет покупателя и считаются формирующими часть таможенной стоимости (перевозка погрузочно-разгрузочные работы иные работы услуги страхование оплата результатов интеллектуальной деятельности экспортные пошлины различные государственные сборы и т.п.). Кроме того цена указанная в договоре при определенных обстоятельствах не может быть взята за основу таможенной стоимости в частности в случае установления взаимозависимости участников сделки повлиявшей на цену товара. Таможенная же стоимость товаров представляет собой величину включающую в себя все прямые и косвенные платежи продавцу или даже третьему лицу в пользу продавца по условиям сделки.

В ТК РФ не вошли положения касающиеся методов определения таможенной стоимости. Применительно к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления порядок определения таможенной стоимости товаров регулируется исключительно Законом РФ «О таможенном тарифе».

Данный Закон следуя указанным международным стандартам устанавливает шесть методов определения таможенной стоимости основным из которых является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В случае если основной метод не может быть использован применяется один за другим каждый из последующих методов: по цене сделки с идентичными товарами по цене сделки с однородными товарами вычитания стоимости сложения стоимости резервный метод. Однако методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Нововведением в порядок заявления таможенной стоимости является детализация процедуры разрешения ситуации когда таможенные органы имеют серьезные основания сомневаться в правильности таможенной оценки товара. Закон РФ «О таможенном тарифе» предусматривает право декларанта в этом случае доказать достоверность заявленных им сведений по таможенной стоимости в том числе представив дополнительные сведения и документы (п. 2 ст. 15). Если декларант не представляет доказательств достоверности заявленной им стоимости для таможенных целей либо дополнительно представленные сведения также не являются удовлетворительными таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара последовательно применяя методы определения таможенной стоимости (п. 2 ст. 16 Закона). К данному порядку ТК РФ добавляет возможность активного диалога между декларантом и таможенным органом в рамках которого путем проведения консультаций и анализа имеющейся у сторон информации возможно выяснение приемлемого метода определения таможенной стоимости (п. 5 ст. 323 ТК РФ). При этом сокращен с трех месяцев (п. 3 ст. 16 Закона) до десяти дней (п. 3 ст. 23 ТК РФ) срок сообщения причин решения по таможенной стоимости в случае его самостоятельного принятия таможенным органом.

При определении таможенной стоимости следует обратить внимание на положения ст. 105 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей товары пришедшие в негодность испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их временного хранения подлежат помещению под определенный декларантом таможенный режим как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном испорченном или поврежденном состоянии. Данная норма отсутствует в Законе РФ «О таможенном тарифе» что влекло за собой несправедливое взимание таможенных платежей в указанных случаях в полном объеме.

Закон РФ «О таможенном тарифе» устанавливающий методы определения таможенной стоимости товаров распространяет их исключительно на ввозимые товары. Вместе с тем порядок определения таможенной стоимости вывозимых товаров утвержденный на основании п. 2 ст. 12 данного Закона Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. №1461 «О порядке определения таможенной стоимости товаров вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» сохраняет основные принципы. Таможенная стоимость вывозимых товаров также определяется на основе цены сделки т.е. цены фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при продаже товаров на экспорт. При этом в таможенную стоимость вывозимых товаров включаются расходы понесенные покупателем но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения стоимость упаковки включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров и др.).

Если товары экспортируются не в соответствии со сделкой купли-продажи или в случае невозможности использования цены сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости эта стоимость определяется исходя из данных бухгалтерского учета продавца-экспортера:

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин установлены в Законе РФ «О таможенном тарифе». Так освобождаются от уплаты экспортной пошлины предметы материально-технического снабжения и снаряжения топливо продовольствие и другое имущество вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов ведущих морской промысел товары вывозимые в качестве гуманитарной помощи в целях ликвидации последствий аварий и катастроф стихийных бедствий товары вывозимые в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями участницей которых является РФ (ст. 35–37 указанного Закона).


2. Санкции за нарушение налогового законодательства

 

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 114 НК).

Штраф является единственной формой налоговой санкции как меры ответственности за совершение налогового правонарушения. Размеры штрафов за отдельные виды налоговых правонарушений установлены в соответствующих статьях гл. 16 НК.

Статья 114 НК устанавливает разные принципы учета обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность при определении размера подлежащего взысканию штрафа[2].

Установление налоговым органом хотя бы одного (любого) смягчающего ответственность обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК) влечет уменьшение размера штрафа не менее чем в два раза по сравнению с размером установленным в соответствующей статье НК. Вполне очевидно что при установлении двух и более смягчающих обстоятельств размер штрафа должен быть уменьшен более чем в два раза. Тем не менее учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности.

Наличие обстоятельства отягчающего ответственность (п. 2 ст. 112 НК) неизбежно влечет повышение размера подлежащего взысканию штрафа вдвое по сравнению с установленным в НК.

В п. 5 ст. 114 НК имеется в виду случай совокупности нескольких налоговых правонарушений совершенных одним лицом и обнаруженных в ходе одной налоговой проверки. В этом случае правонарушитель привлекается к ответственности за несколько налоговых правонарушений. В НК не применяется известный уголовному праву принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности независимо друг от друга.

Пункт 6 ст. 114 НК устанавливает приоритет взыскания недоимки по налогу и пеней перед взысканием налоговой санкции. Отсюда следует что суммы взыскиваемых со счета налогоплательщика средств сначала погашают недоимку и пеню а затем - сумму штрафа.

Возможность взыскания налоговых санкций во внесудебном порядке исключается (п. 7 ст. 114 НК).

Срок исковой давности по требованиям налоговых органов о взыскании налоговой санкции составляет шесть месяцев. По общему правилу этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня когда такой акт должен был быть составлен).

Страницы: 1 2