Реферат: Особенности организации консультирования в таможенном деле России - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Особенности организации консультирования в таможенном деле России

Рефераты по таможенной системе » Особенности организации консультирования в таможенном деле России

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Особенности организации консультирования в таможенном деле России»

Санкт-Петербург

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Консультирование как государственная услуга

1.1 Повышение качества государственных услуг в рамках Административной реформы в Российской Федерации

1.2 Сущность, принципы консультирования

2.Особенности организации консультирования в таможенном деле

2.1  Условия предоставления услуги по консультированию

2.2  Сроки предоставления услуги по консультированию

2.3 Запрос о предоставлении консультации в таможенном органе

2.4 Порядок предоставления консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

2.4.1 Порядок предоставления консультаций по вопросам таможенного дела при письменном запросе

2.4.2 Порядок предоставления консультаций по вопросам таможенного дела при устном запросе

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2


ВВЕДЕНИЕ

Таможенное законодательство Российской Федерации — одна из наиболее сложных и динамичных отраслей российского права. Характерной чертой нормативного регулирования в сфере таможенного дела является то, что значительное число ситуаций при таможенном оформлении регламентируется не столько законами и постановлениями Правительства РФ, сколько многочисленными приказами и распоряжениями Федеральной таможенной службы России. Подобное положение дел создает трудности для участников внешнеэкономической деятельности, которые иногда не могут самостоятельно сориентироваться в огромном объеме нормативных актов, предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть в ходе таможенного оформления, и, в конечном итоге, зачастую терпят убытки вместо получения ожидаемой прибыли от внешнеэкономической деятельности.

В связи с этим, при осуществлении внешнеэкономической деятельности оправдана необходимость обращения за консультацией в таможенные органы для получения исчерпывающей, оперативной информации обо всех изменениях в действующем законодательстве, обеспечивающей его правильное применение на практике.

Актуальность данной темы определяется в первую очередь принятой в 2005 году Концепцией административной реформы в Российской Федерации на 2006 – 2010гг. Одной из важнейших целей данной реформы является повышение качества и доступности государственных услуг, для достижения которой необходимо решить задачу по разработке и внедрению стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.

Кроме того, рассматриваемая проблема приобретает все большее значение в новых условиях, связанных с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного Кодекса таможенного союза. Вступление в силу нового кодекса, а точнее связанные с этим изменения в таможенном регулировании неминуемо повлечет за собой увеличение количества обращений участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц в таможенные органы с запросом о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности автор ставит целью исследования: рассмотреть и проанализировать организацию государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела, предоставляемой таможенными органами.

Для достижения поставленной цели автор предполагает решение следующих задач:

1)  Рассмотреть Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг. в части повышения качества и доступности государственных услуг;

2)  определить сущность консультирования как государственной услуги, ее цели, характерные черты, принципы;

3)  рассмотреть условия предоставления услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным, входящим в компетенцию таможенных органов;

4)  проанализировать порядок предоставления услуги по консультирования с учетом различных форм направления запроса.


1.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА

1.1 Повышение качества государственных услуг в рамках Административной реформы в Российской Федерации

Реформирование системы государственного управления в России было признано одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.

Административная реформа, начавшаяся в 2003 году, представляет собой полномасштабную реформу системы государственного управления, направленную на:

1)ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

2)исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

3)развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

4)организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

5)завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти[1].

В 2005 году Правительством РФ была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации, ознаменовавшая начало второго этапа административной реформы в нашей стране.

Согласно утвержденной Концепции целями административной реформы в 2006 – 2010 гг. являются:

1.  повышение качества и доступности государственных услуг;

2.  ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

3.  повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Как становится ясно из Концепции, повышение качества и доступности государственных услуг – одна из главных целей на втором этапе реализации административной реформы в Российской Федерации. Для достижения этой цели согласно плану мероприятий, утвержденному Концепцией, в настоящий момент проводится работа по следующим направлениям:

1.  Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.

Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом, а также внедрить процедуры контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время продолжается работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы для стандартизации услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, включая услуги общего экономического характера, однако существующая система обратной связи с пользователями государственных услуг зачастую оказывается не эффективна.

Административнo-управленческие процессы в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации все еще недостаточно организованы. Качество этих процессов может быть существенно улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение административных регламентов с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий [2].

Под административным регламентом исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в Концепции понимается нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяющий последовательность действий (административные процедуры), обеспечивающую исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан и организаций. На сегодняшний день уже разработано и принято (или находится в стадии принятия) свыше 500 административных регламентов[3].

Очевидно, что достижение этих целей позволит повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей, а также повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти[4].

2.  Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях повышения качества предоставления государственных услуг при взаимодействии граждан и организаций с государственными и муниципальными органами власти в 2007 году было принято решение создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом должен быть сформирован типовой перечень услуг, предоставляемых на базе многофункциональных центров, и план перехода на предоставление этих услуг на базе многофункциональных центров с использованием общероссийского государственного информационного центра.

К октябрю 2008г. в 16 субъектах РФ в пилотном режиме было открыто 18 многофункциональных центров, реализующих принцип «одного окна», количество предоставляемых услуг в некоторых из них уже превышало 100. В настоящее время только в Санкт-Петербурге работает 9 МФЦ, а уже к 2010 году планируется открыть МФЦ во всех административных районах города[5].

3.  Организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

Размещение актуальных, достоверных, легко доступных и исчерпывающих сведений о порядке предоставления государственных услуг, требованиях, предъявляемых к заявителям и представляемым документам, а также обеспечение актуализации этих сведений являются востребованной получателями государственных услуг задачей. Ее решение эффективно осуществляется посредством создания системы порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Целями создания таких систем является:

1.  повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации;

2.  повышение осведомленности граждан и организаций об оказываемых услугах и исполняемых функциях органов власти;

3.  повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями, закрепленными в административном регламенте соответствующей услуги (функции);

На сегодняшний день введен в действие единый общероссийский справочно-информационный портал «Государственные услуги», а также информационные порталы о предоставлении государственных услуг в субъектах РФ.

По итогам реализации мероприятий административной реформы по этим направлениям предполагается рост удовлетворенности граждан качеством государственных услуг, в связи с чем ставится задача достижения удовлетворенности качеством и доступностью государственных услуг к 2010 г. – не менее чем у 70% граждан РФ[6].

Можно сделать вывод, что второй этап реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах в целом направлен на принципиальное обновление отношений исполнительной власти и общества (граждан и бизнеса).

1.2 Сущность, принципы консультирования

В административной реформе России (как на первом её этапе в 2003-2005 гг., так и на ныне проходящем) многое определяет одно из ключевых понятий «нового государственного менеджмента» – государственная услуга. Это не совсем привычное для российской управленческой практики словосочетание стало трактоваться как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти.

Государственная функция (или функции государственных органов исполнительной власти) как предмет административной реформы понимается как конкретное правоотношение между органом исполнительной власти и гражданином (юридическим лицом, организацией), возникающее в связи с исполнением соответствующего полномочия, установленного для этого органа законом, и подлежащее исполнению вне зависимости от прямого обращения гражданина (юридического лица, организации) в этот орган; действие органа власти в данном случае называется «исполнение государственной функции». Подразумевается при этом, что указанные функции как бы деперсонифицированы, обезличены и исполняются одновременно для всего населения, – такова, например, функция обеспечения правопорядка[7].

В отличие от «функции» в контексте официальных материалов об административной реформе государственную «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей; в связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти называется «предоставлением (оказанием) государственной услуги».

Консультирование - это разновидность государственной услуги, которая заключается в предоставлении заинтересованным лицам (гражданам, юридическим лицам) точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере правоотношений и правила предоставления которой регулируются соответствующим административным регламентом.

В таможенном деле основной целью консультирования является расширение знаний участников внешнеэкономической деятельности и граждан в области таможенного законодательства и обеспечение его правильного применения на практике. Для выполнения указанной цели правовое подразделение предоставляет заинтересованным лицам исчерпывающую информацию по интересующему вопросу, разъясняет все возможные варианты решения, указывает на последствия. Все это позволяет ускорить процесс таможенного оформления и избежать жалоб со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

Важнейшими принципами консультирования являются:

1. Профессионализм.

Профессионализм лица, оказывающего государственную услугу консультирования подразумевает:

- Знание управленческой ситуации.

- Наличие практического опыта ее разрешения.

- Обладание навыками обмена опытом, выявления проблем, поиска информации, анализа ситуации.

2. Совещательность.

Консультант не обладает правом принятия решений, а лишь предоставляет заинтересованному лицу полную информацию по интересующему вопросу, указывает на последствия решения, разъясняет возможные альтернативы.

3. Независимость.

- Финансовая, то есть отсутствие интереса у должностного лица, оказывающего консультацию к тому, как распорядится обратившееся лицо полученной информацией.

- Административная, то есть отсутствие связи и субординации.

- Политическая.

- Эмоциональная, подразумевающая независимость от родственных и дружеских связей[8].

Государственная услуга по консультированию также имеет ряд особенностей, ввиду того, что консультации:

1. Являются продуктом консультационной деятельности.

2. Имеют свой жизненный цикл.

3. Нематериальны.

4. Неоднородны.

5. Не могут быть оказаны впрок.

6. Могут быть оказаны заранее.

Таким образом, консультирование как государственная услуга представляет собой деятельность органа исполнительной власти, осуществляемую в контакте с конкретным лицом (физическим, юридическим лицом, организацией), которые самостоятельно обращаются в соответствующий орган, и заключающуюся в предоставлении точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере деятельности. Основными принципами консультирования являются принцип профессионализма, совещательности, независимости.


2.ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

консультирование таможенный дело

В соответствии со статьями 24 и 25 Таможенного кодекса Российской Федерации одной из функций таможенных органов является информирование и консультирование заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела. В целях реализации указанной функции и обеспечения права участников внешнеэкономической деятельности на получение необходимой информации, а также в соответствии с Концепцией административной реформы в РФ в 2006-2010гг. ФТС России был разработан и утвержден Административный регламент о предоставлении государственной услуги, который предусматривает порядок информирования таможенными органами заинтересованных лиц о правовых актах в области таможенного и их консультирования по вопросам таможенного дела. Но Административный регламент предусматривает не только порядок действий по оказанию государственной услуги со стороны должностных лиц таможенного органа. В нем также определены требования и к порядку обращения заинтересованных лиц по данному вопросу.

Получателями государственной услуги по консультированию являются физические и юридические лица. При этом лицам, обращающимся в таможенные органы, обеспечиваются комфортные условия для получения ими консультаций, в том числе гарантируются надлежащим образом оборудованные помещения, удобные графики работы органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Конечным результатом предоставления услуги по консультированию является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций[9].

Административный регламент четко определяет круг вопросов, по которым таможенные органы предоставляют консультации, а именно, касающиеся:

- таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств лиц;

- включения юридических лиц в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

- внутреннего таможенного транзита;

- временного хранения товаров;

- применения различных таможенных режимов;

- порядка декларирования товаров и транспортных средств, представления документов при декларировании товаров;

- перемещения товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

- перемещения товаров в международных почтовых отправлениях;

- перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

- иных вопросов, входящих в компетенцию таможенных органов (т.е. вопросов установления порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ).

Вместе с тем консультирование по вопросам таможенного дела не предоставляется:

- по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов;

- по запросам о причинах и основаниях принятого решения или совершенного действия либо о причинах непринятия решения или несовершения действия;

- по жалобам лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе;

- по жалобам лиц на постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, даже если запросы лиц не имеют такого названия, но по своему содержанию относятся к жалобе;

- по обращениям о подтверждении или о принятии решения об определении кода товаров по ТН ВЭД России, страны происхождения товаров;

- по обращениям о подтверждении или об определении таможенной стоимости;

- по обращениям об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (в соответствии со ст.324 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантами и иными лицами самостоятельно, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом РФ).

2.1 Условия предоставления услуги по консультированию

Анализируя административный регламент, регулирующий правила предоставления услуги по консультированию по вопросам таможенного дела, можно выделить два важнейших условия.

Во-первых, консультирование таможенными органами осуществляется как в устной, так и в письменной форме бесплатно. Это положение закреплено п. 2 ст. 25 Таможенного Кодекса РФ. Однако это не всегда было так. С введением Таможенного Кодекса 1993г. на этапе измененного законодательства услуги по информированию и консультированию предоставлялись на платной основе, что требовало наличия соответствующей квалификации должностного лица, уполномоченного на проведение консультаций[10].

Во-вторых, консультации в области таможенного дела проводятся при выполнении требований, установленных как для заинтересованных лиц, так и для самих должностных лиц таможенных органов, а также требований к оборудованию помещений, в которых предоставляется услуга.

Рассмотрим подробнее эти требования.

1.Консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование. При этом уполномоченное должностное лицо должно иметь высшее юридическое или другое высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года. Функция осуществления консультирования заинтересованных лиц также закрепляется в типовом положении о правовом отделе таможни, а уже приказом таможни об организации информирования и консультирования по вопросам таможенного дела в таможне назначаются ответственные лица из должностных лиц правового отдела.

При предоставлении консультации должностное лицо не вправе:

- искажать положения нормативных и иных правовых актов;

- предоставлять сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством РФ, включая сведения, относящиеся к собственной безопасности таможенных органов, а также составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера;

- давать правовую оценку любых обстоятельств и событий, в том числе решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц;

- вносить изменения и дополнения в любые предоставленные лицами документы;

- совершать на документах лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам, их должностным лицам или каким-либо иным способом влиять на последующее решение таможенного органа или действие его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы;

- подтверждать иным образом достоверность сведений и правильность оформления документов, необходимых для таможенного оформления.

Несмотря на то, что консультирование осуществляют квалифицированные должностные лица правового отдела, бывают случаи, когда для наиболее полного и качественного предоставления услуги требуется методическая и практическая помощь должностных лиц других подразделений РТУ или таможни. В таком случае привлечение должностных лиц для оказания помощи осуществляется путем непосредственного обращения уполномоченного должностного лица к начальнику структурного подразделения РТУ или таможни, в функции которого входит практическое разрешение вопросов таможенного дела, с которыми обратилось лицо, либо путем направления уполномоченным должностным лицом письменного запроса в структурное подразделение РТУ или таможни.

Начальник структурного подразделения, к которому обратилось уполномоченное должностное лицо, обязан в такой ситуации незамедлительно поручить оказание помощи наиболее квалифицированному должностному лицу структурного подразделения.

Должностное лицо, которому поручено оказание помощи, в свою очередь обязано незамедлительно (при устном обращении) либо в сроки, не превышающие 5 рабочих дней, оказать ее уполномоченному должностному лицу.

В случае отказа начальником структурного подразделения РТУ или таможни или иных должностных лиц, которым поручено оказание методической и практической помощи, уполномоченное должностное лицо докладывает начальнику РТУ или таможни для принятия мер, как правило, применения либо наложения дисциплинарного взыскания на указанных должностных лиц.

Должностные лица, предоставляющие консультации, должны иметь нагрудные идентификационные карточки и быть обеспечены канцелярскими принадлежностями, средствами связи и оргтехникой.

Помимо обязанностей и прав уполномоченных должностных лиц при осуществлении консультирования, особое внимание уделяется организации рабочего места указанных должностных лиц.

Так, рабочие места уполномоченных должностных лиц правового отдела Санкт-Петербургской таможни должны быть оборудованы лазерным принтером, автоинформатором. Им предоставляется доступ к информационно-вычислительной сети общего пользования Интернет, обеспечивается возможность приема отделом письменных обращений средствами электронной почты, а также функционирование в круглосуточном режиме автоинформаторов[11]. Очевидно, что далеко не на всех таможнях есть возможность такой организации рабочих мест, но, безусловно, необходимо стремиться к этому, поскольку такая организация позволит существенно сократить и упростить процедуру информирования и консультирования, сделать государственную услугу максимально доступной.

2.Помещения для предоставления государственной услуги размещаются на нижних этажах зданий таможенных органов, в специально выделенных для этого помещениях (из расчета не более 2 уполномоченных лиц в помещении) и снабжаются соответствующими табличками с указанием номера кабинета, названия соответствующего подразделения, фамилий, имен, отчеств, должностей должностных лиц, предоставляющих государственную услугу. Каждое помещение для предоставления государственной услуги оснащается телефоном, факсом, ксероксом, сканером и принтером.

Для ожидания приема лицам отводятся места, оборудованные стульями, кресельными секциями или скамьями, столами для возможности оформления документов, а также имеющие туалет и места хранения верхней одежды лиц. В летнее время (с июня по август) в местах ожидания приема работает кондиционер. На столах (стойках) находятся писчая бумага и канцелярские принадлежности (шариковые ручки) в количестве, достаточном для написания письменного запроса лицом.

3. Для получения консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в устной форме или получения письменной консультации на руки заинтересованное лицо должно иметь при себе:

- документ, удостоверяющий личность;

- документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).

Как отмечалось ранее, услуга по консультированию предоставляется таможенными органами как в устной, так и в письменной форме. Для получения государственной услуги по консультированию лицо направляет в адрес таможенного органа запрос о предоставлении консультации, формы и содержание которого будут рассмотрены в работе.

Итак, государственная услуга по консультированию предоставляется заинтересованным лицам при соблюдении конкретных и четко установленных регламентом требований, направленных на защиту прав граждан. Во-первых, работа должностных лиц организована так, чтобы исключить любые формы бюрократического произвола и коррупции. Во-вторых, регламент устанавливает предписания к качеству сервиса. Устанавливаются требования к помещениям, чтобы посетители могли себя чувствовать максимально комфортно. В-третьих, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа, механизмы обжалования, имеются инструкции чиновникам, как действовать в сложных ситуациях. Все это еще раз демонстрирует нацеленность на повышение качества государственных услуг.

2.2 Сроки предоставления консультации

В Административном регламенте установлено, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, предоставляется по запросу заинтересованного лица в возможно короткие сроки, но не позднее одного месяца со дня поступления в таможенный орган указанного запроса.

Продолжительность устной консультации устанавливается не более 1 часа, этого достаточно для предоставления полного и исчерпывающего ответа на запрос и фиксирования результата оказания услуги.

В случае, если должностное лицо не может предоставить информацию по запросу самостоятельно без привлечения иных структурных подразделений таможенного органа или подготовка информации требует продолжительного времени (например, если требуются проведение дополнительного сравнительного анализа правовых актов в области таможенного дела, дополнительное изучение норм иных отраслей права, анализ правоприменительной практики), оно предлагает лицу обратиться с письменным запросом либо назначает другое удобное для лица время для предоставления консультации, но не позднее одного месяца со дня первого устного обращения лица.

Регламентом закреплен также единый для всех таможен и РТУ график приема лиц при предоставлении государственной услуги по консультированию уполномоченными должностными лицами.


2.3 Запрос о предоставлении консультации в таможенном органе

Основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультирования в соответствующее правовое подразделение РТУ или таможни.

Запрос может быть представлен в письменной либо в устной форме.

Письменный запрос о предоставлении консультации обязательно должен содержать следующие сведения:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилия и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;

- форму, по которой лицо желает получить консультацию (письменную либо устную);

- способ передачи письменной консультации (непосредственно лицу - с указанием контактных телефонов либо почтой);

- подпись лица.

Заинтересованное лицо может направить письменный запрос о предоставлении консультации в РТУ или таможню запрос средствами почтовой связи, по электронной почте или через накопительный ящик, представляющий собой ящик для приема корреспонденции, расположенный обычно при входе в РТУ или таможню.

При устном запросе лица о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, уполномоченное должностное лицо приглашает его в помещение, где проводится консультирование. Уполномоченное должностное лицо уточняет, какие сведения необходимы лицу, в какой форме он желает получить ответ, определяет уровень сложности запроса, функциональные подразделения таможенного органа, чье заключение необходимо для правильного и полного ответа на поставленный вопрос.

На практике, как правило, при подаче письменного запроса ответ предоставляется также в письменной форме[12]. Очевидно, что письменная форма запроса является более распространенной, так как значительно экономит время, учитывая, что запрос может быть отправлен по электронной почте, участники ВЭД или физические лица могут направить запрос о предоставлении консультации, не покидая собственного рабочего места.

2.4 Порядок консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

Порядок предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, различается в зависимости от формы представления запроса. Далее автор считает необходимым изучить порядок предоставления консультации по вопросам таможенного дела при письменном и устном запросе.

2.4.1 Порядок консультирования по вопросам таможенного дела при письменном запросе

После того как заинтересованное лицо составило письменный запрос в соответствии с требованиями, указанными в п. 59 Административного регламента, оно направляет его в РТУ или таможню почтовой связью, по электронной почте или через накопительный ящик.

В обязанности уполномоченного должностного лица помимо прочего входит регулярная (не менее 2 раз в день) проверка поступления корреспонденции по электронной почте. Полученные документы сохраняются в соответствующей папке на компьютере уполномоченного должностного лица и распечатываются. После вывода запроса о предоставлении консультации на бумажный носитель он незамедлительно передается в подразделение документационного обеспечения РТУ или таможни для проставления на полученном запросе регистрационного штампа таможенного органа и исполняется аналогично письменным запросам, полученным прочими средствами связи.

Далее уполномоченное должностное лицо уточняет, какую информацию хочет получить лицо, и определяет, относится ли указанный запрос к консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Запрос лица о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела, который входит в компетенцию таможенных органов и который может быть удовлетворен, уполномоченное должностное лицо фиксирует в специальном Журнале консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (Приложение 1). Журнал должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью РТУ или таможни и храниться в правовом подразделении РТУ или таможни.

-  В графе 1 Журнала указывается порядковый номер запроса, который формируется в порядке возрастания.

-  В графе 2 Журнала консультирования уполномоченное должностное лицо дату поступления письменного запроса либо дату устного обращения лица о предоставлении консультации в правовое подразделение РТУ или таможни.

-  В графу 3 Журнала вносятся сведения о лице, указанные в его письменном запросе, или сведения согласно представленным им при устном запросе документам, удостоверяющим личность, а также документам, подтверждающим полномочия лица, представляющего интересы юридического лица.

-  В 4 графе отражается краткое описание вопросов, по которым лицо желает получить консультацию.

-  В графе 5 Журнала консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, уполномоченное должностное лицо указывает свои должность, фамилию и инициалы.

Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, по желанию лица осуществляется как в устной, так и в письменной форме.

При желании лица получить консультацию в письменной форме, указанном в письменном запросе, уполномоченное должностное лицо подготавливает ответ по специальной форме (Приложение 2).

-  Номер письменной консультации отражается в графе 6 Журнала консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Указанный ответ по желанию лица, указанному в письменном запросе, направляется почтой заказным письмом с уведомлением либо вручается непосредственно лицу (его представителю). При вручении письменного ответа непосредственно лицу (его представителю) на руки в графу 6 Журнала консультирования вносятся сведения о лице, получившем на руки указанный ответ, его полномочиях на получение ответа, дате вручения.

При желании лица получить консультацию в устной форме уполномоченное должностное лицо согласовывает с лицом по контактным телефонам, указанным в письменном запросе, дату и время консультирования. Прием указанного лица производится в назначенное для него время.

-  Краткое изложение содержания устной консультации со ссылками на положения нормативных и иных правовых актов либо причина отказа в предоставлении консультации указывается в графе 7 Журнала консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

По окончании приема лицо проставляет отметку в графе 6 Журнала об оказании консультации или о получении информации о причинах отказа в ее предоставлении (подпись, число, реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего интересы юридического лица).

Не смотря на то, что в регламенте четко прописаны все требования и административные процедуры для получения консультации, продолжают иметь место случаи, когда запросы на получение консультаций по вопросам таможенного дела оформляются с нарушениями, например, на бланках предприятий и организаций за подписью неуполномоченных лиц (подписываются не единоличным исполнительным органом юридического лица, а иными лицами без приложения к запросу доверенности).

Зачастую участники ВЭД пользуются своим правом на получение консультации по вопросам таможенного дела путем направления в таможенный орган письменного запроса. Однако, несмотря на то, что пунктом 59 Административного регламента предусмотрены обязательные требования к письменному запросу, большинство поступающих в таможню запросов, не содержат всех необходимых сведений. Таких как: указание полного почтового адреса обратившегося лица; форма, по которой лицо желает получить консультацию (письменная или устная); способ передачи письменной консультации (непосредственно лицу – с указанием контактных телефонов либо почтой); подпись уполномоченного на получение консультации лица. Несоблюдение указанных требований к письменному запросу является для таможенного органа в соответствии с пунктом 33 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении консультации.

Другим проблемным вопросом, является то, что обращающиеся за консультацией лица не в полной мере учитывают требования пункта 53 Административного регламента о предоставлении консультаций только по конкретным вопросам, возникающим в таможенных правоотношениях. Так имеют место случаи, когда в запросах на получение консультаций содержатся вопросы общего характера по отрасли таможенного права[13].

2.4.2 Порядок консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам при устном запросе

Лицам, желающим получить государственную услугу по консультированию в устной форме, предоставляется право выбора при ее получении: в порядке живой очереди без предварительной записи или по предварительной записи по телефону.

При определении времени консультации по телефону должностное лицо, обязано назначить время с учетом уже состоявшихся встреч с лицами и времени, согласованного с лицом, обратившимся за предоставлением консультации.

Запись по телефону при консультировании является предпочтительным способом организации приема лиц.

При устном запросе лица о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, уполномоченное должностное лицо приглашает его в помещение, где проводится консультирование. Уполномоченное должностное лицо уточняет, что за сведения ему необходимы, в какой форме желает получить ответ, определяет уровень сложности запроса, функциональные подразделения таможенного органа, чье заключение необходимо для правильного и полного ответа на поставленный вопрос.

При желании обратившегося лица получить консультацию в устной форме и возможности дачи заключения по запросу уполномоченным должностным лицом самостоятельно и незамедлительно уполномоченное должностное лицо осуществляет поиск необходимых сведений с использованием имеющихся в таможенном органе справочно-правовых систем и правовых актов и сообщает лицу требуемую информацию.

Краткое изложение содержания устной консультации со ссылками на положения нормативных и иных правовых актов либо причина отказа в предоставлении консультации также указывается в графе 7 Журнала консультирования.

По окончании приема лицо проставляет отметку в графе 6 Журнала консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, об оказании консультации или о получении информации о причинах отказа в ее предоставлении (подпись, число, реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего интересы юридического лица).

В случае, если подготовка ответа требует продолжительного времени или необходимо затребовать письменные заключения от иных структурных подразделений таможенных органов и уполномоченное должностное лицо назначает лицу удобное для него время для осуществления консультирования.

По окончании приема лицо проставляет отметку в графе 6 Журнала консультирования об оказании консультации или о получении информации о причинах отказа в ее предоставлении (подпись, число, реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего интересы юридического лица).

В случае, если лицо обратилось с устным запросом, но желает получить консультацию в письменной форме, и уполномоченное должностное лицо не имеет возможности незамедлительно подготовить письменный ответ на запрос, тогда должностное лицо предлагает лицу по его желанию получить письменный ответ почтой либо на руки. При этом желаемая лицом форма получения письменного ответа указывается в 7 графе Журнала консультирования под роспись лица. Номер письменной консультации отражается в графе 6 Журнала.

С консультаций, оказанных в письменной форме, уполномоченным должностным лицом снимаются копии, которые хранятся вместе с запросом в отдельном деле правового подразделения РТУ или таможни не менее 5 лет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными во введении целью работы и задачами автор пришел к следующим выводам:

1. В настоящее время государственные услуги являются объектом административной реформы в Российской Федерации, начавшейся в 2003 году. На втором этапе реализации Концепции административной реформы мы можем наблюдать принципиальное обновление отношений исполнительной власти и общества, Концепция определила новое значение государственной услуги как одного из важнейших «конечных продуктов» исполнительной власти. Следовательно, изменился и подход к организации предоставления государственных услуг. Сама цель реформы на втором этапе ее реализации - повышение качества и доступности государственных услуг – говорит о том, что теперь деятельность органов исполнительной власти направлена на интересы пользователей, а также на повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

2. Консультирование как государственная услуга представляет собой деятельность органа исполнительной власти, осуществляемую в контакте с конкретным лицом (физическим, юридическим лицом, организацией), которые самостоятельно обращаются в соответствующий орган, и заключающуюся в предоставлении точной, своевременной и полной информации о применении правовых актов в определенной сфере деятельности. Основными принципами консультирования являются принцип профессионализма, совещательности, независимости.

В таможенном деле основной целью консультирования является расширение знаний участников внешнеэкономической деятельности и граждан в области таможенного законодательства и обеспечение его правильного применения на практике. Для выполнения указанной цели правовое подразделение предоставляет заинтересованным лицам исчерпывающую информацию по интересующему вопросу, разъясняет все возможные варианты решения, указывает на последствия. Все это позволяет ускорить процесс таможенного оформления и избежать жалоб со стороны участников внешнеэкономической деятельности.

3. Государственная услуга по консультированию предоставляется заинтересованным лицам при соблюдении конкретных и четко установленных соответствующим административным регламентом требований, направленных на защиту прав граждан. Во-первых, работа должностных лиц организована так, чтобы исключить любые формы бюрократического произвола и коррупции. Во-вторых, регламент устанавливает предписания к качеству сервиса. Устанавливаются требования к помещениям, чтобы посетители могли себя чувствовать максимально комфортно. В-третьих, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа, механизмы обжалования, имеются инструкции чиновникам, как действовать в сложных ситуациях. Все это еще раз демонстрирует нацеленность на повышение качества государственных услуг.

4. Основанием для осуществления консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, является запрос лица о предоставлении консультирования в соответствующее правовое подразделение РТУ или таможни.

Порядок предоставления государственной услуги по консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, различается в зависимости от формы представления запроса.

Знание правового поля, в котором осуществляет свою деятельность участник ВЭД, является одним из залогов успеха ведения внешнеэкономической деятельности. В условиях современного рынка и все нарастающей конкуренции эффективность и конкурентоспособность бизнеса зачастую зависит от принятия единственно верного решения, которое зависит от быстрого реагирования на изменения рыночных тенденций, законодательства, тонкостей таможенного оформления. В такой ситуации крайне необходимой может оказаться консультация в таможенных органах, на которые возложена функция информирования и консультирования заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела.

Лицам, обращающимся в таможенные органы, обеспечиваются комфортные условия для получения ими консультаций, в том числе гарантируются надлежащим образом оборудованные помещения, удобные графики работы органов, участвующих в предоставлении государственной услуги.

Конечным же результатом предоставления услуги по консультированию является получение лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям, а также удовлетворенность лиц качеством, своевременностью предоставления и полнотой полученных консультаций.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»// Российская газета. – 2003. – № 148 (3262)

Режим доступа: World Wide Web.

URL: rg

2. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»// Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга

Режим доступа: World Wide Web.

URL:spbustavsud

3.Таможенный кодекс РФ. – М.: Эксмо, 2009. – 288

4. Приказ ФТС России от 24.05.2006 №469 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов»

5. Приказ Санкт-Петербургской таможни №834 от 08.12.2006 «Об организации информирования и консультирования по вопросам таможенного дела в Санкт-Петербургской таможне»

6. Проводники закона // Журнал Таможня. – 2009. – №10 [225]

Режим доступа: World Wide Web.

URL:vch

7. Консультация по вопросам таможенного дела будет предоставлена своевременно, если…// Сайт Международный таможенный брокер

Режим доступа: World Wide Web.

URL: mtbroker

8. Сайт «Административная реформа в Российской Федерации»

Режим доступа: World Wide Web.

URL: ar.gov

9. Справочно-информационный портал «Государственные услуги»

Режим доступа: World Wide Web.

URL: gosuslugi

10. Юридический портал Правотека: комментарии к ст. 25 ТК РФ

Режим доступа: World Wide Web.

URL: pravoteka

11. Информационный портал «Государственные услуги в

Санкт-Петербурге»

Режим доступа: World Wide Web.

URL: pgu.spb

12. В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н. Чучелина. Административная реформа в Российской Федерации: нормативная база, проблемы реализации, рекомендации: Аналитический отчет. Режим доступа: World Wide Web.

URL: adm.yar

13. Лекции по основам управленческого консультирования//Информационный портал МЭСИ

Режим доступа: World Wide Web. URL: mesi

14. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. – М.: РИО РТА, 2004.– 98 с.


Приложение 1

Журнал консультирования лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

№ п/п Дата

Лицо

(Ф.И.О. физичес-кого лица или наимено-вание юридичес-кого лица)

Краткое описание вопросов Должность, фамилия, инициалы лица, предоставившего информацию Отметка об оказании консультации (номер письменной консультации либо подпись о получении консультации или о получении информации о причинах отказа в ее предоставлении Краткое изложение содержания устной консультации, ссылки на положения нормативных и иных правовых актов либо причина отказа в предоставлении консультации
1 2 3 4 5 6 7

Приложение 2

Форма бланка письменного ответа

Ф.И.О. физического лица либо

наименование юридического лица

с указанием полного почтового адреса

00000/00 00 00/0000 К

КОНСУЛЬТАЦИЯ

"__" _____________ 20__ г.

_____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность уполномоченного должностного лица с указанием

наименования таможенного органа)

рассмотрев запрос ___________________________________ от ______

(инициалы, фамилия физического лица (дата) либо наименование юридического лица)

_____________________________________________________________

(краткое описание сущности запроса)

____________________________________________________________

_____________________________________________________________

предоставляю следующую информацию:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(изложение информации о правовых актах, регулирующих

_____________________________________________________________

соответствующие правоотношения, со ссылками на конкретные нормы)

_______________________________________/___________________

(подпись лица, оказавшего консультацию) (фамилия, инициалы)

Примечание. Номер письменной консультации формируется следующим образом:

00000/00 00 00/0000 К,

1 2 3 4 5 где:

1 - первые пять знаков восьмизначного кода таможенного органа, предоставившего письменную консультацию, в соответствии с Классификатором таможенных органов и их структурных подразделений;

2, 3 и 4 - текущие день, месяц и последние две цифры года на момент предоставления письменной консультации;

5 - порядковый номер запроса о предоставлении консультации по Журналу консультирования по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах»// Российская газета. – 2003. –  № 148 (3262)

Режим доступа: World Wide Web.  URL: rg

[2] Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»// Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга  Режим доступа: World Wide Web.  URL:spbustavsud

[3] Сайт «Административная реформа в Российской Федерации» Режим доступа: World Wide Web. URL: ar.gov

[4] В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н. Чучелина. Административная реформа в Российской Федерации: нормативная база, проблемы реализации, рекомендации: Аналитический отчет. Режим доступа: World Wide Web.  URL: adm.yar

[5] Информационный портал «Государственные услуги в  Санкт-Петербурге»

Режим доступа: World Wide Web.  URL: pgu.spb

[6] Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»// Сайт Уставного суда Санкт-Петербурга

Режим доступа: World Wide Web.  URL:spbustavsud

[7] В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н. Чучелина. Административная реформа в Российской Федерации: нормативная база, проблемы реализации, рекомендации: Аналитический отчет. Режим доступа: World Wide Web.  URL: adm.yar

[8] Лекции по основам управленческого консультирования//Информационный портал МЭСИ

Режим доступа: World Wide Web.  URL: mesi

[9] Приказ ФТС России от 24.05.2006 №469 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию о правовых актах в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов»

[10] Проводники закона // Журнал Таможня. – 2009. –  №10 [225]  Режим доступа: World Wide Web.

URL:vch

[11] Приказ Санкт-Петербургской таможни №834 от 08.12.2006 «Об организации информирования и консультирования по вопросам таможенного дела в Санкт-Петербургской таможне»

[12] Юридический портал Правотека: комментарии к ст. 25 ТК РФ Режим доступа: World Wide Web.

URL: pravoteka

[13] Консультация по вопросам таможенного дела будет предоставлена своевременно, если…// Сайт Международный таможенный брокер Режим доступа: World Wide Web. URL: mtbroker