Реферат: Таможенно-тарифное регулирование ВЭД - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Рефераты по таможенной системе » Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Таможенно-тарифное регулирование ввоза товаров. Под тарифным регули­рованием понимается комплекс мер (методов), основанных на использовании ценового фактора воздействия на внешнеторговый оборот. Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представ­ляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установлен­ные исходя из соображений экономической по­литики РФ, выполнения международных обяза­тельств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рын­ка в качестве ответной меры на дискриминаци­онные или другие ущемляющие интересы рос­сийских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основа­ниям в соответствии с федеральными закона­ми, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление мини­мальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установлен­ном порядке до таможенных органов РФ. Приня­тию защитных мер внутреннего рынка РФ долж­ны предшествовать расследования, проводимые Министерством торговли России , с предоставле­нием материалов таких расследований Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле. Примером косвенных защитных мер может служить установление Государственным таможенным комитетом России перечня пунктов пропуска на таможенной границе РФ, через которые только могут вводиться подакцизные товары, подлежащие маркировке, - алкогольные товары и табачные изделия. Другим примером косвенных защитных мер может служить сертификация соответст­вия ряда товаров стандартам безопасности и качества.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятель­ности. Таможенно-тарифные меры - это такие меры государственного воз­действия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на ис­пользовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым усло­вием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой террито­рии. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования - это прин­цип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать ка­кие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других ас­пектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процес­се таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Слово «тариф» арабского происхождения, означает «перечень», «ре­естр». Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно упо­требляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительст­ва РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе - своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, при­меняемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможен­ный тариф РФ - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизиро­ванных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и ко­дирования товаров (разработанной международной организацией - Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными по­шлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном та­рифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчис­ления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной ста­тистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в на­шей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-пер­вых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, - по каждо­му товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и слож­ный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каж­дого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зави­симости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает до­статочной' маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравни­тельно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару уста­навливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный та­моженный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособ­лен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более вы­сокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

Современные таможенные тарифы включают в себя тысячи наименова­ний товаров. Общее число товарных позиций в таможенных тарифах разви­тых государств достигает двух-трех тысяч. Кроме того, каждая товарная по­зиция содержит или может содержать более мелкие подпозиции. Это является следствием тенденции к увеличению числа товаров, облагаемых та­моженными пошлинами.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. основными конкретными целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, ва­лютных доходов и расходов на ее территории;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производ­ства и потребления товаров в стране;

защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной кон­куренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля над перемеще­нием товаров за границу является получение государством доходов от экс­порта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значи­тельной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей. Таким образом, таможенно-тарифное регулирование реализуется с помощью тамо­женных платежей, выполняя тем самым роль ценообразующего фактора и инструмента торговой политики, а также источника пополнения доходов фе­дерального бюджета.

Порядок применения ввозных (импортных) пошлин регламентируется пре­жде всего Законом РФ "О таможенном тарифе", принятом 21 мая 1993 года. Ввозные таможенные пошлины являются традиционным и по-прежнему одним из наиболее эффективных способов регулирования внешнеэкономической дея­тельности.

В России до 15 января 1992 года в отношении ввозимых на ее территорию товаров формально действовал Таможенный тариф СССР, утвержденный поста­новлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 года №394. 15 января 1992 года постановлением Правительства РФ № 32 "О таможенных пошлинах на импортные товары" союзный таможенный тариф был отменен и введен режим беспошлинного ввоза товаров "в целях создания условий для насыщения потре­бительского рынка". Однако полная свобода ввоза вместо того, чтобы содейст­вовать стабилизации экономической ситуации, создала дополнительные трудно­сти для российской экономики. Поэтому указом Президента РФ от 14 июня 1992 года № 630 в России был введен Временный импортный таможенный тариф. В марте 1993 года также указом Президента РФ он был заменен на Импортный таможенный тариф Российской Федерации14, в который в последующем вноси­лись различные изменения и дополнения (в отношении номенклатуры товаров, ставок таможенных пошлин и т.д.).

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 года №196 "Об утверждении ставок ввозных таможенных по­шлин"15 практически полностью были пересмотрены применявшиеся до этого ввозные таможенные пошлины. Однако импортный таможенный тариф, утвер­жденный данным постановлением, практически сразу обнаружил свое несовер­шенство. Уже через месяц в него были внесены первые изменения, а за год его применения Правительство РФ выпустило восемь постановлений, корректи­рующих величину ставок ввозных таможенных пошлин. В этом контексте пред­ставляется закономерным принятие Правительством РФ постановления от 28 февраля 1995 года № 190 "О принципах рационального импортного таможен­ного тарифа"16. Данным постановлением было признано целесообразным уста­новить максимальные ставки ввозных таможенных пошлин в размере 30 процен­тов таможенной стоимости товаров (за исключением предметов роскоши, табач­ных изделий, алкогольных напитков, оружия), а также устанавливать в отноше­нии всех облагаемых ввозными таможенными пошлинами товаров минимальный уровень ставки в размере 5 процентов. Кроме того, постановлением предусмат­ривалось сокращение доли не облагаемых пошлинами товаров на 45-50 процен­тов к концу 1995 года. Предполагается, что в 1998 году средневзвешенная ставка импортного тарифа составит 80 процентов от уровня 1995 года, а в 2000 году-70 процентов.

С учетом положений вышеназванного постановления и накопленного опыта применения импортного тарифа 6 мая 1995 года было принято постанов­ление Правительства РФ № 454 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", которым был одобрен действующий в настоящее время Импортный таможенный тариф России. На основе данного постановления был издан соот­ветствующий приказ ГТК от 18 мая 1995 года № 330.

В постановлении Правительства РФ № 454 были утверждены новые базо­вые ставки ввозных таможенных пошлин, при этом перечень облагаемых това­ров, по сравнению с ранее действовавшим тарифом, был расширен, главным об­разом из-за установления различных ставок для товаров, относящихся к одной и той же группе в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Порядок применения ставок таможенных пошлин остался прежним.

Базовые ставки ввозных пошлин применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации. В отношении товаров, происходя­щих из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Россий­ской Федерации, базовые ставки не применяются вовсе.

Наконец, они увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходя­щих из стран, которым Россия не предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена.

Списки стран, которым предоставляются названные выше тарифные пре­ференции, утверждены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1057 "Об утверждении перечня стран - пользователей схемой пре­ференций Российской Федерации и списка товаров, на которые при импорте на территорию Российской Федерации преференциальный режим не распространя­ется". Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из разви­вающихся и наименее развитых стран, применялись и до принятия данного по­становления. Новым является то, что впервые была установлена связь между та­рифными льготами и товарной номенклатурой ввоза из стран - пользователей схемой преференций. В приложении к указанному постановлению дан список то­варов, на которые тарифные преференции не распространяются. В него вошли многие виды товаров, при ввозе которых в Россию требуется представление под­тверждения их соответствия российским стандартам и нормам качества.

Говоря о применении таможенных пошлин к ввозимым в Россию товарам, нельзя обойти проблему предоставления льгот в данной сфере. В последнее время в соответствии с принятыми Президентом РФ решениями произошло зна­чительное сокращение ранее предоставленных льгот по уплате ввозных пошлин. В основном эти льготы (в различных формах) были предоставлены в индивиду­альном порядке отдельным предприятиям и организациям, что в принципе про­тиворечит основам таможенного и налогового законодательства. Поэтому их отмена должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеэкономиче­ского регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления. В этой связи следует отметить указ Прези­дента РФ от 30 ноября 1995 года № 1199 "О таможенных льготах", в соответст­вии с которым принятие федеральными органами исполнительной власти реше­ний о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и вы­плате дополнительных компенсаций признано недопустимым. Помимо подоб­ных льгот неправового характера, в настоящее время действуют тарифные льготы, имеющие вполне легальное основание. Общий порядок предоставления тарифных льгот, а также товары, в отношении которых они могут применяться, установлены Законом РФ "О таможенном тарифе" (ст. 34-37).

Например, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Рос­сийскую Федерацию товары и имущество, ввозимые в качестве вклада в устав­ной капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение одного года с момента его регистрации. Другой пример: в соответствии с указом Президента РФ от 25 января 1995 года № 73 "О дополнительных мерах по привлечению ино­странных инвестиций в отрасли материального производства Российской Феде­рации" иностранные инвесторы могут при соблюдении оговоренных в этом указе условий ввозить в Россию в течение пяти лет товары (кроме табачных изделий и алкогольных напитков) по ставкам ввозных таможенных пошлин, уменьшенным в два раза.

В соответствии с двухсторонними соглашениями о свободной торговле, за­ключенными между Россией и большинством государств - бывших республик в составе СССР, товары, происходящие из этих государств и ввозимые на тамо­женную территорию России, ввозными таможенными пошлинами не облагаются.

В отношении товаров, помещаемых под режим выпуска для свободного об­ращения, действующим законодательством предусматривается уплата не только ввозных таможенных пошлин, но и иных налогов. В соответствии с Законом РФ от 22 декабря 1992 года "О внесении изменений и дополнений в отдельные за­коны Российской Федерации о налогах" был установлен порядок уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию России. Указанный порядок был конкретизирован в Инструкции, принятой ГТК и ГНС РФ 30 января 1993 года (соответственно №01-20/741 и №16).

В качестве основных положений, касающихся порядка обложения НДС и j акцизами ввозимых в Россию товаров, можно отметить следующие:

уплата указанных налогов осуществляется одновременно с уплатой других таможенных платежей (до или в момент принятия ГТД к таможенному оформлению);льготы по уплате НДС, а также акцизов по подакцизным товарам

уста­навливаются в соответствующих законодательных актах РФ (например, льготы по уплате НДС перечислены в Законе РФ "О налоге на добавленную стои­мость");товары, происходящие с территории государств - участников СНГ, при

ввозе на российскую таможенную территорию НДС и акцизами не облагаются (в отношении некоторых подакцизных товаров установлены дополнительные требования).

В отношении ввозимых товаров применяются такие же ставки НДС, что и в отношении отечественных товаров: единая ставка в размере 20 процентов, а по продовольственным товарам, товарам для детей и некоторым другим товарами, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 659, применяется ставка в размере 10 процентов. Номенклатура то­варов, облагаемых акцизами при их ввозе на таможенную территорию России, и ставки акцизов определяются Правительством РФ. Можно отметить, что до 1 августа 1994 года налогооблагаемой базой при уплате акцизов с ввозимых то­варов была только их таможенная стоимость. С 1 августа 1994 года в соответст­вии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 года № 863 в отноше­нии некоторых товаров были введены ставки акцизов в ЭКЮ за единицу товара, (например, за сигареты - за 1000 шт.).

Кроме того, в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию России в соответствии с режимом выпуска для свободного обращения, применяются специальные меры контроля. Так, приказом ГТК от22 декабря 1993 года № 549 было установлено обязательное внесение на депозит таможенного органа причитающихся таможенных платежей при ввозе в Россию подакцизных товаров. Позднее ГТК совместно с ГНС РФ утвердил Временную инструкцию о порядке маркировки отдельных видов подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, которая введена в действие приказом ГТК от 13 июля 1994 года № 357. Инструкцией установлен порядок маркировки подакцизных товаров, приобретения и вывоза марок ак­цизного сбора, исчисления и уплаты таможенных платежей в отношении това­ров, маркированных маркой акцизного сбора. Кроме того, установлено, что ввоз подакцизных товаров на территорию России может быть осуществлен только через пункты пропуска и таможенные посты, перечень которых утвержден при­казом ГТК от 13 января 1995 года № 19. В соответствии с указанием ГТК от 10 января 1994 года №01-12/19 "О временном порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей в отношении подакцизных товаров, происходящих с территории стран - бывших субъектов Союза ССР" определены требования, при соблюдении которых в отношении подакцизных товаров из бывших респуб­лик СССР, с которыми у России есть соглашения о свободной торговле, предос­тавляются указанные льготы. В соответствии с этими требованиями:

таможенному органу должен быть предоставлен сертификат происхож­дения товаров;

подакцизный товар должен быть приобретен у предприятия или иного лица, зарегистрированного в установленном порядке в стране происхождения ввозимых товаров;

товар должен быть поставлен (отгружен) в Россию непосредственно из страны его происхождения.

Указанием ГТК от 26 августа 1994 года №01-12/926 "О некоторых вопро­сах применения таможенного режима выпуска для свободного обращения" раз­решено помещать под режим выпуска для свободного обращения ввозимые на таможенную территорию России товары российского происхождения, вывезен­ные ранее с этой территории в соответствии с режимом экспорта. В случае та­кого ввоза подлежит уплате ввозная таможенная пошлина по ставкам, приме­няемым в отношении товаров, происходящих из государств, которым Российская Федерация предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях.