Аспекты управления

Рефераты по теории организации » Аспекты управления

Рязанский государственный медицинский университет

им. акад. И. П. Павлова

Юридический факультет

РЕФЕРАТ

по теории государственного управления

На тему: аспекты управления

Выполнил: студент II курса

Ивашенцев Леонид

Рязань 2002

ПЛАН

Введение

Характеристика темы

Аспекты управ ления

- Экономический аспект

- Социологический аспект

- Политический аспект

- Культурный аспект

- Психологический аспект

- Исторический аспект

- Философский аспект

- Правовой аспект

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Институт государства существует уже 6000 лет. За этот немалый период общество прошло путь от аграрного до информационного. Соответственно за это время менялась и роль государства в обществе. В начальный период развития главным было захватить власть и удержать её. В ту эпоху не существовало понятия «государственное управление» а тем более специальной науки о нём.

Лишь промышленный переворот и переход к индустриальному обществу дали миру устойчивое значение понятия управления и первых специалистов в этой области. Не случайно к пионерам управления относят Г. Форда Ф. Тейлора А. Файоля Г. Эмерсона и других организаторов производства сумевших впервые соединить знания технику и человека в сложную динамическую систему которая в экономической теории получила название «менеджмент». А в области государственно-правового знания эта наука стала называться «теория государственного управления».

Предметом науки т. е. объектом её изучения являются общие закономерности развития знаний и принципов об управлении а также взгляд на управление с различных точек зрения. Эти точки зрения традиционно называются аспектами и представляют собой угол восприятия проблемы предмета или явления исходя из какого-то круга идей и понятий конкретной области жизни. В данном случае темой реферата являются аспекты управления т. е. стороны этого понятия и всего с ним связанного наполняющие этот термин различным смыслом и содержанием в зависимости от точки зрения с которой он рассматривается.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Для того чтобы охарактеризовать (раскрыть) данную тему необходимо прежде всего дать определения ключевых терминов составляющих тему реферата: «аспект» и «управление».

АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения с которой рассматривается предмет явление понятие; перспектива в которой выступает явление сторона предмета сторона предмета изучаемого определённой наукой: философский аспект экономический аспект и др.[1]

УПРАВЛЕНИЕ — функция организо­ванных систем (биологических техни­ческих социальных) обеспечивающая сохранение их структуры поддержа­ние режима деятельности реализацию ее программы цели. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения сохранения со­вершенствования и развития его опре­деленной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой общества общественным характером тру­да необходимостью общения людей в их жизнедеятельности в процессе об­мена продуктами материальной и ду­ховной деятельности.

Управление как система предполагает наличие подсистем: ор­ганизации отношений ее элементов режима ее функционирования в виде совокупности определенных механиз­мов действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам развития по известной про­грамме в направлении к какой-то це­ли.

Основные этапы процесса управления:

- сбор и обработка информации;

- ее анализ диагноз и прогноз;

- систематизация (синтез);

- установление на этой основе цели (целеполагание);

- выработка ре­шения направленного на достижение цели;

- последовательная конкретизация общего решения в виде планирования программирования проектирования выработки конкретных (частных) управленческих решений;

- организация деятельности для выполнения реше­ния;

- контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расста­новки кадров);

- сбор и обработка ин­формации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.

На практике наблю­даются два типа социального управления: стихийный и сознательный (плановый). При первом воздействие на общество про­исходит в результате взаимодействия различных социальных сил (рынок традиции обычаи и т. п.) второе предполагает наличие специальных органов управления действующих по заданной программе. Для социалисти­ческого общества характерно научное пла­новое управление социальными процессами предполагающее активное познание закономерностей его развития и раз­работку соответствующей целенаправ­ленной программы деятельности. Со­циальное управление при социализме осуществ­ляется на принципах демократическо­го централизма постепенно развива­ясь в коммунистическое общественное самоуправление. Из социального управления как особые его отрасли выделяются управление государственное управление производством управление в технике и др.[2]

Важно понимать разницу между управлением и менеджментом. Менеджмент – рациональное управление современным произ­водством тесно связанное с улуч­шением организации на основе по­стоянного внедрения новых прин­ципов форм структур и методов управления с целью повышения эффективности производства биз­неса. Основная цель менеджмента — достиже­ние высокой эффективности произ­водства лучшего использования ресурсного потенциала предприя­тия фирмы компании[3] . А понятие управления скорее ближе не к бизнесу а к власти. С данной точки зрения нельзя например называть менеджерами представителей государственных структур чиновников. Их можно называть «управленцы» «функционеры» даже «бюрократы». Соответственно науку управления нельзя отождествлять с наукой менеджмента. Об управлении с точки зрения властных структур будет сказано ниже.

В раскрытии понятия государственного управления а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важ­ное значение принадлежит толкованию термина"управление".Дело в том что в каждое в содержание понятия привнесено столько различных смы­слов интерпретаций семантических нюансов что порой даже специалистам трудно понять о чем идет речь и что имеется в виду в результате чего последнее стало охватывать почти безбрежное множество самых разнокачественных явлений отношений и процессов.

В научной литературе управление рассматривается в разных аспектах и соответственно в его понятие вкладывается разное содержание. Причем имеются в виду не просто разные подходы к управлению разные его стороны а понимание самого управления на базе которого и формулируются его концепции. Например одно из определений термина — сознательное целенаправленное воздействие со стороны государства экономических субъектов на людей и экономические объекты осуществляемое с целью направить их действия в нужное русло и получить желаемые результаты[4] .

Давно и преимущественно в юридической науке управление характеризуется через термин "деятельность" означающий что управление состоит из специфических видов человеческого труда фиксируемого в адекватных им формах. Смысл такой дея­тельности видят в совершении действий административного свойства в направленности ее на исполнение законов в созда­нии правовых актов их реализации и проведении организацион­ных мероприятий.

В управлении вне сомнения осуществляется деятельность людей и имеются сложные проблемы ее организации но термин "деятельность" не раскрывает социальной сущности управления его специфического места и роли в жизни людей.

Немало научных публикаций характеризует управление как от­ношение входящее в систему общественных отношений. В них показано что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности: в иерархической общественной структуре это отношение как правило вертикальное по характеру и связано с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю.

Следует признать что в определенных своих проявлениях уп­равление можно представить в виде отношения ибо оно дейст­вительно входит в систему общественных отношений и форми­рует определенные отношения между людьми как "по вертика­ли" так и "по горизонтали". Но столь абстрактное понимание управления опять же уводит в сторону от анализа и описания его собственных уникальных качеств в том числе выделяющих его из системы общественных отношений и позволяющих ему ока­зывать особое влияние на саму эту систему.

Наиболее близким адекватным отвечающим сущности уп­равления является его определение посредством термина "воз­действие" который указывает на главное в управлении — мо­мент влиянияна сознание поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда когда некий его субъект на что-то влияет что-то изменяет преобразует переводит из одно­го состояния в другое чему-то придает новое направление дви­жения или развития. Во многих процессах может быть деятель­ность ("объемная") могут быть отношения (и прочные) но если нет действительного воздействия — влияния обеспечивающего какую-то цель то нет и управления. В известном смысле воздей­ствие — это результирующаядеятельности взаимодействия от­ношения.

Импульсом и формирующей силой в управлении служат зна­ния мысль и воля человека. Управляющее воздействие прежде чем осуществиться стать реальностью возникает в сознании че­ловека проходит в нем путь развития от интуитивного ощуще­ния необходимости что-то изменить от замысла и раздумий до конкретных решений подкрепленных расчетами ресурсами проектами моделями и главное волей — желанием и стремлени­ем сделать дело. А это значит что управляющее воздействие не­обходимо должно содержать в себе момент целеполагания(об этом сказано в определении).

Целеполаганием в той или иной мере занят каждый человек. Огромная роль в целеполагании общественного развития и кон­кретных видов деятельности принадлежит науке художественно­му творчеству религии идеологии другим формам познания и мышления политике и политическим институтам. Поэтому в управлении целеполагание имеет особый характер который можно обозначить как практическую целенаправленность.В управлении все сказанное описанное и обду­манное выраженное в литературной форме и политических до­кументах выступает уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности сформулиро­ванным с учетом наличных материальных финансовых инфор­мационных правовых и организационных ресурсов.

В этом смысле любое управляющее воздействие должно всег­да содержать в себе точную цель и точное направление движения к ней к тому же оно должно быть практичным т. е. вызывать дей­ствительное движение к цели и приближение к ней.

Далее управление необходимо там и тогда где и когда воз­никает потребность в распределении и согласовании деятельнос­ти энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия уже не обойтись без того чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каж­дого из членов группы. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном прояв­лении как организационный момент.

"Организовывать" означает располагать людей в пространст­венной (территория сооружения) и функциональной (социаль­ные роли виды работ) координатах соединять их с орудиями и средствами труда обеспечивать их взаимодействие и взаимооб­мен в труде и общественной жизни расширять их созидательные возможности путем согласования и концентрации усилий. Из­вестно что организация расширяет возможности людей придает им новое качество.

В уп­равлении осуществляется прямое и практическое регулирование при котором та или иная социальная норма не только провоз­глашается признается утверждается и т. д. но на самом деле претворяется в жизнь применяется при решении обозначенных целей как бы опредмечивается. Любые преобразования в обще­стве не снимают проблем социального нормирования выработ­ки и практической реализации норм труда нормативов расходов сырья и энергии стандартов получаемой продукции стимулов и санкций. Все это крайне необходимые моменты которые долж­ны быть надлежащим образом представлены в каждом управля­ющем воздействии.

В итоге можно утверждать что когда произносится термин "управляющее воздействие" то предполагается что специфика такого воздействия выделяющего его из ряда других состоит в его целеполагающих организующих и регулирующих свойствах.Наличие именно такой триады свойств позволяет говорить о су­ществовании управляющего воздействия.

Следовательно управление представляет собой целеполагающее организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную кол­лективную и групповую жизнедеятельность осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления) так и через специаль­но созданные структуры (государство общественные объедине­ния партии фирмы кооперативы предприятия ассоциации союзы и т. д.)[5] .

АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Управление как общественное явление отработанное и при­способленное людьми для решения жизненных проблем имеет многогранный характер состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем что в управлении как субъ­ектом так и объектом управляющего воздействия выступает че­ловек— сложнейшее биосоциальное создание природы и обще­ства. Влияет и то что управление органично включено в меха­низмы взаимодействия природы человека общества.

Комплексный и многогранный характер управления порожда­ет теоретические посылки которые необходимо учитывать при исследовании и научном описании различных его элементов сторон их взаимосвязей и проявлений.

Во-первых каждый под­ход (взгляд ракурс) к управлению несет в себе познавательныйсмысл "схватывает" и высвечивает какую-то особую грань сторону этого сложного общественного явления.

Во-вто­рых каждый аспект исследования выполняет свою познаватель­ную функциюи их не следует противопоставлять друг другу вы­пячивать один и принижать другой считать один справедливым а другой ошибочным. Только равноправие и глубина различных аспектов исследования способны приближать нас к истине.

И в-третьих единствосущностиуправления предполагает всё же что различные аспекты исследования управления выявленные ими различные его элементы стороны грани и т. д. должны быть между собой логически согласованы соотноситься с сущ­ностью управления отражать и характеризовать именно управле­ние а не что-то иное близкое к нему или похожее на него. Это особенно актуально для практики управления в которой управ­ление проявляет себя как сложная целостностьво всем богатстве своих элементов и их свойств. Здесь уже ничего мысленно не выделишь "не разложишь по полочкам" а надо обо всем знать все учитывать и использовать. Не случайно самые большие труд­ности управление вызывает не в познании а в применении.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Очень большое значение для осознания сущности управления и его практического использования имеют экономическиеиссле­дования. Именно усилиями прежде всего экономистов был зало­жен менеджмент — теория управления бизнесом предпринима­тельством производством услугами. Синтез экономических и технологических знаний осуществленный Г. Фордом Ф. Тейло­ром Г. Эмерсоном А. Файолем и другими известными специа­листами стал фактически тем "первозданным" толчком кото­рый постепенно привел к становлению той системы знаний ко­торую в наши дни мы называем "теорией управления". Опыт XX века доказал что управление есть обязательная интегрирующая функция любой коллективной экономической деятельности обу­словленная специализацией и кооперацией труда производства и обслуживания. Логично что при анализе экономических ас­пектов управления особое внимание уделяется вопросам функ­ционирования и развития производственных сил в частности с точки зрения роста производительности труда взаимосвязям и взаимодействиям производительных сил и производственных от­ношений проявлениям управления в свободной рыночной эко­номике государственному программированию экономической жизни. К этому примыкают анализы сущности и особенностей управления на различных уровнях экономической деятельности: территориальный экономический регион национальная и транс­национальная корпорация холдинг фирма производственное объединение предприятие и т. д.

Экономическиисследуется само управление которое с одной стороны требует существенных общественных затрат (духовных и материальных) на свое формирование и осуществление а с другой — призвано приносить какие-то объективные результаты общественную пользу давать социальный эффект. И отдельным людям и их коллективам и обществу в целом всегда важно знать экономическую цену (стоимость) управления— разницу между полученной пользой (решенной проблемой) и издержка­ми на нее.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Важные аспекты управления раскрыты социологической мыс­лью(К. Маркс М. Вебер Т. Веблен Д. Бернхэм и др.) которая доказала глубокие коррелятивные зависимости между состояни­ем управления и уровнем упорядоченности общественных про­цессов. Здесь и двойственный характер управления (ведение общих дел и классовая функция); и концепция "идеальной" уп­равленческой бюрократии — общей теории административного управления; и отождествление управления с автоматизирован­ным регулированием в машинно-технологических системах что привело к технократическим подходам к управлению и их моди­фицированию в представлениях об информационном или технотронном обществах; и идеи о становлении класса менеджеров и многое другое что в общем-то отражает реальные перемены происходившие в управлении в течение последних двух веков. Возникло научное течение "социология управления" в рамках которой управление рассматривается в качестве сложного механизма взаимоотношений между классами сословиями социальными слоями и профессиональными группами представителями разных народов. Одновременно социологические знания отражающие социальный "срез" жизни общества привнесены в теорию и практику управления что позволило углубить социаль­ные характеристики многих управленческих элементов и взаимо­связей[6] .

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Разумеется что управление обычно связано с властью(в ши­роком социологическом смысле) исходит из нее опирается на власть вовлекает власть в свои управляющие воздействия. Зна­чит в нем явственно обнаруживаются политические аспекты ха­рактеризующие возможности управления в распределении цен­ностей и упорядочении общественных процессов.

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составля­ет механизм государственного управления.Центральное место в ме­ханизме занимает государственный ап­парат включающий в себя совокупность органов государствен­ной власти и тот особый слой людей которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осу­ществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государст­венного управления включаются и некоторые формы непосредствен­ной демократии (референдумы выборы и т.п.) т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населени­ем.

Механизм государства состоит из особого разряда людей реализующих функции государства. С другой стороны это система государственных органов и учреждений связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия составляющие монополию государства.

Страницы: 1 2