Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

Рефераты по теории организации » Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России

Министерство Образования Российской Федерации

Казанский Государственный Энергетический Университет

Кафедра Инженерного Менеджмента

Дипломная работа на тему:

Макроанализ реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России" в рамках концепции стратегии на 2003 – 2008 гг. «5+5»

Научный руководитель: Миронов С.П.

Студент: Мухарямов Т.Ш.

Группа МЭ -1- 98

Казань 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАО «ЕЭС РОССИИ»

1.1. Миссия и цели РАО «ЕЭС России»

1.2. Состав и структура собственности РАО «ЕЭС России»

1.3. Основные успехи и неудачи менеджмента РАО «ЕЭС России»

1.4. Организация управления РАО «ЕЭС России»

1.5. Главные управленческие успехи корпорации

1.6. Критика управления РАО «ЕЭС России»

ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5»

2.1. Основные цели и задачи реструктуризации РАО "ЕЭС России"

2.2. Законодательная база

2.3. Переходный период

2.4. Целевая структура отрасли электроэнергетики к 2008 г

2.4.1. Организация по управлению Единой национальной электрической сетью

2.4.2. Системный оператор

2.4.3. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК)

2.4.4. Оптовые генерирующие компании (ОГК) созданные на базе РАО "ЕЭС России"

2.4.5. Территориальные генерирующие компании (ТГК) созданные на базе компаний РАО "ЕЭС России"

2.4.6. Независимые генерирующие компании

2.4.7. Холдинг Гарантирующих поставщиков изолированных АО-энерго

2.4.8. Конкурентные сбытовые компании

2.5. Принципы формирования конкурентных рынков электроэнергии

2.5.1. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии (целевая модель)

2.5.2. Конкурентный розничный рынок

2.5.3. Гарантирующий поставщик

2.5.4. Этапы формирования конкурентных рынков электроэнергии

2.6. Функционирование сетевого бизнеса и регулирование в отрасли

2.7. Базовые принципы реструктуризации холдинга ОАО РАО "ЕЭС России"

2.8. Реорганизация материнской компании холдинга РАО "ЕЭС России" и его дочерних обществ (АО-энерго)

2.9. Система управления изменениями холдинга РАО "ЕЭС России" в период реформирования

2.10. Создание системы контроля за ходом преобразований со стороны акционеров их участие в системе принятия решений по вопросам касающимся защиты их интересов и прав

2.11. Управление реформой на уровне государства

2.12. Повышение эффективности менеджмента бизнес-процессов и корпоративного управления в холдинге РАО "ЕЭС России"

ГЛАВА 3. ПУТИ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

3.1. Задачи региональной энергетической политики

3.2. Краткая характеристика ТЭК Приволжского Федерального округа

3.3. Энергетика в Республике Татарстан

3.3.1.ОАО «Диспетчерский центр»

3.3.2.ОАО «Генерирующая компания»

3.3.3.ОАО «Сетевая компания»

3.4. Реформирование энергетики в приволжском федеральном округе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этапы развития оптового рынка на территории Росиии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Сводный план реформы и реструктуризации. Основные этапы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Структура открытого акционерного общества «Татэнерго»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Сруктура РАО «ЕЭС РОССИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Девятого октября 2002г. нижняя палата российского парламента дала зеленый свет беспрецедентному эксперименту в масштабах целой отрасли. Был принят пакет энергетических законопроектов. Правительственный пакет состоит из шести законов: базового закона «Об электроэнергетике» поправок во вторую часть Гражданского кодекса законов «О государственном регулировании тарифов» «Об энергосбережении» «О конкуренции» и «О естественных монополиях».[1]

Ожесточенные споры вокруг реформы энергетики не утихают уже третий год. 11 июля 2001г. было подписано Постановление правительства № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» в этом году утверждена Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003 – 2008 гг. «5+5». Масштабность реформы энергетики России поставила много задач и проблем требующих быстрого решения.

Цель данной работы в процессе макроанализа выявить положительные и отрицательные моменты реформы и предложить новые пути решения спорных вопросов. Также задачей дипломной работы ставится вопрос о применимости схемы реформирования для ОАО Татэнерго и рассмотрение альтернативных путей развития в Республике Татарстан и в Приволжском федеральном округе в целом. Концепция Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2003 – 2008 гг. «5+5» в моей работе выступает в качестве базового плана реструктуризации и ставится на первое место при рассмотрении реформы в Приволжском федеральном округе. Факт принятия пакета энергетических законов делает реформу необратимой и задает тон будущим правилам игры в реформированной отрасли поэтому на сегодня многие актуальные вопросы ждут своего решения.

Национальным достоянием России являются ее природные в первую очередь топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный потенциал сосредоточенный главным образом в военно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах.

От того как мы сумеем распорядиться нашим колоссальным богатством зависит не только настоящее но и будущее России а распорядиться этим богатством с наибольшей пользой можно и нужно имея долгосрочную научно обоснованную и общественно воспринятую государственную энергетическую политику.[2]

Главная управленческая проблема на сегодня и это признают все - необходимость привлечь инвестиции в обновление основных фондов РАО «ЕЭС России». По существующим оценкам сейчас они изношены на 50-60%. На протяжении многих лет электроэнергетика была донором всей экономики и постоянно попадала в «ножницы» - опережающий рост цен на первичные энергоносители и хронические неплатежи на розничном рынке вследствие «неотключаемости» многочисленных групп потребителей. За счет энергетики решались и макроэкономические задачи – сдерживалась инфляция.

Вторая уже давно назревшая проблема российской энергетики – крайняя ее неэффективность. Практически все российские энергоустановки построены по паротурбинному циклу. При производстве электроэнергии их коэффициент полезного действия равен 38-39% а при совместном производстве тепла и электроэнергии – 42-46%. Современные технологии получения электроэнергии построенные на парогазовом цикле позволяют увеличить КПД при производстве только электроэнергии до 53-55% а при совместном производстве до 65-75%. Еще один острый вопрос: во многих энергосистемах нет современных систем коммерческого учета электроэнергии что приводит к высоким коммерческим потерям.

Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.[3]

Предлагалось множество вариантов решения этих проблем но все-таки остановились на самом радикальном: была признана необходимость реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и либерализация рынка электроэнергии. Поэтому актуальность вопросов реструктуризации на сегодня получило широкую огласку в СМИ и породила много альтернативных мнений.


ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАО «ЕЭС РОССИИ»

1.1. Миссия и цели РАО «ЕЭС России»

За 5 лет (1998-2003 гг.) была подготовлена база для реформирования компании. Стратегия предполагает что на процесс реформирования компаний холдинга РАО "ЕЭС России" потребуется 3 года и к 2006 году из РАО "ЕЭС России" будут выделены все основные субъекты отрасли. После этого потребуется еще 2 года на их доформирование и завершение корпоративных процедур. В результате этого через 5 лет (в 2008 году) будет сформирована целевая структура отрасли. Эти соображения отражены в подзаголовке настоящего документа – «5+5».

Представленная концепция стратегии представляет собой предложения и предпочтения компании. Окончательное решение по большинству вопросов связанных с реструктуризацией отрасли и РАО «ЕЭС России» будет принято Правительством РФ к компетенции которого это отнесено в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

После принятия решений Правительством РФ они будут оформляться согласно корпоративным процедурам РАО "ЕЭС России" включая принятие решений Советом директоров РАО "ЕЭС России".

РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний которые будут образованы в процессе реструктуризации путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний созданных в процессе реструктуризации.

Основными элементами стратегии для достижения этой цели являются:

- первоочередное внимание менеджмента компании к реформе и конкретным шагам по ее осуществлению;

- защита прав всех миноритарных акционеров при проведении корпоративных преобразований;

- особое внимание к разработке и внедрению справедливой и прозрачной системы регулирования сетевых активов;

- совершенствование принципов корпоративного управления и их приведение к передовым стандартам российских и зарубежных компаний;

- сохранение и развитие позиций компании на рынках тепла и электроэнергии;

- совершенствование структуры затрат компании;

- совершенствование профессионального уровня сотрудников и социально-трудовых отношений;

- совершенствование инвестиционной политики компании.[4]

В результате осуществления энергетической политики РАО «ЕЭС России» в соответствии с целями компании путем введения рыночных механизмов планируется создать эффективную энергокомпанию. В результате чего электроэнергия которая конкурентоспособна будет продаваться. Вся прочая – выводится с рынка. Тогда потребитель не будет платить за поддержание неэффективных мощностей в работе как это происходит сейчас. Благодаря разработке и внедрению справедливой и прозрачной системы регулирования сетевых активов планируется привлечение дополнительных инвестиций. Внедрение рыночных механизмов пропагандирует лозунг «выживет сильнейший» так как только конкурентоспособные мощности останутся в строю.

1.2. Состав и структура собственности РАО «ЕЭС России»

Имущественный комплекс РАО "ЕЭС России" включает акции акционерных обществ принадлежащих Компании доли (паи) в хозяйствующих субъектах магистральные линии электропередачи и подстанции; средства оперативно-диспетчерского управления технологическим процессом производства и передачи электроэнергии; ряд гидро- и теплоэлектростанций.

РАО "ЕЭС России" на правах собственности принадлежат акции 239 акционерных обществ в том числе 72 региональных акционерных обществ энергетики и электрификации 36 акционерных обществ электростанций (в их числе 9 строящихся) открытого акционерного общества “Центральное диспетчерское управление ЕЭС России” 57 акционерных обществ - научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов 9 акционерных обществ - коммерческих банков страховой акционерной компании “Энергогарант” 64 прочих акционерных обществ осуществляющих промышленные строительные снабженческие информационные и другие виды деятельности.

Таблица 2.1.Структура собственности РАО "ЕЭС России" по состоянию на 01.01.2001 г.

Процент пакета акций,
принадлежащих
РАО "ЕЭС России"
на правах собственности
в уставном капитале АО
Наименование акционерных обществ,
пакеты акций которых принадлежат РАО "ЕЭС России"
на правах собственности
Количество АО
100% АО-энерго 9
АО-электростанции 10
АО по оперативно-диспетчерскому управлению 1
АО научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты 55
АО по строительству, обслуживанию энергомплекса и прочие 18
от 49 до 100% АО-энерго 52
АО-электростанции 18
АО научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты 2
АО по строительству, обслуживанию энергомплекса и прочие 17
от 20 до 49% АО-энерго 10
менее 51% АО-электростанции 8
менее 20% АО-энерго 1
менее 49% АО по строительству, обслуживанию энергомплекса и прочие 38
Итого 239

Доля голосующих акций принадлежащих РАО "ЕЭС России" в общем пакете голосующих акций акционерных обществ распределена следующим образом*:

Таблица 2.2. Доля голосующих акций

*с учетом приобретения акционерами-владельцами привилегированных акций типа “А” права голоса на общем собрании акционеров после того как на прошедших годовых собраниях не принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям

РАО "ЕЭС России" является участником строительства объектов в основном энергетических по договорам долевого участия и совместной деятельности. По состоянию на 01.01.2001 г. вклады РАО "ЕЭС России" составляют 5 614 573 7 тыс. руб. в том числе по строительству объектов электроэнергетики – 4 999 574 2 тыс. руб. Доли в обществах с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектах составляют 18 972 4 тыс. руб. (в т.ч. вклады в “Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики” – 300 тыс. руб. некоммерческое партнерство “Энергоремфонд” – 15 000 0 тыс. руб. организации осуществляющие повышение квалификации работников отрасли ассоциации и другие некоммерческие организации).

В собственности РАО "ЕЭС России" находятся системообразующие магистральные линии электропередачи и подстанции напряжением 220 кВ и выше формирующие Единую энергетическую систему Российской Федерации.

В состав имущества оперативно-диспетчерского управления технологическим процессом производства и передачи электроэнергии входят средства технологического управления электрическими режимами средства связи автоматики и информационного обеспечения.

На правах филиалов РАО "ЕЭС России" функционируют Нижегородская ГЭС Саратовская ГЭС и Харанорская ГРЭС.

Имущество пяти электростанций (Киришской ГРЭС-19 Новосибирской ГЭС Рефтинской ГРЭС Средне-Уральской ГРЭС и Верхне-Тагильской ГРЭС) передано в аренду региональным акционерным обществам энергетики и электрификации.

Таблица 2.3.Структура собственности Общества[5]

АКЦИИ
акционерного общества по оперативно-диспетчерскому управлению (ЦДУ)
АКЦИИ
72 акционерных обществ– энергоснабжающих организаций (АО-энерго)
АКЦИИ
36 акционерных обществ электростанций,
в том числе 9
электростанций, находящихся
в стадии строительства
АКЦИИ
64
акционерных обществ, осуществля-
ющих промышленные, строительные, снабженческие, информацион-
ные и другие
виды
деятельности
АКЦИИ
57
акционерных обществ– научно- исследова-
тельских и проектно-
изыскатель-
ских организаций
РАО "ЕЭС РОССИИ" АКЦИИ
9 акцио-
нерных обществ, коммерческих банков
АКЦИИ
страховой компании "Энергогарант"
Системообразующие магистральные линии электропередачи и подстанции
напряжением 220 кВ и выше,
формирующие
Единую энергетическую систему

Российской Федерации
ИМУЩЕСТВО:
5 электростанций,
переданных в аренду;
3 электростанции – филиалы
РАО "ЕЭС России";
средства технологического
управления электрическими режимами,
средства связи, автоматики и
информационного обеспечения.

1.3. Основные успехи и неудачи менеджмента РАО «ЕЭС России»

Основные управленческие успехи:

– позиционирование компании как холдинговой структуры действующей в рыночной среде;

– монетизация расчетов и начало реструктуризации накопленных задолженностей хотя надо отдавать отчет что резкое сокращение расчетов суррогатами было обусловлено масштабным улучшением платежной дисциплины бюджета – действия менеджмента совпали с общим оздоровлением системы расчетов в стране;

– формирование сети территориальных сбытовых организаций контролируемых головной конторой холдинга.

Основные неудачи менеджмента:

– невзирая на стремительный рост монетизации рентабельность производства не только не увеличилась но даже несколько снизилась (с 13 до 12%);

– не удалось наладить процесс привлечения инвестиций в отрасль как следствие – продолжается деградация основных фондов отрасли падает надежность энергоснабжения;

– дезинтеграционные процессы инициированные приватизацией во многом привели к потере единого управления отраслью (РАО «ЕЭС России» имеет 100% контроль только в 9 АО-энерго еще в 33 – пакет более 50% а в 32 – менее 50%). При этом положительные эффекты в частности рыночные механизмы регулирования не были реализованы;

– капитализация компании крайне неустойчива (большее падение после кризиса испытали лишь акции «Газпрома» и «Татэнерго») акции сильно недооценены.

Необходимо срочно найти источники для инвестиций в обновление основных фондов РАО «ЕЭС России» (их износ составляет 50-60%). В своем нынешнем состоянии они с трудом обеспечивают энергоснабжение страны под вопросом оказывается энергообеспечение промышленного роста.

Реальных источников инвестиций два – собственные средства и частные инвестиции. Для того чтобы задействовать первый источник необходимо повышение тарифа. Это уже отчасти политическая задача. Для решения второй – нужно создать условия при которых инвестор может прогнозировать эффективность своих инвестиций на длительный период причем и во втором случае проблема упирается в тарифы (долгосрочное прогнозирование невозможно без прогноза тарифа). Существующая же тарифная практика не только не позволяет привлекать средства но и не дает стимула к снижению издержек: регулирующий орган Федеральная (региональные) энергетическая комиссия как правило реагирует на экономию соответствующим снижением тарифа.

При нынешней организации деятельности РАО решение проблемы тарифа крайне затруднено. Кардинальное изменение ситуации возможно в частности в результате реструктуризации компании. Таким образом тариф в конечном счете является одним из ключевых факторов в предлагаемых вариантах реструктуризации РАО.

Необходимо учитывать еще два фактора. Во-первых накопленные неплатежи. Во-вторых необходимость создания основных фондов чисто экономическую целесообразность которых сложно или невозможно обосновать (повышение надежности энергоснабжения безопасности и т.д.)[6]

Однако А. Б. Чубайс председатель правления ОАО РАО «ЕЭС России» к одним из успехов последнего времени относит полное решение проблемы бартера и неплатежей. По его словам проблемы гигантской задолженности накопленной перед поставщиками РАО «ЕЭС России» также не существует. На сегодняшний день у компании нет неурегулированных долгов с ОАО «Газпром». Такая же обстановка с ключевым поставщиком на оптовом рынке «Росэнергоатомом».

Нет ни одного неурегулированного рубля долгов государству и в соответствии с постановлением о реструктуризации в полном объеме выплачиваются обязательства по возврату накопленной недоимки.[7]

Компания безусловно укрепляется встает на ноги расчищаются финансовые завалы наводится порядок и в производстве и в финансах.

1.4. Организация управления РАО «ЕЭС России»

В 1992 году создано Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») на основе передачи в его собственность значительной части крупных электростанций линий электропередач предприятий инфраструктуры отрасли а также Центрального диспетчерского управления (ЦДУ). На базе сохранившихся в ведении региональных производственных энергетических объединений (ПЭО) энергетических мощностей организованы акционерные общества – АО-энерго которые входят в состав РАО ЕЭС в качестве дочерних и зависимых акционерных обществ (за исключением «Татэнерго» и «Иркутскэнерго» сохранивших независимый от РАО статус). Схема существующей организации базируется на следующих основных положениях:

потребители региона (зона действия АО-энерго) обеспечиваются электроэнергией от генерирующих объектов принадлежащих АО-энерго и принятых ими в эксплуатацию (аренду) от РАО «ЕЭС России»;

– недостающую электрическую мощность и энергию региональные АО-энерго покупают на оптовом рынке контролируемом РАО «ЕЭС России»;

– оптовый рынок электроэнергии РАО «ЕЭС России» формирует за счет приобретения энергии от АЭС находящихся в ведении ГП «Росэнергоатом» от ГЭС и ГРЭС принадлежащих РАО «ЕЭС России» а также от АО-энерго если у них есть избытки энергии.

Схема поставки электроэнергии предполагает сохранение жесткого централизованного диспетчерско-технологического управления режимами работы субъектов рынка в ЕЭС РФ (АО-энерго и параллельно работающих с ними блок-станций АЭС электростанций и электрических сетей контролируемых РАО ЕЭС).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8