Схема логистического процесса на складе

Рефераты по транспорту » Схема логистического процесса на складе

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ.. 5

1.1. Разгрузка и приемка грузов. 7

1.2. Внутрискладская транспортировка. 7

1.3. Складирование и хранение. 8

1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. 8

1.5. Транспортировка и экспедиция заказов. 9

1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей. 10

1.7. Информационное обслуживание склада. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 15

ВВЕДЕНИЕ

Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеще­ствленного труда что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы связанные с функционированием складов оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи использование транспортных средств и издержек обращения.

Современный крупный склад — это сложное техническое со­оружение которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов имеет определенную структуру и выполняет ряд функ­ций по преобразованию материальных потоков а также накапли­ванию переработке и распределению грузов между потребителя­ми. При этом возможное многообразие параметров технологичес­ких и объемно-планировочных решений конструкций оборудова­ния и характеристик разнообразной номенклатуры грузов перера­батываемых на складах относит склады к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи которая и формирует ос­новные и технические требования к складской системе устанавли­вает цели и критерии ее оптимального функционирования диктует условия переработки груза.

Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функ­ций склада и достижение высокого уровня рентабельности.

При этом необходимо иметь в виду что в каждом отдельно взя­том случае для конкретного склада параметры складской системы значительно отличаются друг от друга так же как ее элементы и сама структура основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следу­ющим основным принципом: лишь индивидуальное решение с уче­том всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Пред­посылкой этого является четкое определение функциональных за­дач и основательный анализ переработки груза как внутри так и вне склада. Разброс гибких возможностей необходимо ограничить бла­горазумными практически выгодными показателями. Это означает что любые затраты должны быть экономически оправданными т. е. внедрение любого технологического и технического решения свя­занное с капиталовложениями должно исходить из рациональной целесообразности а не из модных тенденций и предлагаемых техни­ческих возможностей на рынке.

Основное назначение склада — концентрация запасов их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.


1. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА СКЛАДЕ

Логистический процесс на складе весьма сложен поскольку тре­бует полной согласованности функций снабжения запасами пере­работки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные об­ласти рассматриваемые на микро уровне. Поэтому логистический

процесс на складе гораздо шире технологического процесса и вклю­чает (рис.1):

-снабжение запасами

- контроль за поставками

- разгрузку и приемку грузов

- внутри складскую транспортировку и перевалку грузов

- складирование и хранение грузов

- комплектацию (комиссионирование) заказов клиентови отгрузку - транспортировку и экспедицию заказов

- сбор и доставку порожних товароносителей

- контроль за выполнением заказов

- информационное обслуживание склада

- обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Та­кой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами. Условно весь процесс можно разделить на три части:

1) операции направленные на координацию службы закупки;

2) операции непосредственно связанные с переработкой груза и

его документацией;

3) операции направленные на координацию службы продаж. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поста­вок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Поэтому определение потребности в закупке запасов должно вестись в полной согласованности со службой про­даж и имеющейся мощностью склада.

Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков мак­симальное использование имеющегося объемам склада и необходи­мые условия хранения сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.


1.1. Разгрузка и приемка грузов

При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис постав­ки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указан­ное транспортное средство (трейлер фура контейнер) и необходи­мое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современ­ных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза) в связи с чем сокращаются простои транспортных средств а следовательно и снижаются издержки обращения.

Проводимые на данном этапе операции включают:

— разгрузку транспортных средств

— контроль документальногои физического соответствия зака­зов поставки

— документальное оформление прибывшего груза через инфор­мационную систему

— формирование складской грузовой единицы.

1.2. Внутрискладская транспортировка

Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки оттуда в зону хранения комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция выполняется с помощью подъемно-транс­портных машин и механизмов.

Транспортировка грузов внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «прямоточным» маршрутам. Это позволит избежать по­вторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения операций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть минимальным.

1.3. Складирование и хранение

Процесс складирования заключается в размещении и укладкегруза на хранение. Основной принцип рационального складирова­ния — эффективное использование объема зоны хранения. Предпо­сылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и в первую очередь складского оборудования. Обору­дование под хранение должно отвечать специфическим особеннос­тям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным но с учетом нормальных условий работы подъ­емно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хра­нения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора

места складирования.

Процесс складирования и хранения включает:

а) закладку груза на хранение

б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого ус­ловий

в) контроль за наличностью запасов на складе осуществляемый

через информационную систему.

1.4. Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка

Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответ­ствии с заказами потребителей.

Комплектация и отгрузка заказов включают:

а) получение заказа клиента (отборочный лист)

б) отбор товара каждого наименования по заказу клиента

в) комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в

соответствии с его заказом

г) подготовку товара к отправке (укладывание в тару на товароноситель)

д) документальное оформление подготовленного заказа и кон­троль за подготовкой заказа

е) объединение заказов клиентов в партию отправки и оформле­ние транспортных накладных

ж) отгрузку грузов в транспортное средство.

Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне ком­плектации. Подготовка и оформление документации осуществляет­ся через информационную систему. Адресная система хранения поз­воляет указывать в отборочном листе место отбираемого товара чтозначительно сокращает время отборки и помогает отслеживать от­пуск товара со склада.

При комплектации отправки благодаря информационной систе­ме облегчается выполнение функции объединения грузов в эконо­мичную партию отгрузки позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный марш­рут доставки заказов. Отгрузка ведется на погрузочной рампе (тре­бование к проведению эффективной отгрузки аналогичны требова­ниям к разгрузке).

1.5. Транспортировка и экспедиция заказов

Могут осуществляться как складом так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае когда заказ осуществляется партиями рав­ными вместимости транспортного средства и при этом запасы по­требителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономи­чески оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршру­там доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять постав­ки мелкими и более частыми партиями что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.

1.6. Сбор и доставка порожних товароносителей

Играют существен­ную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны контейнеры тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные а потому требуют возврата отправителю. Эффективный обмен товароносителей возможен лишь в тех случаях когда достоверно определено их оптимальное количество и четко выполняется график обмена ими с потребителями.

1.7. Информационное обслуживание склада

Предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функ­ционирования всех служб склада. В зависимости от технической оснащенности управление информационными потоками может быть . как самостоятельной системой (на механизированных складах) так и составной подсистемой общей автоматизированной системы уп­равления материальными и информационными потоками (на авто­матизированных складах).

Информационное обслуживание охватывает:

— обработку входящей документации

— предложения по заказам поставщиков

— оформление заказов поставщиков

— управление приемом и отправкой

— контролирование наличности на складе

— прием заказов потребителей

— оформление документации отправки

— диспетчерскую помощь включая оптимальный выбор партий

отгрузки и маршруты доставки

— обработку счетов клиентов

— обмен информацией с оперативным персоналом и верхним

иерархическим уровнем

— различную статистическую информацию.

На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам от выполнения которых зависит

уровень обслуживания.

Успешно осуществляемое логистическое обслуживание покупа­телей может легко стать важнейшим к тому же стратегическим признаком выгодно отличающим данную фирму от конкурентов.

Выделяют три основные категории элементов обслуживания: до-продажное во время продажи и послепродажное. Осуществлением до продажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служ­ба). Склад обеспечивает выполнение как продажных услуг:

— сортировку товаров

— полную проверку качества поставляемых товаров

— фасовку и упаковку

— замену заказанного товара (изменение заказа)

— экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки

— информационные услуги

— заключение договоров с транспортными агентствами;

так и послепродажных услуг:

— установку изделий

— гарантийное обслуживание

— обеспечение запчастями

— временную замену товаров

— прием дефектной продукции и замену ее.

Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:

1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования что позволяет увеличить мощность склада;

3) использования универсального оборудования выполняющего различные складские операции что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;

4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью

сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной спо­собности склада;

5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения

централизованной доставки что позволяет существенно сократить транспортные издержки;

6) максимального использования возможностей информацион­ной системы что значительно сокращает время и затраты связан­ные с документооборотом и обменом информации и т.д.

Иногда резервы рациональной организации логистического про­цесса пусть и не столь значительные заключаются в весьма про­стых вещах: расчистке загроможденных проходов улучшении осве­щения организации рабочего места. В поиске резервов эффектив­ности функционирования склада нет мелочей все должно анализи­роваться а результаты анализа использоваться для улучшения организации логистического процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется отметить что все же основное назначение склада – это концентрация запасов их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребитель­ский в соответствии со спросом — создание необходимого ассорти­мента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных про­изводителей отличающихся функционально по конструктивности размеру форме цвету и т.д. (рис. 48).

Создание нужного ассортимента на складе содействует эффек­тивному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает воз­можность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распреде­лительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше - чем - вагон» или «меньше - чем - трейлер» что значительно увеличивает издержки связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) не­больших партий грузов для нескольких клиентов до полной загруз­ки транспортного средства.

4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции яв­ляется оказание клиентам различных услуг обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

— подготовка товаров для продажи (фасовка продукции запол­нение контейнеров распаковка и т.д.);

— проверка функционирования приборов и оборудования монтаж;

— придание продукции товарного вида предварительная обра­ботка (например древесины);

— транслортно-экспедиционные услуги и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Логистика». / Под. Ред Б.А. Аникина М. 1997 г.

2. «Логистика». А.Д. Чудаев М. 2001г.

3. «Основы логистики» /Под. Ред Л.Б. Миротина и В.И Сергеева. М.: ИНФРА –М 1999 г.