Автомобильный транспорт

Рефераты по транспорту » Автомобильный транспорт

Министерство образования Российской Федерации

Самарская Государственная Экономическая Академия


Кафедра экономической социальной географии

Курсовая работа

на тему:

«Автомобильный транспорт»

Оценка:__________

Выполнил студент 1-го курса

дневной формы обучения

факультет Коммерции и Маркетинга

группа КЛ-2
Шин Юрий Николаевич

Дата защиты:__________

Научный руководитель:
Попов Евгений Анатольевич

Члены комиссии:

Самара 2002.


Рецензия.


План.

1 Роль транспорта в воспроизводственном процессе. Особенности автомобильного транспорта.

    1. Транспорт как особая сфера материального производства. Состав и структура Единой транспортной системы и место в ней автомобильного транспорта.

1.2 Факторы размещения.


  1. Территориальное размещение.

2.1 География автомобильного транспорта.

2.2 Экономическая характеристика.

3. Современные проблемы.


Введение

Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день соответственно видим его недостатки промахи преобразования и т.д.

В данной работе мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы: место и роль транспорта в воспроизводственном процессе особенности автомобильного транспорта. Транспорт как особая сфера материального производства состав и структуру Единой транспортной системы России и место в ней автомобильного транспорта. Факторы размещения. Территориальное размещение. Географию автомобильного транспорта. Экономическую характеристику автомобильного транспорта РФ и современные проблемы.

Данное исследование производилось в период с 1997-2002 год и использовались все известные нам методы исследования: экономический картографический анализ статистический метод и факторный анализ.


1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе.


...В государстве столь обширном как наше совершенно особую роль играет транспорт. Роль и экономическую и политическую и если хотите психологическую1...


транспорт –это нечто большее чем просто сектор экономики2...


В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в России занимал особое место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать об его исторической роли в становлении и развитии Государства российского. Редко небо России было мирным и благополучным: революции войны голод и разруха в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает что всякий раз возрождение нашей страны начиналось с развития транспорта.3

«...Транспорт должен дать экономике нечто большее чем просто необходимые пропускные и провозные возможности...» В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастаю­щие масштабы общественного производства расширение сфер промышленного использования природных ресурсов развитие эко­номических и культурных связей как внутри страны так и с зарубеж­ными странами требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта широко разветвленной сети путей сообщения высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта. Для Росси еще раз повторюсь занимающей огромную часть суши земного шара и имеющего огромные расстояния между западной и восточной границами значение транспортной системы исключительно велико.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач как ликвидация экономического отставания окраинных районов противоположности между городом и деревней расширение связей народов нашей страны укрепление их дружбы обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами укрепления и развития экономической системы хозяйствования в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.


1.1 Транспорт как особая сфера материального производства

Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия как правило сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции т. е. кроме технических технологических и финансовых вопросов учитывают особенности размещения предприятий и издержки транс­порта включаемые в себестоимость продукции.

Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая вклю­чающая в себя расходы на доставку сырья и топлива в районы производства и готовой продукции в районы потребления будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени чем снижаются издержки при концентрации производства то увеличение размеров предприятия не будет эффективным. На­пример повышение мощности тепловой электростанции работающей на торфе может оказаться нерентабельным если из-за увеличения дальности перевозки торфа транспортные расходы превысят эко­номию от снижения себестоимости электроэнергии.

В условиях рыночных отношений концентрация производства поднялась на качественно новую ступень - создаются комплексы промышленных предприятий на одной территории с общими вспомо­гательными производствами инженерными сооружениями и ком­муникациями социально-бытовыми и культурными объектами - территориально-производственные комплексы (ТПК).

Велико влияние транспорта на концентрацию производства в сельском хозяйстве. Для концентрации сельскохозяйственного производства важное значение имеет комплексное использование железнодорожного и автомобильного транспорта обеспечивающего материально-техническое снабжение а также подвоз сельскохозяйственной продукции к железнодорожным станциям.

Учет транспортной слагающей является обязательным при определении оптимальных границ специализации производства. До тех пор пока экономия от снижения издержек производства на специализированном предприятии не будет превышать дополнительные транспортные расходы по перевозке продукции этого предприятия специализация считается эффективной.

Транспортные расходы необходимо учитывать и при установ­лении границ целесообразного кооперирования производства. Кооперирование как специализация и концентрация экономически целесообразно если экономия от снижения производственных издер­жек кооперированных предприятий превышает дополнительные издержки транспорта вызванные увеличением дальности перевозок продукции этих предприятий

Транспорт оказывает влияние и на комбинирование промыш­ленности — объединение разных отраслей в одном предприятии характеризующихся производственным и территориальным един­ством. Транспортная слагающая определяя зону распространения продукции оказывает влияние на размещение и масштабы комби­натов. В отличие от промышленности специализация производства в сельском хозяйстве не связана с выделением отраслей или пред­приятий производящих определенную продукцию или часть ее. Специализация здесь заключается не в выделении а в преимуще­ственном развитии отраслей для которых имеются наиболее бла­гоприятные условия. (На выбор отраслей определяющих специали­зацию сельского хозяйства помимо природных факторов влияет в значительной степени размещение сельскохозяйственного пред­приятия относительно крупных индустриальных центров) т. е. транс­портная слагающая также учитывается при расчете экономической эффективности специализации сельскохозяйственного производства.

При размещении производства учитываются и потребность в перевозках масса исходных материалов и готовой продукции их транспортабельность обеспеченность транспортными путями их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий так и районов и страны в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том что он сам не производит продукции а только участвует в ее созидании(поэтому транспортная продукция не накапливается она просто не успевает создаться если даже эта продукция создается то она в тот же момент потребляется. Ведь «продуктом» транспорта является транспортировка ...Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта и движение последнего его перемещение и есть тот процесс производства который оно создает...4) обеспечивая сырьем материалами оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Тем самым создавая транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются в себе6стоимость продукции. Также необходимо сказать что учет и мини­мизация транспортных издержек (транспортной слагающей) являются непременным условием рационального размещения произ­водительных сил.

Влияние транспортной слагающей обусловлено соотношением массы сырья и топлива с одной стороны и массы готовой продук­ции — с другой а также дальностью их транспортировки. Соотно­шение этих компонентов неодинаково в различных отраслях и может изменяться во времени. Поэтому необходим дифференциро­ванный подход к учету влияния транспортных издержек на размеще­ние предприятий различных отраслей народного хозяйства.

Предприятия добывающей промышленности — горнорудные нефтедобывающие угольные — располагают преимущественно вблизи месторождений сырья. С учетом транспортной слагающей определяют рациональную очередность ввода в промышленную эксплуатацию месторождений и устанавливают оптимальные разме­ры добычи.

При размещении предприятий обрабатывающей промышленности учесть влияние транспортной слагающей сложнее. Как правило рассматривают три варианта: масса сырья и топлива больше массы готовой продукции; масса готовой продукции превышает массу сырья и топлива; масса сырья и топлива равна массе готовой про­дукции.

При одинаковой транспортабельности сырья и топлива выбор сырьевой или топливной базы в качестве места размещения пред­приятия обусловлен преобладанием массы какого-либо компонента производства. Так например при производстве сахара расход сырья превышает расход топлива в 5—6 раз при производстве цемента это соотношение еще больше. Предприятия таких отраслей размещают преимущественно вблизи сырьевой базы. Это справед­ливо также для целлюлозно-бумажной деревообрабатывающей и некоторых других отраслей промышленности. Предприятия по производству алюминия меди никеля и другие энергоемкие про­изводства где расход топлива многократно превышает расход сырья размещаются как правило вблизи энергетической базы. Когда масса готовой продукции превышает массу сырья и топлива предприятия (например по производству серной кислоты) целесообразно размещать в районах потребления продукции. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия что в условиях рынка напрямую связано с его работоспособностью а с другой стороны сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно а следовательно невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью инфраструктуры.

Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших народно-хозяйственных показателях и в потреблении продукции других отраслей. Транспорт объединяет 6 видов транспорта и дорожное хозяйство насчитывает 600тыс. субъектов хозяйственной деятельности трудящихся свыше 2 млн. Человек. В валовом общественном продукте на долю транспорта и связи приходится 3 7 %. В 1995 году на транспорте было занято 6 5% общего числа занятых в экономике а доля в основных производственных фондах страны составила 1/5.Он обеспечивает сегодня 20% налоговых поступлений в федеральный бюджет дает около 12% внутреннего валового продукта. Транспорт ежегодно потребляет 8-10% электроэнергии 17% топлива 25% проката 10% пиломатериалов произведенных в России. (См. Рис. №1)

Транспорт принято подразделять на внутрипроизводственный и общего пользования (магистральный). К внутрипроизводственному транспорту относятся железнодорожные подъездные пути межцехо­вые и внутрицеховые пути внутренние автомобильные подвесные и канатные дороги монорельсовые пути тракторный и гужевой тран­спорт в сельском хозяйстве и т. д. Это как правило технологический транспорт обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятий Магистральный транспорт общего пользования обеспечивает транспортно-экономические связи между предприятиями возникаю­щие в процессе расширенного капиталистического производства. К магистральному транспорту относятся железнодорожный речной морской автомобильный воздушный трубопроводный транспорт и линии электропередачи.

Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы России:

  • Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно оно включает железнодорожные трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

  • Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину Молдову Кавказ образованное в основном железнодорожными путями.

  • Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга железнодорожным транспортом и трубопроводным путями связывающее Поволжье и Кавказ с Центром Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный внутренний водный автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения так и повышения ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы улучшении организационно-управленческой системы использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направленно на более плотное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный автомобильный авиационный трубопроводный морской и внутренний водный.

В этой части работы я попытаюсь коротко и одновременно понятно рассказать о каждом виде транспорта о их преимуществах недостатках и недостатках.

Железнодорожный транспорт-основное звено в единой транспортной системе Российской Федерации. Отличается регулярностью движения во все времена года большой скоростью способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном местном и дальнем сообщениях. Однако учитывая большие капитальные вложения затрачиваемые на постройку железных дорог его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Преобладающие грузы - каменный уголь (более 17%) нефть (12.5%) черные металлы лес и руды (по 6%) хлебные грузы химические и минеральные удобрения (по 3.5%) цемент(3%). Они составляют около 60% общего отправления грузов железнодорожным транспортом. В перевозке грузов железнодорожный транспорт занимает лидирующее положение на 2000г этим видом транспорта было перевезено около 1047 млн. тон. В то время как трубопроводный -829 млн. тон. автомобильный-550 млн. тон.5

На сегодняшний день протяженность железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 86 тыс.км 6. И занимает 3 место после Канады и США на ее долю приходится 7% всех железных дорог мира. Однако протяженность путей в России не увеличивается а даже наоборот уменьшается например если к 1997г. длина дорог составляла 87 тыс.км то к 1998г. – 86 тыс.км и до сегодняшнего дня эта цифра не изменилась.

Воздушный транспорт в нашей стране выполняет различные функции. Однако его основная задача – пассажирские перевозки и срочные перевозки почты и грузов.

В районах где нет железных дорог прежде всего на севере Сибири и Дальнего Востока в труднодоступных горных районах авиация нередко служит единственным транспортным средством.

К основным технико –экономическим особенностям воздушного транспорта относятся: большая скорость перевозки пассажиров и грузов высокая мобильность и автономность в полете возможность значительно сокращать путь следования по сравнению с наземными и водными видами транспорта организация сквозных беспосадочных сообщений. Воздушный транспорт непрерывно технически совершенствуется. В эксплуатацию введены пассажирские и скоростные самолеты большой грузоподъемности с газотурбинными и турбореактивными двигателями.

В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5 а грузовых и почты 1/5. Пассажиропотоки воздушного транспорта формируются под влиянием целого ряда факторов наиболее важные из которых следующие: особенности местных районов тяготения численность населения в районах тяготения транспортная подвижность населения число пунктов охваченных сетью воздушных сообщений расстояние между пунктами условия перевозок (тарифы регулярность комфорт частота рейсов). Но у этого транспорта много и недостатков одни из них: достаточно сильная зависимость от метеоусловий и высокая стоимость перевозок.

В данный момент авиация находится в глубоком упадке. Это можно увидеть если просмотреть статистику аварийности на воздушном транспорте. Я думаю аварийность является объективным показателем состояния рассматриваемого объекта а в нашем случае авиации.

Трубопроводный транспорт- узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы газопроводы и продуктопроводы.

Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше чем на постройку железной или автомобильной дороги соответствующей провозной способности при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован высокая герметизация сохраняет продукцию. Это сокращает потери продукта по сравнению с железнодорожным в 2 –1.5 раза. Эксплуатация трубопроводов в отличии от авиации не зависит от метеоусловий климатических условий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7