Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины

Рефераты по транспорту » Грузовой транзит на морском транспорте: состояние, проблемы, перспективы для Украины

Введение

Тема работы «Грузовой транзит на морском транспорте: состояние перспективы для Украины».

В работе рассмотрено место и роль транзита грузов через морские торговые порты Украины в экономическом развитии государства проанализированы причины уменьшения транзита ухудшение его структуры раскрыты пути увеличенияобъемов грузовых транзитных перевозок в ближайшей перспективе.

Транспортный комплекс является важной составляющей в структуре национальной экономики фактором реализации имеющегося у Украины геостратегического потенциала и роста ее роли в международном разделении труда.


Грузовой транзит на морском транспорте: состояние проблемы перспективы для Украины

Доля объемов продукции предприятий транспорта и связи в ВДС страны составляет 11% а удельный вес их основных средств производства в общей стоимости производственного потенциала по первоначальной стоимости – 38 4% и по остаточной – 17% (к концу 2008 г. уровень изношенности основных средств производства транспортной отрасли достиг 84 4%). В структуре транспортного комплекса Украины доля морского транспорта по среднесписочной численности работников занимает 10 5% в экспорте транспортных услуг – 17 1%. в общем объеме перевозок грузов – 0 4% (по данным 2008 г.). В том же году в морских торговых портах (МТП) было переработано 169 6 млн. т грузов 66 3 млн. т (или 39%) из которых составляли транзитные. По географии происхождения (отправки) транзитных грузов 93 1% приходятся на страны СНГ (в том числе 67 1% – на РФ 21 6% – на Казахстан и 3 1% – на Беларусь) 2 1% – на страны ЕС 1 8% – на страны Азии и 2 3% – на страны Америки.

Приведенное территориальное разделение транзитных грузов по географии происхождения является достаточно устойчивым тогда как их объемы изменяются под влиянием разнообразных экономических и политических причин среди которых в последние годы ведущую роль сыграл мировой финансово-экономический кризис. Под его влиянием в Украине в 2009 г. объемы транзитных перевозок грузов морским транспортом сократились до 1 94 млн. т (или на 44 4% по сравнению с 2008 г.) их доля в общих перевозках транзитных грузов – с 1 1% до 0 6% объемы переработки транзитных грузов – на 21 4% а количество переработанных контейнеров – на 60% что в целом значительно превышает аналогичные показатели уменьшения транзита в других черноморских странах (см. табл. 1).

Вообще когда мы анализируем положение дел в отношении операций с транзитными грузами то следует иметь в виду что МТП (как и другие объекты транспорта) могут непосредственно заниматься перевозками транзитных грузов (см. табл. 2) или их переработкой (касается прежде всего водного транспорта). При этом как утверждают эксперты сегодня подавляющее большинство (97%) мировых торговых связей осуществляется морем.

Таблица 1. Влияние финансово-экономического кризиса на объемы ВВП и переработки контейнеров в портах отдельных черноморских стран

Страны Годы ВВП (млрд. дол.) (по ППС) Реальный годовой прирост ВВП (%) ВВП на душу населения (дол.) Переработано контейнеров (тыс. TEU) Прирост объемов контейнерной переработки (%)
Болгария 2008 93,6 6 12341 192 20,4
2009 92,6 -7 12296 151 -21
Грузия 2008 21,4 7,8 4863 254 33,8
2009 21,8 -4 4957 203 -20
Румыния 2008 270,3 7,1 12580 1381 5,8
2009 261,6 -4,1 12214 966 -30
Российская 2008 2260,9 7,1 15922 462 41,9
Федерация 2009 2145,8 -6,5 15176 312 -33
Украина 2008 336,9 5,7 7347 1253 28,5
2009 312,8 -8 6873 496 -60

Таблица 2. Динамика перевозок Украиной транзитных грузов в 2006–2009 гт. по видам транспорта (млн. т)

Виды транспорта Годы Темп
2006 2007 2008 2009 (%)
объем удельный вес (%) объем удельный вес (%) объем удельный вес (%) объем удельный вес (%)
Автомобильный 1,6 0,7 4,5 4,9 1,5 3,4 1,0 212,5
Железнодорожный 75,1 33,7 99,9 25,8 93,4 28,7 63,6 18,9 84,7
Морской 2,5 1,1 2,7 0,7 3,5 1,1 1,9 0,6 76,0
Трубопроводный. 143,7 64,5 279,8 72,3 223,5 68,7 267,8 79,5 186,4
Вместе 222,9 100 386,9 100 325,3 100 336,9 100 151,1

Динамику переработки грузов в МТП Украины в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом отражают данные таблицы 3.

Привлекает внимание большая пестрота темпов падения или роста транзита по разным отечественным МТП (см. табл. 4) что может объясняться не только географией их расположения но и уровнем технической оснащенности тарифной политикой степенью организованности работ.

Среди крупных МТП Украины в 2009 г. наибольшие потери транзитных грузов понесли Николаевский (на 32 3%) Измаильский (на 35 2%) Одесский (на 36 7%) и Мариупольский (на 45 9%). Лучше чем в среднем по отечественным МТП ситуация была в Ренийском (на 28 1%) Ильичевском (на 22 1%) и Керченском (на 12 6%) а в Феодосийском наблюдался даже рост объемов переработки транзитных грузов. В этом порту свыше 99 9% транзита составили нефть и нефтепродукты хотя с 2006 г. здесь многое сделано для приема крупных грузовых судов – в частности сооружены причалы глубиной 11 м что позволяет принимать и обрабатывать различные навалочные и тарно-штучные грузы. В Одесском порту доля наливных грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов) в общем транзите тоже достигла свыше 80% тарно-штучных (металлов и металлопродукции) – 15% а сыпучих (сахара хлебных) – 4 8%. По номенклатуре грузов проходящих через МТП Украины транзитом на первом месте – сыпучие (17815 2 тыс. т или 49 1%) а на втором – наливные (13670 тыс. т или 37 7%); далее идут тарно-штучные грузы (4802 3 тыс. т или 13 2%) (см. табл. 5). Привлекают внимание уменьшение доли угля и нефти поступающих преимущественно из РФ и рост удельного веса нефтепродуктов. Это свидетельствует об изменениях в политике этой страны где сегодня стимулируется вывоз продуктов переработки нефти вместо сырья.

Среди МТП Украины своей масштабностью выделяются те которые формируют так называемую «Большую Одессу» (Одесский Ильичевский «Южный»). Поданным 2008–2009 гг. их общая доля в переработке транзитных грузов составляет почти 2/3 (около 64 5%) всех переработанных в Украине транзитных грузов. Именно «Большая Одесса» (с учетом направлений грузопотоков) может составить реальную конкуренцию румынской Констанце если в названных портах и дальше будут осуществляться техническая модернизация и развитие контейнерных терминалов совершенствоваться система экономических отношений с заказчиками перевозок (прежде всего через тарифную политику) укрепляться мощности железнодорожных станций обслуживающих порты. Именно при таких условиях в Украине может быть прекращен дальнейший спад общих объемов переработки грузов (и в том числе транзитных).

Таблица 3. Динамика переработки грузов на водном транспорте (в том числе перевалки)(тыс. т)

Показатели Государственные МТП Речные порты Морские рыбные порты Другие предприятия Вместе
2009 г. % к 2008 г. 2009 г. % к 2008 г. 2009 г. % к 2008 г. 2009 г. % к 2008 г. 2009 г. % к 2008 г.
Переработано (всего) 121004,4 88 4430 36,7 4713,9 109,6 32198,2 105 162346,5 87,9
экспорт 72573,9 133,3 1275,4 68,7 1912,9 112,9 13722,7 126,9 89484,9 114,1
импорт 7543,1 48,9 132,9 14,9 958,7 150 4400,8 85 13035.5 58,9
транзит 37196,8 70,6 146,7 76,8 1741,3 95,3 13226,3 111,9 52311,1 78,6
каботаж 3509,3 66 2794,7 31,2 99,7 74,2 709,2 2,6 7112,9 41,4
Грузы, не связанные
с морским и речным
грузооборотами 181,3 89,9 80,3 51,8 1,3 25,5 139,2 1,9 402,1 92,7

Как утверждают аналитики недостатки существующей в Украине тарифной системы тормозят рост транзитных перевозок. В частности в 2008 г. тарифы на осуществление погрузочно-разгрузочных работ в портах были повышены на 43 96% а размеры целевых портовых сборов – на 58%. В целом стоимость судозахода в украинские порты стала в среднем в 1 5–2 раза выше чем в портах других стран Черноморского бассейна. С одной стороны это способствовало сохранению отечественных портов как функциональных единиц а с другой – стимулировало направление транзитных грузов (да и в целом грузопотока) в порты других государств. Так если за 2009 г. в украинских портах объемы переработки грузов сократились на 13 2% то в российских грузооборот вырос на 9 2% а в южномбассейне РФ – на 13 7%. Из общих объемов российских грузов в 2009 г. прошедших через порты РФ Украины и Балтии (597 13 млн. т) через российские порты транспортировано 496 42 млн. т (или 83 1% тогда как в 2008 г. – 79 6%). Следовательно мы наблюдаем концентрацию перевозок грузов Российской Федерации в ее национальных портах и уменьшение – в иностранных. Такая же» картина наблюдается и с чисто внешнеторговыми российскими грузами: в 2009 г. через порты Российской Федерации их перевезено 82% (тогда как в 2008 г. – 78 5%) а через украинские – 6 6% (тогда как в 2008 г. – 10%) (сокращение произошло практически по всем важнейшим грузовым группам). Остальные грузы прошли через порты Балтики где соответствующие объемы уже почти вдвое превышают украинские проявляя тенденцию к дальнейшему росту.

Нельзя исключить что повышение Украиной тарифов и других портовых сборов активизировало действия РФ по наращиванию темпов развития мощностей по переработке грузов в портах Новороссийск Тамань Темрюк Железный Рог и др. По нашему убеждению это является угрозой для МТП Украины с учетом дальнейшего сокращения объемов переработки российских транзитных грузов. Ведь по экспертным данным лишь за первые 9 месяцев 2009 г. украинские МТП утратили 12 4 млн. т таких транзитных грузов. Можно лишь надеяться на то что новая страница в украинско-российских экономических отношениях начало которой положено в 2010 г. будет способствовать уменьшению направления грузопотока РФ от портов Украины. В этом контексте следует отметить что только в сентябре 2009 г. был издан приказ Минтранссвязи Украины о поощрении собственников грузов к транзитным перевозкам через морскую территорию Украины на основании введения к установленным в предыдущем году аккордным ставкам скидок в размере 18–50%.

Таблица 4. Динамика транзита в МТП Украины за 2008–2009 гг. (тыс. т)

Наименования портов 2009 г. % к 2008 г.

Бердянский………………….

Белгород-Днестровский

86,6 32,8
9,5 54,6

Евпаторийский…………….

Измаильский……………….

Ильичевский……………….

Керченский………………….

Мариупольский……………

Николаевский………………

Одесский…………………….

«Октябрьский»…………….

Ренийский……………………

Севастопольский………….

Скадовский………………….

Феодосийский…………….

Херсонский………………….

«Южный»…………………….

Всего………………………….

164,4 92,9
1430,4 64,8
3628,9 77,9
2921,2 87,4
1627,3 54,1
3095 67,7
11003,5 63,3
27,9 45,4
1777,5 71,9
27,9 22,9
119,6 79,2
1560 132
242,2 43,2
8576 78
36287,5 70,9

По подсчетам Минэкономики Украины введение таких скидок удешевляет перегрузочные работы с транзитными грузами: зерновыми – на 10–24% металлопродукцией – на 30–40% углем – на 42–47% продукцией химической промышленности – почти вдвое. Между тем такие скидки установлены лишь для 9 портов что явно противоречит условиям осуществления экономической конкуренции.

Таблица 5. Изменения в структуре транзитных грузов переработанных в МТП Украины за 2006–2009 гг. (тыс. т)

Показатели Годы 2009 г. в
2006 2007 2008 2009 % к 2006 г.

Грзы(всего)……………

уголь……………………

удельный вес (%)….

43455,3 51943,2 51357,2 36287,5 83,5
12476,2 12178,7 11629,0 8062,4 64,6
28,7 23,4 22,6 22,2 -6,5 п. п.

нефть……………………

удельный вес (%)….

8368,0 10612,2 10443,0 5517,4 65,9
19,3 20,4 20,3 15,2 -4,1 п. п.

нефтепродукты

удельный вес (%)….

1493,6 2794,3 5916,8 5158,2 345,4
3,4 5,4 11,5 14,2 10,8 п. п.

химические………….

удельный вес (%)….

7519,0 8339,2 6332,3 4645,7 61,8
17,3 16,1 12,3 12,8 -4,5 п. п.

руда…………………….

удельный вес (%)….

4173,7 4864,8 3162,5 3905,0 93,6
9,6 9,4 6,2 10,8 1,2 п. п.

черные металлы

удельный вес (%)….

4115,6 4013,1 4884,3 3529,3 85,8
9,5 7,7 9,5 9,7 0,2 п. п.

зерновые………………

удельный вес (%)….

1593,6 3249,4 2687,9 2088,8 131,1
3,7 6,3 5,2 5,8 2,1 п. п.

другие………………….

удельный вес (%)….

3715,8 5891,5 6301,4 3380,7 91,0
8,6 11,3 12,3 9,3 0,7 п. п.

Впрочем даже такие меры способствовали существенному снижению темпов падения объемов транзитных грузовых перевозок в МТП Украины что стало основанием для продления срока их действия до конца 2010 г.

На наш взгляд приведенная ситуация еще раз подтверждает актуальность и целесообразность введения в Украине независимого регулятора транспортных перевозок (Национальной комиссии регулирования транспорта) которое бы могло позволить принимать меры по совершенствованию тарифной политики на транспорте упрощению механизмов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины для морского сообщения а также поощрению общих и транзитных грузоперевозок через ее территорию. Проект соответствующего закона подготовлен Минэкономики Украины и представлен в Верховную Раду Украины. Конечно он не поддерживается отраслевым ведомством усматривающим в нем опасность определенной утраты своих «полномочий». Именно поэтому очень важно чтобы при формировании устава и полномочий этого нового государственного органа исключалось влияние на величину тарифов со стороны не только Минтранссвязи Украины но и крупных собственников груза – металлургии угольной отрасли АПК и др.

Возвращаясь к операциям с транзитными грузами в МТП Украины следует отметить что наше государство теряет не только объемы переработки транзитных грузов – оно все больше уступает свои позиции на рынке транспортных услуг в целом о чем свидетельствуют опережающие темпы наращивания импорта транспортных услуг по морским грузовым перевозкам по сравнению с их экспортом а также соотношение этих показателей в котором уже в 2008 г. импорт превысил экспорт (см. табл. 6).

Таблица 6. Динамика экспорта и импорта транспортных услуг грузовым морским транспортом Украины за 2000–2008 гг. (млн. дол.)

Доля в общем экс- Доля в общем импорте

Соотношение

экспорта и

Годы Экспорт порте транспортных Импорт транспортных услуг (%) импорта транс портных
услуг (%) услуг
2000 79,96 2,74 19,44 7,69 4,11:1
2001 43,18 1,46 7,39 3,24 5,84:1
2002 60,19 1,78 9,49 3,57 6,34:1
2003 71,50 2,03 3,59 1,10 19,92:1
2004 64,22 1,59 3,78 0,83 16,99:1
2005 59,2 1,32 39,2 6,25 1,51:1
2006 59,5 1,11 27,6 3,50 2,16:1
2007 65,9 1,08 19,5 0,44 3,38:1
2008 57,7 0,76 73,5 4,43 0,78:1
Темп (%) 72,2 -1,98 п. п. 378,1 -3,26 п. п. X

Анализируя приведенные данные (по нашему мнению в 2009 г. соответствующие показатели не улучшились но официальная статистика пока отсутствует; согласно источникам Государственной таможенной службы Украины отслеживающей процесс транзитного перемещения грузов через отечественные МТП в I квартале 2010 г. оно выросло на 20 8% по сравнению с тем же периодом 2009 г.) можно утверждать о практически полной утрате Украиной роли морской державы поскольку у нее отсутствует собственный морской флот а то что от него осталось не может конкурировать с современными судами ведущих мировых государств. Не случайно раньше нами были приведены данные Госкомстата Украины об уровне изношенности основных средств производства транспортной отрасли (84 4%). Общий уровень изношенности подвижного состава отечественных транспортных компаний составляет почти 70%. Что касается отечественных судов то до 80% их общего состава эксплуатируются сверх нормативного срока причем их средний возраст превышает 25 лет.

Преобладающая часть флота контролируемого украинскими судовладельцами зарегистрирована в иностранных судовых реестрах что угрожает независимости транспортного обеспечения внешней торговли нашего государства. Сегодня суда под украинским флагом перевозят лишь 5–6% грузов перерабатываемых в отечественных портах (в частности по данным Госкомстата Украины в 2008 г. в морские (речные) порты (причалы) на судах иностранных флотов поступило (отправлено) 90 9% экспортных грузов 94 3% импортных и 97% транзитных).

В 2009 г. в государственных МТП Украины было обработано 17306 судов (или 76% по сравнению с 2008 г.) из них под иностранными флагами – 13502 то есть 78% (или 78 8% по сравнению с 2008 г.). Таким образом количество судов под национальным флагом сокращается быстрее чем общее количество судов обрабатываемых в украинских МТП то есть на отечественном морском транспорте ощущается открытая экспансия иностранных государств. Отечественное судостроение не работает на собственные нужды (они не финансируются) а выполняет преимущественно экспортные заказы причем в большинстве случаев строит лишь каркасы наполняемые иностранным оборудованием самими заказчиками. Это вызвано прежде всего тем что технологическая испытательная да и научная база украинского судостроения отстала от мировых достижений то есть морально устарела.

Потенциальные возможности наших портов существенно ограничиваются неудовлетворительным техническим состоянием около трети причального фронта. Почти 70% площади открытых складских площадок нуждаются в ремонте или реконструкции. Технологическое оборудование в портах в большинстве своем морально устарело и физически изношено. Ощущаются диспропорции в развитии важнейших сфер деятельности МТП Украины и дефицит вспомогательного портового флота. При отсутствии необходимого государственного финансирования (ведь все МТП в Украине являются государственными) и при недостаточных инвестициях портовое хозяйство не успевает за потребностями в обработке отечественных и транзитных грузов. Сегодня около 40% перевалки грузов осуществляется на морских терминалах негосударственной формы собственности не имеющих статуса порта. Это наряду с несовершенной законодательной базой сдерживает стремление инвесторов вкладывать денежные средства в развитие технологий техники и организации производства на терминалах а также в обеспечение безопасности мореходства. Одновременно в крупных МТП и терминалах Украины все активнее проявляются намерения российских компаний установить собственную монополию на операции с грузами и прежде всего – транзитными из Российской Федерации.

Как утверждают специалисты Института проблем рынка и эколого-экономических исследований НАЛУ в сфере транзита грузов в Украине искусственно созданы условия при которых отечественные экспортеры и импортеры не заинтересованы в наиболее выгодной транспортировке грузов. Украина экономически не привлекательна для транзита грузов через ее МТП внутренние водные пути и автомобильные пересечения вследствие чего транзитные перевозки не только уменьшаются по объемам но и ухудшаются по структуре в сторону постоянного увеличения доли дешевых и вредных веществ.

В свою очередь включение Украины в глобальные грузопотоки а также расширение использования иностранного флота при выполнении операций с транзитными грузами требуют осовременивания оперативных технических и технологических аспектов в рамках требований ВТО упрощения таможенного контроля грузов и транспортных средств их перевозки не оставляя в стороне проблемы усиления контроля безопасности перевозок противодействия контрабанде транзита вредных веществ и т.п. В этой связи возникает проблема создания унифицированной системы национальных правил организации смешанных схем перевозок транзитных грузов при участии морского транспорта железной дороги автомобильного транспорта то есть постепенного перехода к внедрению признанных в мире транспортно-технологических схем (ТТС) (в частности нефтеналивной контейнерной хлебно-зерновой угольной рудной паромно-ролкерной и др.). В Отчете Всемирного банка «Украина: исследование в отношении содействия торговле и транзиту» отмечается что стоимость обработки контейнеров в украинских портах выше по сравнению с международными тарифами даже не учитывая неофициальных платежей однако эффективность деятельности портовых служб принимая во внимание срок выполнения работ остается низкой. Интермодальные перевозки в целом и контейнерные перевозки в частности сталкиваются с серьезными очередями контейнеров и судов в крупных портах особенно в Одессе. Главным образом это обусловлено требованием физического осмотра 100% единиц в сочетании с неограниченными полномочиями таможенных и других приграничных ведомств. По мнению авторов отчета это создает серьезный барьер для развития украинской торговли что в свою очередь оказывает косвенное негативное влияние на секторы импорта и экспорта а также на развитие международных транспортных коридоров (МТК). Как подчеркивается в отчете уровень развития транспортной инфраструктуры Украины намного ниже стандартов ЕС и не соответствует целесообразным условиям безопасности значительная часть дорожной сети «находится в плохом состоянии» а финансирование строительства и ремонта дорог до настоящего времени было весьма ограниченным. Эти высказывания полностью относятся и к операциям с транзитными грузами.

Аналогичную оценку состояния транспортной инфраструктуры Украины (в том числе при операциях с транзитными грузами в ее МТП) дает СНБОУ. В его Решении «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы» от 16.05.2008 г. (которое введено в действие Указом Президента Украины от 20.05.2008 г. №463/2008) отмечается что почти треть причального фронта находится в неудовлетворительном техническом состоянии а это ограничивает потенциальные возможности отечественных портов. Система обеспечения безопасности мореходства морально устарела и физически изношена. Уровень использования имеющегося потенциала морской отрасли признан неудовлетворительным и не отвечающим интересам национальной безопасности.

В силу ситуации сложившейся на морском транспорте СНБОУ считает необходимым реализовать комплекс мер которые бы прекратили дальнейшее разрушение морской отрасли и способствовали возрождению Украины как морской державы в которой бы росли транспортные услуги и выручка от их предоставления. Особое место в необходимых мерах занимают полномасштабное развитие глубоководного судового хода (ГСХ) Дунай – Черное море развитие МТК на территории Украины существенное расширение сети морских терминалов согласование перевозных способностей с мощностями для хранения грузов между автомобильным железнодорожным и водным транспортом в схемах комбинированных (интермодальных) перевозок.

Страницы: 1 2