Камчатский Государственный Технический Университет
Реферат на тему:
Морское судно как объект договора фрахтования
Выполнил: Принял
Курсант группы 08 – МХ Горшков В.Г.
Топчиев А.В.
Г. Петропавловск-Камчатский
Действующее законодательство определяет судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, кроме судов рыбопромыслового флота (п.1 Правил регистрации судов и прав на них, п.1 ст.7 КТМ РФ). Суда рыбопромыслового флота - суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, обслуживающие рыбопромысловый комплекс, а также приемотранспортные, вспомогательные и суда специального назначения (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…», п.2 ст.7 КТМ РФ). Под рыболовным судном понимается судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей и иных водных биологических ресурсов (п.1 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота…»).
В отличие от обычной аренды индивидуально-определенного имущества, регулируемой только нормами общегражданского законодательства, судно по договору фрахтования предоставляется как плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Такое судно должно быть мореходно. При сдаче судна под склад, отель или ресторан не предполагается эксплуатировать его как плавучее сооружение и, следовательно, оно может и не обладать мореходностью, то есть является объектом договора обычного имущественного найма.
Как мы уже подчеркивали, в виду того, что морские суда отнесены законодателем к недвижимому имуществу, они подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Регистрация судов и прав на них производится в РФ по установленной КТМ РФ и Правилами системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре; судовой книге; бербоут-чартерном реестре.
Не подлежат регистрации в Государственном судовом реестре военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные корабли. В случае их использования в коммерческих целях соответствующие корабли и суда могут быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре.
Регистрация осуществляется в одном из торговых портов Российской Федерации по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру. Регистрация права собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации торговом порту. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.
Отдельно отметим, что в бербоут-чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) в случае, если:
а) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с п.1 ст.15 КТМ РФ;
б) Министерство транспорта Российской Федерации приняло решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Итак, для того, чтобы быть объектом договора аренды морского судна, последнее должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре. Незарегистрированное судно не может быть объектом данных правоотношений.
При исследовании договора аренды транспортного средства возникает логичный вопрос: требуется ли регистрация договора (сделки) аренды морского судна? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к Закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и соответствующим положениями КТМ РФ (Глава III).
Закон «О государственной регистрации…» положений о регистрации морского судна и прав не него не содержит, КТМ РФ в п.2 ст.33 закрепляет: право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
Из приведенного выше положения не понятно, необходима ли регистрация договора аренды (фрахтования) морского судна, специальные же главы КТМ о фрахтовании (Гл.10 и 11) положений о государственной регистрации рассматриваемого договора не содержат.
Итак, КТМ РФ не содержит положений о внесении записей о сделках в отношении судна и проведение государственной регистрации договоров и иных сделок в отношении судна. Однако такое положение есть в Правилах регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные приказом Госкомрыболовства РФ от 31 января 2001 г. №30.
В п.49 вышеназванных Правил закреплено, что «договор фрахтования судна (тайм-чартер, бербоут-чартер) подлежит регистрации в Государственном судовом реестре (судовой книге) порта регистрации данного судна.
С заявлением о регистрации договора фрахтования судна может обратиться одна из сторон договора.
Регистрация права фрахтования судна осуществляется совершением регистрационной записи о фрахтовании в Государственном судовом реестре (судовой книге).
Регистрация договора фрахтования судна удостоверяется путем надписи на договоре фрахтования, содержащей полное наименование порта регистрации, дату регистрации и номер, под которым она зарегистрирована. Эти данные заверяются подписью и скрепляются печатью капитана порта.
Регистрационная запись о фрахтовании судна погашается по истечении срока действия договора фрахтования. До истечения этого срока регистрационная запись о фрахтовании судна погашается на основании совместного заявления собственника судна (судовладельца) и фрахтователя с приложением документов об исполнении договора фрахтования либо на основании вступившего в силу судебного решения».
Отметим, что в Правилах регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000 г. N 145, аналогичных норм нет, а этом значит, что договор фрахтования подлежит регистрации, только если объектом договора является судно рыбопромыслового флота.
На наш взгляд, позиция законодателя не совсем логична. КТМ РФ не предусматривает регистрацию сделок с морскими судами, в Правилах регистрации морских судов такие нормы тоже отсутствуют, тогда, как Правила утвержденные Госкомрыболовством такое требование содержат. Было бы логичным издание Минтрансом соответствующих разъяснений и дополнений к Правилам.
Другие работы по теме:
Технология организации круизов
Министерство Образования Российской Федерации Институт Бизнеса и Делового Администрирования СГТУ Контрольная работа по дисциплине «Техника и технология»
Договор фрахтования и транспортной перевозки
Морская перевозка Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) внутренние перевозки между портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).
Арест морских судов согласно Российскому законодательству
По российскому законодательству судно может быть арестовано на основе морского требования, возникающего из обстоятельств, перечисленных в ст.389 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г., в том числе в связи с буксировкой.
Виды фрахтования морских судов
Фрахтование - это соглашение о найме судна (группы судов) для выполнения определенного рейса или ряда рейсов либо на оговоренный период времени. Фрахтование обычно производит посредник — брокер.
Сражение в бухте Киберон
Введение 1 Предыстория 2 Ход боя 3 Силы сторон Введение Сражение в бухте Киберон (англ. Battle of Quiberon Bay, фр. Bataille des Cardinaux) — морское сражение Семилетней войны между флотами Великобритании и Франции, состоявшееся в бухте Киберон, на побережье Франции в Бискайском заливе 20 ноября 1759 года.
Первая битва при мысе Финистерре 1747
Первая битва при мысе Финистерре — морское сражение состоялось 14 мая 1747 года, у мыса Финистерре между британским и французским флотом во время Войны за австрийское наследство.
Кошачья выдра
Введение 1 Ареал обитания 2 Описание 3 Охранный статус Список литературы Введение Кошачья вы́дра[1] лат. Lontra felina) — редкое и малоизученное хищное морское млекопитающее семейства куньих.
Битва при Ла-Рошели
— морское сражение, состоявшееся 22 июня 1372 года между франко-кастильским и английским флотом. Кастильский флот состоял из 22 галер, в то время как англичане располагали 50 судами. Франко-кастильские войска одержали в этом сражении уверенную победу, наголову разгромив английский флот. Французы впервые со времени гибели французского флота при Слейсе в 1340 году смогли ликвидировать превосходство англичан на море.
Ушаков, Александр Митрофанович
Александр Митрофанович Ушаков (умер в 1787) — известный моряк. Учился в Морском кадетском корпусе. В 1770—1774 годах участвовал в Первой архипелагской экспедиции русского флота. В 1771 получил в командование трекатру «Св. Михаил» (нанятое у греков транспортное судно). Выйдя из порта Ауза (на острове Парос), Ушаков отправился с десантом к эскадре графа Орлова, вышедшей для разорения некоторых турецких о-вов Архипелага.
Киренийский корабль
— греческое торговое судно, потерпевшее кораблекрушение у берегов Кипра в IV веке до н. э. Он был обнаружен греко-кипрскими дайверами в 1967 году недалеко от прибрежного города Кирения. Майкл Катзев, аспирант Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета, провёл его детальное изучение в 1967 — 1969 годах.
Битва при Абукире 1798
Сражение при Абукире (битва у Нила в заливе Абу-Кир (Aboukir Bay)) 1-2 августа 1798 года — решающее морское сражение между флотами Великобритании под командованием адмирала Горацио Нельсона и Франции под командованием адмирала Франсуа де Брюи, у острова Абукир в дельте Нила, на Средиземноморском побережье Египта, после того как французские корабли прорвались из Тулона, где были блокированы англичанами.
Мейфлауэр
(англ. Mayflower, что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) — aнглийский рыболовный трёхмачтовый барк, на котором англичане, основавшие первое британское поселение в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.
Сражение у Пондишери
Сражение у Пондишери (англ. Battle of Pondicherry) — морское сражение, состоявшееся 10 сентября 1759 года между английской и французской эскадрами у Коромандельского побережья Индии на широте Порто-Ново (в 10 милях южнее Пондишери), в ходе Семилетней войны. Завершилась победой англичан.
Лёшерн фон Гертцфельт, Карл Густав
Лёшерн фон Гертцфельт, Карл Густав (швед. Karl Gustaf Lцschern von Hertzfelt; 1667(1667) — 14 мая 1704) — шведский морской офицер, участник Северной войны.
Правовое регулирование аренды транспортного средства
Правовое регулирование аренды транспортного средства Введение Цель данной работы: рассмотреть особенности правового регулирования аренды транспортных средств, в частности: общие положения правового регулирования аренды транспортных средств; договор аренды транспортно средства с экипажем (фрахтования на время); аренду транспортного средства без экипажа.
Сражение при Гренгаме
План Введение 1 Предыстория сражения 2 Бой 3 Итоги сражения Сражение при Гренгаме Введение Сражение при Гренгаме — морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов), явилось последним крупным сражением Великой Северной войны.
Континентальный флаг
Континентальный флаг Континентальный флаг (англ. Grand Union Flag), также известный как флаг Конгресса, Первое морское знамя, Кембриджский флаг, и Континентальные цвета, считается первым национальным флагом Соединённых Штатов Америки. Этот флаг состоял из 13 красных и белых полос, и британским «Юнион-Джеком» как раз на том месте, где сегодня красуются звезды (до включения ирландского Креста Святого Патрика).
Вахте о вахте
Издревле для обеспечения безопасности плавания судна моряки делили сутки на определенные промежутки времени - вахты /смены/. "Моряк постоянно на вахте", - и в море, и в порту.
Морское сражение под Керчью 1774
Морское сражение под Керчью произошло 9 июня и 20 июня 1774 г., во время Русско—турецкой войны 1768—1774 гг. Двойное сражение между русским и турецким флотами состоялось южнее Керчи.
Дарданелльское сражение
Дарданелльское морское сражение 1807 , сражение между русской Средиземноморской эскадрой и турецким флотом в районе Дарданелл 10-11 (22-23) мая, эпизод кампании Второй Архипелагской экспедиции русского флота во время русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Выиграно русским флотом под командованием Д.
Русско-шведская война 1788-1790 гг.
Поводом к началу военных действий стал неподобающий, по мнению Густава III, салют, отданный шведской эскадре русскими кораблями. Швеция напала на Россию в то время, когда лучшие русские войска находились на юге.
Вапцаров, Никола Йонков
Никола Йонков Вапцаров (7 декабря (24 ноября) 1909, Банско, Османская империя — 23 июля 1942, София, Болгария) — болгарский поэт и писатель, революционер-антифашист, член БКП. В Македонии считается этническим македонцем.
Судно как объект права собственности и его правовой статус
Правовой статус морского судна. Собственник судна и судовладелец, его права и обязанности. Правовая природа лизинга морских судов. Регистрация морских судов и ее правовое значение. Флаг и национальность судна. Судовые документы и порядок их оформления.
Границы морского пространства. Договор морского круиза
Правила установления межгосударственной сухопутной границы. Делимитация и демаркация морских пространств. Договор морского круиза, его правовая природа. Понятие и проформы чартеров. Международно-правовые средства обеспечения безопасности судоходства.
Грузовая документация
Характеристика основных документов для перевозки грузов морем: погрузочный ордер, линейный и чартерный коносамент, товарные документы и приёмо-сдаточная ведомость. Правила оформления выгруженных грузов и требования к тальманам. Виды фрахтовых ордеров.
Повітряний кодекс України Розділ ІІІ
Розділ III ВИКОРИСТАННЯ ПОВІТРЯНОГО ПРОСТОРУ УКРАЇНИ Стаття 9. Структура повітряного простору України Структура повітряного простору, порядок її формування і зміни, правила використання повітряного простору визначаються державним органом по використанню повітряного простору України.
Баффин Уильям
Английский мореплаватель, родился в 1584 году. Самое раннее упоминание о Уильяме Баффине мы встречаем в 1612 году, когда он в качестве штурмана принимал участие в экспедиции капитана Джеймса Халла в поисках Северо-западного прохода.
Морское страхование 3
Введение Морское страхование в нашей стране регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации(глава XV «Договор морского страхования»), утвержденным законом РФ от 30 апреля 1999г. № 81-ФЗ.
Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
Согласно ст. 198 КТМ РФ и ст. …..МК Латвии, по договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную сумму (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов.