Реферат: Перевозка газов - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Перевозка газов

Рефераты по транспорту » Перевозка газов

Содержание


Введение 3

Что такое газ? 4

Инертные газы, азот и двуокись углерода 4

Кислород 20

Природный газ 26

Заключение 29

Список используемой литературы 30


Введение


В условиях современной промышленности, свое широкое потреблние нашли различные виды газов, применяемых как топливо, сырье для производства других веществ, вспомогательные вещества при сварке и т. д. и т. п. Газы применяемые в промышленности носят названия промышленных газов. К ним относят: аргон, кислород, хлор, двуокись углерода, также к ним могут быть отнесены: метан, пропан, бутан, ацетилен и еще многие и многие газы, перечеслением которых можно заниматься достаточно долго.

Основным транспортом для транпортирования газа, является трубопровод (так природный газ в основном транспортируется через трубопроводы), но некоторые виды газов, такие как аргон, кислород, двуокись углерода, да и сам природный газ перевозят в жидком состоянии или небольшими партиями, что затрудняет использование трубопроводов, поэтому частым транспортом для перевозки таких газов является автомобильный.

В нашем реферате мы попытаемся дать транспортную характеристику некоторым видам промышленных газов, которые применяются наиболее часто.


Что такое газ?

Газ (газообразное состояние) (от греч. χάος — хаос) — агрегатное состояние вещества, характеризующееся очень слабыми связями между составляющими его частицами, (молекулами, атомами или ионами), а также их большой подвижностью. Частицы газа почти свободно и хаотически движутся в промежутках между столкновениями, во время которых происходит резкое изменение характера их движения.

Газообразное состояние вещества в условиях, когда возможно существование устойчивой жидкой или твёрдой фазы этого же вещества, обычно называется паром.

Подобно жидкостям, газы обладают текучестью и сопротивляются деформации. В отличие от жидкостей, газы не имеют фиксированного объёма[1] и не образуют свободной поверхности, а стремятся заполнить весь доступный объём (например, сосуда).

Газообразное состояние — самое распространённое состояние вещества Вселенной (межзвёздное вещество, туманности, звёзды, атмосферы планет и т.д.). По химическим свойствам газы и их смеси весьма разнообразны — от малоактивных инертных газов до взрывчатых газовых смесей. К газам иногда относят не только системы из атомов и молекул, но и системы из других частиц — фотонов, электронов, броуновских частиц, а также плазму.

Инертные газы, азот и двуокись углерода

К инертным газам относят такие виды газа как неон, криптон, аргон, ксенон. Все эти газы являются вспомогательными элементом для производства различной продукции, применяются в электротехнике, при сварке, при упаковке продуктов и во многих других отраслях промышленности. Рассмотрим подробнее некоторые виды этих газов:


Аргон газообразный и жидкий

ГОСТ 10157-79

Аргон газообразный и жидкий используют в качестве защитной среды при сварке, резке, плавке активных и редких металлов и сплавов на их основе – алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов, нержавеющих хромоникелевых жаропрочных сплавов и сталей различных марок, а также при рафинировании металлов в металлургии.

Получается путем низкотемпературной ректификации остаточных газов производства аммиака.

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для марки

Высший сорт

1 сорт

Объемная доля аргона, %, не менее 99,993 99,987
Объемная доля кислорода, %, не менее 0,0007 0,002
Объемная доля азота, %, не более 0,005 0,01
Массовая концентрация водяного пара при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), г/см3, не более 0,007 0,01
Объемная доля водяного пара, %, не более 0,0009 0,001
Объемная доля суммы углеродосодержащих соединений в пересчете на СО2, %, не более 0,0005 0,001
Примечания

1.  Объемная доля суммы углеродосодержащих соединений не нормируется в газообразном и жидком аргоне, вырабатываемом из воздуха, если для очистки сырого аргона используется электролитический водород, не содержащий примесей углеродосодержащих соединений и щелочи, а также водород коксового газа и синтез газа, специально дочищаемых на аммиачных производствах.

2.  Норма для жидкого аргона соответствует показателям газообразного аргона, полученного при полном испарении пробы жидкого аргона.

3.  Качественные показатели жидкого аргона должны соответствовать нормам, указанным выше, при условии уменьшения количества жидкого аргона за счет его испарения при транспортировании и хранении не более чем на 10% от отгруженного. [3]

Аргон нетоксичен и невзрывоопасен.
Жидкий аргон – низкокипящая жидкость, может вызвать обмораживание кожи и поражение слизистой оболочки глаз. Газообразный аргон перевозят в баллонах (рис.1), а жидкий в специальных цистернах для перевозки подобных газов (рис.2).

Рис. 1 Перевозка аргона в баллонах


Рис. 2 Криогенная цистерна для перевозки аргона и кислорода

Примером могут служить специальные транспортные криогенные емкости, которые предназначены для длительного хранения, транспортировки и выдачи жидких криопродуктов: кислорода, азота, аргона или метана (ЦТК-1/0,25 только для кислорода и азота) в районах с умеренным климатом; размещаются вне здания.
Применяютсяв таких отраслях как: нефтегазодобыча, теплоэнергетика, машиностроение, авиация, строительство, медицина и др

На дне цистерны размещен испаритель для создания рабочего давления в цистерне. Трубопроводы, арматура, приборы контроля и предохранительные устройства выведены на пульт управления арматурного шкафа.
Криогенные цистерны установлены на полозья (кроме ЦТК-0,5/0,25) и имеют приспособления для крепления их при Устройство и принцип работы такой емкости в следующем:

Криогенные цистерны представляют собой двустенный аппарат, состоящий из внутреннего  криогенного сосуда и наружного кожуха, межстенное изоляционное пространство отвакуумировано. Изоляция криогенного сосуда - вакуумно-многослойная, поэтому жидкость, хранимая во внутреннем криогенном сосуде, имеет незначительные потери от испарения ввиду минимального поступления тепло-притоков к поверхности.
Эксплуатационные показатели цистерн сохраняются в течение двух лет без дополнительного вакуумирования. ы в серебристый цвет с продольной отличительной полосой, цвет которой соответствует заливаемой жидкости.

Криогенные цистерны с жидким продуктом можно перевозить железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, монтировать на шасси грузовых автомобилей при создании спецавтомобилей, транспортирующих технические газы.

Преимущества и отличительные особенности:

криогенные цистерны надежны и просты в эксплуатации, требуют непродолжительной подготовки обслуживающего персонала,

минимальные потери продукта — за счет использования вакуумно-много-слойной изоляции,

криогенные цистерны могут эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от минус 50 до +50°С,

не требуется специальных мер защиты цистерн от воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации.
Криогенные цистерны не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора.
Все оборудование проходит полную предпродажную подготовку, включающую вакуумирование и заперличивание межстенного пространства, ревизию арматуры, проверку КИП, покраску изделия в сборе.

В нижней части криогенной транспортировке. Рабочее давление цистерн – 0,25 МПа (2,5 кгс/см2). Криогенные цистерны окрашены в серебристый цвет с продольной отличительной полосой, цвет которой соответствует заливаемой жидкости.

Баллогы с техническими газами могут храниться как в специальных помещениях, так и на открытом воздухе. При хранении на открытом  воздухе они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается. Баллоны с техническими газами необходимо защищать от случайного нагрева во избежание аварийных взрывов. Баллоны с газом, устанавливаемые в складских помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов. Открытое пламя и курение в складских помещениях для баллонов с техническими газами категорически запрещены. Склады для баллонов, наполненных газом, должны иметь естественную или искусственную вентиляцию в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования

Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону. Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении обязательно с прокладками между ними и ограждением от возможного падения. [1]

Азот газообразный и жидкий

ГОСТ 9293-74

Азот газообразный и жидкий получают из атмосферного воздуха способом глубокого охлаждения, предназначен для создания инертной атмосферы при производстве, хранении и транспортировании легко окисляемых продуктов, при высокотемпературных процессах обработки металлов, невзаимодействующих с азотом, для консервации замкнутых металлических сосудов и трубопроводов, а также для других целей.

Таблица 2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для технического газообразного азота

1 сорт

2 сорт

Объемная доля азота, %, не менее 99,6 99,0
Объемная доля кислорода, %, не более 0,4 1,0
Объемная доля водяного пара в газообразном азоте, %, не более 0,009 выдерживает испытание
Содержание масла в газообразном азоте выдерживает испытание
Содержание масла, примесей механических и влаги в жидком азоте выдерживает испытание

Транспортировка

Газообразный азот в баллонах транспортируют автомобильным транспортом, а жидкий азот – в специальных автоцистернах, сосудах Дьюара, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующим на данном виде транспорта.

При работе с азотом необходимо использовать индивидуальные защитные средства кожи и органов дыхания.

Неон

 Неон - инертный газ, содержащийся в воздухе в микроскопических количествах. Для получения одного килограмма неона необходимо охладить примерно 97 тонн воздуха! Неон также есть в природном газе, в горных породах, некоторых полезных ископаемых, в космосе. Получают неон из неоногелиевой смеси методом криогенной низкотемпературной ректификации.
Назначение. Неон применяют в светотехнике, рекламе и электровакуумной промышленности, космической и химической промышленности, электронике, в эксимерных лазерах, как хладагент в криогенной промышленности и в составе газовых смесей различного назначения.
Жидкий неон используется в космических исследованиях как охладитель для формирования ультрачувствительного инфракрасного изображения и аппаратуры систем обнаружения.
Свойства. Неон - одноатомный газ, бесцветный, без запаха и вкуса, не токсичный, химически инертный. Содержание неона в атмосфере Земли составляет 0,0018% по объему или 0,0012% по весу. Плотность - 483,5  кг/м3. Неон неактивный газ и не вступает в реакции ни с какими химическими элементами в обычных условиях. Образует несколько соединений.
В жидком виде неон - после гелия и водорода - является наиболее низкокипящей (-246°С) и трудно замерзающей (-249°С) жидкостью.
Опасность для человека. Неон не токсичен, не горюч, не взрывоопасен. При высоких концентрациях в воздухе вызывает состояние кислородной недостаточности и удушье. При попадании в глаза осторожно промыть водой в течение 15 минут.
Перевозка. Неон газообразный перевозят в стальных баллонах черного цвета (ГОСТ 949-73) под давлением 14,7+0,5 МПа [(150+5) кгс/см2] при 20 оС. Баллоны должны иметь мембранные вентили типа КВБ-53М. Баллоны, наполненные неоном газообразным, перевозятся всеми видами транспорта, предназначенными для перевозки сжатых газов.

Таблица 3

Технические требования по ГОСТ

Технические требования по ГОСТ
 

Неон газообразный особой чистоты 
ТУ 2114–006–39791733–2002
Код ООН 1065
Шифр оп. груза  2111
 


Наименование


марка "4.0"


марка "4.8"

Неон Ne, % не менее 99,99 99,998
Гелий He, ppm не более 45 - 60 20
Азот N2, ppm не более 2,0 3,0
Кислород O2, ppm не более 1,0 1,0
Метан CH4, ppm не более 0,1 0,1
Двуокись углерода CO2, ppm не более 0,1 0,1
Водяные пары H2O, ppm не более 2,0 2,0
Давление при стандартных условиях, МПа, не менее 15,0 15,0




Ксенон

Ксенон - инертный газ, содержащийся в воздухе, природном газе, в горных породах некоторых полезных ископаемых, в космосе, в морской воде и даже в атмосфере Марса. Основным источником промышленного производства ксенона является атмосфера Земли, где ксенон содержится в количестве 86 см3 на 1000 м3 воздуха.
Назначение. Ксенон применяют в космической промышленности, медицине, светотехнике, рекламе, электронике, в газовых ионных лазерах, в составе газовых смесей различного назначения.
Свойства. Ксенон, как и все инертные газы VIII группы таблицы Менделеева, состоит из одноатомных молекул, не имеет ни запаха, ни цвета, не горит и не поддерживает горение, не взрывоопасен, слабо растворяется в воде. Ксенон химически индифферентен - не вступает ни в какие химические реакции. Плотность ксенона 5,89  гр/л при 0оС и давлении 760 мм.рт.ст, что в 4 раза выше, чем у воздуха.
Опасность для человека. Ксенон не токсичен, не горюч, не взрывоопасен. При высоких концентрациях в воздухе вызывает состояние кислородной недостаточности и удушье. При попадании в глаза осторожно промыть водой в течение 15 минут.
Перевозка. Ксенон газообразный перевозят в стальных баллонах черного цвета (ГОСТ 949-73) под давлением 14,7+0,5 МПа [(150+5) кгс/см2] при 20 оС. Баллоны должны иметь мембранные вентили типа КВБ-53М. Баллоны, наполненные ксеноном газообразным, перевозятся всеми видами транспорта, предназначенными для перевозки сжатых газов.

Таблица 4

Технические требования по ГОСТ

Технические требования по ГОСТ
 

Ксенон газообразный особой чистоты 
ТУ 2114–003–39791733–2002
Код ООН 2036
Шифр оп. груза  2111
 


Наименование


марка "5.0"


марка "5.5"


марка "5.8"

Ксенон Xe, % не менее 99,999 99,9995 99,9998
Криптон Kr, ppm не более 3,0 1,0 0,1
Азот N2, ppm не более 2,0 1,0 0,2
Кислород O2, ppm не более 1,0 1,0 0,1
O2+ Ar, ppm не более 1,0 1,0 0,1
Метан CН4, ppm не более 1,0 0,1 0,1
Двуокись углерода CO2, ppm не более 1,0 0,1 0,1
Водяные пары H2O, ppm не более 1,0 1,0 1,0
Давление при стандартных условиях, МПа, не менее 15,0 15,0 15,0




Криптон

Криптон - моноатомный, нетоксичный, химически инертный газ без запаха, цвета и вкуса, содержащийся в воздухе. Источником получения криптона является атмосфера Земли. Содержание криптона в воздухе составляет 0,000114% по объему и 0,0003% по весу.
Назначение. Криптон преимущественно используется в газообразной форме для эксимерных лазеров, ламп различного назначения, изоляции окон и научно-исследовательских лабораторных исследований.
Свойства. Криптон, одноатомный газ, бесцветный, без запаха и вкуса, не токсичен, химически инертен, неактивен - не воспламеняется и не поддерживает горение, образует несколько соединений. Криптон неактивный газ и не вступает в реакции ни с какими химическими элементами в обычных условиях. Плотность криптона 780 кг/м3.
Опасность для человека. Криптон не токсичен, не горюч, не взрывоопасен. При высоких концентрациях в воздухе вызывает состояние кислородной недостаточности и удушье. При попадании в глаза осторожно промыть водой в течение 15 минут.
Перевозка. Криптон газообразный перевозят в стальных баллонах черного цвета и надписью желтого цвета  (ГОСТ 949-73) под давлением 14,7+0,5 МПа [(150+5) кгс/см2] при 20 оС. Баллоны должны иметь мембранные вентили типа КВБ-53М. Баллоны, наполненные криптоном газообразным, перевозятся всеми видами транспорта, предназначенными для перевозки сжатых газов. [4]

Таблица 5

Технические требования по ГОСТ

Технические требования по ГОСТ
 

Криптон газообразный особой чистоты 
ТУ 2114–004–39791733–2002
 


Наименование


марка "5.0"


марка "5.5"


марка "5.8"

Kr, % не менее 99,999 99,9995 99,9998
Xe, ppm не более 3,0 1,0 0,1
N2, ppm не более 2,0 1,0 0,2
O2, ppm не более 1,0 1,0 0,1
Метан, ppm не более 1,0 0,1 0,1
CO2, ppm не более 1,0 0,1 0,1
H2O, ppm не более 1,0 1,0 1,0
Давление при стандартных условиях, МПа, не менее 15,0 15,0



Двуокись углерода твердая (сухой лед)

ГОСТ 12162-77

Двуокись углерода твердая (сухой лед) (СО2) получают из жидкой или газообразной двуокиси углерода.

Твердая двуокись углерода применяется для создания низких температур при холодильной обработке, хранении, транспортировании и реализации замороженных и охлажденных пищевых продуктов, а также для технических целей.

Таблица 6

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для марки

Внешний вид Блоки белого цвета
Массовая доля двуокиси углерода, % 99,96-99,98
Содержание минеральных масел определяется качественным анализом
Содержание сероводорода определяется качественным анализом
Содержание соляной кислоты определяется качественным анализом
Содержание сернистой и азотной кислот и органических соединений (спиртов, эфиров, альдегидов и органических кислот) определяется качественным анализом
Содержание аммиака и моноэтаноламинов определяется качественным анализом
Запах и вкус определяется качественным анализом
Содержание ароматических углеводородов(в т.ч. бензола) определяется качественным анализом
Массовая доля остатка после испарения, % 0,02-0,04


Твердая двуокись углерода нетоксична, невзрывоопасна, может вызвать обмораживание кожи и поражение слизистой оболочки глаз, брать продукт незащищенными руками не разрешается.

Упаковка

Твердую двуокись углерода упаковывают в чистые изотермические контейнеры или другие изотермические емкости.

Транспортировка

Твердую двуокись углерода транспортируют всеми видами транспорта, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Хранение

Блок сухого льда, находящийся в специальных хранилищах при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.), испаряется в течение 24 часов.

Двуокись углерода газообразная и жидкая

ГОСТ 8050-85

Двуокись углерода газообразная и жидкая (СО2), представляет собой бесцветный газ или бесцветную жидкость, со слегка кисловатым запахом и вкусом.

Двуокись углерода всех сортов применяется для создания защитной среды при сварке металлов, для пищевых целей в производстве газированных напитков, сухого льда, для охлаждения, замораживания, хранения пищевых продуктов при прямом и косвенном контакте с ними, для сушки литейных форм, для пожаротушения и других целей во всех отраслях промышленности.

Таблица 7

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для марки

высший сорт

1 сорт

2 сорт

Объемная доля двуокиси углерода (СО2), %, не менее 99,8 99,5 98,8
Объемная доля окиси углерода (СО) определяется качественным анализом
Массовая концентрация минеральных масел и механических примесей, мг/кг, не более 0,1 0,1 определяется качественным анализом
Наличие сероводорода определяется качественным анализом
Наличие соляной кислоты определяется качественным анализом
Наличие сернистой и азотной кислот и органических соединений (спиртов, эфиров, альдегидов и орг. кислот) определяется качественным анализом
Наличие аммиака и этаноламинов определяется качественным анализом
Наличие запаха и вкуса определяется качественным анализом
Массовая доля воды, %, не более определяется качественным анализом
Массовая концентрация водяных паров при 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) г/м3, не более 0,037 0,184 не нормируется
что соответствует температуре насыщения двуокиси углерода водяными парами при давлении 101,3 кПа при температуре 20 °С, не выше -48 -34 не нормируется
Наличие ароматических углеводородов определяется качественным анализом
Наличие оксидов ванадия определяется качественным анализом


Двуокись углерода газообразная и жидкая – нетоксична, невзрывоопасна.

Транспортировка

Жидкую двуокись углерода в баллонах транспортируют вагонными отправками в крытых вагонах, допускается перевозка автотранспортом в специальных контейнерах.

      Внутренний сосуд такого резервуара изготовлен из низколегированной стали. Покрытие внутреннего сосуда выполнено из жесткого пенополиуретана, имеющего хорошие теплоизоляционные и гигроскопические свойства, не пропускающего влагу к поверхности сосуда, что защищает резервуар от коррозии и обеспечивает длительное хранение углекислоты со среднесуточным подъёмом давления не более 0,15 МПа при среднесуточной температуре окружающей среды 30°С. Сосуд с теплоизоляцией защищён от ультрафиолетовых лучей и атмосферных воздействий кожухом, изготовленным из оцинкованной стали и покрытым светоотражающей порошковой полиэфирной эмалью.
      Резервуар оснащен многоуровневой системой безопасности. Предохранительная арматура смонтирована таким образом, что позволяет производить ее проверку и ремонт без остановки и опорожнения резервуара. Наполнение и выдача углекислоты производится через шаровые краны (dу = 32). Вся арматура выполнена из нержавеющей стали.

Хранение

Гарантийный срок хранения жидкой двуокиси углерода:
– в баллонах согласно ГОСТ 949-73 – 2 года со дня изготовления продукта;
– в баллончиках для бытовых сифонов согласно ГОСТ 19136-80 – 1 год;
– в цистернах – 6 месяцев со дня изготовления.

Рис. 3 Цистерна для перевозки двуокиси углерода Кислород

Кислоро́д — элемент главной подгруппы шестой группы, второго периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 8. Обозначается символом O (лат. Oxygenium). Кислород — химически активный неметалл, является самым лёгким элементом из группы халькогенов. Простое вещество кислород (CAS-номер: 7782-44-7) при нормальных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, молекула которого состоит из двух атомов кислорода (формула O2), в связи с чем его также называют дикислород. Жидкий кислород имеет светло-голубой цвет.

Опасность для человека. Не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Не токсичен, не горюч и не взрывоопасен, однако, являясь сильным окислителем, увеличивает способность материалов к горению. При взаимодействии со смазочными веществами – взрывается. Длительная ингаляция газообразного кислорода вызывает поражение органов дыхания и легких. При попадании холодного кислорода на кожу и в глаза вызывает обморожение. После пребывания в среде, обогащенной кислородом, не разрешается курить, использовать открытый огонь и приближаться к огню. Одежда должна быть проветрена в течение 30 мин. Перевозка кислорода Газообразный кислород транспортируют в стальных баллонах (ГОСТ 949-73) голубого цвета. Баллоны транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на данном виде транспорта. Правила перевозки жидкого кислорода описываются в ГОСТ 17518-79, в криогенных сосудах в ГОСТ 16024-79. Кислород технологический газообразный

ТУ 113-03-452-92

Газообразный кислород применяется для наплавки цветных металлов, легких сплавов, для интенсификации металлургических процессов и других целей.

Кислород технологический газообразный получают из атмосферного воздуха методом глубокого охлаждения.

Таблица 8

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для марки

Объемная доля кислорода, %, не менее 95
Объемная доля водорода, %, не более 0,7
Массовая концентрация водяных паров в г/м3, при нормальных условиях (20 °С, 760 мм рт. ст.) 0,07


Газообразный кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса, поддерживает горение.

Транспортировка

Перевозка газообразного кислорода осуществляется всеми видами транспорта, в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на транспорте данного вида.

Кислород технический жидкий

ГОСТ 6331-78

Кислород технический жидкий получают из атмосферного воздуха способом глубокого охлаждения. Технический жидкий кислород применяется для газопламенной обработки металлов и других технологических целей.


Таблица 9

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Основные показатели

Норма для марки

Объемная доля кислорода, %, не менее 99,5
Содержание ацетилена отсутствие
Объем двуокиси углерода в 1 дм3 жидкого кислорода, при 20 °С и 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), см3, не более 3,0
Содержание масла отсутствие
Содержание окиси углерода не нормируется
Содержание газообразных кислот и оснований не нормируется
Содержание озона и других газов-окислителей не нормируется
Содержание влаги и других механических примесей должен выдерживать испытание
Запах не нормируется


Жидкий кислород нетоксичен, негорюч и невзрывоопасен, однако, являясь сильным окислителем, резко увеличивает способность других материалов к горению.

Транспортировка

Кислород газообразный технический транспортируют в специальных цистернах всеми видами транспорта, в соответствии с правилами перевозки опасных грузов, действующими на транспорте данного вида.



Рис. 4 Баллоны для перевозки кислорода

Как уже упоминалось выше кислород является опасным грузом, а значит для его транспортировки применяются специальные правила.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ распределяются на следующие классы:
1. взрывчатые материалы (ВМ);
2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
4. легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5. окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6. ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7. радиоактивные материалы (РМ);
8. едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
9. прочие опасные вещества.
При перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению также прилагаются: аварийная карточка системы информации об опасности, маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем), свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев. Перевозка «особо опасных грузов» допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
- сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
- инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
- внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
- наблюдение за погрузкой и креплением груза;
- соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
- организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
- сдача грузов по прибытии на место назначения.
Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями: вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты; маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории; на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом. Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация обязана не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в территориальные подразделения ГИБДД России разработанный маршрут перевозки и свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Кроме того, для «особо опасных грузов» - дополнительно — специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя). В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, автотранспортная организация обязана согласовать новый разработанный им маршрут на перевозку опасных грузов в тех подразделениях МВД России, где производилось согласование первоначального маршрута.


Приро́дный газ

Приро́дный газ — смесь газов, образовавшаяся в недрах земли при анаэробном разложении органических веществ.

Природный газ относится к полезным ископаемым. Часто является попутным газом при добыче нефти. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в газообразном состоянии — в виде отдельных скоплений (газовые залежи) или в виде газовой шапки нефтегазовых месторождений, либо в растворённом состоянии в нефти или воде. В стандартных условиях (101,325 кПа и 20 °С) природный газ находится только в газообразном состоянии.

Цистерны с СПГ должны транспортироваться автомобильным транспортом в соответствии с "Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом", "Инструкцией о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (утв. приказом МВД СССР от 20 ноября 1980 г. за №370), "Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" и "Техническим описанием с инструкцией по эксплуатации".
       Хранение СПГ у потребителя может осуществляться в цистернах, предназначенных для перевозки СПГ.
      Цистерны должны размещаться на специальных площадках, имеющих обвалование по периметру, ограждение и молниезащиту согласно "Правилам безопасности в газовом хозяйстве" и "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
1. Перевозка сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов производится согласно требованиям настоящих Правил, «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР 27.11.87, «Временных правил перевозки сжиженного природного газа автомобильным транспортом», «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Госгортехнадзором СССР 26.06.79, а также «Технических условий на газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания» (ТУ-51—03-03,85).
2. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах: четких надписей определенной окраски предохранительного колпака; знаков опасности.
3. Наполнение баллонов газами производится до установленной нормы, о чем делается пометка в товарно— транспортной накладной «Баллоны наполнены не выше установленной нормы», а также делается запись «Баллоны проверены на герметичность, утечек газа нет».
4. На бортовых автомобилях баллоны со сжатым и сжиженным газом перевозятся: в горизонтальном положении на специальных деревянных подкладках с вырезанными гнездами по размеру диаметров баллонов, вентилями внутрь кузова; в вертикальном положении— с установленными на баллонах кольцами, изготовленными из резины или веревки диаметром не менее 25 мм для предохранения отударов. Предельная загрузка автомобилей устанавливается в зависимости от категории дорог.
5. При перевозке баллонов с газом в летнее время они должны укрываться брезентом в целях защиты от нагрева солнечными лучами, кроме того, на бортовые автомобили должны быть установлены два углекислотных или порошковых огнетушителя, в переднем углу левого борта— красный флажок.
6. Автомобили— цистерны, применяемые для перевозки сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, должны иметь, помимо надписей, предусмотренных пунктом 2.8.5 настоящих Правил, следующие клейма и надписи: наименование завода— изготовителя; номер цистерны; год изготовления и дата освидетельствования; общий вес в тоннах; емкость в куб. м; величина рабочего и пробного давления в кг/кв. см, клеймо ОТК завода— изготовителя; регистрационный номер.
7. На автомобилях— цистернах должно быть установлено следующее оборудование: вентиль для заполнения и выпуска (слива) перевозимых газов; вентиль для отбора паров перевозимых газов; вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров на верхней части цистерны; два предохранительных клапана; манометр; устройства контроля уровня жидкости; устройства, автоматически защищающие автоцистерну от аварийных расходов газа по сливо— наливным коммуникациям.
8. При проведении газосброса (в случае необходимости) следует руководствоваться следующими требованиями: в районе газосброса посторонним лицам запрещается находиться на расстоянии ближе 50м; газосброс токсичных веществ разрешается в специально отведенных для этой цели местах и с соблюдением мер личной безопасности персонала; во время газосброса двигатель транспортного средства должен быть выключен, транспортное средство и коммуникации газосброса надежно заземлены; давление сброса не должно превышать более чем на 10% рабочее давление цистерны; давление в цистерне должно понижаться со скоростью не более чем на 0,1 кг/кв. см в минуту; сброс газа должен производиться по ветру в сторону от транспортного средства, населенных пунктов и строений.


Заключение

Транспортирование газов автомобильным транспортом является развивающимся направлением в транпортной индустрии, возможно. в дальнейшем, с усовершенствованием транспортных средств транспортировка газов на автомобильном транспорте будем занимать все большую и большую долю в общем объеме перевозок газа.


Список используемой литературы


Криогенное оборудование (dioksid/)

Торговый дом факел (tdfakel/catalogue/gas/id/6)

Промгазсервис (promgaz96/)

Транспортная инфрмация (voziminfo)

Траст-тэк (trasttec/docs/rul_avtdang6.htm)

29