Коллекция Пермской государственной художественной галереи

Рефераты по туризму » Коллекция Пермской государственной художественной галереи

Коллекция Пермской государственной художественной галереи насчитывающая 350 инвентарных номеров скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н.Серебренников и А.К.Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Как вспоминал Н.Н.Серебренников «во все поездки пришлось проехать 5083 версты из них 2059 верст лошадьми 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой». Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.

Заслуги Н.Н.Серебренникова собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры неоценимы. Его книга «Пермская деревянная

Параскева Пятница из с.Ныроб. XVIII-XIX в.

скульптура» изданная в 1928 году и сейчас является важным источником изысканий.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано очевидно с более ранним освоением севера русскими поселенцами с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII — началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни Соликамска Кунгура строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.

Эволюция стилей пермской скульптуры чутко отражает историческое развитие края. Произведения начала XVIII века — «Параскева Пятница» из села Ныроб «Никола Можайский» из села Покча «Распятие» из города Соликамска — и по форме и по сюжетам связаны с традициями древнерусской резьбы. Композиции этих скульптур фронтальны и симметричны объемы предельно обобщены многослойная роспись обладает иконописной структурой. Технология изготовления скульптуры также напоминает иконную. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу. Дерево они обрабатывали с помощью топора и ножа. В XVIII веке употреблялись также тесла долота стамески пилы буравы струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись производилась яичной темперой нередко дополняясь позолотой (листовым или «твореным» золотом) и серебрением. В XIX веке скульптуры начали расписывать масляной краской.

В XVIII веке когда развитие культуры переходит в светское русло пермская скульптура как и скульптура других русских земель испытывает сильнейшее влияние европейской пластики.

Представление о пермской деревянной скульптуре будет неполным если обойти вниманием произведения декоративной резьбы которыми располагает коллекция галереи. Интересен ряд царских врат XVII-XIX веков прекрасно иллюстрирующий развитие стилей. Плоская измельченная резьба древнерусских орнаментов сменяется в XVIII веке пышной резьбой стиля барокко. Характерны «Царские врата» из Перми выполненные резьбой «на проем». Травные орнаменты не столько украшают сколько создают поверхности створок.

Грандиозное произведение барочной резьбы — иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря самого богатого и старинного в крае. В отличие от древнерусских высоких иконостасов он не разделен на ярусы и представляет собой огромную сплошную поверхность расчлененную живописными вставками. Целостному восприятию иконостаса не мешает даже углубление центрального прясла. «Стена» иконостаса украшена двухслойной резьбой (один слой — в левкасе другой — накладной) и листовой позолотой. Крупные травные орнаменты воедино связывают все части иконостаса включая резные фигуры.

XIX век представлен в пермской скульптуре целым рядом разнохарактерных групп наибольший интерес из которых вызывают работы мастеров из деревни Габова — Н.Т.Филимонова и его ученика Н.М.Кирьянова создавших яркий вариант народного примитива. Творчество Филимонова представлено

Кирьянов Н.М.Ангел из д.Габова. XIX в.

одним памятником (голова херувима) творчество Кирьянова - целым ансамблем скульптур созданным для деревенской часовни. Наивную выразительность кирьяновской пластики помог оценить старейший реставратор галереи И.А.Арапов.

Серьезную работу с пермской деревянной скульптурой проводит и Московский реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря. Его сотрудниками большинство скульптур укреплено и промыто; ими же раскрыт ряд ценнейших произведений XVII-XVIII веков. В результате проведена переатрибуция многих памятников уточнены их датировки.

В последние годы на помощь реставраторам пришло рентгенологическое исследование памятников которое проводит кандидат медицинских наук А.И.Новиков. Им сделано несколько десятков рентгенограмм со скульптур обладающих наиболее сложной конструкцией. Полученные рентгенограммы позволяют больше узнать о технологии изготовления разновременных переделках общем состоянии каждой скульптуры.

Восстановление первоначального облика памятников помогает уточнить их место в истории деревянной скульптуры. От этого зависит и современное построение экспозиции. Пермская деревянная скульптура была показана зрителям уже в двадцатые годы. Первые экспозиции имели комплексный характер: наряду со скульптурой они включали произведения орнаментального и лицевого шитья ткачества чеканки резьбы по кости и дереву. Экспозиции были как правило многоярусными предельно загруженными и полностью зависели от архитектурных особенностей помещения: фланкировали арку замыкали дверные проемы расставлялись по карнизу. Группы скульптур устроители создавали иногда произвольно. Так же произвольно разъединяли первоначальные композиции.

Существующая экспозиция деревянной скульптуры показывает хронологически ряд произведений составляющих одну четвертую но лучшую часть всей коллекции. Последовательность экспонатов отражает и развитие стилей. Довольно полное понятие дает экспозиция о скульптуре барокко в самых разных ее проявлениях — от близких следований стилю до народных интерпретаций. Особое внимание уделено в экспозиции произведениям реалистического характера: центральное местоположение занимают фигуры Христа в темнице распятия из Усолья Пашии.

Одноярусное построение редкая расстановка индивидуальные фоны и постаменты организуют экспозиционное пространство таким образом что памятники не мешают друг другу. Но они не выстраиваются и в скучный ритмический ряд так как зал представляет собой почти квадратное помещение раскрытое в сторону иконостаса и рассеченное лестничным проемом по центру. Такая архитектурная особенность позволила ряд скульптур требующих многоаспектного восприятия расставить в центральном пространстве. Завидная высота помещения устраняет зависимость экспозиции от архитектурных членений и в то же время создает необходимую для скульптуры вольность пространства.

Собственная микросреда какой обладает каждый из экспонатов позволяет глубже ощутить художественные достоинства и образный характер скульптур целостность здания помогает осознать общность произведений почувствовать все своеобразие и обаяние искреннего вдохновенного и совершенного по формам искусства пермских художников.

Пермская деревянная скульптура была представлена на многих выставках причем не только в нашей стране но и за рубежом. Она побывала во Франции (Париж) и Японии (Осака). В залах галереи в 1985 году прошла первая большая выставка из фондов коллекции которая послужила своеобразным фоном для научно-практической конференции с участием музеев Уральской зоны. Здесь были подведены итоги многолетней работы по сбору хранению исследованию и пропаганде памятников древней народной скульптуры.

Сотрудники галереи по-прежнему ежегодно выезжают в экспедиции по районам области ведут беседы с местными жителями пополняют с их помощью коллекцию. В последнее время не один десяток произведений предложили галерее коллекционеры и дарители.

Первостепенное внимание галерея уделяет пропаганде произведений деревянной скульптуры. Каждый год по залам галереи проходит около двухсот тысяч зрителей — многие из них специально приезжают в Пермь чтобы увидеть деревянную скульптуру хорошо известную в стране. Искусствоведы проводят для них экскурсии читают лекции дают обширные консультации по отдельным произведениям и проблемам.

Творчество прикамских ваятелей их вечно живое искусство будит воображение и современных художников пытающихся осмыслить и воплотить в своих произведениях пластическую гармонию пермской скульптуры ее высокую одухотворенность и реализм.

В коллекции Пермской художественной галереи хранится около 370 памятников деревянной скульптуры ХVIII-ХIХ веков. Большая их часть собрана экспедициями А.К.Сыропятова и Н.Н.Серебренникова в 1920-40-е годы на севере пермской области. Наибольшее количество скульптур привезено с территории Верхнекамья в южной части Пермского края найдены лишь отдельные памятники. Это обстоятельство связано видимо с более ранним освоением Севера русскими поселенцами с более ранним укоренением христианства.

В первом тысячелетии местные «чудские» племена создали удивительное искусство медного литья – пермский звериный стиль. На небольших рельефных пластинках изображены фигуры священных животных: медведя лося коня. В сравнении с золотыми скифскими бляхами они просты и суровы. Ни изящества поз ни гибкости линий но огромная сила невиданная мощь заключалась в этих лаконичных как бы спрессованных форм организованных по принципу жесткой симметрии. Нередко на украшениях встречались изображения человекоподобных существ. Очевидно в это же время появились и деревянные идолы изображающие местных богов.

С ХIV века к местным финно-угорским племенам приходят большие массы русских переселенцев. Они сразу обращают внимание на своеобразие местной культуры. Христианские проповедники записывают: «Боги суть… болваны истуканные изваянные издолбленные вырезом вырезанные…». Христианство воспринималось местными народами трудно и конечно наивно. К новым ликам Христа относились вполне по-язычески - изображение считалось самим божеством. «Примитивныйчеловеквиделздесьбожествовоплоти —справедливопишет А.И.Леонов. — Он не знал разницы между божеством и его изваянием. Изваянное божество да еще раскрашенное а иногда и одетое в ризы покоряло своей ощутимой реальностью воздействовалоначувстваснеотразимойубедительностьюивластью» (Леонов А. И. Деревяннаяскульптура.—Вкн.:Русскоедекоративноеискусство.T.2.М. 1963. С.99).

Постепенно языческих идолов сменили изображения христианских святых. В первую очередь самых популярных – Николы Можая и Параскевы Пятницы. Один считался покровителем городов и селений защитником путешественников. Другая – покровительницей земледелия торговли и домашнего очага.

ПервоеписьменноеупоминаниеодеревяннойрезьбевПрикамьепринадлежитМ.Кайсарову.Оносвидетельствуетотом чтоужевначалеXVIIвекавздешнихцерквахимелисьрезныепроизведения правда неясно—местноголипроисхождения.ДатированныхпамятниковXVIIвеканесохранилось.Такчтогодсозданиятехилииныхпроизведений хранящихсявПермскойкартиннойгалерее следуетсчитатьусловным.Исследователямнародногоискусствахорошоизвестно скольсильнывнемтрадиции скакойсилойичистотоймогутговоритьдажевтворчествесовременногомастеравесьмаотдаленныеэпохи.Темнеменее духовныеихудожественныеосновыискусстваXVIIвекаживутвпермскойскульптуре несомненно взначительноймереопределяяеепреемственностьпоотношениюкдревнерусскомуискусству.

Статуи Николы из с. Дубровское и Параскевы Пятницы из с. Ныроб выполнены именно в древнерусских традициях. Обе они прямы неподвижны. Главенствует в них не объем а плоскость. Точка зрения предполагается одна фронтальная. И это главное принципиальное отличие их от классических европейских скульптур которые всегда раскрываются во множестве точек зрения при круговом обходе.

Но именно эта скованность обобщенность ранних пермских скульптур делает их особенно выразительными. Здесь действует своеобразный закон сохранения энергии – внешняя неподвижность и прямизна таят в себе огромную духовную мощь… Вот почему особое впечатление производят в такой скульптуре каждый намек на движение каждый изгиб формы или в особенности огромные выразительные глаза словно проникающие в глубину души. «Ревнителинатуралистическогопониманияформы вероятно найдутвпредельнообобщеннойфигуреПараскевыбезжизненность ноона—самажизнь взятаяневотдельномпреходящеммоменте аввечности —пишетГ.К.Вагнер.—Толькобольшиеичуждыемелочностичувства прошедшиектомужечерезгорнилосамыхтяжелыхиспытаний моглисоздатьтакойвеличественныйинежный внутренненапряженныйичистыйобраз» (ВагнерГ.К.СкульптураДревнейРуси.—Всб.:Триставековискусства.М. 1976. С.255).

Огромное значение имеет роспись скульптур сделанная как и в иконописи яичной темперой по левкасу (меловому грунту). Роспись «договаривает» то что отсутствует в объемной моделировке. Благодаря яркой нарядной росписи скульптура оживает в пространстве и производит огромное эмоциональное впечатление. Пермские статуи Николы и Параскевы напоминают древние новгородские архангельские скульптуры но отличаются более обобщенной «надличностной» характеристикой более темным и строгим колоритом.

Пермская скульптура – часть общерусской деревянной культовой пластики – переживает те же этапы развития испытывает те же влияния. С ХVIII века здесь можно найти такое же размежевание стилей направлений и групп. Сохраняются древнерусские стилистические традиции ярко расцветает барокко пришедшее из Европы и распространившееся на все виды изобразительного искусства. С середины столетия появляются памятники так называемого стихийного реализма а в конце ХVIII – начале ХIХ века в деревянную пластику проникает всепобеждающий классицизм.

Памятники древнерусской традиции появлялись на протяжении всего ХVIII столетия но наиболее часто – в первой его половине. В пермской коллекции это выразительные скульптуры «персонального жанра» Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца чаще всего – в иконографии Николы Можайского. Наиболее ранней можно считать «большемерную» скульптуру Николы из Чердыни – надмирно-величавый образ высокого покровителя. Массивная голова и широкие плечи под красной фелонью крупные руки с благословляющим жестом суровый нахмуренный лик – все производит поистине неизгладимое впечатление. Поражает и яркая многоцветная роспись с золотыми разделками с имитацией жемчугов и каменьев. Образ Николы почитался как общегородская святыня. Другие более камерные изображения Николы Можайского сохраняют ту же суровость и аскетизм ту же обобщенность форм и выразительность росписи но такого величия и внушительной силы не имеют.

Скульптура Николы Можайского из Покчи подтверждает длительную актуальность древнерусских канонов выделяется высокой одухотворенностью. Незыблемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы а огромного духовного превосходства. Меч и «град» в тонких руках святого имеют чисто символическое значение. Образ окрашивается не в «воинственные» а в «учительные» тона что подчеркивает и особенность темной монашески-сдержанной росписи с преобладанием холодных цветовых оттенков.

Скульптура Параскевы Пятницы - единственная в коллекции. Фигура самой Параскевы выполнялась в начале ХVIII века. Несмотря на небольшие размеры и укороченные пропорции она производит монументальное впечатление. Небольшие фигуры предстоящих Екатерины и Варвары добавлены через несколько десятилетий. Еще позднее вся композиция была перемонтирована и размещена на другой доске. Так изменялись и другие скульптуры нередко «поновляемые» двумя-тремя слоями поздней часто масляной краски. Многие скульптуры включая и «Параскеву» помещали в киоты с расписными створками. Сейчас почти все киоты утеряны.

Одним из уникальных произведений древнерусской пластики является рельеф «Собор архангелов» из с. Губдор представляющий собой довольно высокий «вынесенный» рельеф с трехчастной композицией как бы замкнутой в круг плавными взмахами архангельских крыльев. Удивительна гармония колорита основанная на сочетании синего и оранжевого цветов. Крупные цветовые пятна точно выделяют узлы композиции и вторят «обтекаемым» формам рельефа. Светло-коричневые оттенки кудрявых волос легкая подрумянка ликов тонкие «летучие» пробела дополняют и чуть приглушают основной цветовой контраст столь характерный для северной иконописи начиная с устюжского «Собора архангелов» ХIII столетия.

Центральным образом пермской – да и всей русской деревянной скульптуры – может считаться образ Христа причем Христа страдающего – распятого или истязаемого в темнице. Распятия очень разнообразны по типу стилю манере резьбы. Распятие из северного города Соликамска – образец классической древнерусской резьбы уходящей своими корнями в домонгольское время. Чем-то оно напоминает икону Дионисия: та же удлиненность пропорций хрупкость черт изящество разворота. Формы рельефа обобщенны и плоскостны но не застылы. Здесь появляется то важное качество без которого немыслима скульптура Нового времени и которое можно условно определить словом «пластичность» подразумевая под этим связность последовательность органическую целостность всех элементов скульптуры. Новое – и в эмоциональной открытости образа: соликамское «Распятие» отличается высоким напряженным трагизмом.

«Поклонный крест» из с. Вильгорт обладает совершенно иным выразительным строем. Художник представляет распятого Христа маленьким неказистым мужичком с печальным выражением большеносого неправильного лица. Почти вдавленное в крест тело кажется совершенно бесплотным - огромная голова обретает самостоятельное значение и становится своеобразным центром композиции включающей Саваофа Св. Духа в виде белого голубя в медальоне маленьких ангелочков слетающих к распятию и утирающих слезы платками… Очевидно это первое изображение в пермской скульптуре выполненное в духе примитивизма.

Огромное «Распятие» из г. Усолья сразу поражает размерами и конечно необыкновенной реалистичностью исполнения. Если распятия древнерусской традиции всегда ориентированы на плоскость то усольское распятие может вполне считаться круглой скульптурой. Своей тяжестью и массивностью и вместе с тем отличной проработанностью всех деталей и форм это распятие близко европейской возрожденческой пластике. Его пластика означает начальную стадию традиции так называемого «стихийного реализма» распространившегося по всей России во второй половине ХVIII - первой половине ХIХ века.

В этот же временной отрезок появилось и огромное количество изображений Христа сидящего в темнице и переживающего свои земные мучения.

Страдающий Христос по легенде изображен здесь в ночь перед Голгофой: на голове у него терновый венец с острыми шипами в руке – палка другая прикрывает щеку от удара. Реакция на окружающее становится важнейшим содержанием образа. Спаситель «в темнице» изображается по-разному. То он совершенно выключается из окружающего (как «Христос» из пос. Пашия) то активно с ним взаимодействует (как «Христос» из с. Усть-Косьва). Последняя скульптура особенно характерна. Неистовая сила протеста выражена в мощной фигуре в суровом лике в гордо поднятой голове. Считается что национальные признаки живущих в Прикамье народов выражены здесь наиболее ярко.

Сюжет «Христос в темнице» как считают исследователи пришел на Русь с Запада еще в ХVII веке в большом потоке заимствований а в ХVIII веке распространился по всем художественным центрам России. Такие скульптуры делали в средней Руси Поволжье Сибири. Пермские скульптуры помимо этнических признаков отличаются активной эмоциональностью резко противоборческим духом. Это и не удивительно если вспомнить какой здесь была историческая обстановка как в борьбе с властителями края ковалась «камская вольница» чьи подвиги запечатлялись в сказаниях и легендах.

Наиболее выразительные изображения «Христа в темнице» из пермской коллекции относятся ко второй половине ХVIII – первой половине ХIХ века. Объемность форм и анатомическая соразмерность пропорций как и уникальность конкретных почти индивидуальных черт скорбная выразительность ликов ставят эти скульптуры в ряд наиболее ярких своеобразных произведений пермской культовой пластики. Этот сюжет был одним из самых распространенных и в других русских землях. Но нигде образы страдающего Христа не исполнены такой выразительности а скульптурные формы - таким совершенством.

Страницы: 1 2