(на основе курса "основы безопасности
жизнедеятельности")
Е.Ю. Галиченко
Сибирский государственный университет физической
культуры и спорта, Омск
Задачей
нашего исследования было выявление уровня подготовленности учащихся по предмету
"Обеспечение безопасности жизнедеятельности " (ОБЖ) в
общеобразовательных учреждениях. Главными задачами образования на этой ступени
являются: формирование основ допрофессиональной компетентности в данной предметной
области; формирование мировоззрения безопасного образа жизни и риск-мышления;
обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, тем
самым содействуя самоопределению учащихся в этой области.
Для
выявления уровня знаний и умений учащихся в области безопасности
жизнедеятельности нами были протестированы школьники средних (8-9-х), а также
старших (10-11-х) классов. Были использованы тестовые задания, включающие
вопросы по трем основным разделам курса, отвечающие требованиям качеству знаний
на средней и старшей ступенях по курсу ОБЖ.
В
результате обработки полученных данных в 8- 9-х классах средний балл составил 3,
8 (n - соответственно 95 и101), что говорит о низком уровне овладения знаниями
о причинах и характере чрезвычайных ситуаций социального, техногенного, природного
характера и правил поведения в них, а также отсутствии сформированности навыков
оказания первой доврачебной помощи. Такие низкие результаты связаны прежде
всего с тем, что изучение ОБЖ является обязательным лишь в старшей школе, обучение
же в среднем звене осуществляется на межпредметном уровне в курсе изучения
"биологии ", "географии ", "химии", "физики".
Систематического контроля за усвоением тем не ведется, что приводит к
отсутствию обратной связи, снижению познавательной активности, интереса к
изучаемым темам со стороны учащихся, снижению учебной мотивации к предмету.
Результаты
тестирования 10-х классов выявили, что уровень теоретических знаний и овладение
практическими навыками также соответствуют низкому уровню, средний балл в
параллели составил 3, 4(n=144). Средний уровень приобретенных знаний и умений
показали учащиеся 11-х классов (средняя оценка составила 4, 1, n=92).
Данные,
полученные в ходе педагогической диагностики, подтверди ли необходимость внедрения
в учебный процесс дополнительных форм получения знаний, способствующих
формированию основ допрофессиональной компетенции по ОБЖ в 8-9-х классах. С
этой целью был разработан и внедрен в учебный процесс факультативный курс, содержание
и форма организации которого направлены на расширение знаний в системе
"человек-среда обитания", формирование практических навыков в
конкретной предметной области, для дальнейшего самоопределения учащихся. Курс
рассчитан на 34 ч (по 1 ч в неделю) с применением разнообразных форм и методов
организации учебного процесса: лекций, практических занятий, экскурсий; с
использованием деловых игр, метода анализа проблемных ситуаций, имитационных
упражнений. Показателем эффективности курса является повышение качества знаний
в области ОБЖ, познавательного интереса и мотивации к предмету.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu
Другие работы по теме:
Экономика общественного питания
Расчет нормативной потребности в сырье при профтехучилище. Расчет норматив оборотных средств для объединения общественного питания райпо. Анализ изменения уровня рентабельности предприятия. Расчет нормы запаса продукции собственного производства.
Урок путешествие в мир веществ
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по изученной теме, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соединений по валентности и определении валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений, а также при проведении вычислений по химическим формулам, составлении графических формул и изготовлении моделей молекул бинарных соединений;
Развитие самостоятельности в онтогенезе
Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил.
Составление анкеты
Программа. Взаимоотношения учащихся в группе, которые могут показать, почему одни учащиеся пользуются успехом в группе, а другие наоборот отдаляются от коллектива.
Схема составления психолого педагогической характеристики класса
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА. 1. Общие сведения о классе. История его формирования, состав по возрасту и полу учащихся. Социальная характеристика семей учащихся. Общая характеристика успеваемости класса, дисциплина, характеристика общественных поручений учащихся класса.
ивный доклад
Методы и приемы развития ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
«Геометрическая прогрессия»
Научно-методические основы технологии обучения на основе организации самостоятельной учебной деятельность учащихся в обучении математике
Уфимцева Н. М. Моу сош 7 Копейск
Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях перестройки всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения (СО) и его структуры
Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по математике учащихся 9 классов
Скудина Наталья Федоровна cherlakmg@mail Учитель математики МОУ «Черлакская муниципальная гимназия» Черлакского муниципального района Данные методические рекомендации адресованы учителям математики для подготовки учащихся 9 классов к олимпиаде. Представленный материал включает перечень основных математических понятий, знание которых необходимо участникам олимпиады, а также основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся.
Курсов
Особенности организации образовательного процесса по ия в начальной школе
: «Фузионизм в преподавании геометрии»
Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А. П. Киселева). Т. 1: Материалы Всероссийской научно практической конференции. Орел: Изд-во огу, 2002. – 351 с
Человеческие расы, их происхождение и единство
Цели урока: формирование знаний о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
Курить или жить
Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс Цель: 1. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного дела к курению.
Как открыть предприятие
Выбор оптимальной формы организации предпринимательской деятельности. Определить перечень конкурентоспособной продукции. Рассчитать цены на выпускаемую продукцию, объем продаж и выручку от продажи продукции. Рассчитать предполагаемые затраты.