Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия “ромб” является совокупность двух существенных признаков: “быть параллелограммом” и “иметь равные стороны”.
Объемом понятия называют класс предметов, который мыслится в понятии. Объективно, т.е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия “животное” мыслится класс всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа классы делятся на пустые, конечные и бесконечные. Например, класс фей - пустой, класс планет Солнечной системы - конечный, а класс натуральных чисел - бесконечный. Класс А называется подклассом класса Д, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между А и В называется отношением включения касса А в класс В и записывается так: А э В. Читается: класс А входит в класс В. Например, класс “ель” входит в класс “дерево”.
Отношение принадлежности элемента а классу А, записывается так: а О А. Читается: элемент а принадлежит классу А (например, а - “река Енисей”, А - “река”).
Классы А и В являются тождественными (совпадающими), если А V В и В V А, что записывается как А є В.
Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия “ моторная лодка” целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия “лодка” (составляет часть объема понятия “ лодка”). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тол уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отягощения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире идее предметов и неопределеннее его сочетав (например, “растение”), и наоборот, чем больше информации в попятам (например, “съедобное растение” ила “съедобное маковое растение”), тем уже и определеннее круг предметов. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Виды понятий
Положительные и отрицательные. Относительные и абсолютные.Собирательные и разделительные.
Виды совместимости понятий
Теория отношений между понятиями. Классификация пар понятий, находящихся в отношении несовместимости. Отношение противоречия.
Определение понятий
Определение — логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия. Платоновское определение человека.
Последовательность суждения
Содержание Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Задача 6 Задача 7 Задача 8 Задача 9 Задача 10 Список литературы Задача 1 Сопоставить каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий.
Принципы логического мышления
1) Закон тождества. Мысль должна оставаться тождественной в процессе рассуждения 2) Закон (не) противоречия. Нельзя допускать мысли, которые исключают друг друга. Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере, одно из них ложно. 3) Закон исключенного третьего: Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, а другое — ложно. 4) Закон достаточного основания.
Определение и виды понятия как первой формы мышления
Совокупность существенных признаков. Переходы между понятиями с разными объемами. Операции обобщения и ограничения. Понятия, их взаимосвязь и структура их взаимоотношений. Круги Эйлера. Логическая характеристика понятий. Закон достаточного основания.
Понятия и отношения между ними
Сущность понятия как формы мышления, его специфические, характерные черты и логическая структура, основные виды и отношения между ними. Содержание закона обратного отношения между объемами и содержаниями понятий, главные следствия и выводы их него.
Виды понятий и отношение между ними
Понятие как форма мысли, отражающая общие существенные и отличительные признаки предмета мысли, история его исследований и функции. Закон обратного отношения объема и содержания. Структура и разновидности понятий, порядок взаимоотношений между ними.
Основы логики
Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.
Основные понятия логики
Значение логики, понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий. Единичные и общие, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные понятия. Семантическая характеристика высказываний.
Понятие как форма мышления
Содержание Введение Понятие как форма мышления 1.1 Содержание и объем понятия 1.2 Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия 1.3 Отношения между понятиями
Теория множеств
Множества, подмножества. Операции с множествами: пересечение, деление, объединение.
Виды понятий
Конкретные и абстрактные понятия. Относительные и безотносительные понятия. Собирательные и несобирательные понятия. Положительные и отрицательные понятия.
Отношения между понятиями
Связь между двумя понятиями по содержанию. Типы совместимости: равнозначность (тождество), перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости; соподчинение, противоположность, противоречие.
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Контрольная работа по Логике 4
Оглавление 1.Используя различные словари, дать четыре различных определения понятия «состав правонарушения» с указанием источников. 1. Состав правонарушения – совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. Теория государства и права: Учебник для вузов /Отв. ред. д. ю. н. проф.
Задачи по Логике 2
Задача 1 Дайте полную логическую характеристику понятиям: западная граница России; справедливость; молчание. Западная граница России (единичное, непустое, утвердительное, конкретное, относительное).
Мышление 7
содержание: 1. Введение. стр.3 2. Признаки понятий стр.4-5 3. Содержание и объем понятия стр. 6 4. Виды понятий стр. 7-8 5. Отношения между понятиями стр. 8-10
Логика контрольная 6
Упражнения по логике Понятие 1. Дать логическую характеристику следующим понятиям: человек - простое, положительное, конкретное, общее, безотносительное понятие;
Исследование полупроводникового стабилитрона
Стабилитрон - диод для стабилизации напряжения. Экспериментальное исследование характеристик полупроводникового стабилитрона. Использование программы Electronics Workbench. Схемы прямого и обратного включения стабилитрона, понятие его рабочих участков.
Виды межпредметных связей в обучении биологии
Совокупность функций м/п связей реализуется в проц.обуч-я при осущ-и многообразия их видов. Различают 2 гр. м/п связей: 1) внутрицикловые ( физ., хим., биол., географ.) 2) межцикловые ( связь с гумм.предметами – ист., лит-ра, физ-ра). Виды м/п связей дел-ся на гр., исходя из осн. комп-ов обучения: содержание, методы, формы орг.уч.процесса. 1. содержательно- информативный 2.