Методология - это учение о всеобщих правилах научных исследований. Не смотря на то, что методология также затрагивает методы исследования, нельзя путать это учение с техникой исследования, которая называется методикой. Методика - это совокупность конкретных методологических приемов.
Методология - это метатеория исследовательского процесса, имеет (содержащая и осуществляющая) оценку критику результатов исследовательских процессов, а также имеет предложения по улучшению исследовательских приемов (для изучения) предметов и объектов, следовательно, она может сводиться и объяснить возможность социологического познания, равно как и объединить социологическую теорию с эмпирическими социальными исследованиями. Методология как научно-теоретический анализ исследовательских процессов разрабатывает систему понятий, рассматривает проблемы понятий, логического анализа объяснений и теорий, конструкции теорий и их перепроверки, сформулирования гипотез, развития планов исследования, системного анализа имеющихся знаний и связей между науками, занимающимися обществом и людьми.
Методология имеет особое значение для социальных наук, т.к. в них до сих пор не особенно успешно представляется возникновение всеобщей теории об обществе и общественном феномене. Прежде всего в социологии дискуссия о теории имеет все еще методологический характер. Из широкого спектра методологической проблематики лишь некоторые центральные проблемы будут рассматриваться в данных рамках.
I
Принципиальный спор, сопровождающий историю социологии, затрагивает вопрос:
Имеют ли социальные феномены только социальные основания, и, следовательно, существует только социологическое объяснение, или состоят ли социальные феномены из социологических законов человеческого поведения, и этим полностью или частично разъясняются обе позиции коллективная и индивидуальная, которые существуют друг с другом и комбинируются.
В первом случае речь идет о методологическом коллективизме (антиредукционизме), а во втором - о методологическом индивидуализме (редукционизме).
Проблематика коллективного и индивидуального объяснений социального феномена стала затрагиваться в концепции “понимающей” социологии М. Вебера, Вебер (1864-1920) описал социальное действие как объективную область социологии и определил “эмпирическую” социологию как науку, “которая отчетливо понимает социальное действие и хочет необъективно объяснить его его последствиями”.
Социальное действие - поведение других людей. Структура (образы) “коллективного” и социального существуют у Вебера как категории определенных форм общественного действия, и социология должна редуцировать эту категорию на действие причастных индивидов. Коллективный подход в исследовании социального феномена претерпевает изменения, т.к. в “понимающей социологии есть содержательный анализ индивидуума и индивидуальные социальные действия исключают возможность психологического объяснения социального феномена.
Понимающая социология - ранний пример методологического индивидуализма. Понимающая социология представляет индивида в социально-культурной смысловой связи, что выходит за пределы непосредственной доступности наблюдения.
II
В связи с индивидуально-коллективной проблематикой возникает вопрос, нуждаются ли социальные науки в особых методах исследования, т.е. нужен ли им особый методологический статус или достаточно использовать методы естественных наук.
Комбинация натуралистических и антинатуралистических методик является методологической особенностью социальных наук.
III
Основная методологическая проблема социальных наук заключается в объективности научного знания, в том, что ученые оказывают субъективное влияние на познание научных объектов, т.е. вносится субъективная оценка в процесс научного познания мира. Ученые стараются придерживаться методологического принципа свободы от субъективных оценок.
Выводы: методологическими проблемами социальных наук являются:
1) особенности и комплексность предметной области социальных наук;
2) ограниченные программы теоретического образования, различные парадигмы, исторически не уступающие друг другу;
3) система различных понятий социологии;
4) и вытекающий из предыдущих пунктов дефицит теорий.
Методологические проблемы социальных наук увеличиваются в связи с изменениями социальных структур в пространственно-временном континууме, т.к. общество рассматривается в динамике.
Итак, методология является метатеорией социальных наук, которые развиваются и в которых отражаются противоречия существующих теоретических направлений.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр, 1996.
Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. - М.: Наука, 1993.
Богословская Кира. Все о фокус-группах // Рекламист. 1996. № 2 (10).
Другие работы по теме:
Михайловский Николай Константинович
По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии.
Основные положения социологии Э.Дюркгейма
-Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований.
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Социология в системе гуманитарных наук 2
2. Социология в системе гуманитарных наук В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 1) она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;
Макс Вебер в социологии
Макс Вебер ВЕБЕР, МАКС (1864–1920) - немецкий социолог, экономист и историк культуры. Родился в Эрфурте 21 апреля 1864, в семье политической деятеля либерального направления. Детство и юность провел в Берлине. Учился в университетах Гейдельберга и Берлина. В начале 1890-х годов принимал участие в либерально-протестантском движении реформ, занимал позицию т.н. «либерального империализма».
Социология труда
Министерство высшего и профессионального образования Уральский государственный экономический университет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По социологии труда
Развитие социологии в России
Томский Политехнический Университет Кафедра социологии Реферат Развитие социологии в России Выполнил: Луков Дмитрий ИЭФ, 3А01 Томск, 2000 1. Зарождение русской социологии.
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
Место социологии в системе социально-гуманитарных дисциплин. Особое место в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает социология. Ее роль резко возрастает в критические, переходные периоды истории, когда на первый план выступает задача формирования не отвлеченных идеалов, а анализа тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается реальное общественное мнение.
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Социальная мобильность
Последние выступают важнейшим элементом социальной структуры, а стратификация отражает ее качества. Отсюда следует, что проблема образовательной стратификации теснейшим образом связана с результатом социально-экономических перемен, характерных для перехода общества к рыночным отношениям
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
Умк по практическим
Умк по дисциплине «Методология и методика научного педагогического исследования»
«Паритет»
Целью курсовой работы является изучение особенностей социологического исследования су и его роль в развитии фирмы
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Питер Людвиг Бергер
Бергер (Berger) Питер Людвиг (р. 1929) — амер. социолог, ведущий представитель феноменологической социологии знания, видный идеолог неоконсерватизма, директор Ин-та экономической культуры Бостонского ун-та.
Давыдов Юрий Николаевич
Давыдов Юрий Николаевич (р. 1929) — специалист по социальной философии, западноевропейской философии, социологии искусства; доктор филос. наук, проф.