Cпециальных работ по гносеологии у Аристотеля нет. Но о познании он говорит везде: и в метафизических, и в физических, и в психологических, и в логических своих сочинениях, и даже в трудах, посвященных этик и политике.
Вопрос о познаваемости мира не является для Аристотеля дискуссион-ным. У Аристотеля “нет сомнения в объективности познания”, что, напротив, для этого философа характерна “наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объ-ективную истинность познания”. В самом деле, “Метафизика” Аристотеля от-крывается словами: “Все люди от природы стремятся к знанию”. Любознатель-ностъ - прирожденное свойство людей, общее у них с животными. Уверенность Аристотеля в познаваемости мира зиждется на его убежденности в том, что мир человека и мироздание едины, что формы и законы бытия и мышления в своей сущности тождественны и имеют один и тот же источник.
Этика
Этика и политика - это “философия, касающаяся человека”. Этика Стаги-рита доскональна. Он рассматривает частные (например, почему матери любят своих детей больше, чем отцы) и общие вопросы (что такое благо и др.).
Произвольное и непроизвольное. Нравственность, как уже было сказано, имеет дело со свободным выбором. В связи с этим Аристотель разбирает поня-тая “произвольное” и “непроизвольное”. Непроизвольно то, что совершается по насилию или незнанию. Но все же существует такое, чего никакая сила никогда никого не может заставить сделать, и в таком случае смешно пенять на внешние условия, а не на самого себя за то, что поддался им. Произвольные действия - это “те, принцип коих находится в самом действующем лице, и которые совер-шаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу”. В нашей власти прекрасная и постыдная деятельность, “в нашей власти быть нравственными или порочными людьми”.
Нравственность - приобретенное качество души. Нельзя быть хорошим человеком непроизвольно, от природы- Аристотель утверждает, что от природы нам дается лишь возможность приобрести добродетель. И это не является свой-ством одной только нравственности, ибо “вообще все, что мы имеем от приро-ды, то мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем ил в действительности”. Поэтому добродетелями вообще называют похвальные приобретенные качества души.
Два вида добродетели. Душа имеет сложную структуру. Поэтому и добро-детели как похвальные приобретенные свойства души различны. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Но разумная и страстная части души имеют каждая свои пороки и свои добродетели. У разум-ной частя души это дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели: муд-рость, разумность и благоразумие. У аффективной части души это этические, или волевые, добродетели, добродетели характера. Все они даны от природы только в возможности и приобретаются. При этом дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения. а этические - путем воспитания, вырабатываю-щего в человеке хорошие привычки. Таким образом, приобретение нравственно-го характера - долгий и трудный путь, требующий опыта и времени. Аристотель подчеркивает, что “всякий в известном отношении виновник собственного ха-рактера...” Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным - поступая умеренно, мужественным - действуя в опасных положе-ниях и привыкая не испытывать страх. Трусами же делаются, привыкнув тру-сить. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости приучить его не трусить в опасной ситуации. Это дело воспитателя, а таким воспитателем у Аристотеля является государство и его законодатели. Как они приучают граждан быть хорошими, так могут сделать их и храбрыми. Аристотель недооценивает природное психофизическое неравенство людей, он смешивает разное: привык-нуть повиноваться закону и привыкнуть не бояться опасности - это не одно и то же, ибо повиноваться закону - это значит бояться закона, но приучить бояться гораздо легче, чем не бояться. Однако верно, что человек может становиться лучше путем упражнения своих душевных способностей.
Этические добродетели. Аристотель подробнейшим образом разбирает добродетели характера, этоса. Он определяет этическую добродетель как “сре-дину двух пороков”, т. е. избытка и недостатка чего-либо. Например, недостаток мужества - это трусость, а избыток мужества- это безумная отважность, которая также считается пороком, но так как такая отважность встречается редко, то лю-ди и привыкли противопоставлять мужество трусости как две крайности, тогда как мужество не крайность, а именно середина. В крайностях середины нет: ошибочно было бы искать середины в трусости, также ошибочно искать середи-ны в избытке или недостатке. Эту свою мысль Аристотель стремится провести во всех случаях. Но часто он для той или иной крайности не находит в обыден-ном языке соответствующего термина, ибо та или иная крайность встречается редко. Поэтому, признает он, для обозначения людей слишком бесстрашных язык не имеет названия. Если взять область наслаждения и страдания, то там есть термин для одной крайности, для избытка, - невоздержанность и для сере-дины - умеренность, но нет термина для недостатка, и Аристотель предлагает называть таких людей бесстрастными. Щедрость - середина относительно траты денег и приобретения, где избыток - расточительность, а недостаток - скупость. В иных случаях нет названия для середины. Например, кто слишком стремится к чести, тот честолюбив, середина же не имеет названия. Для гнева нет названия ни для середины, ни для недостатка, ни для избытка. Аристотель предлагает на-звать избыток гнева гневливостью, недостаток - смирением, а середину, т. е. со-ответствующую этим двум порокам человеческого характера добродетель, -кротостью. Негодование - середина между завистью и злорадством, ибо, поясня-ет Аристотель, “человек негодующий испытывает страдание при виде незаслу-женного счастья дурных людей; завистливый идет далее, и всякое счастье ближ-них доставляет ему страдание; злорадный человек не только не страдает при ви-де бедствий других, а, напротив, испытывает радость”. Правдивость - середина между хвастовством и иронией (хвастун преувеличивает, ироничный человек умаляет); общительность - середина между шутовством и грубостью; любез-ность - середина между слащавостью и (если человек при этом преследует свою выгоду) льстивостью; стыдливость - середина между застенчивостью и нагло-стью и т. д.
Аристотель признает, что его система действует не всегда: не всякий по-рок есть отклонение от середины в ту или иную сторону; так, у бесстыдства нет своей добродетели (если говорить об аффектах), а также прелюбодеяние, воров-ство, убийство (если говорить о действиях) не имеют середины, т. е. нет середи-ны, например, между воровством и не воровством, нет хорошего воровства, все это само по себе дурно.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Модальности
Модальности (от лат. modus - вид, способ) - тип отношения высказывания к реальности. Наиболее известные нам модальности - это наклонения: изъявительное - оно описывает реальность ("Я иду"), повелительное - оно ведет диалог с реальностью ("Иди").
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Что есть философия
Тестовые задания по теме «Что есть философия» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания Что есть философия? Предмет философии Функции философии
Фигуры силлогизма
Задача 1 Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера). 1) автомобиль "Москвич-2141"; автомобиль "Москвич", выехавший на встречную полосу движения; автомобиль, нарушивший правила дорожного движения;
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Ответы на вопросы для самоконтроля по философии
Философия. Ответы на вопросы для самоконтроля. 1.Какова этимология понятия «философия»? (Как оно переводится с древнегреческого?) Философия с др.-греческого переводится как любовь к мудрости.
Логика
Предмет логики, ее значение и виды. Особенности определения истинности сложного суждения по таблице истинности. Построение фигуры категорического силлогизма на основании посылки: "Все люди – смертны". Путь формирования логической культуры мышления.
Математическая логика
Ее еще называют символической логикой. Математическая логика - это та же самая Аристотелева силлогистическая логика, но только громоздкие словесные выводы заменены в ней математической символикой.
Многозначные логики
Обычная Аристотелева логика называется двузначной, потому что ее высказывания, имеют два значения, то есть они могут быть либо истинными, либо ложными. Однако мы знаем, что в реальности далеко не всегда можно определить точно истинность или ложность.
Диалектическая логика
Диалектическая логика (от греч. dialegomai — веду беседу) — филос. теория, пытавшаяся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Задачи и методы теории знания
Исследованием знания занимаются три различные науки : теория знания (или гносеология), психология знания и логика . И это неудивительно : знание есть весьма сложный предмет , и в разных науках подвергается исследованию не все содержание этого предмета , а лишь та или иная сторона его.
Эмпиризм и гносеология Френсиса Бекона
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) по праву считается родоначальником философии Нового времени. Происходил из дворянской семьи, которая в английской политической жизни занимала видное место (его отец был лордом-хранителем печати). Закончил Кембриджский университет.
Основы логики
Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.
Формы и методы научного познания
Познавательная деятельность человека в философии изучается гносеологией. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “qnosis” - знание и “loqos”- понятие, учение и означает “понятие о знании”, “учение о знании”. Как одна из дисциплин, изучающая познавательную деятельность человека, она имеет свою специфику.
Структура философского знания 3
Структура философского знания Философия, в отличие от конкретных наук, изучает всеобщее в системе отношений «человек-мир». Но эти отношения — многообразны, поэтому в зависимости от того, какие именно отношения мы выделяем, и какие вопросы считаем главными — выделяют разделы философии, или разделы философского знания: фундаментальные (Что есть мир?) — онтология, познавательные (Как познается мир?) — теория познания (гносеология), ценностные (Что такое хорошо и что такое плохо? ) — аксиология, этические (Что такое добро и зло?) — этика, эстетические (Что такое красивое, безобразное?) — эстетика, практические (Как с этим миром
Что есть философия
Предмет, функции, объекты, основные понятия и ценности философии, ее соотношение с мировоззрением. Представители классической и неклассической философии. Специфика философского знания. Основы и характерные черты религиозной и научной картины мира.
Умозаключение
Умозаключение - форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды умозаключений. Логика суждений (высказываний). "Аксиомы" логики суждений. Правила вывода логики суждений. "Условный силлогизм".
Алексеев Сергей Алексеевич
Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что "индивидуальный субьект" должен занять место "гносеологического субъекта".
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Логика
Подобрать имена, отношения которых можно изобразить кругами Эйлера. Логический анализ высказываний. Могут ли быть одновременно ложными высказывания в предложенных парах. Сделать логический вывод и разобрать полученный силлогизм. Обоснование тезиса.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
Логика как самостоятельная наука
Введение Еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения. Для того, чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Предмет и структура информатики
Б.В.Соболь Термин информатика получил распространение с середины 80-х гг. прошлого века. Он состоит из корня inform - «информация» и суффикса matics
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).
Юзеф Мария Бохеньский
Бохеньский был известным логиком и исследователем истории логики. Одним из первых продолжил программу историко-логических исследований, начатую Я. Лукасевичем в Польше.