Впервые понятие материи было введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Пла-тона есть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через “единое”, то материю он мыслит как “начало иного” - изменчивого, текущего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона прин-ципом чувственного мира. Материя, по Платону, лишена определенности и по-тому непознаваема, вещи и явления мира “становления” не могут стать предме-том научного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних диалогах Платона материя осуществляется с небытием. В более позднем диалоге “Тимей” Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материа-лу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, по-добно тому, как самые разные формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует здесь материю “восприемницей и кормилицей всего сущего”.
Платон полагает, что материя может принять любую форму именно пото-му, что сама она совершенно бесформенна, неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометриче-ских фигур.
Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того, чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее. Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будет медь, а формой - шарообразность; по отноше-нию к живому существу материей является его телесный состав, а формой - ду-ша, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельно-сти, тогда как материя начало пассивное. Материя бесконечно делима, она ли-шена в самой себе всякого единства и определенности, форма же есть нечто не-делимое и, как таковая, тождественная с сущностью вещи. Вводя понятия мате-рии и формы, Аристотель делит сущности на низшие (те, что состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (лишенную материи) форму - вечный двигатель, который служит источником движения и жизни всего кос-мического центра. Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных суб-станций, определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющую причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля, так и его физики.
В физике Аристотеля получило свое обоснование характерное для греков представление о космосе как об очень большом, но конечном теле. Учение о ко-нечности космоса непосредственно вытекало из неприятия Платоном, Аристоте-лем и их последователей понятия актуальной бесконечности. Актуально беско-нечное не признавала также и греческая математика.
Для большинства древнегреческих философов характерно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пусто-ты - у Демокрита, идей и материи - у Платона, формы и материи - у Аристотеля. В конечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного, с одной сто-роны, и бесконечно делимого, множественного, изменчивого - с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие ми-ра и человека.
И второй важный момент: древнегреческие мыслители, как материалисты, так и идеалисты, при всем их различии между собой были, если так можно выра-зиться, космистами; их взор был направлен прежде всего на разгадку тайн при-роды, космоса в целом, который они по большей части - за исключением атоми-стов - мыслили как живое, а некоторые - и как одушевленное целое. Космоцен-тризм долгое время задавал и магистральную линию рассмотрения в философии проблем человека - под углом зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно, по мере разложения традиционных форм знания и социальных от-ношений формируются новые представления о месте и предназначении человека в космосе; соответственно возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Философия материи
Материя, как философское понятие. Движение, пpостpанство и вpемя - всеобщие атpибуты и основные способы существования матеpии. Диалектика и современная проблематика материи. Понятие материи - результат обобщения всех понятий о материальном мире.
Философия активной материи
Для того чтобы понять структуру материи, и ее эволюцию во Вселенной, необходимо выработать основные принципы формирования ее структуры и принципы, приводящие ее к самодостаточности в своем развитии или принципы активности материи.
Аксиомарные единые законы материи
Пути наук разошлись и парадокс непонимания Природы произошел именно потому, что пытаясь найти ответы на массу вопросов, которые задавала Природа, наука потеряла нить, которая связывала воедино всё научное знание.
Аристотель
Учение Аристотеля о материи как субстанции и первоначале.
Философия жизни
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.
Философское понимание материи
Понятие материи как фундаментального понятия философии и естествознания. История возникновения и развития данного понятия. Религиозно-идеалистическое понимание материи в древнегреческой философии. Ленинское понимание и определение сущности материи.
Начала новой натуральной философии
Принцип относительности Галилея является выражением взаимодействия инерции и выполним для гравитации лишь при скорости тел много меньшей скорости взаимодействия (v
Умозаключения и их виды
Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение.
Галич Александр Иванович
Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - "сборное место" мироздания, гармонизирующее "средоточие" мира. Он исследует человека "в разуме общей природы", возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов.
Философия Бернардино Телезио и Томазо Кампанеллы
Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639).
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
: Учение Аристотеля о четырёх причинах
Аристотеля есть синоним платоновой "идеи" (греч eidos). Но для объяснения коренных свойств мира движения и изменения понятий "материи" и "формы" недостаточно. Поэтому, анализируя философское наследие своих предшественников, Аристотель вводит две дополнительных категории
Эволюция представлений о массе
Обмен товарами привел к появлению мер объема. Вес считался чем-то вроде запаха или цвета - свойством тела. Это свойство проявляется в падении: тяжелые тела падают быстрее, чем легкие. Понятия количества материи у древних не было.
Принцип классификации природы
Современное естествознание, накопив огромный экспериментальный материал, в своем поступательном движении ощущает необходимость определить характерные особенности форм существования материи, являющихся предметом конкретных естественных наук.
Строение звезды
В центре звезды находится черная дыра, то есть скопление выгоревшей материи, полностью остановившиеся фрагменты вещества. Внутренняя температура и энергия чд равна абсолютному нулю.
Конденсация диффузной материи
Рост небесных тел происходит, за счет вычерпывания диффузной материи небесными телами, за счет падений на небесные тела Солнечной системы других, меньших по массе и размерам небесных тел; и за счет конденсации диффузной материи.
Энергия гравитационного поля
Искривление пространства происходит не только в математическом, но и в физическом плане. Физическое искривление пространства представляет собой не что иное, как искривление материальной основы пространства (материи).
Корпускулярно-волновой дуализм в современной физике
Представления А. Эйнштейна о квантах света, послужившие в 1913 г. отправным пунктом теории Н. Бора, через 10 лет снова оказали плодотворное воздействие на развитие атомной физики. Они привели к идее о «волнах материи».
Механистическая картина мира 2
Механистическая картина мира. Механистическая картина мира возникла одной их первых, поскольку изучение природы началось с анализа простейшей формы движения материи- механического передвижения тел.
Современные взгляды на время
Развитие материи, согласно представлениям современной философской мысли, приводит к возникновению новых видов этой самой материи, а также к появлению новых свойств, новых форм существования материи.
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).
Аристотель Стагирит
Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Описание работ.
Вильям Гершель
Вильям Гершель - английский астроном, основоположник звездной астрономии, член Лондонского королевского общества (с 1781 г.).
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.