Реферат: Учение Аристотеля о душе и этике - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Учение Аристотеля о душе и этике

Рефераты по философии » Учение Аристотеля о душе и этике

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ДУШЕ И ЭТИКЕ

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественноисторическому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли. Он был первым ученым, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, науку, философию, политику, логику.

Ключевые слова: душа, этика, добродетель.

Аристотель - один из величайших философов Греции, творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истинного естествознания и глава перипатетической школы; род. 384 до Р. Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем на 18 году - в Афины, где прожил целые 20 лет. Там огромное влияние на философское развитие Аристотеля оказали лекции Платона, после смерти которого (347 до Р. Х.) А. переехал к атарнейскому тирану Гермию. Когда же Гермий изменой попал в руки Артаксеркса и был им убит, А. женился на его племяннице Пифиаде и поселился с нею в Митилене. Отсюда македонский царь Филипп призвал его к своему двору (343) и вверил ему воспитание своего сына, 13-тилетнего Александра. За это Аристотель был удостоен всевозможных наград. После политического заговора, в который было замешено имя А., в 334 г. он снова переехал в Афины и основал там свою школу, которая получила название перипатетической, оттого ли, что А. имел привычку во время преподавания ходить взад и вперед (peripatein) или от тенистых аллей, окружавших место, где он учил. Но афиняне припомнили ему его македонские симпатии. Предчувствуя неправый суд, 62-летний А. покинул Афины. Он переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.).

Многочисленные сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование и было приведено в строгий, систематический порядок. Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля. Душа, по представлению А., связана, с одной стороны, с материей, а с другой - богом. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление этой возможности и будет душой. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Аристотель различает три вида души:

1) растительная душа - первая и самая общая способность души, чье дело - воспроизведение и питание, а воспроизведение - минимальная причастность к божественному. 2) животные отличаются от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы ощущаемого без его материи. Здесь слово "формы" употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа.
3) человеческая душа кроме растительного и животного компонентов обладает также и разумом. В силу этого она наиболее сложная, иерархичная, разумная душа.

Аристотель утверждает, что эмоции - функции не только души, но и тела. Если тело не придет в возбуждение, то большое несчастье не вызовет должной эмоции. Итак, делает вывод Аристотель, "состояния души имеют свою основу в материи". Так же и вообще "способность ощущения невозможна без тела", без которого совершенно невозможна деятельность и растительной души.

Учение о душе неразрывно связанно с взглядами Аристотеля об этике. Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной.

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благоденствие или несчастье человека определяется капризами судьбы. Аристотель исследует этические проблемы, чтобы помочь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Поэтому Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические (нравственные) - добродетели душевного склада, характера. И те, и другие добродетели не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

Анализируя рассуждения Аристотеля, можно прийти к выводу, что человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Результатом этого явилось развитие человечества в целом, разделение труда, стремление человека к обогащению, развитие предпринимательских способностей, усовершенствование экономических систем, формирование личностных качеств работников различных категорий, в том числе и менеджеров.

ЛИТЕРАТУРА:

1. АРИСТОТЕЛЬ Сочинения в 4-х томах, том 4.

2. БОГОМОЛОВ А.С. “Античная философия”. МГУ, 1985.-177 с.

3. Философские словари на сайте «Phenomen: Философия online».

3