Логическое самосознание гуманитарных наук, сопровождавшее в XIX веке их фактическое формирование, полностью находится во власти образца естественных наук. Это может показать уже само рассмотрение термина «гуманитарная наука» (Geisterwissenschaft, букв. «наука о духе»), хотя привычное нам значение он получает только во множественном числе. То, что гуманитарные науки понимаются по аналогии с естественными, настолько очевидно, что перед этим отступает призвук идеализма, заложенный в понятии духа и науки о духе. Термин «гуманитарные науки» получил распространение» главным образом благодаря переводчику «Логики» Джона Стюарта Милля. В своем труде Милль последовательно пытается обрисовать возможности, которыми располагает приложение индуктивной логики к области гуманитарных наук (moral sciences, букв. «наука о морали»). Переводчик в этом места ставит «Geisteswissenschaft». Уже из самого хода рассуждений Милля следует, что здесь речь идет вовсе не о признании некоей особой логики гуманитарных наук, а, напротив, автор стремится показать, что в основе всех познавательных наук лежит индуктивный метод, который предстает как единственно действенный и в этой области. Тем самым Милль остается в русле английской традиции, которая была наиболее выразительно сформулирована Юмом во введении к его «Трактату». В науках о морали тоже необходимо познавать сходства, регулярности, закономерности, делающие предсказуемыми отдельные явления и процессы. Однако и в области естественных наук эта цель не всегда равным образом достижима. Причина же коренится исключительно в том, что данные, на основании которых можно было бы познавать сходства, не всегда представлены в достаточном количестве. Так, метеорология работает столь же методично, что и физика, но ее исходные данные лакунарны, а поэтому и предсказания ее неточны. То же самое справедливо и в отношении нравственных и социальных явлений. Применение индуктивного метода в этих областях свободно от всех метафизических допущений и сохраняет полную независимость от того, каким именно мыслится становление наблюдаемого явления. Здесь не примысливают, например, причины определенных проявлений, но просто констатируют регулярность. Тем самым независимо от того, верят ли при этом, например, в свободу воли или нет, в области общественной жизни предсказание в любом случае оказывается возможным. Извлечь из наличия закономерностей выводы относительно явлений — никоим образом не означает признать что-то вроде наличия взаимосвязи, регулярность которой допускает возможность предсказания. Осуществление свободных решений — если таковые существуют — не прерывает закономерности процесса, а само по себе принадлежит к сфере обобщений и регулярностей, получаемых благодаря индукции. Таков идеал «естествознания об обществе», который обретает здесь программный характер и которому мы обязаны исследовательскими успехами во многих областях; достаточно вспомнить о так называемой массовой психологии.
Однако при этом выступает, собственно, та проблема, которую ставят перед мышлением гуманитарные науки: их суть не может быть верно понята, если измерить их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. Что бы ни означало здесь слово «наука» и как бы ни было распространено в исторической науке в целом применение более общих методов к тому или иному предмету исследования, историческое познание тем не менее не имеет своей целью представить конкретное явление как случай, иллюстрирующий общее правило. Единичное не служит простым подтверждением закономерности, которая в практических обстоятельствах позволяет делать предсказания. Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности. При этом возможно воздействие сколь угодно большого объема общих знаний; цель же состоит не в их фиксации и расширении для более глубокого понимания общих законов развития людей, народов и государств, но, напротив, в понимании того, каковы этот человек, этот народ, это государство, каково было становление, другими словами — как смогло получиться, что они стали такими.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Школа тяньтай
Своё название эта школа по имени горного монастыря, где когда-то жил её патриарх. Основателем школы считается Чжи И (538-597 гг.), хоть он и не разрабатывал сами идеи, но написал множество трудов и развил концепции, переданные ему учителем.
Казахские философы А Кунанбаев и Ш Кудайбердиев
Graphics Graphics Первую истину составляет истина веры, признающая бытие Создателя и идею бессмертия души. Но поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь убедительного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней равнодушна. Вторая истина – это истина науки, основанная на достоверных данных чувственных восприятий и рационально-логического мышления.
Сущность истины в философии
Истина – весьма абстрактное и относительное понятие. Ученый, верующий или простой обыватель в понятие истины всегда дополнительно вкладывает свой особый смысл. В гуманитарных науках, например, в философии у истины может быть такое определение: истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания.
Феноменология
Феноменология - (от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.
Старый завет
Аннотация к семинару по Ветхому Завету Ветхий Завет — первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапямятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество мировых религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его.
Аналитическое понятие истины
Алан Уайт начинает свою известную книжку "Истина" с замечания: "Что такое истина?" (" What is truth ?") и "Что является истинным?" (" What is the truth ?" — два совершенно разных вопроса.
Действия с понятиями. Анализ суждения
Деление определений на реальные и номинальные. Логические ошибки в определениях. Обобщение и ограничение. Определение самого предмета, отраженного в соответствующем понятии. Смысл словосочетаний. Качество, количество и распределенность терминов.
Основные методы научного познания
Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.
Карсавин Лев Платонович
Карсавин Лев Платонович - историк-медиевист, философ и культуролог. Развивал концепцию всеединства в направлении сближения её с неоплатонизмом, рассматривая мир как результат самоограничения Бога.
Сочинения на свободную тему - Грех и добродетель людская
Не скажу что я верю в Бога. Пожалуй я даже не верю в него. Это приходит со временем. Я хочу верить потому что верующие люди самые счастливые люди на земле. Они знают что такое истина что такое любовь что такое грех и добродетель людская.
Алгебра логики
Алгебра логики. Возникновение логики. Булевы функции. Преобразование выражений, состоящих из булевых функций. Нахождение исходного выражения по его значениям. Применение в вычислительной технике и информатике.
Толстой это целый мир
Во все времена поиск истины был главным мерилом человеческих ценностей. Вопрос «Что есть истина?» родился за много лет до появления легенды о Христе и Понтии Пилате и не умрет, пока живо человечество. И пока он существует, каждый человек по-своему пытается ответить на него. Но человеку свойственно ошибаться.
Счастье и радость жизни 8230 в правде 8230 Чехов
Слово «правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны, это правда вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку — истина или мир иллюзий?
Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
М.Горький. В людях.
М.Горький. "В людях". Автор: Горький М. Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Что есть истина по страницам романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее смысл? Это вечные вопросы философии. Некоторые люди считают, что истина — в знании, другие — в вере. Есть те, кто утверждает, что истина — в чувствах людей.
Детектив
Детектив - жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники детектива - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе.
Информационные технологии управления
Основные функции категории Логические (формат и примеры) в Excel. Технологии поиска в системе "КонсультантПлюс". Особенности Быстрого поиска в новой программе Технологии ПРОФ как дополнение классических поисковых инструментов в системе "КонсультантПлюс".
Задачи по математике и информатике
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кодирование технико-экономической информации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (3) КОДИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Цель занятия: научиться составлять коды различных объектов стандартизации по классификаторам ЕСКД, ОКП, ОКОНХ, ОКПДТР
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.) - греческий философ, "величайший мыслитель древности", древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Ханс-Георг Гадамер
Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».