Вейсс Франциск Родольф. Нравственные основы жизни. Швейцарец. 1751 – 1818 г. Минск 1994г.
321. Человек образованный взвешивает и обсуждает жизнь и историю всевозможных народов, населявших земной шар. Он, сравнивая их взгляды и мнения, законы и правы, угадывает причины их благосостояния или упадка, усваивает мысли великих, родившихся в среде их, людей и делает окончательные выводы на основании всех этих данный.
Опытность является, таким образом, лучшим средством для приобретения знаний и самоусовершенствования. Мы можем только ускорить ее развитие, стараясь идти навстречу фактам, которые ее дают, или усваивая результаты, добытые другими. Учение – самое лучшее средство для приобретения опытности эти последним путем, а философия и история – самые полезные для этого науки.
322. Из тысячи жизнеописаний она делает выводы тех нравственных начал, которым мы должны следовать сами, научась судить о настоящем по прошедшему, а также предвидеть по нему будущее.
...надо забыть свое собственное положение, отечество, веру, мнения и тогда только, отрешившись совершенно от всяких взглядов, можно надеяться достичь способности верно и беспристрастно описывать то, что происходит перед вашими глазами. Глубокое философское образование при этом необходимо в особенности.
332. Мудрый один сомневается в справедливости своих взглядов, и с этого-то сомнения должен начать всякий, кто желает достичь правильной самооценки.
334. Нам остается утешаться мыслью, что если нет совершенства, то есть более или менее близкие к нему степени. Во всяком случае, приятней стоять к нему ближе, чем коснеть в пороках и невежестве, низводящих нас на степень животных.
352. Религиозный фанатизм сделался орудием самых ужасных несправедливостей.
353. Точки соприкосновения отдельных личностей стал разнообразными до бесконечности, а вместе с тем появились новые обязанности и требования.
354. Сумма налогов, конечно, не должна превышать той, которая действительно нужна на удовлетворение нужд государства.
363. Заговорить о человеческих правах считается величайшим преступлением, а тем более возбудить хоть малейшее сомнение в правильности происхождении той грубой силы, которая угнетает всех и все.
365. Были государства, начавшие свое существование с анархии, другие с деспотизма, но все непременно более или менее уклонялись, до известной степени, с пути справедливости и здравого смысла.
371. ...если занятие общественных должностей будет считаться только выгодной аферой,...
373. ...правительство духовное или, лучше сказать, правительство монахов. Основанное не на социальных принципах, а на религиозных догматах или, иначе говоря, на началах недоступных пониманию разумом, правление это, конечно, в силу этого самого обстоятельства, более всякого другого при практическом применении к жизни, способно уклоняться в злоупотребления. Доказать это можно без всяких лишних рассуждений простым указанием на факты, и для этого стоит только назвать те страны, которые имеют несчастье жить под властью духовенства. Они обличают неопровержимым образом, что заботы подобного правительства сводятся единственно к тому, чтобы деморализовать народ, сделать его ленивым, невежественным и бедным. Ни одна из стран, живущих под подобным режимом, никогда не была в состоянии подняться до уровня развития и благоденствия своих соседей.
378. ...степень благосостояния наций всегда стояла в прямой пропорции с той свободой, которою пользовалось право изложения мыслей устно и письменно.
379. Цель всякого закона – в справедливости.
380. Искусство управлять людьми состоит не в чем ином, как только в умении применять к общегражданской жизни те же принципы и правили справедливости, которыми мы руководимся в жизни домашней.
Уважение к чему бы то ни было не должно доходить до потери человеческого достоинства или до забвения самых основных правил справедливости.
Конституция означает собрание постановлений, которыми определяются круг и обязанности правительственной власти, ее разделение и главная форма выборов. При определении этих предметов, конечно, главным исходным пунктом должно быть справедливое признание общих незыблемых человеческих прав.
386. Всякий судит и чего-нибудь желает на основании своего собственного личного интереса, а потому, если чего-нибудь желает большинство, то это служит законом, что общественное благо, заключающееся во благе большинства, требует исполнения этого желания. В таком случае нет надобности даже входить в анализ прав верховной власти и доказывать справедливость требуемой перемены, потому что выше прав, которые человек имеет над своим имуществом, или, лучше говоря, над самим собой – не может существовать.
398. Ничто не способствует так развитию общества и гарантии его разумных учреждений, как возможность свободно высказать устно и письменно взгляды на политические и общественные дела. Боязнь гласности в этом случае непременно заставляет подозревать желание скрыть какие-нибудь важные, тайные злоупотребления. Дурное правительство ищет подавить всякую идею правды и справедливости для того, чтобы лучше скрыть в потемках ничтожность своих взглядов и свое собственное невежество.
401. Король и коммуны - народное сознание, и потому пускай же советники научат их уважать прирожденные права народа.
Должен ли народ содержать на свой счет в мирное время огромную армию, служащую к его же собственному порабощению?
404. Нередко бывает, что даже в образованных, могущественных государствах частных людей, рассуждающих об общественных делах, думают оборвать вопросом: «Во что вы смешиваетесь?» На что можно прекрасно ответить словами: «В мои собственные дела», что будет совершенно справедливо, так как всякое общественное дело всегда касается частных лиц, составляющих общество. Интересоваться всем, что касается законов и устройства страны, где мы живем, составляет даже самую святую обязанность всякого истинного патриота, что только этим путем может он применить свои совместные силы и способности к тому, чтобы улучшить и поддержать это устройство.
Другие работы по теме:
Серрано, Франциск
План Введение 1 Биография Список литературы Серрано, Франциск Введение Франциск Серрано (фр. Francis Serrano OP [1], 4 декабря 1695(16951204), Гренада, Испания — 25 октября 1748, Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу (26.05.1747 - 28.09.1748), миссионер, мученик.
Святой Франциск и Рождество
В 1223 г. в Греччо св.Франциск устроил рождественскую мистерию, желая «отпраздновать рождение того младенца, который родился в Вифлееме, … вспомнить тяготы его первых дней.
Родольф, Жан-Жозеф
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Балеты 2.2 Оперы 2.3 Учебные и музыкальные книги Список литературы Введение Жан-Жо́зеф Родо́льф (фр. Jean-Joseph Rodolphe; также встречается написание Rudolphe — Рудольф) (Страсбург, 14 октября 1730 — Париж, 12 августа (Музыкальный словарь называет дату смерти 18 августа[1]) 1812) — эльзасский музыкант и композитор; Музыкальный словарь называет его «виртуозом на валторне»[1].
Axxis
Немецкая команда "Axxis", исповедующая мелодик-метал образовалась в конце 80-х годов. В изначальный состав вошли вокалист Бернард Вейсс, гитарист Вальтер Питч, басист Вернер Клейханс и барабанщик Ричард Майклски.
Blood, sweat and tears
Этот американский коллектив на практике воплотил идею отхода от традиционного блюза за счет использования расширенной духовой секции. Движущей силой основанного в Нью-Йорке летом 1967 года ансамбля был Эл Купер.
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера Госпожа Бовари
Моё отношение к образу Родольфо в романе Г. Флобера "Госпожа Бовари" Автор: Флобер Г. В романе Флобера мало кто из героев заслуживает симпатии. К той же Эмме мы относимся неоднозначно. Что уж говорить о таких малоприятных персонажах, как Родольф и Леон, которые предали её, даже не придя на похороны "любимой" женщины.
Госпожа Бовари
Автор: Флобер Гюстав. Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму её отца, сломавшего ногу. На Эмме было синее шерстяное платье с тремя оборками. Волосы у нее были черные, гладко зачесанные спереди на прямой пробор, щеки розовые, взгляд больших черных глаз прямой и открытый.
Мария Изабелла Испанская
Мария Изабелла (исп. Marнa Isabel de Borbуn; 6 июля 1789, Мадрид, Испания — 13 сентября 1848, Портичи, Королевство Обеих Сицилий) — инфанта Испанская, в замужестве королева-консорт Обеих Сицилий.
Мастер Сан Франческо Барди
(итал. Maestro del San Fracesco Bardi, англ. Master of The Bardi Saint Francis, предположительно работал в 1240—1270 годах) — итальянский художник. «Мастером Сан Франческо Барди» назвал анонимного художника, автора большого алтарного образа «Св. Франциск и сцены из его жизни» из капеллы Барди в флорентийской церкви Санта Кроче, известный исследователь итальянской живописи Эдвард Гаррисон.
Неаполитанские Бурбоны
(итал. Borbone di Napoli или Сицилийский Бурбоны итал. Borbone di Due Sicilie) — младшая ветвь Испанских Бурбонов (с 1735 года). Неаполитанское королевство
Элеонора Австрийская
Элеонора Габсбург (15 ноября 1498, Лёвен — 18 февраля 1558, Талавера-ла-Реаль) — урождённая эрцгерцогиня Австрийская, инфанта Испанская и принцесса Бургундии; третья супруга короля Мануэля I Португальского, затем вторая короля Франции Франциска I.
Маргарита Французская, герцогиня Беррийская
Введение 1 Происхождение 2 Династические планы 3 Брак и дети 4 Титулы Введение Маргарита Французская (фр. Marguerite de France; 5 июня 1523 — 15 сентября 1574) — французская принцесса, дочь короля Франциска I, представительница династии Валуа, жена Эммануила Филиберта, герцога Савойского, герцогиня Беррийская с 1550 года, герцогиня Савойская с 1559 года.
Поле золотой парчи
Введение 1 Причины встречи 2 Встреча 2.1 Дух встречи 2.1.1 «Дворец» Генриха 2.2 Празднества 2.3 Завершение встречи 2.4 Итоги 3 Интересные факты 3.1 В искусстве
Мария Клементина Австрийская
Введение 1 Биография 2 Дети 3 В литературе Введение Мария Клементина (нем. Maria Klementine Josepha Johanna Fidelis von Цsterreich , 24 апреля 1777—15 ноября 1801) — австрийская эрцгерцогиня из династии Габсбургов. В браке — наследная принцесса Неаполитанская и герцогиня Калабрийская. Мария Клементина была матерью известной герцогини Беррийской.
Клод Валуа
, или Клод Французская (фр. Claude Valois; 12 ноября 1547, Фонтенбло — 21 февраля 1575, Нанси) — вторая дочь Генриха II и Екатерины Медичи. Клод воспитывалась вместе с Елизаветой Французской и Марией Стюарт. В 1559 вышла замуж за Карла III, герцога Лотарингского. Эта скромная принцесса была любимой дочерью Екатерины Медичи.
Война Коньякской лиги
План Введение 1 Предпосылки 2 Военные действия 2.1 Ломбардия 2.2 Рим 2.3 Неаполь 2.4 Камбрейский мир и Болонский договор с папой 2.5 Флоренция Война Коньякской лиги
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Ренье II граф Эно
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ренье (Регинар) II (фр. Rйgnier II, нем. Reginar II, ок.890/895 — 932/940) — граф Эно (Геннегау) с 925, сын Ренье I Длинношеего, герцога Лотарингии, и Эрсинды (Альберады).
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Список графов и герцогов Ангулемских
План Введение 1 Графы Ангулемские 1.1 Дом Тайлефер 1.2 Гильемиды 1.3 Дом Тайлефер 1.4 Дом Лузиньян 1.5 Капетинги 1.6 Дом д'Эвре 1.7 Дом де Ла Серда 1.8 Дом Валуа
Битва при Павии
План Введение 1 Предыстория 2 Стороны сражения 3 Ход сражения 4 Потери 5 Исход сражения 6 Последствия 6.1 Политические последствия 6.2 Последствия для военного искусства
Франциск I король Обеих Сицилий
Франциск I , Франческо I (итал. Francesco I; 14 августа 1777, Неаполь — 8 декабря 1830, Неаполь) — король Обеих Сицилий в 1825—1830. Сын Фердинанда I. Дважды назначался отцом регентом: в 1812—1815, в Сицилии, и в 1820, во время революции в Неаполе.
Франциск II король Обеих Сицилий
Франциск II , Франческо II (итал. Francesco II; 16 января 1836, Неаполь — 27 декабря 1894, Арко, Италия), последний король Обеих Сицилий в 1859—61, представитель династии Бурбонов.
Фердинанд I король Обеих Сицилий
Фердинанд I (итал. Ferdinando I; 12 января 1751(17510112), Неаполь — 4 января 1825, Неаполь) — король Неаполя (как Фердинанд IV , 1759—1806), король Сицилии (как
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Кристина Французская
Кристина Мария Бурбон (10 февраля 1606(16060210), Париж — 27 декабря 1663, Турин) — французская принцесса, после замужества герцогиня Савойская. Вторая дочь и третий ребенок короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи.
Дюре, Франциск Жозеф
Франциск Жозеф Дюре (фр. Francisque Joseph Duret; род. 19 октября 1804 г. Париж — ум. 1885 г. Париж) — французский скульптор — романтик. Жизнь и творчество
Франциск III герцог Бретани
План Введение 1 Дофин Франции 2 Герцог Бретани 3 Смерть Франциска 4 Причины смерти Введение Франциск, дофин Франции, (фр. Franзois, Dauphin de France), также Франциск III, герцог Бретонский (фр. Franзois III, duc de Bretagne), (28 февраля 1518, Амбуаз, Эндр и Луара, Франция — 10 августа 1536, Турнон-сюр-Рон, Ардеш, Франция).
Франциск II
План Введение 1 Детство Франциска 2 Вступление на престол 3 Религиозная политика 4 Смерть Франциска Введение Франци́ск (Франсуа) II (фр. Franзois II; 19 января 1544(15440119), Дворец Фонтенбло, Франция — 5 декабря 1560, Орлеан, Франция) — король Франции с 10 июля 1559 года, король-консорт Шотландии с 24 апреля 1558 года.
Франциск Феб
Франциск (Франсуа) Феб (фр. Franзois Phйbus, исп. Francisco Febo; 1467(1467) — 30 января 1483, Памплона) — король Наварры с 1479, граф де Фуа и де Бигорр, виконт де Беарн и пэр Франции с 1472, сын Гастона де Фуа, виконта де Кастельбон и принца Вианского, и Мадлен Французской, дочери короля Франции Карла VII.
Мадлен Французская
(фр. Madeleine de France; или Мадлен де Валуа (фр. Madeleine de Valois); 10 августа 1520 — 7 июля 1537) — первая супруга короля Шотландии Якова V[1]. Биография
Клод Французская
(фр. Claude de France, брет. Klaoda Bro-C'hall; 13 октября 1499, Роморантен-Лантене, Франция — 20 июля 1524, Блуа, Франция) — королева Франции с 1 января 1515, жена короля Франциска I, старшая дочь его предшественника Людовика XII и Анны Бретонской, герцогиня Бретани (1514—1524).
Чжан Жун, Франциск
Чжан Жун, Франциск Франциск Чжан Жун (кит. 張榮 方濟, 1838 г., провинция Шаньси, Китай — 9.07.1900 г., Тайюань, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, член третьего францисканского ордена, мученик.
Франциск Скорина
Скорина (Франциск [Георгий]) - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье.