антропосоциогенез: биологическое и социальное в человеке
Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук. Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира. В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.
Проблемой человека занимается раздел фил. – философская антропология. Для нее характерно признание человека уникальным существом, особым родом сущего. Человек отличается от всего, что есть в природе. Человек – сложная система, которая в свою очередь является элементом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек имеет двойственную природу – он биосоциальное существо. Исторический процесс формирования человека как биосоциального существа составляет содержание проблемы антропогенеза.
Сущ. различные версии относительно происхождения человека: 1) религиозная, согласно ей человек творение Бога, его образ и подобие, наделен смертным телом и бессмертной душой; 2) инопланетарная, происхождение человека как результат вмешательства внеземных цивилизаций; 3) научная, опирается на данные современного естествознания. Согласно научной теории человек является непосредственным потомком одной из ветвей приматов. Процесс становления человека начался приблиз. 3 млн. лет назад. Человек современного типа – кроманьонец. Однако эта теория остается открытым вопросом о причинах выделения человека из животного мира; 4) трудовая теория антропогенеза, дополняет идеи Дарвина о трудовой деятельности и членораздельной речи. Ее положение заложено в работе Энгельса «Роль труда в превращении обезьяны в человека». Акцент делается на социальные факторы, оказывается, что в следствие изменений климатических условий изменился образ жизни приматов. Результат перехода к наземной жизни – развилось прямохождение и изменились функции передних конечностей. Руки для использования и производства орудий труда. Прямохождение и орудийная деятельность способствовали развитию мозга, появлению сознания и развитию речи. Слабое место этой концепции – она не отвечает на вопрос как человек смог перейти к целесообразной трудовой деятельности. Эта версия очень популярна в науке. В ней дарвиновская теория антропогенеза дополняется теорией социогенеза. Было показано, что становление человека и общества составляет взаимосвязанный процесс, процесс антропосоциогенеза. Главные факторы в нем принадлежат трудовой деятельности. Согласно фил. определению, человек – биосоциальное существо, наделенное сознанием и способное к целесообразной и творческой деятельности.
Как существо природное человек родственен др. биологическим видам. У животных приобретаемый поколениями опыт кодируется в виде видовой генетической программы и передается по наследству через структуры ДНК. Инстинкт – сложный наследственный алгоритм поведения, приспособленный к определенным внешним условиям. Для животных инстинкты обеспечивают выживание и жизнедеятельность.
Человек отличается от животных отсутствием инстинктивных программ действия. Его генетическая программа определяет его физический облик, анатомию организма и базовые биологические потребности. Как животное человек биологически ущербен, т. е. не пригоден к жизни в естественных условиях. Для выживания человеку необходима искусственная среда. У человека самый длительный период взросления. Основные различия между человеком и животным – культура – особая искусственная среда, которая надстраивается над природой и в которой человек единственно может существовать.
Процесс усвоения человеком культуры наз. социализаций, в ходе которой человек усваивает разнообразные программы поведения. Социализация происходит в процессе контактов с др. людьми, где и формируются необходимые качества, характеризующие человека как социальное существо. Т. о. человек сочетает в себе природное врожденное начало и социальное, приобретенное в опыте. Человек выступает как любой живой организм с одной стороны, с другой – обладает социальной сущностью, является существом открытым, т. е способным к развитию и саморазвитию. Биологическое начало включает в себя тело, пол, возраст, а также психику. Социальное начало – это целеполагание, знание, умение, деятельность, мировоззрение. Важным фактором формирования социального в человеке является членораздельная речь.
3
Другие работы по теме:
Понятие философской антропологии
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ АНЯ Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.
Человек и его потребности 3
1).Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений- это реализация огромного многообразия человечески потребностей. Всё создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала- биологическое и социальное.
Проблема души и тела
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Проблема души и тела К числу традиционных антропологических вопросов средневековой философии относится проблема соотношения души и тела. Само собой понятно, что мыслители этой эпохи не могли пренебречь теми выводами, которые были сделаны античными философами, в первую очередь Платоном и Аристотелем.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Бытие его формы. Материальное бытие.
Две части философского знания. Специфика философских категорий. Бытие, его сущность и формы. Материя и формы ее существования. Структура материи, её основные свойства.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Бесконечность в философии
Бесконечность в философии-понятие, употребляемое в двух различных смыслах: качественная Бесконечность, выражаемая в законах науки, количественная Бесконечность, выступающая как неограниченность процессов и явлений.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Диалектика природного и социального в человеческой жизни
Рассматривая проблему антропосоциогенеза, не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал. Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное.
Предмет философии и ее функции
Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Карпов Василий Николаевич
Героически разрубив узел проблемы веры и знания тем, что "дух" был отнесен в области для метафизики недоступные, Карпов уже не боялся никаких компрометирующих философских выводов, лишь бы они не противоречили истинам
Зеньковский Василий Васильевич
Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. От концепции всеединства Вл. Соловьева шел к построению метафизики человека и интуитивизму. Разработал концепцию психофизического взаимодействия.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Канады
В 19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и англо-американского источников, причём основным источником французского влияния остаётся католическая философия неотомизма.
Батищев Генрих Степанович
С начала 70-х гг. Батищев подвергает критике редукцию предметной деятельности к субъект-объектному отношению, а с начала 80-х гг. выступает против абсолютизации деятельности.
Деятельность
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ 1. Предмет и социальная роль философии. 2. Философия и религия: общее и особенное.
Биологическое и социальное в человеке 3
Биологическое и социальное в человеке Наследственность и воспитания Человек — часть природы, имеет биологические свойства и подвластная биологическим закономерностям. Вместе с тем она — существо социальное, является носителем общественных характеристик и вне общества как человек не существует.
Понятие личность
Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как : Отношение к чему - либо . Нормы поведения , взглядов . Ценности . В философии личность человека как таковая не рассматривается . Ею надо стать .
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
«История и философия науки»
В соответствии с приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. №696 представляются следующие рекомендации по изучению предмета «История и философия науки» и проведению экзамена по этой дисциплине
Аспаргиновая кислота и глицин
Биологическое действие аспарагиновой кислоты: иммуномодулирующее, повышающее физическую выносливость, нормализующее баланс возбуждения и торможения в ЦНС.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Сохранение биологического разнообразия
Сохранение биологического разнообразия центральная задача биологии сохранения живой природы. По определению, данному Всемирным фондом дикой природы (1989),
Антропология как наука
Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека называется антропологией.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.