1. Крупным недостатком современных моделей содержания образования является практически полное игнорирование в них многоуровнего и системного представления человекознания. Несмотря на существенную деидеологизацию новых программ по обществознанию, в них до сих пор не изжит застойный дух реликтового социологизма, по-прежнему делается ставка на подмену человекознания обществознанием и сохраняется благодатная почва для реидеологизации. Необходимо честно признать, что человекознания в школе нет, а обществознание заменить его не способно, как не может часть проглотить то целое, от которого она сама зависит. Человекознание охватывает широкий круг проблем — от глобальных проблем существования и выживания человечества, историко-цивилизационных, международных и национально-государственных проблем до сравнительно «мелких» бытовых, семейных, межличностных и собственно личных проблем людей. С одной стороны, все эти «мелкие» проблемы тесно связаны с задачами воспитания, с другой — они не менее важны и сложны для учащихся, чем глобальные проблемы человечества и общества, с третьей — именно к ним относятся общечеловеческие проблемы смысла жизни, назначения человека и личностного самоопределения.
2. Вошло в моду декларировать, что тот или иной новоиспеченный курс учитывает потребности и интересы учащихся, является личностно-ориентированным и непременно что-то развивающим. Но как достигаются столь «блестящие эффекты», к сожалению, остается методологической загадкой. На наш взгляд, такие курсы с самого начала своего создания должны основываться на реальных исследованиях потребностей и интересов учащихся. Предполагается, что еще раньше мы признали их важность, приоритетность, сложность и многообразие. Следует ли торопиться с приобщением учащихся к проблемам современной цивилизации, пока мы не убедили их, что можем помочь в понимании и решении их собственных проблем? Вместо того, чтобы оказывать действительную помощь в развитии личности, школьников накачивают всяким «хламом», то есть сведениями, которые устаревают и становятся ненужными после очередных сотрясений на олимпе. (Подумаем о том, кому сейчас нужны знания об исторических съездах и программах КПСС, и о том, сколько сил потрачено на их «вдалбливание» и экзаминирование?! А сколько времени тратится на изучение законов, которые не только все время меняются как перчатки, но и к тому же существуют лишь на бумаге.)
Не надо забывать о большом грузе собственных проблем каждого человека и школьника, в особенности. В их решении недостаточно уповать на коррективный подход существующей психологической службы в образовании. Многие проблемы имеют типичный для каждого возраста характер, а потому вполне могут стать предметом учебных занятий по их анализу, разрешению и преодолению. Однако понять важность такого подхода мешает укоренившееся противопоставление общественного и индивидуального, которое, как заметил А. Маслоу, является пережитком незрелого дихотомизирующего сознания. На самом деле, значительное число так называемых общественных проблем — это те же индивидуальные проблемы, только ставшие массовым явлением (напр., преступность, наркомания, проституция, неграмотность, бездуховность и т.п.). Но анализироваться и разрешаться они могут и должны прежде всего как индивидуальные. Школьникам нужны не те общие представления, которые требуются в основном высокопоставленным чиновникам и депутатам для принятия законов, постановлений и программ, а более конкретные когнитивные средства для понимания и решения их проблем. (Кстати, только в рамках человекознания мы можем в целостности представить и верхние — государственные — и нижний, то есть самый что ни на есть базисный, или индивидуальный, уровни одной и той же общественной проблемы. Тогда и выясняется, что одна и та же проблема, например призыва в армию, по-разному видится из министерского кресла и с позиции рядового гражданина.)
3. Образование дает знания, которые помогают людям решать их проблемы. Как говорил Лев Толстой, «знание — орудие, а не цель». И это орудие должно соответствовать сложности решаемых личностью проблем. Нетрудно понять, что эти проблемы, подобно всем практическим и мировоззренческим проблемам, выходят за рамки отдельных научных дисциплин и требуют комплексного подхода. Будем надеяться, что в недалеком будущем среди приоритетных задач образования появится и задача развития у учащихся культуры междисциплинарного мышления. Приведенное соображение — не единственное, но, вероятно, самое весомое в доказательстве того, почему система курсов человекознания должна строиться на междисциплинарной основе. Мало того, коль скоро речь идет о человекознании, которое не ограничивается лишь научным знанием, то мы должны стремиться не просто к междисциплинарности, а к интегративности как способу объединения разных областей духовной культуры вокруг определенных проблем и вопросов.
4. Выше упоминалось, что разработка человекознания нуждается в предварительных исследованиях потребностей и интересов учащихся. Уточним и разовьем это утверждение. Хотя человекознание как система разновозрастных курсов должно быть по содержанию междисциплинарным и интегративным, но на начальном этапе его проектирования требуется проведение психологических исследований как теоретического, так и эмпирического характера. Перед школьной психологией здесь открывается редкий, если не уникальный, шанс участвовать с самого начала в проектировании содержания и формы нового учебного предмета. В некотором смысле эта работа является аналогом тех исследований, которые проводятся под руководством В.В. Давыдова в русле его концепции развивающего обучения по ряду традиционных школьных предметов. Как известно, лейтмотивом концепции В.В. Давыдова выступает развитие научно-теоретического мышления. Однако специфика системы курсов человекознания, которая заключается в более тесной связи с проблемами педагогически ориентированной психологии личности, требует иной концептуальной основы. В значительной степени такие основы уже созданы в концепции психологической педагогики (психопедагогики), разрабатываемой в последние годы В.П. Зинченко. Психопедагогика, как и развивающее обучение, «исповедует» проективный, а не коррективный, подход к образованию, опирается на плодотворные идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, но ее лейтмотивом является личностное развитие путем свободного самоопределения личности в своих отношениях с миром. Психопедагогика проектирует не личность, а когнитивные средства для демонстрации путей развития человека и для его самоовладения этим развитием, причем при проектировании подобных средств В.П. Зинченко предлагает использовать принцип живого знания. Таким образом, психопедагогика вместе с развивающим обучением (развивающим образованием) уже в немалой степени подготовили предпосылки для осуществления стратегии антропологизации образования XXI века, который, по оптимистическим прогнозам, может стать веком Человекознания и гуманизации общества.
Список литературы
Б.Г. Мещеряков, И.А. Мещерякова. Антропологизация образования переносится в третье тысячелетие
Другие работы по теме:
Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований.
Остров Мэн
Экономический статус острова. Принципы налогообложения.
Расчет налога на доходы физических лиц
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Расчет налога на доходы физических лиц Вариант 5 Налоговый период при расчете налога на доходы физических лиц – 1 год. Налоговые вычеты: Стандартные вычеты
Расчет налога на доходы физических лиц
Налоговый период при расчете налога на доходы физических лиц. Стандартные, профессиональные (авторские вознаграждения), социальные и имущественные вычеты. Расчет налога на добавленную стоимость (НДС). Определение налогооблагаемой базы с учетом вычетов.
Законы электрического тока
Text Text Graphics МОУ СОШ № 14 с. Заветное Презентация по физике Graphics На основании опытов английский учёный Джоуль и русский учёный Ленц независимо друг от друга пришли к выводу: Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
Организация бизнеса
*предприниматель- это наватор который стремится ввести новые товары, новые формы организации бизнеса *партнёрства- 2 или более отдельных лица договариваются о владениях предприятия
Краткое содержание Смерть в Венеции Томас Манн
Густав фон Ашенбах — главный герой новеллы, действие которой начинается «в теплый весенний вечер 19… года» в Мюнхене, а потом переносится в Венецию. Г. ф. А., знаменитый писатель, недавно перешагнувший рубеж пятидесятилетия, внезапно ощущает желание оставить свой письменный стол и устоявшийся образ жизни и отправляется в путешествие.
Трагедия “Гамлет”
Шекспировский герой. Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения.
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Искусство хеттов и митанни (18 - 8 вв. до н.э.)
Искусство хеттов не едино. Различают малоазийское искусство хеттов (памятники Хаттушаша, Язылы - Кая), датируемое 18 — 12 вв. до н.э., и искусство хеттов северной Сирии, представленное памятниками городов Самаля, Кархемиша и других.
Краткая история патриаршей библиотеки
Патриаршая библиотека существует до сих пор и размещается в здании Александрийского Патриархата и всей Африки в Менчее, Александрия. История Быблиотеки с 64 г. н.э. по настоящее время.
Эфиопский календарь
Эфиопский календарь (амх. የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር — ye'Ītyōṗṗyā zemen āḳoṭaṭer) — календарь, использующийся в Эфиопии, а также Эфиопской и Эритрейской православными церквями, Эритрейской Католической церковью и Евангелистской церковью Эритреи.
История Гамбии
Найденные археологические артефакты (каменные топоры и сломанные глиняные изделия) доказывают, что первые люди жили на побережье реки Гамбия около 2000 лет до н. э.[1] Первым известным письменным упоминанием Гамбии являются записи карфагенянина Ганнона, написанные после того, как карфагенские мореплаватели посетили реку Гамбия.
Третье Болгарское царство
Введение 1 История 1.1 Первая Балканская война 1.2 Первая мировая война 1.3 Вторая мировая война Третье Болгарское царство Введение Тре́тье Болга́рское ца́рство (болг. Трета българска държава) — Болгарское государство от провозглашения независимости в 1908 году до упразднения монархического устройства в 1946 году.
X тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 10 000 по 9001 год до нашей эры. Начало мезолита, эпипалеолита и голоценовой эры. Бубальский период на территории Сахары. Развитие сельского хозяйства — культивирование примитивных форм проса и риса в Юго-Западной Азии.
Кастилия и Леон королевство
Королевство Кастилия и Леон , известна также как Кастильская корона (исп. Corona de Castilla) — третье и окончательное политическое объединение Королевств Леон и Кастилия под Кастильской короной. Принято считать, что существует с 1230 года — момента коронации Кастильского короля (включающего Толедскую корону) Фердинанда III на Леонский престол (включающую Галисийскую корону).
VI тысячелетие до н. э.
Введение 1 Климатические изменения 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение VI тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 6000 по 5001 год до нашей эры.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Тысячелетие
Введение 1 Летосчисление 1.1 Порядковый 1.2 Количественное 1.3 Диапазоны 2 Полемика по вопросу празднования тысячелетия 2.1 Споры 2.2 Мнение № 1: x001-y000
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
VIII тысячелетие до н. э.
Введение 1 События 2 Климатические изменения 3 Изобретения, открытия 4 Культура 5 Мифические события Введение VIII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 8000 по 7001 год до нашей эры.
История Ботсваны
Введение 1 Ранняя история 2 Первое тысячелетие н. э 3 Культура Моритсане 4 XIII—XVI вв 5 XIX в. — Бечуаналенд 6 Независимость Список литературы Введение
IV тысячелетие
Четвёртое тысячелетие — промежуток времени от 1 января 3001 года нашей эры до 31 декабря 4000 года нашей эры. Астрономические события Землю ожидает 2366 солнечных затмений.
Исторический факт
В исторической науке выделено два типа исторических фактов : собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт - это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве; объективностью; субъективностью и неисчерпаемостью.
VII тысячелетие до н. э.
VII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 7000 по 6001 год до нашей эры. Начало новокаменного века (неолита) Неолит Неолитическая революция. Во время 7 тысячелетия до н. э. земледелие распространяется из Анатолии на Балканы. Население мира сохраняет стабильную численность на уровне около 5 миллионов человек, места обитания людей разбросаны по всему земному шару в виде небольших племён охотников и собирателей.
Северо-Западный край
Се́веро-За́падный край — часть Западного края Российской империи, название шести белорусских и литовских губерний[1], которые были образованы на территории бывшего Великого Княжества Литовского и отличались определенными особенностями общественно-правового положения.
Для чего нужна процедура Function?
Функция выполняет служебное действие, например вычисление, и возвращает значение. Вызвать функцию можно, написав её имя и передав ей аргументы, в нужном месте вашей программы.
Метод вращений решения линейных систем
Как и в методе Гаусса, цель прямого хода преобразований в этом методе–приведение системы к треугольному виду последовательным обнулением поддиагональных элементов сначала первого столбца, затем второго и т.д.
Великий Новгород
Великий Новгород - центр Новгородской области, получивший в 1999 г. историческое название (до того назывался просто Новгород), - один из древнейших русских городов.
Гипотеза происхождения Земли и Солнечной системы
Вопрос о том, как возникла Земля, занимает умы людей уже не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Первоначально существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Затем Земля в работах ученых приобрела очертания шара, который являлся центром Вселенной.