Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников Робеспьера.
Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его возрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как: "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношение к науке о позитивном праве", " философия права", "философия духа", "философия истории" и др.
"Философия права", где наиболее цельно изложено учение о государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача философии права - это научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство каким оно должно быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, - есть часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает с философским конструированием системы права, как царство реализованной свободы.
Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
I. Право, как свобода ("идея права"), где на ступени объективного духа все развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право" выражают единый смысл. Отношение "свобода" и "право" опосредуются через диалектику свободной воли.
II. Право, как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых прав". На вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Поскольку в реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и следовательно в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III. Право, как закон - где оно является одним из "Особых прав". Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии, т.е. определено для сознания мыслью и определено так то , что есть право и считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому определению, как положительное право." Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "прекращение отличие естественного или философского права от положительного в противоположное и противоречие между ними". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Он также различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются: система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:
1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне, крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Освещая социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии, исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.
В разделе о гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве. Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два момента."
Гражданское общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье, связано с утверждением буржуазного строя.
По теоретическим заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер, гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном диалектическом характере этих связей и отношений.
Другие работы по теме:
Учение о морали Канта и Гегеля
Учение о морали (сходство и различие) Кант понимает культуру , как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков.
Учение Г.В.Ф. Гегеля
Принцип историзма, проводимый Г.В.Ф. Гегелем (1770 – 1831), позволил осуществить поворот от этики внутренней убежденности к социальной теории морали. В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, а на установление ее значения в системе общественных отношений. У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство.
Понятие качества в трудах Гегеля
Ознакомление с понятием качества как духовным основанием всех признаков, свойственных данной вещи, согласно концепции Гегеля. Характеристика взаимосвязей между логическими моментами бытия в диалектической системе - мерой, качеством и количеством.
Конец легенды
Современные исследователи возвращают доброе имя Фридриху Ницше.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Петербургский мирный договор 1762
Петербу́ргский мир, между Россией и Пруссией. Заключён 24 апреля 1762 года после восшествия на престол императора Петра III, поклонника Фридриха II Прусского.
Кюхельбекер В.К.
Вильгельму Кюхельбекеру в жизни крупно повезло один только раз, когда в 1811 году он стал лицеистом, одноклассником Пушкина. Вся его последующая жизнь - череда поражений, неудач, физических и душевных страданий.
Курляндское герцогство 1918
Герцогство Курляндское и Семигальское было провозглашено 8 марта 1918 года на территории Курляндской губернии, оккупированной немецкими войсками, ландесратом, состоявшим из остзейских немцев, предложившим герцогскую корону кайзеру Вильгельму II. Хотя Рейхстаг поддерживал самоопределение балтийских народов, германский генеральный штаб продолжал политику присоединения Прибалтики к Германской империи, опираясь на остзейских немцев.
Рыкса Силезская
Введение 1 Брак с Альфонсо VII Кастильским 2 Брак с Раймундом Беренгером II Прованским 3 Дальнейшая судьба Введение Рыкса (Ryksa, Ryszka, Richeza, Richenza, Riquilda и т.д.) Силезская (1130/1140 — ок. 16 июня 1185), дочь князя-принцепса Польши Владислава II Изгнанника и Агнессы фон Бабенберг, дочери маркграфа Австрийского Леопольда III, была последовательно женой короля Кастилии и Леона Альфонсо VII и графа Прованса Раймунда Беренгера II.
1762 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Введение 1762 год — невисокосный год, начинающийся в пятницу по григорианскому календарю. 1. События 4 января — Британия объявляет войну Испании и Неаполю.
Чудо Бранденбургского дома
(нем. Mirakel des Hauses Brandenburg, фр. Miracle de la maison Brandenbourg) — выражение, иногда ошибочно употребляемое применительно к внезапной смерти Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года). Наследник российского престола, Пётр III, разорвал союзный договор с Австрией и заключил сепаратный мир с Пруссией, находившейся на грани поражения в Семилетней войне ввиду полного истощения людских и материальных ресурсов. (Под Бранденбургским домом имеется в виду прусская королевская династия — бранденбургские курфюрсты).
Гогенцоллерн, Карл Альбрехт
Карл Фридрих Альбрехт Гогенцоллерн , маркграф Бранденбург-Шведтский, принц Прусский (нем. Karl Friedrich Albrecht, Prinz von PreuЯen, Markgraf zu Brandenburg-Schwedt; 10 июня 1705(17050610), Берлин — 22 июня 1762, Бреслау) — прусский военачальник середины XVIII века, младший сын Альбрехта Фридриха.
Ожельская, Анна Каролина
Графиня Анна Каролина Оже́льская (польск. Anna Karolina Orzelska; ноябрь 1707 — 27 сентября 1769, Авиньон) — политическая авантюристка, внебрачная дочь короля Польши, курфюрста Саксонии Августа Сильного (1670—1733) и мещанки французского происхождения Генриетты Ренар-Дюваль.
Карл Леопольд Мекленбург-Шверинский
(нем. Karl Leopold, Herzog zu Mecklenburg-Schwerin; 26 ноября 1678(16781126), Грабов — 28 ноября 1747, Дёмиц) — правящий герцог Мекленбург-Шверина. Супруг Екатерины Иоанновны и отец Анны Леопольдовны.
Карл Фридрих Баденский
Карл Фридрих (нем. Karl Friedrich von Baden; 22 ноября 1728, Карлсруэ — 10 июня 1811, там же) — маркграф Баден-Дурлаха (1746—1771), маркграф объединённого Бадена (1771—1803), курфюрст Бадена (1803—1806), великий герцог Бадена (1806—1811). Сын Фридриха Баден-Дурлахского и Анны Шарлотты Амалии Нассау-Диц.
Война за люнебургское наследство
(нем. Lьneburger Erbfolgekrieg) — военный конфликт, разгоревшийся в Северной Германии и длившийся с перерывами в период 1370—1388 годов за престолонаследие в немецком княжестве Люнебург. Война закончилась невозможностью из-за болезни продолжать ее одним из претендентов, возможно из-за отравления.
Малогерманский путь объединения Германии
(нем. Kleindeutsche Lцsung der Deutschen Frage) — одна из двух основных моделей решения германского вопроса, выработанных представителями германской политической мысли в период после завершения Наполеоновских войн.
Крохмаль, Нахман
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Нахман Крохмаль 1785, Броды — 1840, Тернополь) — религиозный философ, теолог, писатель, ранний деятель движения Гаскала.
Цитен, Ганс Иоахим фон
Ганс Иоахим фон Цитен Ганс Иоахим фон Цитен (нем. Hans Joachim von Zieten; 14 мая 1699(16990514) — 26 января 1786) — знаменитый прусский генерал. Не получил почти никакого образования. В пехотном полку, где он служил, его обошли чином поручика за малый рост и слабый голос. На просьбу Цитена о переводе в другой полк ему отвечали увольнением от службы.
Бестужев, Пётр Михайлович
Пётр Миха́йлович Бесту́жев (28 июля 1664—1743) г. Из записок графа Миллера видно, что в 1701 г. Пётр Михайлович был воеводой в Симбирске. В 1705 году он был послан Петром в Вену и в Берлин; в 1712 г. определён гофмейстером к вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне для заведования и управления её делами.
Гражданское устройство духовенства
Кюре приносит присягу на верность Конституции. Изображение на тарелке 1790 года Гражданское устройство духовенства (фр. Constitution civile du clergй) — новый церковный порядок, принятый во время Великой французской революции.
Эмсская депеша
План Введение 1 Вакантный испанский престол 2 Бисмарк фальсифицирует депешу 3 Война Введение Эмсская депеша (нем. Emser Depesche) — фальсифицированная и опубликованная канцлером Пруссии Бисмарком телеграмма разговора между королём Пруссии Вильгельмом I и французским послом В. Бенедетти 13 июля 1870 года.
Чёрный корпус
План Введение 1 Формирование. Первые годы существования 1.1 Война на Пиренейском полуострове 1.2 Ватерлоо 2 Униформа и снаряжение 3 В искусстве Список литературы
Смит, Эдвин
Эдвин Смит (1822-04-27 — 1906) — американский египтолог и коллекционер древностей, чье имя носит один из древнеегипетских папирусов по медицине, папирус Эдвина Смита.
Королевство Литва
План Введение 1 Средневековое королевство 2 Попытка создать королевство 3 Королевство Литва (1918) Королевство Литва Введение Королевство Литва — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в XIII веке, получившее статус королевства в результате католического крещения князя Миндовга, и получения им титула короля Литвы.[1]День коронации Миндовга 6 июля явлется Днем государственности в Литве[2]
Оранский дом
Оранский дом, царствующая фамилия в Нидерландах, название которой происходит от старинного княжества Оранж (фр. Orange, нем. Oranien) на юге Франции, в настоящее время являющегося кантоном в составе департамента Воклюз.
Сегюр, Луи-Филипп
Граф Луи (Людовик) Филипп де Сегюр фр. Louis Philippe, comte de Sйgur; 1753—1830) — французский историк и дипломат, был послом Франции при дворе российской императрицы Екатерины II (1784—1789).
Гражданское правоотношение 3
Гражданское правоотношение – это урегулированное нормами гражданского права правоотношение, возникающие между юридически равными, имущественно обособленными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей.
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.
Правовое государство и гражданское общество
Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей.