Тема:
Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада
Развитие
философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет
ряд общих закономерностей.
1.Философская
мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как изначальной
формы общественного сознания. Для мифологии характерна синкретичность,
неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на
основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием
богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд
собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое
жизнь и смерть и другие.
2.Философия
Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением
классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии
относится примерно к I
тыс. до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие
государства. В Китае философия возникает в VI-V
вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества.
Античная философия в Греции возникла в городах-государствах («полисах») на
рубеже VII—VI
вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии, затем — в греческих
городах острова Сицилии и, наконец, в Греции — в Афинах (V
в. до н. э.) и была связана с возникновением и развитием классового,
рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры
древнего мира.
3.Философия
Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие
явления, которые человека волнуют всегда: «Как хорошо мыслить, хорошо говорить
и хорошо поступать».
И
восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и
зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы,
любви и ненависти; счастья, наслаждения, страдания и др.
4.Закономерностью
развития философии Запада и Востока является осмысление космологических проблем
и личностного бытия человека. Раскрытие этих проблем всегда свидетельствует об
определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или
философской школы. 5. Методологическая значимость является общей
закономерностью развития философии Запада и Востока, поскольку и той и другой
свойственно стремление к научному поиску истинного знания. С помощью философских
учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются
практические рекомендации. В этом отношении для Востока показательно
конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это
греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием
учителей мудрости и красноречия.
Различия
философской проблематики Запада и Востока
1.В
отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на
проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения
практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует
натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические,
эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная
философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или
этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.
2.Восточная
философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же
философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное.
Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия
более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.
Философские
учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых
религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях
Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна
атеистическая тенденция.
3.Разработка
категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою
специфику. В Восточной философии органически воспринимаются многие категории,
предложенные мифологией.
Западная
философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями:
движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время,
мир, субстанция и др.
4.
Различия в решении проблем познания. В западной философии познание
рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и
как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их
решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.
В
восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа
ньяя (санскр. буквально — правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала
важность умозрения для решения философских проблем.
5. Социальная
философия древнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда,
управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления
общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии
содержится более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от
рассмотрения в восточной философии. В социальной философской проблематике
античности преобладает этическая тематика. Так, в одних только «Диалогах»
Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности,
справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности,
порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства,
веры,
здравомыслия и др.
Ценным
при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к
человеку в его единстве с обществом.
В
восточной философии рассматриваются проблемы «вселенского человека»,
общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился
показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много
внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и
правителя.
Таким
образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности,
ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что
не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей
культуры, истории народов Востока.
Духовная
цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в
различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном,
практическом.
философия восток запад
Вопросы
для самопроверки
1.Какие
проблемы рассматриваются философией Востока и Запада?
2.В
чем специфика философской проблематики Запада?
3.Особенности
философии Востока.
Другие работы по теме:
Философия текста
Философия текста - разрабатываемая автором словаря концепция текста, синтезирующая ряд подходов научной и философской методологии ХХ в. (семиотики, лингвистической и философской прагматики, логической семантики, теоретической поэтики).
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Предмет и основные проблемы философии науки
Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания.
Контрольная работа по Философии 10
Вопросы: 1. Понятие "мировоззрение". Исторические типы мировоззрения ? 2. Возникновение философии ? 1. ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность 2
Общечеловеческие Ценности — словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением Утверждается, что несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения Ещё один миф и выдумка, дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения своих целей Во внешней политике США и их сателлитов разговоры о защите «общечеловеческих ценностей» (свобода, демократия, защита прав человека и т д) перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества Мало кто задумывается над тем, что абсолютных общечеловеческих ценностей не существует Например,
История философии
Тестовые задания по теме «История философии» Наименование дидактической единицы № задания Тема задания История философии Философия древности Философия Средних веков
Неопозитивизм
Неопозитивизм Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр.
Фалес (Thales) Милетский
Фалес Милетский – древнегреческий философ, родоначальник античной и вообще европейской философии и науки, основатель милетской школы. Сочинения Фалеса не сохранились, однако Аристотель называет его первым ионийским философом.
Аналитическая философия
Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных средств познания.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Философия истории Хомякова А.С.
В философии Хомякова больше всего места отведено философии истории. Проблемы философии истории особенно занимали славянофильское сознание.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Кроссворд по философии
Раздел философии, учение о бытии. Философское учение о природе ценностей. Процесс получения и обновления знаний. Мыслительный процесс, полный сомнений и колебаний. Совокупность взглядов, оценок, принципов.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Зарубежная сравнительная философия ХХ века
"Философская компаративистика или сравнительная философия - область историко-философских изысканий, предметом которой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Запада и Востока.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Гречиха посевная
В Индии гречиху называют черным рисом, в других странах Востока и Запада - черной пшеницей. Гречиха посевная — однолетнее травянистое растение.
Статистическое изучение вариации
Содержание Введение……………………………………………………………………….…..3 1. Понятие вариации и её значение…………………………………….………. .5 2. Характеристика закономерности рядов распределения и графическое изображение вариационного ряда……………………………………….………7
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Таунгу
Введение 1 Династия Таунгу (1486—1752) 2 Современность 3 Достопримечательности Введение Таунгу (бирм. တောင်ငူမြို့; MLCTS: taung ngu mrui.) — город в округе Пегу (округ) в Бирме, находится в 220 км от Рангуна, в северной части округа, окружённый с запада и востока горными хребтами.
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».