Младшим современником Ибн-Гвироля был Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы - автор одной из наиболее популярных и очень любимых книг еврейской средневековой литературы (XI в). Написанная на арабском языке и переведенная на иврит, под названием "Ховот hа-левавот" (Обязанности сердца), эта книга - первое систематическое изложение еврейской этики. Как показывает само название, цель книги - подчеркнуть важность духовного начала и внутренней набожности (в книге они названы "обязанностями сердца") как движущих сил всего поведения человека, религиозного и морального.
В обязанности сердца входят, среди прочего, смирение, надежда на Бога, благодарность Ему и, как венец всей человеческой деятельности, любовь к Богу. Знаменательно, что в "обязанности сердца" Бехая включает и занятия философией, естественными науками и прочими смежными дисциплинами. Все они, по его мнению, служат углублению чувства восхищения и благоговения, которое испытывает человек по отношению к Творцу и Его творению; все они, таким образом, усиливают способность человека выполнять свой долг перед Богом и ближними.
Тем самым Бехая предстает перед нами как первый еврейский философ, для которого мышление концепциями и философское созерцание не просто полезное полемическое орудие, но по существу внутренний религиозный долг и Божественное предписание. Поэтому Бехая предваряет свою книгу философскими доказательствами бытия Бога с изложением концепции Божественного единства, а также созерцательным исследованием Божьего Промысла, мудрости и благости, как они проявляются в природе и человеке, а также в истории еврейского народа.
Несмотря на универсальный, всем адресованный и всем понятный характер изложенной в ней этики, книга Бехаи - произведение истинно еврейского духа. Она изобилует цитатами из Торы и талмудических источников. Правда, этическое учение Бехаи окрашено аскетизмом - сдержанностью и ограничением желаний, которое должно возвести аскета на более высокую ступень понимания смысла жизни и близости к Творцу, а заодно и к нашему этическому образцу, чисто человеческому идеалу.
Еврейское понятие аскетизма вообще надо очень осторожно находить в подобных книгах между строк - поскольку они совершенно не похожи на извращения, выдаваемые за "аскетизм" нашими многоуважаемыми соседями из существовавших в те времена во множестве католических или православных монастырей, например. Там - помимо противоестественной для еврейского понимания мира обязанности, обета безбрачия, накладываемого на аскета - еще практиковались во времена Бехаи такие несимпатичные вещи, как умерщвление плоти - то есть борьба не на жизнь, а на смерть с собственным телом: холод, жара, раскаленные угли, сон на иголках, голодовки, в общем - пытки до потери сознания и на грани самоубийства. А все для того, чтобы "смирить плоть", в которой, как им казалось, гнездится грех и его отец - дьявол.
Но это им казалось - к умеренности и естественному, не репрессивному, а разумному и полезному ограничению собственных желаний - так Бехая понимает аскетизм, вслед за всей еврейской традицией - те монашеские мучения отношения не имеют ни малейшего.: Однако аскетический идеал Бехаи предназначается не для всех людей вообще, а для немногих избранных, которые должны служить примером, направляющим других к жизни, полной умеренности и воздержания.
Другие работы по теме:
Иудейский культ
Совокупность действий, направленных на умилостивление бога Яхве и исполнение "его" повелений, составляет культ иудаизма. Важную роль в иудейском культе играют обряды и праздники.
Еврейская музыка
Многочисленные свидетельства, приводимые в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), позволяют сделать вывод, что в древности у евреев исполнялась музыка разных жанров, с использованием различных музыкальных инструментов.
Толстой Война и мир Том 3
Лев Николаевич Толстой Война и мир. Том 3 Война и мир – 3 Лев Николаевич Толстой ВОЙНА И МИР Том 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ С конца 1811‑го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811‑го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Байрон 2
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН 1788 – 1824 Революционный романтизм Байрона возникает на основе мятежных выступлений народа в странах Европы. Байроновский романтизм народен в своем существе. Поэт писал: «Из хаоса господь создал мир; из могучих страстей рождается народ». Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.
Экфрасис в прозе Б. А. Лавренева
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филологический факультет Кафедра истории русской литературы Воронцова Юлия Олеговна Экфрасис в прозе Б. А. Лавренева
Еврейская литература на иврите
Еврейская литература на иврите восходит к еврейской Библии и имеет за собой многие века непрерывного развития, вплоть до литературы современного Израиля.
В чем причина вселенской скорби Байрона?
Эволюция героя в творчестве Байрона. Жанр лиро-эпической поэмы. "Паломничество Чайлд-Гарольда". Цикл "Восточных поэм". Байрон-драматург. "Эпос современной жизни". Сатира Байрона. "Дон Жуан". В чем причина "скорби" Байрона? Место Байрона в романтизме.
Байрон
ДЖОРДЖ ГОРДОН 1788 – 1824 Революционный романтизм Байрона возникает на основе мятежных выступлений народа в странах Европы. Байроновский романтизм народен в своем существе. Поэт писал: «Из хаоса господь создал мир; из могучих страстей рождается народ». Могучие страсти поэтических произведений Байрона явились выражением мятежных страстей народа.
Веласкес
Веласкес Диего Velazquez Diego (1599 Севилья 1660 Мадрид) испанский художник.
Берек Йоселевич
Бе́рек Йоселе́вич (польск. Berek Joselewicz, Дов Бер бен Иосеф ; 17 сентября 1764, Кретинген — 5 мая 1809, близ Коцкa) — польский офицер, повстанец и участник наполеоновских войн. Йоселевич был командиром первого в Новое время еврейского войскового соединения.
История спецслужб Израиля
Введение 1 Британский мандат (до 1948 года) 1.1 Эзра Данин 1.2 Шай 2 Период 1948—1951 2.1 Реорганизация 1948 года 2.2 Дело Беери 2.3 Координация разведработы
Средние века 2
Средние века. Лекция 1. (вводная) План: 1. Предмет и периодизация. 2. Основные черты феодального строя. Проблема генезиса феодализма. Типология феодализма.
Кибуц
Введение 1 История 1.1 До создания государства 1.2 После создания государства 1.3 Роль в истории Израиля 2 Количество кибуцев и их членов 3 Виды кибуцев
Всемирная история. том 4. Новейшая история Оскар Йегер 2002г.
Оскар Йегер (или Егер) Всемирная история в 4-х томах. Том 4. Новейшая история В четвертом томе `Всемирной истории` Оскара Егера увлекательно, образно и просто рассказывается о развитии человеческого общества от революции во Франции конца XVIII века до начала правления в России Николая II - 90-х годов XIX века.
Старый Крым
План Введение 1 История 2 Климат 3 Динамика численности населения 4 Достопримечательности 5 Природа 6 Предприятия 7 Фотогалерея 8 Персоны, связанные с городом
Еврейское книгопечатание
Государственная еврейская академия им. Маймонида филологический факультет кафедра еврейской истории и этнографии Основные центры книгопечатания
Франкское государство
Образование Франкского государства: социальная структура франкского и галло-римского общества при династии Каролингов. Развитие феодальных отношений, Организация власти в поместье, сопротивление крестьян. записи "Салической правды" о устройстве общества.
Дагоберт I
План Введение 1 Дагоберт — король Австразии 2 Дагоберт ставит своего брата королём Аквитании 3 Дагоберт ставит своих сыновей королями Австразии и Нейстрии