За протекшие годы центр еврейской философии переместился в христианскую Испанию, где благодаря переводам трудов Аристотеля на иврит его система вызвала значительный интерес в среде еврейских интеллектуалов. В такой обстановке Хисдай Крескас из Барселоны (1340-1410)решился выступить против Аристотеля, влияние которого грозило стереть многие отличительные черты еврейского вероучения. Крескас написал для этого книгу 'Свет Превечного", в которой он ополчился на Аристотеля и, как следствие, выступил против философии Маймонида. С помощью цепи аналитических доказательств он обосновал возможность существования бесконечного причинного ряда и тем самым подорвал фундамент из двадцати шести принципов, на которых Маймонид построил свое доказательство бытия Бога.
Крескас рассчитывал таким образом опорочить непогрешимую якобы репутацию Аристотеля и поколебать его авторитет как верного ориентира на путях познания истины.
Для доказательства существования Бога Крескас вновь обратился к идее необходимого бытия, которой, как мы видели, придерживались Ибн-Дауд и Маймонид. Истинность этой теории не зависит от того, признается причинный ряд конечным или бесконечным, так как даже бесконечная вселенная обладает всего лишь 'возможностью" бытия и требует поэтому в качестве своего основания Сущего, Чье бытие необходимо.
Мир, обладающий всего лишь возможным существованием, не может уже быть естественной необходимостью причины и следствия; он - продукт воли Бога. Важнейший атрибут Божественной воли - любовь, Творение - условное средство, с помощью которого Бог излучает Свою Любовь, создавая весь мир. Принимая любовь как решающий импульс к творению, Крескас приходит, как ни странно, к интересным выводам о творении, Creatio ex nihilo значит для него только то, что мир обязан своим существованием воле Бога. Но Божественная воля хотя и свободна творить, поскольку проистекает от Самого Бога и не подвержена никаким влияниям извне, коренится, однако, в самой Природе Бога, который должен желать реализовать добро и творить. Крескас, таким образом, находит возможность приспособить внутри иудаизма и аристотелевскую концепцию универсума - огромного мира, где все витает и ничто не организовано, при условии, что универсум понимается не в духе Аристотеля как продукт естественной необходимости, лишенной волевого начала, но как необходимость, определяемая превечной волей Бога.
Однако от этого вывода Крескас тут же отказывается, полагая его всего лишь 'допущением', и в заключение утверждает что, в конце концов, совершенная истина такова, какой она до нас дошла по традиции; традиция же утверждает, что Б-г создал мир и дал ему начало в определенный момент времени, как сказано об этом в первых главах Книги 'Берейшит'. В то же время Крескас пытается примирить свое философское 'допущение' с учением Книги Берейшит, первой книги Торы, прибегая к идее стоиков, уже встречающейся в Талмуде. Согласно этому представлению универсум есть непрерывный ряд миров, каждый из которых вступает в бытие после разрушения предшествующего мира. В свете этой теории Творение можно рассматривать как извечное и необходимое Б-жественное созидание, хотя наш мир, описанный в Торе, и возник в определенный момент времени.
Концепция Крескаса о творении как о необходимом акте Божественной Любви противоположна взгляду Маймонида, возвеличивающего интеллектуальное познание Бога и видящего в нем высочайшую цель человеческой жизни. Во всех своих концепциях о Боге, об отношении к Нему человека, о блаженном бессмертном существовании Крескас подчеркивает как важнейший момент скорее волю и чувства, чем разум и холодный рассудок. Общение с Богом в этой жизни и в мире будущем создается и достигается, согласно Крескасу, не через знание, а через действенную любовь к Богу, которая выражается в соблюдении религиозных заповедей и нравственном поведении.
Преобладающая роль любви по сравнению с интеллектуальным познанием выступает у Крескаса и в том, как он формулирует основные принципы иудаизма. Они сильно отличаются от постулатов, выдвинутых Маймонидом. Крескас критикует Маймонида за то, что тот не сумел отделить основополагающие принципы в иудаизме, от верований, хотя и обязательных, но менее важных.
Сам Крескас подразделяет доктрины иудаизма на три категории:
1. 'Основные принципы", на которые иудаизм опирается и без которых рушится.
2. 'Истинные верования", отказ от которых хотя и составляет грубую ересь, но не подрывает самого вероучения.
3. 'Мнения", которые хотя и входят в систему еврейских традиционных представлений, но остаются тем не менее вопросом личного выбора.
В основные принципы Крескас включает любовь к Богу, которая в принципах Маймонида совершенно отсутствует. Напротив, идеи воскрешения мертвых (включая бессмертие) и воздаяния, которые для Маймонида являются основополагающими, Крескас относит к разряду 'верований", так как высочайший идеал иудаизма - служить Богу без надежды на вознаграждение. К 'верованиям" отнесена и вера в первичность Торы, превосходство Моше над всеми другими пророками и в приход Мошиаха. Но в то, что Тора была всегда - и до того, как мы ее впервые узнали, и после нас она будет, такая же вечная - верят все евреи и никто не высказывал в этом сомнений ни на философском, ни на других уровнях понимания: В группу 'верований" Крескас помещает также веру в эффективность молитвы и покаяния. Возможно, он делает это в противовес христианству, претендующему на приоритет в части этих идей.
'Мнения" включают в себя на интеллектуальном уровне концепции перводвигателя и непознаваемости Б-жественной сущности, а на уровне идолопоклонства - веру в нахождение рая и ада в определенном месте пространства, демонов и талисманы и амулеты.
Говоря о Крескасе, нельзя не остановиться на его теории свободы воли. Мысль Крескаса о том, что Б-жественная воля действует с необходимостью, содержит детерминизм, который распространяется и на человеческие поступки. Тем не менее, Крескас настаивает на тезисе свободы воли, который он причисляет к основным принципам иудаизма. Несмотря на то, что человеческие поступки определяются рядом взаимосвязанных причин, над которыми человек не властен, его собственная воля - важнейшее звено в этой цепи. Человек чувствует себя свободным и потому должен получать вознаграждение или наказание в соответствии с тем, какое решение он сам принимает: поступать хорошо или плохо.
В историческом масштабе Крескас не оказал существенного влияния в еврейской среде. Позиция Маймонида и сформулированные им принципы веры несмотря на критику, остались незыблемыми в еврейской среде до сегодняшнего дня. Однако влияние Крескаса было более существенным за пределами рамок еврейского мышления. Его аргументы в полемике с Аристотелем использовали впоследствии Пико дела Мирандола (1463-1494) и Джордано Бруно (1548-1600). Основные доктрины Крескаса о любви к Богу, о творении и свободной воле оказали немалое влияние на Спинозу, а его концепция о бесконечности дала мысли тому направлению, которое привело к марксистским представлениям о вселенной.
Другие работы по теме:
Свободные экономические зоны
Ознакомление с экспериментом по созданию свободной экономической зоны Джебель Али в Объединенных Арабских Эмиратах. История открытия СЭЗ "Манаус" в Бразилии, ее стратегические цели. Особенности функционирования и управления экономическими зонами Испании.
10 продуктов питания, помогающих улучшить настроение
Серотонин – химическое вещество, известное своим влиянием на мозг, в частности, на настроение. Поддержание баланса серотонина помогает нам оставаться спокойными, способствует психической активности, контролю и повышенной сопротивляемости стрессу.
Саграда Фамилиа - собор, на который смотрят ангелы
Возведение храма Святого Семейства (Саграда Фамилиа), называемого также храмом Отпущения грехов, было начато в 1882 году без участия Антонио Гауди-и-Корнет и неизвестно, будет ли когда-нибудь завершено.
Традиции Испании
Испания пережила период римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни, сохранившиеся в городах, где римляне основывали свои поселения.
Антонио Гауди
Его творчество было оценено по заслугам еще при жизни, и клиенты разрывали архитектора буквально на части. Творения Гауди настолько характерны и неповторимы, что до сих пор заставляют восхищаться его безграничной фантазией.
Храм Саграда Фамилиа
"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилиа.
Беллониды
Введение 1 История 2 Генеалогия Список литературы Введение Беллониды (кат. Bel·lтnides[1]; исп. Bellуnidas; фр. Bellonides) — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению.
Королевство Арагон
Короле́вство Араго́н (араг. Reino d'Aragуn, исп. Reino de Aragуn, кат. Regne d'Aragу) — государство, существовавшее в 1035 — 1707 годах на территории современной Испании и Франции. В разное время включало в себя исторические области Арагон, Каталония, Валенсия и Руссильон. С 1707 года Арагон стал частью Испании.
Иудейские государства
Введение 1 Аравия 1.1 Первый царь-гер 1.2 Закат 1.3 След в истории 2 Северная Африка 3 Хазарский каганат 4 Адиабена 5 Неподтверждённые или вымышленные иудейские государства
Сарсфельд, Педро
Введение 1 Наполеоновские войны 2 Гражданская война в Испании 3 Карлистские войны. Гибель 4 Сочинения Список литературы Введение Педро Сарсфельд-и-Уотерс, граф Сарсфельд (исп. Pedro Sarsfield y Waters, conde de Sarsfield, также Саарсфельд, Saarsfield; 1779[1]—август 1837, Памплона) — испанский государственный деятель и военачальник, генерал-лейтенант, вице-король Наварры.
Барселонский дом
Введение 1 Происхождение 2 Графы Барселоны 3 Арагонская династия 4 Младшие ветви дома 4.1 Урхельская ветвь 4.2 Серданьская ветвь 4.3 Прованская ветвь
Барселона графство
Введение 1 История Список литературы Барселона (графство) Введение Графство Барселона (фр. Comtй de Barcelone, исп. Condado de Barcelona, кат. Comtat de Barcelona) — графство на территории современной области Каталония (Испания).
Взятие Барселоны 985
Введение 1 Предыстория 2 Разграбление Барселоны 2.1 Начало похода аль-Мансура 2.2 Испано-христианская версия 2.3 Испано-мусульманская версия 3 Провозглашение независимости Барселонского графства
Испанская марка
(лат. marca hispanica) — область между Францией и владениями арабов в Испании, включавшая Каталонию, Наварру и часть Арагона и простиравшаяся приблизительно до реки Эбро. Она была военной границей каролингской Империи в восточной части Пиренеев.
Графство Руссильон
Введение 1 Предыстория графства 2 Руссильон в составе франкского государства 3 Объединённое графство Ампурьяс и Руссильон 4 Независимое графство 5 Графство Руссильон и Сердань
Анархистки фильм
Анархистки (исп. Libertarias) — художественный фильм испанского режиссера Висенте Аранда (1996). Премьера — 19 апреля 1996 года. В Испании фильм просмотрело 577 тыс. зрителей.
Педро III Арагонский
Введение 1 Первые годы царствования 2 Африканская кампания 3 Сицилийская вечерня и война с Карлом I Анжуйским 4 Борьба с Унией. Генеральные привилегии
Дом Транкавель
Введение 1 История 2 Виднейшие представители Список литературы Введение Сеньоры Транкавель (Trencavel) принадлежали к одному из самых влиятельных родов Лангедока в Южной Франции и были вассалами графов Тулузы и королей Арагона (последним принадлежал и титул графов Барселоны). На пике могущества были виконтами Агда, Альби, Амбьяле, Безье, Каркассона, Нима и Разе.
История Андорры 2
Традиционно основание Андорры приписывается Карлу Великому, хотя свидетельств этого не существует. В 805 году король Аквитании Людовик I Благочестивый разбил войско сарацин благодаря тому, что жители общины Андорры провели франкское войско в тыл арабам. За помощь Карл Великий даровал общине Великую Хартию свободы (Magna Carta). 805 год считается годом основания княжества Андорры.
Констанция Кастильская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Констанция (Констанс) Кастильская (ок. 1140 — 4 октября 1160, Париж) — инфанта Кастильская и королева Франции, дочь Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона, и Беренгелы, дочери Рамона Беренгера III, графа Барселоны.
Иоланда Венгерская
План Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 3 Общественная деятельность 4 Смерть и захоронение 6 Внешние ссылки Введение Иоланда Венгерская (венг. Бrpбd-hбzi Jolбnta, Magyarorszбgi Jolбnta), (ок. 1215 — октябрь 1253) — венгерская принцесса из династии Арпадов, дочь короля Венгрии Андраша II и Иоланды Куртене, супруга короля Арагона Хайме I Завоевателя.
Графство Жирона
План Введение 1 История 2 Графы Жироны Список литературы Введение Графство Жирона (Жерона, Херона)[1] (исп. Condado de Gerona, кат. Comtat de Girona, фр. Comtй de Gйrone) — средневековое графство на территории современной испанской провинции Каталония.
Арагонская корона
План Введение 1 Контекст 2 История 2.1 Происхождение 2.2 Расширение 2.3 Союз с Кастилией 2.4 Упадок и исчезновение 2.5 Националистические мифы 3 Флаг 4 Государственные институты
Альфонсо VII король Кастилии
План Введение 1 Король Галисии 2 Вступление на троны Леона и Кастилии 3 Конфликт с Арагоном и Наваррой 4 Принятие императорского титула 5 Участие в Реконкисте
Луи Жозеф де Вандом
Введение 1 Семья 1.1 Родители 1.2 Супруга 2 Титулы и карьера 2.1 Титулы 2.2 Военная карьера 3 Биография 4 Источники Список литературы Введение Луи́-Жозе́ф де Бурбо́н-Вандо́м (фр. Louis Joseph de Bourbon, Duke of Vendфme), известен как Великий Вандом (фр. le Grand Vendфme; 1 июля 1654(16540701) — 11 июня 1712) — герцог Вандомский, французский военачальник периода правления Людовика XIV, особенно прославился в Войне за испанское наследство.
Генрих Донцель
Генрих Донцель (фр. Henri Donzel) или Генрих Щёголь (фр. Henri Damoiseau, ок. 1035(1035) — 1070/1074) — второй сын герцога Бургундии Роберта I Старого и Элии (Гедвиги) де Семюр, наследник герцогства Бургундия с 1059/1060 года.
Гарсия IV король Наварры
Гарсия IV Восстановитель (исп. Garcia el Restaurador, умер в 1150) — король Наварры (1134-1150), сын Рамиро Санчеса и Кристины Родригес. Биография Гарсия IV жил в Кастилии, пока Наварра находилась во власти королей Арагона. Однако, когда в арагонской династии наметился династический кризис, Гарсия собрал небольшую армию и начал бороться за свои права. 17 июля 1134 года в сражении при Фраге он разбил Альфонса I Арагонского.
Санчо III король Наварры
План Введение 1 Регентство и ранние завоевания 2 Приобретение Кастилии и Леона 3 Сюзеренитет над Гасконью 4 Брак и дети Список литературы Санчо III (король Наварры)
Сеспедес, Карлос Мануэль
Карлос Мануэль де Сеспедес дель Кастильо (исп. Carlos Manuel de Cйspedes del Castillo; 18 апреля 1819 Баямо — 27 февраля 1874 Сан-Лоренсо) — один из руководителей Десятилетней войны (1868—78) Кубы против испанских колонизаторов.
Валенсия (Valencia)
Валенсия - очаровательный городок на берегу Средиземного моря, столица одноименной автономной области. Третий по численности населения город в стране (после Мадрида и Барселоны). Крупный порт на Средиземном море.
Барселона (Barcelona)
Барселона - город на Северо-Востоке Испании, на берегу Средиземного моря, в междуречье Бесос и Льобрегат. Барселона - историческая столица Каталонии, крупнейший порт на Средиземном море. Второй город после Мадрида по числу жителей в стране.
Барселона
История Барселоны началась в те времена, когда легендарный карфагенянин Гаминкал Барко - отец Ганнибала, основал у подножья холма Манжуик поселение. Местные жители окрестили свою деревню в честь него - Барсино.
Пабло Казальс
Казальс, Пабло (Casals, Pablo) (1876–1973), испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в.