В 1-5 вв. философские учения выходцев из Испании (Модерат из Кадиса, 1 в., Луций Анней Сенека) были неотъемлемой частью римской философии. В государстве вестготов, завоевавших Испанию (середина 5-начало 8 вв.), философия была подчинена теологии, изучавшейся в церковных и монастырских школах.
Во время господства арабов (8-12 вв.) в Испании получила распространение арабская философия, которая сыграла важную роль в передаче античного философского наследия средневековой европейской мысли. В 12 в. испано-арабские (кордовские) философы Ибн Баджа, Ибн Туфайль и особенно Ибн Рушд были крупнейшими представителями арабского аристотелизма. В 10 в. Испания становится также центром европейской философии. Иегуда Галеви представлял ортодоксальную линию европейской религиозной философии. В 11-12 вв. ей противостояли европейские неоплатоники Ибн Гебироль, Ибн Эзра и др. Европейские философы 12 в. Ибн Дауд, Маймонид и др., опираясь на авторитет Аристотеля, отвергали как ортодоксию Галеви, так и неоплатонизм Ибн Гебироля и утверждали свободу человеческой воли. В 13-14 вв. эти традиции европейского аристотелизма продолжил астроном и философ Герсонид.
Собственно испанская философия в средние века была развита слабо: здесь почти не было крупных представителей ранней схоластики. Неортодоксальная линия с антитеологической тенденцией в испанской философии была связана с аверроизмом. Борьба с инакомыслящими - прежде всего с мусульманами - требовала определённой систематизации и рационализации схоластики; именно в Испании в 13 в. началась деятельность крупнейшего и весьма своеобразного схоласта Раймунда Луллия. Основным центром схоластической мысли становится в 13 в. Саламанка.
В 15 в. с зарождением гуманистического мировоззрения против церковной ортодоксии выступили А. Турмеда, А. Тостадо, Антонио де Небриха. В своей борьбе со схоластикой испанские философы (Педро де Лерма, Альфонсо Вальдес) опирались на традиции западноевропейского вольнодумства и гуманизма; крупнейшим испанским гуманистом 1-й половины 16 в. был Л. Вивес. Стремление к объективному познанию природы привело к созданию так называемой естественной философии (М. Сервет, Гомес Перейра, Фернан Перес де Олива, Алонсо Фуэнтес), а в дальнейшем - к материализму, одним из основоположников которого в И. был Х. Уарте.
16 в. ознаменовался укреплением ортодоксальной церковной мысли. Испания стала идеологическим оплотом контрреформации, в связи с чем особенно важны три явления: широкое распространение новой формы христианской деятельности в миру (орден иезуитов); обновление схоластики; расцвет внутрицерковной мистики. Так называемую вторую схоластику создали доминиканцы Ф. де Витория, Д. де Сото, М. Кано, Д. Баньес и прежде всего иезуит Ф. Суарес. Значительное место в испанской философии этого периода заняли вопросы христианской антропологии. Испанские католические богословы заново поставили проблему свободы воли (учение Луиса Молины - так называемый молинизм, со сторонниками которого спорили доминиканцы - Д. Баньес). В Испании 16 в. чрезвычайно усилилась ортодоксальная линия в мистике, чему в значительной мере содействовали деятели кармелитского ордена Тереса Авильская и Хуан де ла Крус.
С середины 17 в. философия приходит в упадок. Учение Мигеля де Молиноса - квиетизм, не умещавшееся в рамки ортодоксии, было объявлено ересью. Не были полностью признаны церковью и идеи в области нравственного богословия иезуита А. Эскобар-и-Мендосы.
Просветительская философия развивалась в Испании в значительной мере под влиянием французской философии 17-18 вв. Крупнейшие представители Просвещения в Испании 18 в. - Б. Х. Фейхоо, Г. Ховельянос и Г. Маянс-и-Сискар. Против схоластики выступали философы-естествоиспытатели М. Мартинес, А. Пикер-и-Арруфат и др.
В 1-й половине 19 в. передовыми публицистами-просветителями были А. Листа-и-Арагон, М. Мартель, Ларра и Марчена. Во 2-й половине 19 в. выразителями материалистических тенденции были Ф. Пи-и-Маргаль, П. Мата-и-Фонтанет и др. Получают распространение философия немецкого мыслителя К. Краузе (Санс дель Рио и др.), неокантианство и неогегельянство, позитивизм, идеи писателя и философа мелкобуржуазного социалиста А. Ганивета. Зарождаются идеи, близкие к более позднему католическому модернизму (Ф. де Кастро и особенно М. Менендес-и-Пелайо). Католическую неосхоластику развивал Х. Бальмес. В конце 19 в. в И. усиливаются религиозно-мистические настроения: спиритизм, теософия и др.
Возникшая в 1876 так называемая полемика об испанской науке и её самобытности вылилась в спор о "проблеме Испании" вообще, в ходе которого произошла поляризация течений - "традиционализма" с характерными для него представлениями об "испанском духе", "особом пути" и "великой миссии" Испании и "авангардизма", видевшего главную задачу в том, чтобы "догнать Европу" и включиться в "мировой исторический процесс". "Проблема Испании" обострилась после политического кризиса 1898, под знаком которого выросло так называемое "Поколение 1898 года", искавшее путей духовного возрождения. Х. Ортега-и-Гасет стремился приобщить испанскую мысль к европейской (главным образом немецкой) культуре.
М. де Упамуно видел одну из причин кризиса в забвении духовной самобытности И. Воскресив её, необходимо, по Унамуно, "испанизировать Европу", утратившую контакт с "подлинным бытием". На этом пути Унамуно пришёл к философии существования, разработав оригинальную концепцию персонализма, а в последний период своей жизни - к христианской эсхатологии. Развитие Ортеги-и-Гасета также шло в направлении экзистенциальной философии, но через неокантианство и философию жизни. Унамуно и Ортега получили широкую европейскую известность. Если основные темы Унамуно - история, личность, смерть, то в центре внимания Ортеги - проблемы культуры, истории, "массового общества". Ученики Ортеги - М. Г. Моренте, Х. Мариас и К. Субири придали испанскому экзистенциализму религиозный характер. В области эстетики значительное влияние приобрёл Э. д"Орс-и-Ровира, автор многочисленных эссе по теории и истории искусства. Распространение марксистской философской мысли началось в Испании в последней трети 19 в., когда в стране появились социалистические организации. В числе первых пропагандистов марксизма в Испании был один из основателей Испанской социалистической рабочей партии Хосе Меса (перевёл на испанский язык "Манифест Коммунистической партии", "Нищету философии", "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" и др.; в 1891 опубликовал биографию К. Маркса).
После установления в Испании франкистского режима в стране усилилось влияние католической церкви и идеологии. Современная схоластика в Испании представлена сторонниками Суареса - иезуитами (журнал "Pensamiento", с 1945), томистами-доминиканцами (журнал "La ciencia tomista", с 1911), сторонниками августинизма (журнал "La ciudad de Dios", с 1882), скотистами-францисканцами (журнал "Verdad у vida", с 1943, и "Estudios franciscanos", с 1907). Центрами буржуазной философской мысли являются институт гуманитарных наук, журнал и издательство "Revista de Occidente" (с 1923).
Другие работы по теме:
Философия Дании
Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Философия права
Философия права-наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем.
Католические монархи
Католический король католическая королева — титулы, присваиваемые папой римским как главой Римско-католической церкви монархам, которые в глазах Папского престола хранят католические принципы в личной жизни и в государственной политике. Титул передаётся преемникам тех монархов, которые его получили, если не существует особого папского распоряжения о снятии титула.
Исконные христиане
(исп. cristianos viejos, букв. «старые христиане»; в литературе встречаются термины «чистокровные христиане», «старинные христиане», «коренные христиане», порт. cristгo-velho, cristгo-puro) — в Испании в 15-19 веках и в Португалии в 15-18 веках, название людей, не имевших некатоликов в двух предыдущих поколениях и обращённых в католицизм.
Осада Остенде
Осада Остенде — трехлетняя осада во время Нидерландской революции и одна из самых длинных осад в истории. Это была одна из самых кровавых битв войны и закончилась она победой Испании: «Испанцы атаковали не атакуемое, а голландцы защищали не защищаемое.»[1]
Листер, Энрике
Энрике Листер — (21 апреля 1907, Ла-Корунья — 8 декабря 1994, Мадрид) командир «Пятого полка», 11-й дивизии в республиканской армии во время гражданской войны в Испании. Долгое время был важной фигурой в испанском коммунистическом движении, в Коммунистической Партии Испании и политической жизни Испании в целом.
Амадей I король Испании
Амаде́й I (исп. Amadeo I, известный как Амадей (Амедео) Саво́йский , итал. Amedeo, 30 мая 1845—18 января 1890), король Испании с 1871 по 1873.
Сражение при Трокадеро
31 августа 1823 года — заключительное сражение Гражданской войны в Испании 1820–1823 гг., окончившееся победой консервативных сил. С 1820 года в Испании продолжалась гражданская война, вызванная конституционалистами, желавшими ограничить власть Фердинанда VII.
Ислам в Португалии
Ислам был одной из значимых религий на территории современной Португалии в период между 711 и 1282 годами, когда земли к югу от р. Дору занимало созданный арабами Кордовский халифат. Конечно, атлантическое побережье располагалось на периферии мусульманской Испании Аль-Андалус, но и здесь имелись центры мусульманской культуры и искусства.
Мария-Луиза Пармская
(исп. Marнa Luisa de Parma, итал. Maria Luisa di Borbone-Parma), (9 декабря 1751, Парма, Пармское герцогство — 2 января 1819, Рим, Папская область) — королева Испании и супруга короля Карла IV Испанского. Известный парк Мария Луиса в Севилье назван по ее имени.
1750 год
— невисокосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Торговый договор Испании и Англии, невыгодный для Испании. Прекращается «асьенто» Англии.
Ковадонга
Ковадо́нга (исп. Covadonga, астур. Cuadonga) — деревня и долина в Астурии, на северо-западе Испании, среди горного массива Пикос-де-Эуропа. Население 70 человек (2004). Расположена в 7,5 км к юго-востоку от населённого пункта Кангас-де-Онис.
Конституция Испании
Введение 1 Создание 2 План Введение 3 Поправки Введение Официальный экземпляр Конституции 1978 г., открытый на последней странице с подписями Хуана Карлоса I и представителей Кортесов
Римская Испания
Поражение карфагенян (войсками которых руководил Ганнибал) во Второй Пунической войне в 210 г. до н. э. открыло путь к установлению римского господства на полуострове, однако кельтиберы в центральной его части и на севере сопротивлялись ещё почти два века, а восстания в пиренейской части Испании происходили во всё время римского владычества.
Конгресс депутатов Испания
Конгресс депутатов (исп. El Congreso de los Diputados) — нижняя палата парламента Испании. Она состоит из 350 членов, которые избираются всенародным голосованием по пропорциональной системе в округах, которые соответствуют испанским провинциям, используя метод д'Ондта.
Бригада Плюс-Ультра
Плюс-Ультра (Plus Ultra) — название воинского контингента испаноязычных стран, дислоцировавшегося в Ираке во время Иракской войны в 2003—2004 годах.
Золотой век Испании
Диего Веласкес. «Копья» (1635) Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.
Международные отношения Андорры
Двойное подчинение Андорры епископу Урхельскому в Испании и графу Фуа, а в дальнейшем — королям и президентам Франции позволяло этой стране постоянно лавировать и сохранять независимость (так, в период Великой Французской революции Париж отказался от феодальных прав на Андорру. Из-за нежелания впасть в подчинение Испании андоррцы просили Наполеона снова принять страну под свой суверенитет).
Испано-французская война
Введение 1 Статистика Войны на Пиренейском полуострове 2 Итоги Список литературы Испано-французская война Введение Испано-французская война (война на Пиренейском полуострове) была главным конфликтом на территории Иберийского полуострова в ходе наполеоновских войн. Союз Испании, Португалии и Англии сражался против Наполеоновской Французской империи.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Первый Аахенский мир
Первый Аахенский мир в Ахене был заключён 2 мая 1668 года по окончании деволюционной войны, которую в 1667 начал против Испании король Людовик XIV. Пользуясь смертью Филиппа IV Испанского, на дочери которого — Марии Терезии — он был женат, Людовик объявил свои притязания на большую часть Испанских Нидерландов, ссылаясь на немецкое право наследования, принятое между частными лицами в Брабанте и Намюре.
Католические короли
Католические короли Ф. Гальего, «Мадонна Католических королей» изображает Фердинанда и Изабеллу с детьми, предстоящими перед Богоматерью Католические короли
Византийская Испания
План Введение 1 Культура 2 Расцвет и упадок Введение Византийская Испания (также Спания, лат. Provincia Spaniae) — владения Восточной Римской империи в Испании в 552—624 годах.
Филипп I герцог Пармский
Филипп I (15 марта 1720 — 18 июля 1765) — испанский инфант, герцог Пармский, Пьяченцский и Гуасталльский (1748—1765) из династии Бурбонов. Сын короля Испании Филиппа V и его второй жены Изабеллы Фарнезе.
Филипп III король Испании
Фили́пп III (исп. Felipe III, 14 апреля 1578(15780414), Мадрид — 31 марта 1621, там же) — король Испании, король Португалии и Альгарвы (как Филипп II
Генерал-капитанство Куба
Генерал-капитанство Куба (исп. Capitanнa General de Cuba) — административная единица в составе Испанской империи, созданная в 1607 году, как часть мероприятий Габсбургской Испании, которые включали в себя также создание генерал-капитанств в Пуэрто-Рико (1580), Гватемале (1609) и на Юкатане (1617), по улучшению обороны Карибского региона против иностранных держав.
Фердинанд VII
Фердинанд VII (исп. Fernando VII, 1784−1833), король Испании в марте-мае 1808 и с 1813. Сын Карла IV; конфликтовал с отцом и имел репутацию вождя национальной партии, оппонирующей Наполеону I, послушным орудием которого был Карл (в действительности Фердинанд вёл собственные переговоры с Наполеоном).
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Изабелла Французская королева Испании
Изабелла Бурбонская (фр. Йlisabeth de Bourbon, 22 ноября 1602 года, Фонтенбло — 6 октября 1644 года, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Фердинанд VI
Фердинанд VI (исп. Fernando VI; 23 сентября 1713(17130923) — 10 августа 1759) — король Испании (1746—1759), сын Филиппа V и его первой жены, Луизы Савойской. Двоюродный брат Людовика XV. Царствование Фердинанда оказалось в общем успешным и продолжило выход Испании из кризиса XVII века.
Климат и природа Испании
Разнообразие климатических условий обусловливает неоднородность флоры и растительности Испании. На севере проявляются черты сходства с Центральной Европой, а на юге - с Африкой.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.