Нагарджуна (санскр. ), основатель школы мадхьямика, ключевая фигура философии махаянского буддизма.
Время жизни Нагарджуны условно определяется в пределах 2–3 вв., ему приписывается бесчисленное количество сочинений, а его имя было овеяно легендами. Из приписываемых Нагарджуне произведений (а их порядка 200) в настоящее время наиболее достоверными считаются пять.
Главное из них – Мулямадхьямака-карика (Cтихи, основополагающие для учения о срединном пути) – состоит из 447–449 стихов (учитываются текстовые вариации), распределенные по 27 главам. Текст посвящен преимущественно критике общеиндийских и классических буддийских категорий, раскрывающей «пустотность» (шуньята) эмпирической реальности и тех понятийных каркасов, на которых основывается опыт ее познания. Каждая глава посвящена интерпретации одной из них: причинности; движения; трех классификаций дхарм по 12 опорам сознания (аятаны), 5 «групп» (скандх) и 18 «элементов» (дхату); аффектов и их носителей; возникновения, пребывания и разрушения вещей; действия и деятеля; воспринимаемого и воспринимающего; «огня и топлива»; круговорота бытия; страдания и его истоков; категории реальности; взаимодействия факторов эмпирического мира; категории бытия и небытия; зависимости и освобождения; действия и результата; Атмана и свойств; времени; причины и следствия; появления и исчезновения вещей; Татхагаты (Будды как «совершенного»); ошибок мышления; четырех «благородных» истин Будды; нирваны; 12 звеньев цепочки зависимого происхождения состояний бытия индивида; ложных мнений. Критика общепринятых понятий осуществляется Нагарджуной в контексте различения двух уровней истины – конвенциональной (самврити-сатья) и абсолютной (парамартха-сатья): Нагарджуна прямо заявляет, что «те, кто не распознает различия этих двух истин, не распознает и глубинного смысла учения Будды». Излюбленным методом «негативной диалектики» Нагарджуны является восходящая к эпохе Будды антитетралемма, посредством которой отрицаются все четыре логически возможные предикации. Основной текст Нагарджуны открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей – от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого, тогда как в главе о нирване отрицается возможность по отношению к ней предикаций существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого.
В семидесятистишье Виграха-вьявартани (То, что устраняет дискуссии), которое сопровождается автокомментарием, развивается центральная доктрина Нагарджуны – учение о «пустотности», которая отождествляется с законом зависимого происхождения состояний существования индивида (пратитья-самутпада) и отсутствием у вещей собственной природы (свабхава). Здесь же дается критика учения об источниках знания (праманы) и основания критики противников «негативной диалектики» (которая должна отрицать, чтобы быть последовательной, и саму себя).
Юктишаштика (Шестьдесят стихов о [логической] когерентности) охватывает, несмотря на ограниченный объем, множество тем, начиная с пратитья-самутпады и кончая характеристикой «великих душ» (махатманы), которые уже достигли «освобождения» или по крайней мере приближаются к нему и которым противопоставляются те, кто привержен страстям и «заключен в клетку объектов».
В Вайдалья-пракаране (Малый трактат об обращении в пыль [ложных учений]) подвергается критике учение ньяи, прежде всего ее система 16 категорий (падартхи). Это произведение важно для выяснения хронологии и других текстов брахманистских систем, с которыми полемизирует Нагарджуна.
Ратнавали (Гирлянда драгоценностей) – стихотворный трактат из пяти глав по 100 стихов в каждой – посвящена этической, сотериологической и политической проблематике в рамках философии мадхьямики. В главах 1–3 благосостоянию в этом мире противопоставлено высшее благо «освобождения». В главе 4, озаглавленной «Поведение царя», изложена буддийская концепция царской власти, а также даются практические советы царю. Основными добродетелями царя должны быть первые «совершенства» (парамиты) следующего пути бодхисаттвы: щедрость (дана), нравственность (шила) и терпение (кшанти). В главе 5 проводится параллель между монархом и бодхисаттвой: первый символизирует совершенство земной власти, второй – духовное пробуждение.
Нагарджуна стоит у истоков многовекового наследия школы мадхьямики. Среди его преемников следует выделить Арьядэву (2–3 вв.) и таких комментаторов его основного сочинения, как Буддапалита (5 в.), Бхававивека (6 в.) и Чандракирти (7 в.). Нагарджуна почитается и в буддийском тантризме ваджраяны, где он – сиддха («совершенный»), канонизированный в тибетско-монгольской «иконографии».
К Нагарджуне восходит и ряд синкретических философских доктрин, например йогачара-мадхьямика-сватантрика Шантаракшиты (8 в.) и его ученика Камалашилы. Влияние Нагарджуны не ограничивается рамками буддизма: оно обнаруживается в Мандукья-карике Гаудапады (6–7 вв.), предшественника Шанкары, который учил об иллюзорности мира явлений, различал два уровня истины и пользовался мадхьямиковской терминологией, а также у самого Шанкары (7–8 вв.), несмотря на его полемику с доктринами мадхьямики. Своеобразное возрождение «негативной диалектики» Нагарджуны демонстрирует и третий крупный адвайта-ведантист Шрихарша в своем знаменитом полемическом трактате Кхандана-кханда-кхадья (12 в.).
Последователи Нагарджуны начиная с эпохи деятельности Кумарадживы стали основателями важных махаянских школ и за пределами Индии. Речь идет прежде всего о китайской школе Саньлунь-цзун (школа трех трактатов), основанной в 6 в. монахом Цзи-цзаном (японская секта Санрон-сю) и развивавшей учения о двух уровнях истины, о «пустотности» (шуньята) и о том, что сокровенное учение Будды не может быть передано понятийным языком (критика которого и была осуществлена Нагарджуной). Для школы Тяньтай-цзун, основанной его современником Цзи-цзана – Чжии (японская секта Тэндай-сю), учение Нагарджуны является фундаментом учения, согласно которому, хотя вещи и являются «пустыми», они имеют определенное временное существование, доказываемое нашим восприятием их, и существует еще третье начало, которое должно связывать эти два параметра их бытия. Значительно влияние учения Нагарджуны и на школу чань (дзен), наследие которого включает «мадхьямиковские коаны». Камалашила сыграл важную роль в распространении учения Нагарджуны в Тибете – благодаря победе, одержанной им в 792 над оппонентом, представлявшим одну из китайских школ (правда, эта победа стоила ему жизни).
Другие работы по теме:
Восточная философия
Проблема философии как центральная проблема древнеиндийской философии. Основные идеи философских школ хинаяны и махаяны. История зарождения и развития китайской философии, особенности ее основных направлений. Анализ философских идей Ближнего Востока.
Две школы махаяны
В махаяне выделяют две школы: школу мадхьямики и школу йогачары. Школа мадхьямики, «школа срединного пути», учит, что мы не можем знать, существует ли реальность и поэтому нужно придерживаться разумной середины, не впадая в крайности.
Тестовые задания по философии
Понятие философии, круг проблем и роль в обществе. Характеристика античной философии, а также философии средневековья и эпохи возрождения. Философия о сущности и предназначении человека. Вопросы развития немецкой философии, проблемы социальной философии.
Специфіка філософських міркувань
Дослідження буддійської традиції в буддології. Показ її подібності з традицією європейського скептицизму щодо відображення змісту основних категорій пізнання. Окремий розгляд вчення Нагарджуни і його тлумачення відомим сходознавцем Є. Торчиновим.
Буддизм японский
Буддизм (яп. буцу-до, бук-кё), адаптированный к культуре (яп. бунка) и менталитету (яп. синсэй) японцев, к древним традициям (яп. дэнто) страны. Первые свидетельства о проникновении буддизма в Японию относятся к V—VI вв.
Индийская философия
СОДЕРЖАНИЕ Разделы Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Индийская философия: фикция или реальность? . . . . . . . . Философия в Индии: традиции и тексты. . . . . . . . . . . . . . .
Философия Древнего Востока
Эпоха "брожения умов" в Индии и "борющихся царств" в Китае. Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь. Умопостижение: его пределы и методы. Человек в философии и культуре Древнего Востока.
Буддизм китайский
Учение Будды (кит. фо цзяо), адаптированное к китайскому менталитету, к религии и древней китайской культуре. Учение проникло в Китай в начале н.э. Сначала о нем поведали купцы, перевозившие товары по Великому шелковому пути.
буддизм
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АГУ им. Абая Кафедра: "Философии Реферат На тему: Буддизм Выполнила:
Буддийская философия
Отрицательное отношение к метафизике. Первая благородная истина - о наличии страданий. Вторая благородная истина - о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев.
Индийская философия
Основные периоды индийской философии. Начальные школы. Оформленные школы. Ранняя схоластика.
Буддизм. Учение Будды
Основная часть. Учение Будды. Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.
Жизнь и смерть в буддизме
В данной работе предпринята попытка рассмотрения основных положения классического буддизма тхеравады и понятий жизни и смерти с точки зрения учения тхероваддинов.
Маргиналы и их социальные интересы
Московский государственный авиационный институт (технический университет) Реферат по курсу « Политология ». Маргиналы и их социальные интересы. Выполнил: студент гр.*****
Тхеравада як різновид буддизму
Характеристика тхеравади ("вчення найстаріших") - найбільш ранньої і ортодоксальної школи буддизму, створеної відразу після смерті Будди його найближчими учнями. Поширення тхеревади, удосконалення людиною карми благими вчинками на протязі перероджень.
Тибетский буддизм
Вертикальная модель Вселенной в буддийской космологии: буддизм в Тибете. Религия бон и религия народа в истории и сегодня: особенности и основные положения ламаизма. Основные направления и школы буддизма в Тибете (ньингма, карма-кагью, сакья, гелуг).
Буддизм
, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др.
Буддизм Тибета
Учение Будды Шакьямуни. Предисловие к русскому изданию "Тибет и Россия". Распространение буддизма в Тибете. Значение слова дхарма. Четыре благородные истины.
Будда и буддизм
Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями.
Дхармы
Дхармы (пали, санскр.), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания-бытия, в обычном опыте воспринимаемый в виде индивидов и вещей.
Религиоведение как система теоретического знания
Что такое теология? Соотношение религиоведения и теологии. Научный атеизм. Соотношение религиоведения и научного атеизма. Структура религиоведения. Свобода вероисповедания граждан России. Свобода атеизма граждан России.
Религии мира
География современных религий мира. Религии классового общества. Мировые религии. Буддизм: развитие, историческая оценка. Христианство. Формирование церковных организаций. Ислам: его учения, мусульманское право, шариат. Религиозная ситуация в России.
История возникновения буддизма
Предпосылки возникновения буддизма. Жизнь, деятельность Будды. Особенности раннего буддизма, правление царя Ашоки. Преследование буддизма в государстве Шунга, греческо-буддийский диалог. История распространения буддизма, его судьба во многих странах мира.
Путь к просветлению
www.koob ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ Лекция Далай-ламы XIV Буддийская община, Торонто. Я очень рад предоставленной возможности прочитать лекцию здесь, в Торонто, в Канаде, на этой ассамблее буддистов и лиц, интересующихся буддизмом. Мне хотелось бы поблагодарить мастеров дзэна этого храма и многих тибетцев, помогавших в подготовке.
Кукушкин С. А.; Ганус га
Эта книга поможет осознать духовное наследие человечества, ориентироваться в современном с-лож-ном мире и выбрать простое направление в будущее
Предисловие редактора английского текста
Цонкапы (1357-1419). Этот текст под названием "Лучи солнца" является комментарием на более раннее поэтическое произведение "Тренировка ума по семи пунктам", строки которого цитируются на протяжении этой книги. Полностью это стихотворение приведено в конце книги
Буддизм в хозяйствовании
Познание «тайны труда» как смысл хозяйствования. Изменения в хозяйственной культуре в процессе хозяйствования.
Мировые религии буддизм 3
Министерство образования и науки Украины Международный соломонов университет Реферат по религиоведению на тему: Выполнила: Студентка II курса Факультета компьютерных наук
Основы культурологии
Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.
Будизм та Ламаїзм
Шуллє Сергій . “Будд "Тим, хто охоплений ворожістю і пристрастю, Нелегко осягти це вчення. Пристрасті віддавшись, обійняті тьмою, Вони не зрозуміють того, що тонко,