"Семь мудрецов"
Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная для предфилосфского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтому его поэма называлась "Труды и дни", ибо в конце поэмы Гесиод рассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или неблагоприятны для тех или иных дел.
Разные источники определяют состав "семи мудрецов" неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. В диалоге Платона "Протагор" о мудрецах сказано: "К таким людям принадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и наш Солон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считался лаконец Хилон". Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона с большим на то правом занимает Периандр - коринфский тиран. Полагают, что Платон вывел Периаидра из состава "семи" из-за своей ненависти к тирании и тиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках иеизменно присутствовало четыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов были окружены легендами. Например, Плутарх и своем произведении "Пир семи мудрецов" описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.
Время деятельностп "семи мудрецов" - конец 7 и начало 6 в. до н. э. Это конец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и "гомеровской" Греции) периода в истории Эгейского мира - периода архаической Греции (8 - 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н. э. Эллада вступает в век железа. На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис - город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваются товарно-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты. Власть евпатридов, "благородных", велущих свой род от родоначальнпков полубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право на господство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставится тирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается в Мегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе - в конце 7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах - в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. до н. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальной стратияфикации там стало не происхождение, а имущественное положение.
Обыденное моральное сознание. Мудрость "семи мудрецов" нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно - обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека и его социальности. Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософия и даже философия. Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишь эпизодом. Конечно, возможна историко-сравнительная тема "Конфуций и "семь мудрецов", но развить ее можно только в обшем контексте древнекитайской и древнеиндийской предфилософии и философии. В отличие от древнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия возникла не как этика, а как натурфилософия, а лучше сказать, "фисикофилософия".
Вместе с падением политичеркой власти аристократии утрачивает свою гегемонию и мифологическое мировоззрение, чья идеологическая функция в условиях обществ "бронзового века" состоит в обосновании, как мы уже сказали, права землевладельческой аристократии на господство над земледельцами. Со временем начинают складываться первые еще очень наивные, но все же немифологические системы взглядов. Но на первых порах миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Это чисто житейская практическая мудрость, но достигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях.
Такие афоризмы, или гномы, имели форму всеобшности. Аристотель определяет "гному" как "высказывание общего характера". Гномы пользовались большой известностью. Изречения "ничего сверх меры" и "познай самого себя" были даже высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена "семи мудрецов" были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н. э.).
Три вида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращается от мифологических теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых "Трудах и днях" зарождается нравственная рефлексия, осознание механизма общественных запретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Но и в гномах можно увидеть зарожденпе древнегреческой этики. Конечно, этика - это наука о нравственности, а не сама нравственность, но нравственное самосознание - это уже начало этики. Античная мифология не отличалась ни нравственным уровнем, ни морализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в нравственном отношении безразлично, кроме мужества - этой главной и единственной добродетели и трусссти - главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею неведомы. Между тем совесть - это переживание расхождения между должным и сущим в поведении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым, плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести еще ничего не говорят о подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообще нет никакого представления о должном.
В основе складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четко выражен уже Гесиодом: "Меру во всем соблюдай!" Поэтому зло было понято как безмерность, а благо - как умеренность. Нравственную безмерность греки называли "гюбрис" - наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление. Отсюда такие гномы, как изречение Солона "Ничего сверх меры!" и изречение Клеобула "Мера - наилучшее". В этом же роде и более конкретные изречения, например советы Бианта - "Говори к месту", Хилона - "Не позволяй своему языку опережать твой разум", Питтака - "Знай свое время" и т. д. Все эти гномы служили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.
К этим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского, Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находим некоторых из "семи "мудрецов". Хилону приписано двести стихов, Питтаку - шестьсот и Клеобулу - три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец и законодатель Солон.
Вообще говоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла свою роль в подготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания, тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология - дело родового сознания, а философия - личного. Предфилософская лирика в Элладе - это в основном лирика ионийских поэтов конца 8 - 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именами Каллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса, доричесыим лириком Алкманом Спартанским - лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо с Лесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.
Второй вид гном - это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде всего относится гнома "Познай самого себя!" Она имела не только нравственный, но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, был раскрыт лишь Сократом в 5 в. до и. э.
Третий вид гном - это гномы Фалеса. Фалес - первый во всем списках "семи". Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такие мудрые мировоззренческие изречения: "Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит", "Быстрее всего ум, потому что он все обегает", "Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть", "Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и некоторые другие.
Имея в виду именно Фалеса, Маркс говорил о том, что "греческая философия начинается с "семи мудрецов" 1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из ранних произведений. М., 1956, с. 131./. И менно Фалес распространил ту форму всеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение. В этом ему помогло и занятие науками. Фалес был не только первым среди мудрецов, но и первым античным ученым.
Другие работы по теме:
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Философская идея права на смерть и проблема эвтаназии
Содержание Проблема эвтаназии глазами мудрецов «Право на смерть» Эвтаназия Проблема эвтаназии глазами мудрецов В Древней Греции самоубийство санкционировал орган власти - ареопаг. В городах Эллады имелись даже специальные запасы ядов для этих целей. Тех же, кто ушел из жизни "самовольно", без разрешения ареопага, карали посмертным поношением.
Философия Танаха
Вопрос, который для любой философской системы имеет номер "один", формулируется просто: что первично - наш ум или наше тело? Материя или сознание? От чего отталкиваться, к чему причаливать?
Aватара
Aватара (санскр.– «нисхождение»), полное или частичное воплощение божества в зооморфных и антропоморфных формах. Идея аватар формировалась под знаком мифа о периодическом освобождении земли от груза первоначального бессмертия людей.
Кааба
Кааба (от араб. «ка'ба» – «куб»), каменное здание почти кубической формы (размерами 12 на 10 м) с одной дверью и без окон во дворе Большой («Заповедной») мечети в Мекке.
Семь правил роста для малых предприятий
Свода золотых правил из дюжины пунктов, гарантирующих рост компании, не существует. Однако есть семь определенных сфер, в которых компании, нацеленные на рост, концентрируют свои ресурсы.
Соблазн Подсказайликов и Смешариков
Живут себе в нашем классе чудные существа: Подсказайлики и Смешарики. Как они мучают каждого моего одноклассника: заставляют выкрикивать без разрешения, размахивать руками, ногами, языками… Но когда кто-то из соблазненных ими выходит к доске, то они отбирают ум, замыкают язык на семь замков, провоцируют учителей добывать со своих магических оценочных укрытий - сокровищниц лишь наиболее низкие баллы.
Противопоставление действительности и идеала в поэзии Бодлера
Бодлер собирает поздние цветы романтизма. Бунтарский дух свойствен не только его поэзии, Бодлера можно считать романтиком жизни. Тогдашняя Франция казалась ему нудным пустым царством буржуа. Это понятие означало для поэта не классовую, а духовную категорию. Поэт не принимает такой мир, он стремится обновить его.
Не надо иметь родственников
Автор: Зощенко М.М. Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил.
Лирика дружбы у Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Чувство дружбы, вынесенное из лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Но с годами представление о дружбе менялось. Вот одно из лицейских стихотворений Пушкина – «Пирующие студенты» (1814). В этом стихотворении дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения, от «холодных мудрецов».
Монолог Деллы
Автор: О. Генри О.Генри «Дары Волхвов» Монолог Деллы Я достала деньги из кармана и пересчитала. Один доллар восемьдесят семь центов, это всё, что было у меня. За каждую из этих монеток приходилось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость.
Три мушкетёра 2
Три мушкетёра Автор: Дюма А. Природа и люди Чего-то надоело про людей писать. Все про людей и про людей. Дозвольте написать о неодушевленных предметах. Для примеру – о кастрюльках.
Толстой Большая медведица
Лев Николаевич Толстой Большая Медведица (Ковш) Толстой Лев Николаевич Большая Медведица (Ковш) Лев Николаевич Толстой Большая Медведица (Ковш) С английского
Толстой Мудрая девица
Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Толстой Лев Николаевич Мудрая девица Лев Николаевич Толстой Мудрая девица Был царь. И все ему не удавалось. И послал он к мудрецам спросить, отчего ему неудача. Один мудрец сказал: "оттого, что он не знает часа, когда что делать". Другой сказал: "оттого, что он не знает того человека, который ему нужнее всех".
Режим экономии
Автор: Зощенко М.М. Как в других городах проходит режим экономии, я, товарищи, не знаю. А вот в городе Борисове этот режим очень выгодно обернулся. За одну короткую зиму в одном только нашем учреждении семь сажен еловых дров сэкономлено. Худо ли!
Мальчик
Автор: Горький Максим. Речь от автора. «Трудно рассказать эту маленькую историю — она так проста». По воскресениям лирический герой весной и летом собирал детей и с утра уводил их на природу. «Как пастух, шел сзади беззаботных ягнят».
Пифагор
Великий древнегреческий ученый родился на острове Самос в VI веке до н.э. В молодости побывал в Египте, где учился у жрецов. Говорят, что он был допущен в сокровенные святилища Египта, посетил халдейских мудрецов и персидских магов. Около 530 г. до н.э. Пифагор переехал в Кротон – греческую колонию в Южной Италии, где основал так называемый пифагорейский союз (или кротонское братство).
540-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 550 до н. э. 1.2 549 до н. э. 1.3 548 до н. э. 1.4 547 до н. э. 1.5 546 до н. э. 1.6 545 до н. э. 1.7 544 до н. э. 1.8 543 до н. э. 1.9 542 до н. э.
Хуай Тямпасакский
[1] (H'ui, Brhat Chao) (1780—1841) — король южнолаосского государства Тямпасак. Родился в городе Тямпасак в 1780 году. Хуай был сыном Унги из королевской семьи, который с 1778 по 1781 год был вассалом сиамского короля Таксина и был сиамцами убит. Хуай был пажом во дворце сиамского короля Рамы I в Бангкоке, проходил военную подготовку в сиамской армии, где дослужился до генеральского звания.
Хильдерик III
(ум. около 755 г.) — король франков, правил в 743 — 751 годах. Был последним из обладавших лишь тенью власти королей из дома Меровингов. Трон франкского королевства оставался незанятым уже семь лет, когда майордомы, Карломан и Пипин Короткий, решили в 743 г. провозгласить королем Хильдерика. В одной из его сохранившихся грамот он вполне официально обращается к своему благодетелю: «Хильдерик, король франков, вельможному Карломану, который посадил нас на трон».
Зита Бурбон-Пармская
Цита Мария дель-Грацие Адельгонда Микаэла Рафаэла Габриэла Джузеппина Антония Луиза Аньеза Бурбон-Пармская (9 мая 1892 — 14 марта 1989) — последняя императрица Австрии, королева Богемии и Венгрии. Седьмая дочь лишившегося своего престола в ходе Рисорджименто пармского герцога Роберта I. Её родной сестрой была Мария-Луиза Бурбон-Пармская, княгиня Болгарии и мать Бориса III, умершая в 1899 году, когда Ците было семь лет.
Президентские выборы в Бурунди 2010
Президентские выборы в Бурунди 2010 года прошли 28 июня. Впервые президент страны был избран населением, а не парламентом[1]. Первоначально в выборах должно было участвовать семь кандидатов, однако 1 июня пять из них, представляющие оппозицию, отказались участвовать в выборах после того, как на местных выборах были зафиксированы многочисленные нарушения[2].
Легендарные правители Чехии
Легендарные правители Чехии — согласно «Чешской хронике» (Chronica Boemorum) Козьмы Пражского, написанной в начале XII столетия — мифические предки первых князей Чехии из династии Пржемысловичей.
Сансон, Клеман Анри
Клеман Анри Сансон — последний палач из рода Сансонов. Получил свою должность Клеман Анри (Клемон-Анри) Сансон в 1840 году. Он прослужил только семь лет и был отправлен в отставку в 1847 году.
Лугайд мак Кон
План Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Лугайд Мак Кон (англ. Lugaid mac Con) также известный просто как Мак Кон (Сын Пса) — легендарный верховный король Ирландии II века.[1]
Англосаксонская хроника
Англосаксонская хроника, семь взаимосвязанных рукописных книг на местных диалектах древнеанглийского языка, составленных в 9–12 вв., основной источник сведений о начальном периоде истории Англии.
Жизнь Солона
Солон, живший приблизительно в 640-559 гг. до Р.Х., был одним из наиболее почитаемых людей в древней Греции.
Бедиль
Мирза Абдулкадир (1644—1721) — поэт и мыслитель, писал на фарси. Родился в Азимабаде (Бенгалия) в семье военнослужащего. С 1685 года до самого конца жизни жил в Дели. Выступал за объединение Индии.
Генри Кавендиш (1731-1810)
Одна из наиболее эксцентрических фигур в истории науки – ). Он был богатым аристократом и состоял в родстве с герцогами Девонширскими. Современники отзывались о нем как о «самом мудрым из богачей и самым богатым из мудрецов».
КЭШ память с прямым распределением
Принципы построения КЭШ - памяти с прямым распределением. Стратегия размещения и механизм преобразования адресов в кэш-памяти с прямым отображением.
Политико-правовое учение Платона
Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему: • Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства. • Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке. • Защитная (Платон отрицал захватнические войны). • Обеспечение условий для развития философии.
Скалы семь братьев
Скалы семь братьев Среди многочисленных гранитных останцев Среднего Урала самыми монументальными, живописными и неприступными являются скалы "Семь братьев и одна сестра" ("Семь братьев", "Семёрка"). Сложены скалы из пород группы гранитоидов - гранитов и гранодиоритов и рассечены в матрацевидные плиты трещинами контракции (остывания).
Индия: Харидвар, Ришикеш
Происхождение Ганги весьма туманное. Никто из смертных не видел места, откуда она начинает свой путь. Раньше Ганга текла по Млечному пути, была очень гордой и никто не имел над ней власти. Потом ее спустили с небес, связав таким образом богов и людей.