Ответы на такие философские вопросы, как, например: 'Какова причина мира?', 'Существует ли бог?', 'Какова природа бога?',- не могут быть получены благодаря наблюдению. Чтобы отыскать ответы, совместимые с истинами, уже установленными нашим опытом, философ должен применить воображение и разум. Подобно другим отраслям знания, философия в своих исканиях идет от известного к неизвестному.
Основанием (ground) философии является опыт, а главным инструментом ее - разум. Однако возникает вопрос: 'Какой именно опыт должен служить основанием философии?' Индийские мыслители не единодушны в этом вопросе. Некоторые из них, например, считают, что философия должна основываться на обычном, нормальном опыте, то есть на тех истинах, которые открыты учеными и признаны всеми людьми.
В Индии эти взгляды полностью разделяются философами школ ньяйи, вайшешики, санкхьи и чарвака. В большей своей части это положение разделяется также философами буддийской и джайнской школ. Однако некоторые другие мыслители считают, что в отношении таких вопросов, как вопросы о боге, о состоянии освобождения и т. п., мы не можем получить сколько-нибудь правильной идеи из нашего обычного опыта. В этом случае философия по необходимости зависит от опыта тех немногих святых пророков и мудрецов, которые непосредственно постигли сакшаткару, или даршану, или нечто подобное им. По мнению этих мыслителей, основу философии составляют авторитет или свидетельства заслуживающих доверия лиц и священных писаний. Этому методу следуют школы мимансы и веданты. Многие из своих теоретических положений они основывают на ведах и упанишадах. Равным образом буддийская и джайнская школы ставятся в зависимость от учений Будды и джайнов, которые считаются всеведущими и совершенными. В Европе средневековая схоластическая философия также была основана на авторитете христианской библии.
Разум является главным инструментом спекуляций философов обоих типов. Отличие их друг от друга состоит в том, что у первых разум следует за обычным опытом, тогда как у вторых - за авторитетом. Индийскую философию часто упрекают в том, что ее теории основываются не на самостоятельном рассмотрении, а на авторитете и носят поэтому характер скорее догматический, чем критический. Такое обвинение явно несправедливо по отношению к большинству индийских систем, которые в той же мере основываются на свободных рассуждениях, в какой это имеет место и на Западе даже в современный век критического мышления. Критика эта может иметь отношение главным образом к двум системам - мимансе и веданте, которые, как мы уже указывали, значительное место уделяют авторитету. Однако хотя эти системы исходят из авторитета, их теории подкрепляются столь вескими самостоятельными аргументами, что если даже убрать их опору - авторитет, они все же будут прочно стоять и выгодно отличаться от некоторых теорий, основывающихся исключительно в самостоятельном мышлении.
Как мыслящее существо, человек не может, конечно, чувствовать себя удовлетворенным до тех пор, пока не удовлетворен его разум. Но если аргументы в пользу данной философии достаточны для удовлетворения его разума, то дополнительные факторы, основывающиеся на опыте лиц с ясным умом и чистым сердцем, будут лишь увеличивать ее ценность.
Другие работы по теме:
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А.Тимирязева Кафедра философии Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона Выполнила: Студентка 102 группы
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Античная философия 13
Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума. Философия Древнего Рима объединяется с древнегреческой под общим названием "античная философия".
Философия элейской школы
Краткая характеристика деятельности Парменида (ок. 540-470 до н. э.) – основателя элейской школы, Зенона – защитника философии Парменида и Мелисса – систематизатора учения элеатов.
Сущность и предмет индийской философии
Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Философия элейской школы
План доклада по философии элейской школы. Парменид (ок. 540-470 до н.э.) - основатель элейской школы Активный политик, дал городу законы. Источник философии Парменида - недоверие к органам чувств.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Йога
Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии.
Люсьен Лабертоньер
Лабертоньер, Люсьен (Laberthonniere, Lucien) (1860–1932), французский теолог и философ.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Неогегельянство
Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г. Гегеля.
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Школы индийской философии
Согласно традиционным принципам классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные и неортодоксальные.
Зеньковский Василий Васильевич
Зеньковский Василий Васильевич- философ и психолог. От концепции всеединства Вл. Соловьева шел к построению метафизики человека и интуитивизму. Разработал концепцию психофизического взаимодействия.
Философия Финляндии
Развитие философии в Финляндии началось со 2-й половины 18 в. с усвоения и переработки идей, заимствованных у Г. Лейбница, Х. Вольфа и Дж. Локка. Последователем Локка и критиком И. Канта был Х. Г. Портан.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Абхъюдая
Абхъюдая (санскр. abhyudaya – «подъем», «возвышение»), в индийской философии «успех» и «преуспеяние» (в том числе духовно-нравственное), результативное и для настоящей и для последующих жизней индивида, но все же далекое еще от «освобождения».
О культуре и религии Бали
В большинстве государств с древности и до наших дней культурные ценности являются неотъемлемой частью религии, а соблюдение религиозных канонов становится основой жизненной философии.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Орден Индийской империи
Введение 1 История 2 Состав 3 Атрибуты ордена 4 Привилегии 5 Некоторые кавалеры Орден Индийской империи Введение The Most Eminent Order of the Indian Empire
Хинди руси бхай бхай
Хи́нди ру́си бхай бхай (на хинди — «индийцы и русские — братья», часто последние слова неточно передаются как пхай пхай ) — лозунг советско-индийской дружбы в 1950—1980-е годы, официально пропагандировавшийся обеими сторонами. Провозглашён Н. С. Хрущёвым на митинге в Бангалоре 26 ноября 1955 года.[1]
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
Пять принципов мирного сосуществования
«Пять принципов мирного сосуществования» («панча шила») — индийско-китайское соглашение 1954 года. После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. Индия признала Тибет частью Китая.
Индийская цивилизация (Доклад)
Индийская цивилизация. Около 2500 до н.э. в плодородную долину реки Инд (на территории современного Пакистана) с запада переселились земледельцы. Первые поселения распространились на огромные площади. На территории протяженностью свыше1770 км было обнаружено около100 поселений индийской цивилизации.
Пауль Дойссен (Deussen)
Труд жизни Д. — «Всеобщая история философии» (1894—1917), в которой фактически впервые материал индийской философии был введен всерьез в общефилософский контекст.
Баадер, Франц Ксавер
Баадер, Франц Ксавер (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм.
Бенедетто Кроче
Croce, Benedetto (1866–1952), итальянский философ, историк, критик, издатель и политический деятель. Представитель неогегельянства.