Л. Дюги. Теория социальной солидарности

Рефераты по философии » Л. Дюги. Теория социальной солидарности

В первой половине ХХ века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был Леон Дюги ( 1859-1928 гг.).Он намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Факт общественной солидарности осознается индивидами, заявлял Л. Дюги,и порождает норму социальной солидарности. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Л. Дюги утверждал, что право непосредственно вытекает из общественной солидарности и поэтому стоит над государством , обязательно для него. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует , но не создает ее.

С позиций солидаризма Л.Дюги отрицал субъективное право и субъекта права как "метафизические", не соответствующие действительности понятия. Существует лишь объективное право. Норма солидарности создает для индивида лишь "юридическую ситуацию", " социальную обязанность" выполнять определенную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности.

Роль концепции о замене субъективных прав обязанностями особенно выпукло обнаружилась в трактовке права частной собственности. Л.Дюги заявлял, что собственность перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальную функцию, долг. И только в этих пределах она пользуется социальной защитой. Собственность обязывает и должна использоваться в интересах общего блага.

Л.Дюги критиковал суверенитет и противопоставлял ему " синдикалистский федерализм". Классовое общество Л. Дюги предлагал переустроить на основе синдикатов, в результате чего, предполагал он , социальная борьба сведется к минимуму и будет достигнуто примирение классов, участие всего народа и всех партий в осуществлении государственной власти.

Соединение синдикатов в федерализм, считал он, приведет к децентрализации, диффузии политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.


Хабаровская академия экономики и права


Реферат


по истории политических и правовых учений


тема: " Л. Дюги. Теория социальной солидарности"


выполнила студентка ХГАЭП,

вечернего отделения, 5 курса, 51 группы

Денисова Анна Владимировна


проверил преподаватель

Пономарев Евгений Викторович


г. Хабаровск. 1997 год


Социальная солидарность- факт взаимной зависимости, соединяющей ме­жду собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, членов одной социальной группы



Государственный строй



Объективное право

Синдикалистский федерализм - политическая система, призванная объединить классы общества в син­дикаты, обеспечить их гармонию и солидарность, предотвратить рево­люцию



Социальная норма


Юридическая норма

классы общества- соб­рание индивидов, между которыми существует особенно тесная зависи­мость

норма поведения, обязательная для всех


возникает спонтанно в усло­виях общественных взаимо­связей

основана на соединяющей людей

взаимной зависимости

налагает на каждого члена общества

социальную обязанность, т.е. обязывает его исполнить некоторую мис­сию


не дает ни индивиду, ни коллективу

субъективных прав


совершают одинаковую работу в общественном разделении труда



осуществляют определен­ные функции, направлен­ные на обеспечение обще­ственной солидарности

относится к внешним проявлениям

человеческой воли и не обязательна

для его внутренней жизни

значима лишь постольку, поскольку отвечает соци­альной норме



должны быть объеди­нены в синдикаты - политико-юридические формы и средства координации различных классов и социальных групп



ее нарушение обязательно вызывает "социальную реакцию"



участвуют в осуществле­нии государственной власти




Власть



публичная


государственная



просто факт


функции контроля и надзора



должна быть распределена между различными синдикатами и осуществляться ими