Взаимосвязь характера межличностных отношений подростков-маргиналов с родителями и отношения к национальным традициям
Асп. Акопян Т. А.
Кафедра психологии.
Санкт-Петербургский государственный университет
Статья посвящена изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов).
Практически во всех исследованиях в области детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности ребенка, так как это влияние ребенок испытывает раньше всего, и тогда, когда он наиболее восприимчив. Роль родителей в период взросления можно считать основной; родители существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных, политических и национальных ценностей, помогают им понять происходящее.
Наше этнопсихологическое исследование посвящено изучению факторов формирования этнической идентичности подростков из национально-смешанных семей (этнических маргиналов). Нами было выдвинуто предположение, что положительное отношение подростков-маргиналов к национальным традициям является опосредующим звеном между позитивными взаимоотношениями подростков с родителями и их этнической идентификацией. То есть, на основе хороших, доверительных межличностных отношений подростка с родителями происходит успешное усвоение им национальных обычаев, традиций, культуры, а затем идентификация с народом, которому эта культура принадлежит.
В нашем исследовании приняли участие 180 подростков из национально-смешанных (60) и национально-гомогенных (120) семей. Исследуемые подростки были объединены в 2 группы: 1 группу (экспериментальную) – 60 человек – составили выходцы из национально-смешанных (русско-армянских) семей; 2 группу (контрольную), состоящую из 2 подгрупп, составили потомки русских (60 человек) и потомки армян (60 человек). Подростки обеих подгрупп – это выходцы из национально-гомогенных семей. Число лиц мужского и женского пола во всех группах одинаково, т.е. в каждой группе по 30 человек.
Характер взаимоотношений подростков с родителями, а также отношение подростков к национальным традициям в исследовании определяли с помощью методов опроса (интервью, анкетирование) и проективной методики «Незаконченные предложения» (МНП). Метод семантического дифференциала («Полярные профили») был использован для выявления этнической идентичности подростков.
На основе полученных результатов сделан вывод, что характер межличностных отношений подростков с родителями отражает их отношение к национальным традициям. В группах подростков из национально-гомогенных (русских и армянских) семей отношение к национальным традициям связано с характером взаимоотношений подростка с родителем того же пола. В группах подростков из национально-смешанных семей положительное отношение к национальным традициям связано с позитивными взаимоотношениями с отцом. Для подростков-маргиналов значимыми в этом смысле являются взаимоотношения с отцом армянской национальности. Результаты нашего исследования подтвердили данные о том, что более уважительное отношение к национальным традициям и обычаям имеют родители армянской национальности; на последнем месте родители русской национальности, а родители подростков-маргиналов, состоящие в национально-смешанном браке, занимают промежуточное положение по анализируемому признаку.
Заключение. Позитивное отношение подростков к национальным традициям связано с хорошими взаимоотношениями в семье и может играть значительную роль в процессе формирования их этнической идентичности.
Список литературы
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988.
Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Казахстан, 1971.
Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. С.5 – 23.
Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э.Смита и Э. Хобсбаума. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН. 1994. С.37 – 55.
Косвин М.О. Этнография и история Кавказа: исследования и материалы. М.: Изд-во восточной литературы, 1964.
Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000.
Другие работы по теме:
Программа социологического исследования по определению приоритетного агента социализации для под
Тольятти 2009 Актуальность темы: - на протяжении истории роль различных институтов для личности в процессе социализации менялась. На передний план выходили одни, отодвигая значимость других на последнее место. В соответствии с типологией культур Мида, общество проходит три стадии развития: постфигуративная, в таких культурах практически не происходят изменения на протяжении жизни нескольких поколений и очень ценится опыт стариков, поэтому логично предположить, что для подростков в таком обществе главенствующим институтом социализации будет семья.
Уличная компания
Влияние компании друзей на становление личности и характера школьника.
Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе
«Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе» Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, вызвал значительное увеличение различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающих поколений.
Понимание межличностных отношений
Общественные отношения и межличностные отношения. Деловые отношения и межличностные отношения. Виды и феномены межличностных отношений.
Неофрейдизм (К.Хорни)
С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.
Не разводиться - ради детей
Как родители принимают решение в случае кризиса в семье. В каком возрасте дети легче переносят развод родителей. Что советует врач родителем ребёнка.
Основные задачи психологической службы образования
Основные задачи психологической службы образования: 1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Черный юмор в подростковом возрасте
НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт» Реферат Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте» Дисциплина: Психология отклоняющего поведения
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
Детское развитие и состав семьи
Связь детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. Психологическая защита у подростков в семье и особенности неполных семей. Изучение уровня психологического благополучия личности в семье.
Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
Морально-волевая сфера, особенности отношения к своему поведению и поведению других людей. Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и ситуациям, переживание удачных моментов жизни. Сфера общения, социальных отношений.
Психология общения
Общение как форма усвоения социальных норм поведения. Развитие коммуникативных умений подростков в работе "Клуба общения". Снижение криминогенной обстановки в подростковой среде - основная задача организации. Разнообразие направлений работы клуба.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себ
Социальный интеллект 2
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
Задержка психического развития у детей
Влияние на коммуникативное развитие ребенка с задержкой психического развития микросоциальной среды. Исследование готовности к школе у детей с задержкой психического развития. Микросоциальные условия и формирование самоотношения и самооценки учащихся.
Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
Исследования девиантного (отклоняющегося) поведения. Социально-психологическое состояние современного общества. Процессы социализации индивидов в группах ближайшего окружения, в семье. Детерминанты девиантного поведения. Характер семейных отношений.
Психофизическое развитие подростков
Трудный возраст и физическое состояние учащихся подростков. Особенности их психики. Какими видят себя подростки. Акселераты и ретарданты в подростковом периоде. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков, их отношения с родителями.
Самоуважение и уважение к другим
Методы и способы формирования у подростков позитивной Я-концепции и развития эмпатии в межличностных отношениях. Упражнение для определения понятия самоуважения. Определение позитивных качеств. Формирование уважения к окружающим как цель занятия.
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Юность
Юность, период жизни человека между детством и зрелостью. Наступление юности связано с выраженными изменениями в строении тела и физиологии, мышлении и эмоциях, морали и социальной жизни.
Удивительное - рядом сочинение-рассказ
Автор: Сочинения на свободную тему Летом я с родителями отдыхал в лесу. Мы поселились на базе отдыха. Наш домик находился среди сосен, их лапы заглядывали в наши окна. Выглянув рано утром в окно, я видел рыжих белок, перескакивающих с сосны на сосну. Если они были голодны, то опускались на землю.
Исполнительный Совет Французской Республики
Введение 1 Состав 2 Избрание 3 Компетенция 4 История Введение Исполнительный Совет Французской Республики (фр. Conseil exйcutif) — орган исполнительной власти Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой Национальным Конвентом в 1793.