Задание 1. Определите вид отношений между следующими понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
Писатель, журналист.
Ответ:
Понятия являются сравнимыми, т.е. то есть в их содержании имеются общие признаки, поэтому отношения между понятиями возможны.
Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые, в нашем случае понятия относятся в совместимым, т.е. их объемы содержат общие элементы.
Данные понятия относятся к виду совместимости – пересечение, т.е. объемы понятий совмещены частично. "Писатель" и "Журналист": некоторые писатели являются журналистами, есть писатели, не являющиеся журналистами, и есть журналисты не являющиеся писателями.
Писатель Журналист
Задание 2. Проверьте, правильно ли обобщены понятия:
Унтер Пришибеев – герой рассказа А.П. Чехова.
Ответ:
Обобщение – переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания, данного видового понятия его видообразующего признака.
Я считаю, что обобщение выполнено правильно, потому что выполнен переход от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.
Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия. Унтер Пришибеев относится к герою рассказа А.П. Чехова как индивид к виду.
Задание 3. Проверьте, правильно ли ограничены понятия:
Организм – живая клетка.
Ответ:
Ограничение – переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Ограничение выполнено не правильно, не выполнен переход от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием (организм), к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием (живая клетка).
Задание 4. Проверьте правильность приводимых ниже определений. Укажите, в чем состоит ошибка в неправильных определениях.
Кит – рыба, превосходящая остальных своими размерами.
Ответ:
Данное определение не правильное.
Кит – это млекопитающее, а не рыба.
Dfd - "Кит"
Dfn – "Рыба не правильно", правильно "Млекопитающее"
Отличительный признак присутствует – "превосходящее остальных своими размерами. "
Правильное определение понятия:
Кит – это млекопитающее, превосходящее остальных своими размерами. YDfd = YDfn + C
Задание 5. Установите, к какому виду относится каждое из следующих определений.
Щелочь - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумаги последняя окрашивается в синий цвет.
Ответ:
Вид: Определение через род и видовое отличие.
Задание 6. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.
Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.
Ответ:
Некоторые S суть Р (SiP)
Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.
PS
S и Р нераспределены/
Суждение частноутвердительное (J) типа;
S (субъект): "часть преобразующей деятельности человека";
Р (предикат): "условия развития естественных систем";
З (квантор существования): " Определенная ";
(утвердительная связка): "негативно изменяет".
ЗS - P
Задание 7. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата, и укажите в каких примерах допущены ошибки и в чем они заключаются.
Ложно, что все человеческое мне чуждо; значит истинно, что ничто человеческое мне не чуждо.
Ответ:
Каждая линия, соединяющая выделенные типы суждений, представляет определенное отношение между двумя типами суждений. Зная истинность или ложность одного суждения в схеме “логического квадрата”, можно сделать вывод об истинности или ложности другого суждения.
Вывод об истинности суждений:
если истинно А, то ложно О и ложно Е;
если истинно Е, то ложно I и ложно А;
если истинно I, то ложно Е;
если истинно О, то ложно А.
Е – ничто человеческое мне чуждо.
А – все человеческое мне не чуждо.
Значит, если истинно Е, то ложно А.
Ошибок не допущено.
Задание 8. Преобразуйте суждение по правилам "превращения".
Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
Ответ:
Превращение представляет собой умозаключение, в котором происходит изменение логической связки суждения.
Некоторые спортсмены(S) являются мастерами спорта. (P)
Некоторые спортсмены(S) не являются не мастерами спорта. (Р)
Данное суждение преобразовано по следующему типу превращений:
Некоторые S есть P____
Некоторые Sне есть не - P
Задание 9. Проверьте правильность "обращения". Если обращение неправильно, сделайте правильный вывод.
Все экономические законы являются объективными. Значит все объективные законы являются экономическими.
Ответ:
Обращение есть такое преобразование суждения, в котором субъект и предикат меняются местами.
Обращение неправильно.
Правильным будет следующее обращение:
Все экономические законы(S) являются объективными. (P)
Некоторые объективные законы(P) являются экономическими(S)
Данное суждение преобразовано по следующей схеме обращения:
Все S есть Р_______
Некоторые Р есть S/
Задание 10. Преобразуйте суждение по правилам "противопоставление предикату" (если это возможно). Проверьте правильность с помощью превращения и обращения.
Всякий закон является нормативно – правовым актом.
Ответ:
Заключение, полученное путем противопоставления предикату, зависит от количества и качества исходного суждения. В соответствии с этим данный вид непосредственного умозаключения осуществляется следующим образом.
Все S есть Р - > Ни одно не-Р не есть S/
Всякий закон является нормативно – правовым актом. -> Ни один не нормативно-правовой акт не является всяким законом.
С помощью превращения.
Все S есть Р
Ни одно S не есть не – Р
Всякий закон (S) является нормативно – правовым актом. (P)
Ни один закон (S) не является не нормативно – правовым актом. (Р)
С помощью обращения.
Все S есть Р
Некоторые Р есть S
Всякий закон (S) является нормативно – правовым актом. (P)
Некоторые нормативно-правовые акты (Р) являются законами(S)
Задание 11. Установите правильность простого категорического силлологизма, определив его фигуру и модус. Сделайте полный разбор силлологизма: укажите заключение, посылки, средний, меньший, больший термины, меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношения между терминами.
Натрий - металл, а металлы электропроводны, следовательно, натрий электропроводен.
Ответ:
Первая фигура характеризуется тем, что средний термин занимает место субъекта в большей посылке и место предиката - в меньшей. Приведем соответственно её графическое изображение.
МР
S M
SP
Все металлы(М) электропроводны. (Р).
Натрий (S) – металл(М) .
Следовательно, натрий (S) электропроводен (Р).
Модус: Barbara(AAA).
(1) Все металлы электропроводны.
(2) Натрий – металл.
(3) Натрий электропроводен.
Большая посылка – суждение (1)
Меньшая посылка – суждение (2)
Заключение – суждение (3)
Средний термин – "металл" (М)
Большой термин – "электропроводны" (Р)
Меньший термин – "натрий"(S)
Р
MS
Список использованной литературы
1. Гетманова А.Д. “Логика” - М. Высш. школа 1986.
2. Евстратов В.Д. “Логика и теория аргументации”, Казань 1999г.
3. Иванов Е.А. “Логика”, М. 1996г.
4. Кирилов В.И. “Логика”, М. 2002г.
Другие работы по теме:
Модальности
Модальности (от лат. modus - вид, способ) - тип отношения высказывания к реальности. Наиболее известные нам модальности - это наклонения: изъявительное - оно описывает реальность ("Я иду"), повелительное - оно ведет диалог с реальностью ("Иди").
Структура философского знания
Характеристика и структура внутренней специализации философии, сущность ее основополагающих разделов: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии. Роль и значение законов и принципов в становлении философского знания как системы.
Слабости интуитивного мышления
Навык правильного мышления не предполагает каких-либо теоретических знаний, умения объяснить, почему что-то делается именно так, а не иначе. Интуитивная логика почти всегда недостаточна для критики неправильного рассуждения.
Фигуры силлогизма
Задача 1 Определить вид отношения между понятиями и изобразить его с помощью круговых схем (кругов Эйлера). 1) автомобиль "Москвич-2141"; автомобиль "Москвич", выехавший на встречную полосу движения; автомобиль, нарушивший правила дорожного движения;
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Логика
Предмет логики, ее значение и виды. Особенности определения истинности сложного суждения по таблице истинности. Построение фигуры категорического силлогизма на основании посылки: "Все люди – смертны". Путь формирования логической культуры мышления.
Деонтическая логика
Деонтическая логика (от греч. deon — должное, правильное), или Логика норм, нормативная логика — раздел логики, исследующий логическую структуру и логические связи нормативных высказываний (норм).
Математическая логика
Ее еще называют символической логикой. Математическая логика - это та же самая Аристотелева силлогистическая логика, но только громоздкие словесные выводы заменены в ней математической символикой.
Многозначные логики
Обычная Аристотелева логика называется двузначной, потому что ее высказывания, имеют два значения, то есть они могут быть либо истинными, либо ложными. Однако мы знаем, что в реальности далеко не всегда можно определить точно истинность или ложность.
Диалектическая логика
Диалектическая логика (от греч. dialegomai — веду беседу) — филос. теория, пытавшаяся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Основы логики
Представление отношений между объемами понятий с помощью кругов Эйлера. Выполнение операций обобщения и ограничения терминов. Установление определения и деления представленных высказываний. Способы обращения, превращения и противопоставления предикату.
Умозаключение
Умозаключение - форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Виды умозаключений. Логика суждений (высказываний). "Аксиомы" логики суждений. Правила вывода логики суждений. "Условный силлогизм".
Содержательное и формальное в теории познания
Современный историк и философ науки Томас Кун подметил очень интересную и важную особенность истории науки: он изобразил ее как постоянную смену двух, качественно различных периодов.
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Логика светской беседы
В непринужденной светской беседе всегда присутствует своя особенная логика, которую, тем не менее, может легко изучить каждый желающий. Она состоит всего лишь из четырех типов фраз: открывающих, поддерживающих, переходных и закрывающих разговор.
, ивное сообщение
Несколько монографий, статьи в профильной периодике, электронные ресурсы, статистические материалы
Контрольные вопросы по логике
Что изучает логика. Что мы называем истиной и ложью. Когда возникла логика как наука. Зачем нужно изучать логику. Определение понятия. Какие функции выполняют понятия.
Логика
Подобрать имена, отношения которых можно изобразить кругами Эйлера. Логический анализ высказываний. Могут ли быть одновременно ложными высказывания в предложенных парах. Сделать логический вывод и разобрать полученный силлогизм. Обоснование тезиса.
Контрольные вопросы по логике
Принципы моделирования. Теоретико-множественные средства моделирования. Средства моделирования логики высказываний. Средства моделирования логики предикатов. Логика научного познания. Доказательство и дедуктивный вывод. Виды индукции. Аналогия.
по Логике 10
Московский Государственный Университет Печати Контрольная работа по дисциплине ЛОГИКА Выполнила: Студентка группы ЗКЖ2 Савина А.М. Москва 2010 Задание 13.
Предмет логики. Основные логические формы
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин "логос" в смысле "определения" или "разумности вообще".
Логика как самостоятельная наука
Введение Еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения. Для того, чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.
Этапы развития логики и ее связь с другими науками
ВВЕДЕНИЕ Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с историей развития общества в целом. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой, материально-производственной деятельности людей шло постепенное совершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всего способности к абстракции и умозаключению.
Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.
Палитра. Размещение красок.
У каждого художника со временем складывается своя живописная логика в том или ином расположении красок на палитре. И так он привыкает к своему порядку, что может брать краски кистью не глядя на них.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Предмет и структура информатики
Б.В.Соболь Термин информатика получил распространение с середины 80-х гг. прошлого века. Он состоит из корня inform - «информация» и суффикса matics
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).