Реферат: Конспект лекций по философии - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Конспект лекций по философии

Рефераты по философии » Конспект лекций по философии

Предмет философии.

В переводе с древнегреческого языка слово философия означает – любовь к мудрости, слово появилось в 6 веке до нашей эры.

Пифагор впервые использовал это слово. По сравнению с мифологией и религией, философия опирается на интеллектуальное постижение мира.

Отличия философии от других наук:

1. Философия использует очень абстрактные категории: дух, сознание человека, бытие.

2. Философские знания являются плюраристичными, то есть на одни и те же вопросы даются разные ответы.

3. Философия ориентируется на интересы и цели человека.

4. Рефлексия – философия способствует духовному совершенствованию человека.

Таким образом, существуют три основные проблемы в философии:

1. Мир

2. Человек

3. Отношение человек – мир

Ценность философии – она потрясает сознание человека и побуждает в нем движение.

Античная философия.

Первых философов называли натурфилософами или физиками, они пытались понять сущность природы и космоса. ( Фалес, Гераклит, Анаксимен ).

К периоду высокой классики относится деятельность Сократа. Центральная тема для него – человек.

Он считал, что есть основные добродетели:

1. Сдержанность

2. Мужество

3. Справедливость

Их можно получить путем познания в спорах или беседах, через выявление противоречий и достижение истины. Такой метод называется диалектика.

Платон ( Аристокл ) .

Главное место в его философии занимает учение об идеях. Идеи – это вечные сущности, идеальный образ, а все являются несовершенными и погибают.

Аристотель.

Он исследовал душу человека и считал, что разум считается часть души и является бессмертным.


Было направление, которое называлось софисты. Они исходили из принципа « Человек, есть мера всех вещей », то что доставляет человеку удовольствие – хорошо, а то что не доставляет – плохо.

Поздняя классика античной философии.

Эпикуреизм – представители этой школы учили людей преодолевать страх смерти. Пока смерть не наступит - человек живет, а когда наступает - человека нет, и нет страха.

Скептицизм – они указывали на относительность человеческого познания, поэтому мудрый человек должен воздерживаться от любых суждений о вещах.

Стоицизм. Зенон считал, что судьба человека является предначертанной и если кто – то ей сопротивляется, то она тянет его за собой.

Средневековая философия.

Основное направление в развитии философии данного периода – теоцентризм, то есть Бог находится в центре внимания философов.

Период начинается, когда появились апологетики, когда философы обращались к народу в защиту христианства. Позже появились отцы церкви и философия стала называться патристикой : Августин Блаженный, Фома Аквинский, Григорий Нисский – все они утверждали безоговорочный авторитет церкви в решении всех вопросов.

Позже в школах стали преподавать философию и она стала называться схоластикой. ( учебная дисциплина ).

В конце средних веков появляются мистические учения – они считали, что достичь единства с божественным духом можно при помощи болезненно – восторженного состояния. Для них внутренне ощущение Бога важнее, чем богослужение.

Философия Возрождения. ( Ренессанс ).

Начинается в 14 веке в Италии, основное направление в развитии – антропоцентризм.

1. Освобождение человека от господства религии.

2. Возвращение к античному культурному наследию.

3. Появляется гуманизм. Это идейное течение, для которого человек предстает, как высшая ценность.

4. Развивается интерес к природе – натурфилософия.

Философия Нового Времени.

Начинается с 17 века, бурно развивается наука, и философы ищут универсальные методы познания – наукоцентризм.

Бэкон – основатель эмпиризма – это метод познания основанный на чувственном опыте. Бэкон считал, что мысль должна двигать от единичных фактов к общему выводу. ( индукция ).

Декарт – основатель метода рационализма, он считал, что чувственный опыт не может обеспечить глубину знаний, источником познаний является разум.

Он создал метод сомнения, состоящий из трех пунктов:

1. Признание истинным только того, что познается.

2. Выделение простых элементов знания.

3. Восхождение от простого к сложному.

Немецкая философия.

Выделяют труды Канта по этике. Он выработал правило – категорический императив. Поступай согласно такому правилу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.

В целом философия до второй половины 19 века называется классической, ее главная особенность – вера в разум, а так же приоритет свободы человека. С 20 века начинается период неклассической философии.

Особенности неклассической философии.

1. Происходит отказ от рационализма и развитие иррационализма, основанного на интуиции, вере или инстинктах.

2. Антропологический характер философских систем.

3. Противоречивое отношение к науке – признается ограниченность науки, обращается внимание на отрицательное воздействие развития науки.

4. Развитие религиозной философии.

Фрейд является основателем психоанализа – это метод познания человеческой психики, который оказал влияние не только на философию, но и на культуру. По его мнению психика человека состоит из трех частей:

- бессознательное «оно»

- предсознание «я»

- сознание «сверх – я»

Философия воли к власти.

Ярким представителем является Ницше. Он считал, что стремление к власти – это внутренняя сущность человека. Закон Мироздания – это воля к господству. Он вывел теорию о «сверхчеловеке», он считал, что христианство убивает в человеке силу и формирует чувство страха.

Экзистенционализм – основатель Сартр, они считал, что если человек живет, учится, отдыхает – это внешнее существование. Экзистенционализм – глубинная основа, уникальность человека, способность раскрыть свои возможности, стать собой.

Проблема свободы человека занимает тоже важное место в этом направлении. Они определяли свободу, как выбор самого себя и делали вывод, что человек не должен изменять мир, а должен изменить свое отношение к нему.

Русская философия.

В 19 веке русская философия переживает расцвет.

Русская мысль находилась в аппозиции к западноевропейской, так как русская мысль считает стремления к благам не истинными и приходящими, и ищет смысл жизни в другом. Религиозное понимание занимает особое место в жизни.

Соловьев считал, что основой жизни стать христианство. Он задавал вопрос – «Что является абсолютно единым и сущим?». И отвечал – Бог.

Сущие содержат в себе:

1. Благо

2. Истина

3. Красота

«Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Эти элементы составляют одно слово – любовь, которая преодолевает эгоизм.

Философская антропология.

Природа и сущность человека.

Сущность любого явления или предмета может быть разных уровней:

1. Живая сущность – исходным пунктом жизнедеятельности являются потребности.

2. Деятельная сущность – когда труд превращается в потребность человека, так как в процессе труда создаются средства для существования человека.

3. Социальная сущность – в процессе труда возникают отношения между людьми, в рамках которых передается опыт, информация, и общение превращается в потребность человека.

4. Мыслящая сущность – если животное приспосабливается к природе, то человек ставит цели и реализует их. Поэтому постановка целей – это тоже потребность человека.

5. Творческая сущность – способность человека действовать не только по шаблону, но и создавать нечто новое.

Человек – живое существо, имеющее потребности, удовлетворяющее их в процессе труда, благодаря общению и способности целенаправленно изменять мир и самого себя.

Понятие смысла жизни.

Это понятие является регулятивным, с его помощью человек соотносит свои поступки с системой ценностей и объясняет, для чего он живет.

С точки зрения высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни:

1. Гедонизм – наивысшим благом считается наслаждение.

2. Аскетизм – самоотречение, отказ от жизненных благ.

3. Прагматизм – стремление к выгоде, благам.

4. Гуманизм – это прославление достоинства человека, его разума, способностей.

Варианты разрешения проблем смысла жизни в истории человека:

1. Смысл жизни находится за пределами жизни – жить ради других, когда жизнь приобретает смысл, если служишь интересам семьи, нации, общества.

2. Смысл жизни существует в глубинах самой жизни – религиозное толкование.

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Эпикур считал, что жить надо так, чтобы наслаждаться жизнью.

Свобода и ответственность.

Свобода – способность мыслить и действовать в соответствии со своими желаниями и интересами, это понятие не связано с принуждением.

1. Сократ, Эпикур, Сенека – свобода смысл жизнь.

2. Аквинский, Блаженный – свобода возможна в рамках религиозных догматов.

3. Гоббс, Гольбах – они считали свободу естественным состоянием человека.

Сегодня свободу трактуют с двух позиций:

1. Волюнтаризм – это направление рассматривает волю как высшую ценность, абсолютизирует свободу.

2. Фатализм – это понятие, которое отвергает свободу, так как существует вера в предопределенность.

Обратной стороной понятия свобода является ответственность.

Ответственность – удовлетворение взаимных требований. Таким образом, свобода имеет свои границы – интересы других людей, общества и даже природы, а ответственность это неизбежная плата

за свободу.

Человек и Бог.

Античность не знала единого Бога, господствовал политеизм. Христианство подрывает политеизм и устанавливает монотеизм.

В христианстве Бог – это личность, ярко выраженная в Иисусе Христе. Отношение к Богу относится к трансцендентному – это понятие противоположно эмпиризму – практическая жизнь людей.

Одной из центральных идей в христианстве является акт творения.

Когда Бог создавал мир, он проявлял любовь к нему и эта любовь непостижима.

1. Акт творения является монизмом – признание единого начала

2. Дуализм – это создание твореного мира и божественного, но они не тождественны.

Философское понимание личности.

Понятие личность связано с социальностью, с самобытностью и богатством души. Бердяев считал, что даже одаренный человек, обладающий яркой индивидуальностью, может быть не личностью.

Завоевание духовности, есть главное для формирования личности.

Страдание, нужда, несправедливость являются источниками огромной человеческой энергии.

Конформизм – это принцип поведения, когда безумно разделяются общественные стандарты.

Социальная философия.

Философское понимание культуры.

Выделяют материальную и духовную культуру.

Духовная культура – философия, наука, искусство, политика и право.

Выделяют три аспекта в понятии культура:

1. Искусственный мир, созданный не только руками, но мыслью и духом.

2. Культура – это сфера творческого развития.

3. Ценностное отношение к реальности – сохранить и развивать богатство, которое заложено в душе человека.

С утилитарной точки зрения кажется, что культура, не приносит ни какой пользы, но культура облагораживает человека.

Нигилизм – это понятие, которое противопоставляется культуре, это учение отвергающее все то, что нельзя ощущать.

Если культура связана с ценностями, то эта связь основана на чувстве

благоговения.

В 20 веке говорят о кризисе культуры. Причина кризиса – дифференциация культуры, появление коммерческой культуры, для которой развитие духовности не является главным. Настоящая культура должна быть утонченной, связанная не с чувственной красотой, а с «умной» красотой.

Соотношение культуры и цивилизации.

Понятие цивилизация появилось в 18 веке, понятие культура в древней Греции.

Тогда это слово означало:

1. Совокупность человеческих качеств: вежливость, манерность, изысканность, образованность.

2. Общество, основанное на разуме, на религиозной терпимости.

В истории цивилизации выделяют три периода:

1. Традиционный – сельское хозяйство является основой жизни.

2. Индустриальный – появляется производство.

3. Постиндустриальный – считается, что цивилизация изначально распадается на восточную и западную. Запад пошел по пути отклонения от естественного развития и мутировал. ( техногенная ).

А восточную цивилизацию называют психогенной.

Шпенглер резко противопоставляет культуру и цивилизацию. По его мнению цивилизация является умирающей, так как в ней господствует техника, бездушный интеллект, который превращает людей в безликие существа, а культура является живым организмом, в котором есть простор для развития искусства и личности, стремление к возвышенному и к творчеству.

Современная цивилизация является универсальной, она поглощает культуру, что приводит к угасанию нравственных начал.

Философия техники.

В переводе с древнегреческого языка слово техника означает – искусство, мастерство или умение.

Техника – это совокупность артефактов, то, что производится самим человеком. Когда появились последствия развития техники, стали обращать внимание на ее социальные аспекты:

1. Через технику человек отказался от своего подлинного состояния и ведет к неразрешимым проблемам.

2. Техника – судьба человека, она заменяет некоторые органы и делает человека сильным и быстрым.

В 20 веке выработали систему оценки техники.

В конце 19 века было введено понятие – философия техники. А в 20 веке появляется понятие – демонизм техники – губительные последствия развития техники. Эти идеи развивала школа экзистенционализма.

Понятие прогресса и регресса.

В античности понятии прогресс привязывали к умственной сфере, в средневековье – соблюдение церковных заповедей. В новое время прогресс ассоциируется с техническим развитием.

В 20 веке появилось представление, что прогресс это любое изменение, даже если оно приносит страдания. Так же в 20 веке признали, что если человек не счастлив и не свободен, то прогрессу нет места. Сделали общий вывод относительно критериев общественного прогресса: развитие производства, высокий уровень демократии.

Существуют критерии для универсального прогресса:

1. Системность

2. Возможность разрешать противоречия.

Если система дает сбой, то говорят о регрессе.

Гносеология.

Это учение о познании. Главный вопрос гносеологии – существует ли непознаваемое.

Есть два подхода к этому вопросу:

1. Агностицизм. Кант считал, что наука не может сказать, что стоит за явлениями, то есть признается ограниченность познания.

2. Гносеологический оптимизм – мир познаваем, но существует историческая ограниченность во времени.

Виды знаний.

1. Научные

2. Философские

3. Обыденные

4. Художественно – образные

5. Мифологические

6. Религиозные

Платон ввел понятие метафизика и задавался вопросом – что скрывается за видимостью вещей. Наука удовлетворяет не все потребности человека, но метафизика не отличается строгостью и точностью знаний, поэтому наука отрицает метафизику. Метафизика превращается в личное убеждение человека и помогает выйти ему за пределы бытия.

История науки.