Реферат: Учение Сократа - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Учение Сократа

Рефераты по философии » Учение Сократа

Тест1

1

Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.

Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе (объективизма натурфилософов) к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет (к субъективизму антропологии), от материализма к идеализму.

С точки зрения Сократа строение мира, природа вещей непознаваемы; знать мы можем только самих себя. “Познай самого себя” — любимый девиз Сократа. Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить. Знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки (“майевтикой”), а его метод вопросов, предполагающий критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Майевтика, буквально повивальное искусство, — предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов.

Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: «я знаю, что ничего не знаю” (сравн.: Олкотт: «Пребывать в неведении относительно собственной невежественности — такова болезнь невежд». Дж. Бруно: «Тот вдвойне слеп, кто не видит своей слепоты; в этом и состоит отличие прозорливо-прилежных людей от невежественных ленивцев»).

Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Мое возражение: нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть, и жить отчасти для того, чтобы есть. В этом высказывании Сократа — начало идеализма и холизма1. Получается, целое важнее части; часть однозначно должна подчиняться целому. (Целое — жизнь, часть — питание). С таким пониманием жизни можно далеко уйти. Ближе к истине другая формула: «человек есть то, что он ест».

2. Характерными чертами досократических философских школ являлись:


ярко выраженный космоцентризм;


повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;


поиск первоначала, породившего все сущее;


гилозоизм (одушевление неживой природы);


доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.


2. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.


Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:


выступали с материалистических позиций;


занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;


пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);


искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.


Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:


первоначально всего сущего считал воду («архэ»);


представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;


считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);


допускал наличие множества богов;


считал центром вселенной Землю;


точно определил продолжительность года – 365 дней;


сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).


Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:


первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;


вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;


первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).


Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:


первопричиной всего сущего считал воздух;


выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);


проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;


отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.


3. Гераклит Эфесский.


Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):


первоначалом всего сущего считал огонь;


вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);


считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);


был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;


признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);


всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;


выступал за материальность человеческой и мировой души;


был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;


движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».


4. Пифагорейцы.


Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:


первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);


выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);


считали единицу мельчайшей частицей всего;


пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).


5. Элеаты.


Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.


Элеаты:


изучали проблемы познания;


жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;


были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;


считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).


6. Атомисты.


Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».


Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:


весь материальный мир состоит из атомов;


атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;


атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);


атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);


между атомами существует пространство, заполненное пустотой;


атомы находятся в вечном движении;


существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;


атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания


1 Холизм (холос — целое) — концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.