Реферат: Философско-педагогическая парадигма русской школы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Философско-педагогическая парадигма русской школы

Рефераты по философии » Философско-педагогическая парадигма русской школы

Философско-педагогическая парадигма "русской школы"

Представления ряда отечественных философов о "русской школе" являют собой составную часть "русской идеи". Так, В. Ш. Сабиров понимает "русскую идею" как концептуальное оформление тех тенденций отечественной культуры и национального характера народа, которые могут противостоять актуализировавшемуся духовному кризису. Философ делает вывод, что тема спасения - ключевая тема русской религиозной философии, а потому она вполне уместна при создании концепции "русской школы". Здесь она выступает как единственно возможный способ преодоления кризиса образования в России: стремление к всеединству, посредством философского синтеза богословия и предметов естественно-научного цикла. Конечно, православная образовательная традиция и классическая школа - две вещи, казалось бы, не совместимые: у них разные формы воздействия, смысл, назначение, цели. Однако в идее "русской школы" присутствует одно звено, объединяющее богословие с предметами естественно-научного цикла. Это звено - духовные основы нравственной жизни людей, носящие антиморалистический характер.

Идея "русской школы" предполагает понимание человека во-первых, как единство духа, души и тела, во-вторых, как становящейся Личности, способной различать добро и зло, быть свободной, любить - иметь сердечный разум. Задача каждого ребенка здесь научиться мужественно преодолевать жизненные коллизии дабы обрести свободу, творческую духовность, ощущение собственного бытия не только как ответственности за выполнение земных задач, но и как свою ответственность перед Богом. В идее "русской школы" принципиальным является наличие соборного духа. Н. А. Бердяев справедливо отметил, что "нельзя спасаться индивидуально". Он говорил: "Мое спасение предполагает и спасение других, моих близких, всеобщее спасение, спасение всего мира, преображение мира" (Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С.357.). Соборность позволяет избежать морализаторских тенденций в образовании.

Идею "русской школы" развивали Святитель Филарет, Святитель Феофан затворник Вышинский, Н. И. Ильменский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев. Вплотную подошли к этой идее русские религиозные философы. Об актуальности воссоединения западного образования и русской идеи всечеловеческого единения говорил Ф. М. Достоевский в своей речи о Пушкине. Он отмечал возможность воссоединения идей западников и славянофилов. Ф. М. Достоевский связал в одно целое стремление русских людей в Европу с чисто национальным инстинктом ко всемирной отзывчивости и к всеединению человечества. Тем самым он показал возможный путь разрешения конфликтов непонимания между людьми двух культурных традиций в России - западной и национальной. Поскольку практическое решение этих конфликтов лежит в системе образования, то саму идею "русской школы" можно сформулировать так: "русская школа" должна внести примирение западного типа просвещения в России с душой русского человека, всечеловечной и всесоединяющей и привести их в общую гармонию по "Христову закону".

Исходя из этого определения заключим, что именно своеобразными философемами "русской школы", но уже возведенные в ранг целостной системы, были теории образования В. В. Зеньковского и И. А. Ильина. В. В. Зеньковский продолжил традиции К. Д. Ушинского и С. А. Рачинского. У К. Д. Ушинского он взял антропологический принцип построения педагогической системы. У С. А. Рачинского - принцип церковности. Идеал совершенного человека философ-богослов связал с Откровением о человеке как носителе Образа Божия. Его образовательная система являет собой сочетание православной традиции с использованием последних достижений науки.

Говоря о дуализме разума и веры, В. В. Зеньковский подчеркивал ограниченность разума. Он считал, что построения разума вскрывают лишь идеальную сферу в бытии, тогда как подлинная реальность есть область "непостижимого" (С. Л. Франк) в бытии, которое сверхлогично и улавливается лишь интуитивно. В. В. Зеньковский считает силу разума функцией духа в целом, которая не может быть отделена от жизни духа без того, чтобы не получилось ослабления самого разума. Для него важно "умозрение", "зоркость" ума, постигающая суть вещей. А она определяется общей духовной жизнью, соединенностью в духовном мире человека "зрения ума" и "зрения сердца". Для В. В. Зеньковского важна система культурного дуализма.

И. А. Ильин целью воспитания видел формирование ребенка как духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. Учитель в понимании мыслителя должен был быть одновременно ученым, священнослужителем и художником. Ибо и ученый, и священнослужитель, и художник - это те люди, которые "по самому положению своему…стоят непосредственно лицом к лицу с тем высшим, верховным жизненным содержанием, через которое жизнь человеческая вообще имеет значение и ценность" (Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Три речи 1914-1923// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. С.21).

Задача ученика, ребенка, которому от природы присущ духовный инстинкт и стремление к самосовершенствованию (лишь бы не был упущен момент), была в том, чтобы сосредоточиться на своем духовном опыте. На этом пути, считал И. А. Ильин, ребенок становится, предоставлен всецело самому себе и живет на основе самопомощи и самоконтроля. Духовная жизнь должна как бы завладеть тканью души ребенка и состояться в ней через напряжение воли, внимания, воображения, чувства, памяти и мысли. Этим формируется духовный характер человека, его способность к "внутреннему выделыванию", способность к систематическому интуитивному восприятию.

Ребенок, согласно концепции И. А. Ильина, проходит две стадии своего духовного становления: "испытывание" себя и "вглядывание" в себя. И только пройдя их, ребенок получает возможность подняться на третью ступень: перейти к аналитическому описанию и разумно-логическому раскрытию испытанного. На этой стадии важно, чтобы душа ребенка была чиста от субъективистических искажений. Педагогическому процессу в этом смысле необходима нравственная активность в познании. Важно, чтобы у ребенка в самом начале не погасли духовный инстинкт, направляющий волю к совершенному знанию, и чуткость личной совести, своеобразной цензуры от субъективизма. Важно так же, чтобы знания были доступны всем вопрошающим и ищущим, всем жаждущим. Когда учитель поднимает ученика на этот уровень, он сам совершенствуется. А ребенок становится окончательно готовым воспринимать мироздание объективно, начинает чувствовать себя истинно стоящим перед лицом Божиим, обретает собственное духовное достоинство. Его жизнь действительно получает значение духовного делания.

Русские мыслители ставили перед отечественной школой цель - содействовать духовному росту детей, в котором дан ключ к общему здоровью их души, отпускать детей "в мир, как носителей преподанного им Духа, для того, чтобы не мир "обмирщал" их, а чтобы они его одухотворяли" (Ильин И. А. Наши задачи// Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2, кн. II. М., 1993. С.69.) так, как это делали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский. А это было бы возможно лишь при наличии живой связи Школы и Церкви.

Поскольку идея "русской школы" внутренне религиозна, она не может не быть национальной. Эти представления могли родиться только в недрах России, в лоне национального опыта, уклада и духа. Они несут в себе любовь к русскому народу, веру в его духовную и инстинктивную силу, волю к творческому его расцвету, созерцание народа - его преимуществ и недостатков перед лицом Божьим. Образование ребенка согласно концепции "русской школы" способно раскрыть перед ним национальное своеобразие других народов. В то же время оно обнажает суть интернационализма (денационализма) как духовной болезни. Оно учит, что "создать нечто прекрасное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом лоне своего народа" (Ильин И. А. Борьба за Россию// там же с. 369.). В этом И. А. Ильин видел первостепенную задачу, "азбуку" образовательной традиции России, а высший смысл жизни для каждого человека - в служении России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию.

Идея "русской школы" как стратегия, как целостная система образования родилась в недрах отечественной философской и педагогической мысли. Она стала логическим следствием развития философии "всеединства" и русской идеи спасения. Поэтому главной ее целью является приобщение детей к единой национально-духовной культуре России, научение ребенка быть "носителем и служителем Божьего дела на земле" (И. А. Ильин). Ребенок здесь защищен от влияния разного рода сект, разобщающих людей и способствующих отречению человека от самого себя. Согласно идее "русской школы" в образовательном процессе ребенок примыкает к единой и единственной, хорошо организованной группе и только у нее ищет защиты, помощи и суда. Соборная организация образования способна зажечь личный дух каждого ребенка и объединить весь учительский и ученический состав внутренним единством. Любовь к духовному своеобразию своего народа делает идею "русской школы" патриотичной и тем самым освобождает ее от ошибок неверного понимания национализма. Религиозная укорененность идеи "русской школы" дает ей основания называться концепцией, наиболее соответствующей духовно-душевным основаниям отечественной культуры, а потому и наиболее актуальной для России сейчас и во все времена.


Е. Ф. Быковская