Эмиль Дюркгейм

Рефераты по философии » Эмиль Дюркгейм

(1858–1917)

Эмиль Дюркгейм появился на свет в г. Эпинале . Глава семейства Дюркгеймов происходил их рода раввинов. Как и полагается в таких случаях, сын перенимает традиции от отца и планирует учиться на раввина, но смерть отца перечеркивает эти планы. Эмиль Дюркгейм учится в колледже своего родного города, а в 1879 с трудом поступает в Высшую Нормальную школу в Париже, которую заканчивает в 1882.

Получив высшее образование, будущий социолог Дюркгейм несколько лет преподает философию в различных лицеях. В 1885 он едет в Германию для повышения своих знаний. В этот период Дюркгейм интенсивно получает дополнительные знания по философии, этике, социальным наукам.

Спустя некоторое время он возвращается во Францию и читает курс лекции в престижном университете Бордо: его лекции по социальной науке и педагогике слушают на филологическом факультете. Наконец, в 1883 году Эмиль Дюркгейм защитил докторскую диссертацию на тему " О разделении общественного труда" и спустя 3 года ему поручено возглавить кафедру "Социологии". Заметим, что в то время таких кафедр не было ни в одном университете мира! Продолжая работать в университете, Э. Дюркгейм представляет на суд публики работы, которые войдут в золотой фонд социологии: " Самоубийство" и " Правила социологического метода".

Первый в мире социологический журнал выходит под руководством Э. Дюркгейма - "Социологический ежегодник" (1898-1913 ). "Французская социологическая школа" как сообщество было образовано сотрудниками журнала и стало заметным явлением Франции того периода.

Эмиль Дюркгейм, обладающий великолепным ораторским искусством, снискал славу любимца студентов. Став в 1902 году профессором его приглашают в мировой научный университет Сорбонну на кафедру "Науки о воспитании и социологии". Работа, которая завершает творческое развитие Эмиля Дюркгейма под названием "Элементарные формы религиозной жизни".

По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

Спроектировав и разработав концепцию социологии, Э. Дюркгейм сосредотачивает внимание на изучении социальной действительности, которая, по его мнению, обладает несколькими качествами. Рассматривая возникновение общества при взаимодействии отдельных людей (индивидов), Эмиль Дюркгейм делает акцент на возникновение у общества своих собственных законов, которые влияют на поведение людей. Социальные факты выделяют из действительности элементы, которые "парят" независимо от людей (индивидов) и доминируют над ними, оказывая на них принудительные воздействие. В качестве примера, Дюркгейм приводит законы, с которыми сталкивается человек с самого рождения, а при нарушении этих законов человек подвергается воздействию в виде неодобрения людей. Хочется отметить также, что Эмиль Дюркгейм сумел разделить социальные факты (законы, произвол чиновников) и нематериальные (культура, религия).

Рассматривая в своей работе "Самоубийство" феномен лишения человеком себя жизни, Дюркгейм сумел логично проследить на основе статистики взаимосвязь между социальными фактами и различными показателями самоубийств между странами, категориями людей, между группами. Прикладная социология возникла весьма естественно и, после данной работы в социологической науке стал применяться количественный анализ. Термин "аномия" был применен в данной книге для обозначения одного из главных факторов, влияющих на рост самоубийств. Приведем определение слова аномия из словаря "это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались". Как видно из недавних событий современности, человек, не способен иногда противостоять различного рода кризисам. По последним данным, в США увеличился рост самоубийств из-за финансового кризиса. Для тех, кто понимает, что счастье не в деньгах кризис представляется в виде абстрактных новостей с различных информационных каналов. Не стоит все же рассматривать данную проблему только с одной, социологической точки зрения. Это будет однобоким взглядом. Лучше выйти на смежные области наук , например, культурологию и попытаться понять данное явление уже в ином аспекте.

В своей заключительной работе, посвященной социологии религии, Эмиль Дюркгейм предлагает рассматривать религию как некую форму нематериального социального факта. Социолог считает, что религия необходима обществу в укреплении социальной солидарности и формирования социальных идеалов. Святыни, люди, идеи, которым человек поклоняется, по мнению Эмиля Дюркгейма, являются объектами преклонения общества.

В заключение, хочется сделать небольшой анонс. Наш сайт , sociology2015, начал работать недавно и, раздел книг еще не заполнен в той степени, чтобы удовлетворить все запросы посетителей, но в скором времени там буду представлены работы классиков социологии, в том числе и Эмиля Дюркгейма.