Гафанова Ю.
В разные эпохи существовало различное понимание сакрального. Интересно проследить, как изменялось содержание представлений о сакральном в период петровских реформ — в эпоху, сыгравшую особую роль в истории России.
Древнерусская культура до Петра I представляла собой синкретическую «культуру-веру», цельность которой обеспечивалась системой готовых эталонов, форм этикета, критериев оценок, которые санкционировались церковью. В результате петровских реформ происходило разделение на собственно «культуру» и собственно «веру», при этом усилиями царя и его окружения религиозная часть ушла на периферию, а светская стала в центре социальной и культурной жизни. Но нельзя «отменить» религию, нельзя царским указом убрать из жизни людей то, что на протяжении веков составляло основу, ядро мировоззрения. Поэтому происходила трансформация православия и важнейшей его основы — понятия сакрального. Святость смещалась из церковной сферы в светскую, в результате чего сакрализовались основные государственные институты и феномены культуры, даже те, которые раньше воспринимались как антипод святости. Теперь зачастую происходило смешение сакрального и профанного, ибо преследуя цель вывести Россию в ряд влиятельных европейских держав, царь-реформатор не выбирал средства, используя все, что было под рукой.
Раскол средневековой культуры вызвал к жизни плюрализм, когда в одном семантическом пространстве сочетались пессимизм и оптимизм, аскетизм и гедонизм, дидактизм и развлекательность. Наиболее ярко переход сакральности от прежних объектов в новым проявился в сфере науки и искусства, в связи с тем, что в это время произведения искусства и научные достижения получили высокий социальный статус.
Знаменателен сам факт возникновения светского искусства и наук, исследующих окружающий мир. В центре внимания оказался человек, гражданин, носитель идеи «общего блага». Трудно переоценить культурные сдвиги, произошедшие в тот период, когда создаются светские профессиональные школ, вводится упрощенный гражданский шрифт, основываются типографии, издается первая русская газета «Ведомости».
Подробнее можно остановиться на таких новых для России XVIII века явлениях, как театральные постановки и открытый для публики музей, которые имели своими истоками как средневековый балаган с его занимательностью, действом-действием, так и европейскую науку с присущим ей механицизмом и интересом к человеку. Как социальные институты, выполнявшие важные для укоренения нового пропагандистские функции, театр и музей маркировались как явления с высоким статусом.
Пространство музея является особой средой, соединяющей материальное и духовное, «священное и мирское» (М. Элиаде). Попав в музей, предмет начинает приобретать новые смыслы. Помимо материальной ценности экспонат наделяется особой значимостью, что роднит его с предметом сакральным.
Предшественники музейных коллекций: сокровищницы в захоронениях, священные рощи, тезаурусы древних храмов, собрания предметов в античных мусейонах, виллах и термах, реликварии средневековых церквей и часовен — все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.
Уникальным явлением в русской культуре XVIII века была Кунсткамера — первый в России и на протяжении более 100 лет единственный публичный музей. Она сочетала в себе строгий научный академизм и стремление удивить, поразить, развлечь. Последнее было так характерно для народных празднеств с их представлениями, показом диковинок (от различных уродцев до дрессированных медведей), осуждавшихся православной церковью как проявление язычества. При этом Кунсткамера обладала чертами мифологичности, таинственности, которые придавали ей сходство с лабораторией алхимика и которые сохранились в сознании петербуржцев до сих пор.
С самых первых шагов Кунсткамера обладала богатейшими коллекциями, характеризовавшими природные богатства России и культуру и быт населявших ее народов, причем русским коллекциям Кунсткамеры Петр I уделял особое внимание. Таким образом, этот музей в начале своей истории являлся как бы средоточием знаков владения вселенной, а Петр как бы творцом и полноправным владыкой этой вселенной. На этом библейские аналогии не заканчивались. Можно сказать, что Кунсткамера напоминала Ноев ковчег, так как имела экспонаты из всевозможных сфер: минералогии и изобразительного искусства, нумизматики и биологии, скульптуры и химии, токарного и библиотечного дела, астрономии (знаменитый Готторпский глобус) и истории (мемориальные вещи шведского короля Карла XII, затем Петра I, еще позже М.В. Ломоносова).
Неожиданное продолжение аналогия с Ноевым ковчегом имела во времена Анны Иоанновны, когда в 1740 году императрица решила сыграть «потешную ледяную свадьбу» князя М.А. Голицына и шутихи А.Н. Бужениновой. Центральным мероприятием торжеств стало «шествие народов»: из разных частей империи были специально привезены по мужчине и женщине от каждого народа, населявшего страну. Эти люди были наряжены в костюмы-экспонаты этнографического отдела Кунсткамеры, откуда были взяты и традиционные для данных народностей средства передвижения, утварь и оружие. Не правда ли: «каждой твари по паре», как при Всемирном потопе?! А ведь тема потопа имеет особое значение в истории Петербурга.
Свою семантику имело даже здание Кунсткамеры, выстроенное на Стрелке Васильевского острова. Возведение здания для музея было под пристальным вниманием царя и даже считается, что ему принадлежит общий план постройки. Символичность его заключалась в том, что само строение, назначение внутренних помещений и предполагаемое размещение экспонатов и библиотеки должны были, как представляется, отражать новый взгляд на мир, который формировался новой для России культурой. В центр мироздания (в здании это центральное помещение первого этажа под башней) ставится обиталище человека — Земля, которую олицетворяет собой Готторпский глобус. В ходе строительства царь изменил свое решение и повелел устроить в этом зале анатомический театр, обозначая, что теперь центром становится человек, которого необходимо изучать. По одну сторону — в западном крыле — разместилось то, что окружает человека на Земле, а по другую — в восточном — все, что создал человек в этом мире и что отражено в книгах, которые должны храниться на полках библиотеки. Итак, Кунсткамера вмещала в себя то, что становилось важным в тот период в русской культуре, что выделяется и наделяется особым значением.
Другие работы по теме:
Что важно в химии
Что важно в химии? Химия - наука о веществе и их преобразовании. Но каковы самые важные вещи в химии? Нет никакой однородности представлений по этому вопросу. Одна вещь может казаться более важной для одного человека и менее важный для другого. Например, неорганический химик может рассмотреть неорганическую химию, пуп земли, но органический химик будет иметь вполне противоположное мнение.
Кунсткамера 2
Введение 1 Этимология 2 История 3 Разделы музея 4 Знаменитые сотрудники Список литературы Кунсткамера Введение Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Молодежная субкультура 4
Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-экономических ценностей и отношений, в основе которой лежит политика перераспределения собственности и формирования рыночного уклада жизни сопровождается углублением социального неравенства.
Этрусская мифология
Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Политическое сознание 5
Политическое сознание В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих у людей политических представлений и установок, выражающих их отношение к политике
Анализ басни Крылова Лягушки, просящие царя
Басни И.А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к «низким» жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера.
Мастерство в построении композиции и
Автор: Толстой А.Н. А.Н.Толстой начал работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, вероятно, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость.
Жизненно важные вопросы в пьесе Недорсль
Жизненно важные вопросы в пьесе "Недорсль" Автор: Фонвизин Д.И. Я думаю,что в пьесе Фонвизина затронута жизненоважная проблема дворян в Петровскую эпоху.Во время правления Петра1 усилился контроль за образованием.Петрй говорил о необходимости просвещения дворянства.Дворян надо было воспитывать,делать из них не бессердечных невежд,а опору государству.Петр1 проводил реформы связанные с образованием.Так же в своей комедии Дмитрий Иванович затрагивает проблему высших и низших слоев населения,обращение дворян к крестьянам.Крестьяне пытаются угодить своим хозяевам,усердно работая на них за гроши.В пьесе затрагивается проблема так же проблема воспитания детей.Простакова является тираном для всех,кроме своего сына Митрофана.Она потакает ему во всем,делая все для него,а Митрофан не так уж прост и наивен как кажется.Он использует ее любовь и подыгрывает ей.Прежде всего Митрофан
Короленко Владимир Галактионович
КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853-1921) Родился 27 июля 1853 г. в Житомире. В 1863 г. поступил в Житомирскую классическую гимназию, в 1866 перешел в реальную. Мечтал быть адвокатом. Со смертью отца началась долгая полоса нужды. Лишь во 2-й половине 80-х годов, когда развернулась литературная деятельность Короленко, нужда пропала.
Реализм в произведении Пушкина Медный всадник
Автор: Пушкин А.С. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в 1833 году в эпоху становления реализма. В эту эпоху литература была точная, достоверная, правдивая и жизнеподобная, поэтому уже из предисловия читатель понимает, что произведение реалистическое, т.к. Пушкин пишет, что оно основано на реальных событиях: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Кунсткамера
Дата создания 28.10.1998 18:17:00 автор Морозов Михаил Кунс ткамера. На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее явное влияние шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого.
Кунсткамера
Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея.
Реформы Петра1 2
Петр Великий был одним из самых величайших политических деятелей в истории государства Российского. Значение и неоднозначность реформ, которые он проводил, является предметом для споров и по сегодняшний день. Одни считают, что он оказал исключительно положительное влияние на развитие нашего государства, другие наоборот.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Декурион
(Decurio) 1) представитель декурии, главным образом начальник декурии всадников (decurio equitum); 2) член муниципального совета (куриал). В IV в. н.э. декурионы образовали в провинциях наследственную аристократию в связи с поземельной собственностью. В эпоху падения империи этот класс занимал почти все должности и был ими совершенно подавлен.
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Эпоха Регентства
Английское Регентство , или просто Регентство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг. В течение этого времени принц-регент, в будущем король Георг IV, правил государством по причине недееспособности своего отца Георга III.
Традиционное общество
План Введение 1 Общая характеристика 2 Трансформация традиционного общества и литература Введение Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
Сирмий
Иллирийская префектура с центром в Сирмии. Си́рмий (Sirmium) — город в Римской Паннонии, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте — Сремска Митровица.
История создания Герба города Санкт-Петербург
Герб Санкт-Петербурга практически не менялся в сравнении с первоначальным вариантом, добавлялись некоторые атрибуты, но первоначальная идея сохранилась полностью. Первый герб Петербурга не был устойчивым в Петровскую эпоху. К началу 1710-х годов с городом и Ингерманландской (с 1710 года - Санкт-Петербургской) губернией в качестве территориального знака ассоциировалось изображение скрещенных ключа и меча, помещенных на колонне, завершаемой короной.
Словацкая социалистическая республика
План Введение 1 Образование 2 Трансформация Введение Словацкая социалистическая республика (словацк. Slovenskб socialistickб republika), ССР (SSR) — одна из двух федеративных республик ЧССР в 1969—1990. Её территория полностью соответствует современной Словакии.
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Зрелищные учреждения
План Введение 1 История зрелищных учреждений в древности 2 Современные зрелищные учреждения 3 Зрелищные учреждения в советскую эпоху 4 Зрелищные учреждения и шоу-бизнес
Здание кунсткамеры Санкт-Петербурга
Рассмотрение истории кунсткамеры, ставшей впоследствии этнографическим музеем, единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук этнографии и антропологии. Строительство здания кунсткамеры, являющегося памятником русского зодчества XVIII века.
Государство и церковь в истории России
Создание государственной идеологии при Петре I. Развитие философской мысли. Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи. Развитие изобретательных искусств, архитектуры, литературы, музыки и театра. Трансформация придворного быта.
Русская культура и быт в первой половине XVIII века
Text И.Т. Посошков (О скудости и богатстве 1724 г.) поддерживал формирование абсолютной монархии в России. Он подчеркивал, что сильному государству необходимо развитие промышленности и торговли, отмечая помехи на пути промышленного развития, прежде всего, произвол чиновников и крепостное право, которое Посошков считал временным явлением: Крестьянам помещики - не вековые владельцы.
Голландское барокко. Ландшафтный дизайн.
Голландское барокко оказало огромное влияние на развитие садово-паркового и ландшафтного искусства Англии, стран Северной Европы и, что для нас наиболее интересно, России.