Экономическая сфера
Здесь в качестве базовых потребностей индивида выступают материальные. Следовательно, нас интересует вопрос отношения социального субъекта к своим потребностям и способам их удовлетворения.
Состояние социального субъекта здесь можно охарактеризовать по двум параметрам:
1) показатели материального положения и статуса (характеристики собственности, место в системе распределения, статуса и т.д.);
2) показатели отношений (т.е. когда индивид осмыслил все, указанное в п.1 и определил свое отношение).
Рассмотрение экономических интересов населения невозможно без выяснения их положения в системе отношений собственности и распределения. Как же действует механизм этих параметров? Сердцевину этого механизма составляет сравнение своего положения с положением других. Интегральная оценка меры удовлетворения материальных потребностей зависит не только от факта наличия и количества вещественных факторов, но и от того, как они распределены, каков механизм этого распределения. Человек имеет социальный статус, следовательно, «состоит» в определенной группе и может сравнивать: а) материальное положение своей социальной группы с соответствующим положением других групп и б) своего собственного положения внутри группы (а его интерес может и противоречить интересам группы в целом). В устойчивых социальных системах существует определенный нормативный каркас - признание стандартов потребления раз- личных социальных групп, в наши же условиях (неустойчивости, переходного периода) отсутствует общественное признание необходимости дифференциации нормативов и стандартов потребления и, как следствие, завышенные экономические притязания при сравнении своего материального положения с положением наиболее продвинутых потребителей. Все это является основой для создания общественного мнения как индивидуального, так и определенной социальной общности. Мы остановились на этом достаточно подробно для того, чтобы была более ясна основа для инструментального познания ис- следуемого механизма в ходе социологических опросов обществен- ного мнения. Исследования в этой сфере требуют сосредоточения на изучении трех блоков характеристик: I. Характеристики объективного материального положения и потребностей. II. Отношение субъектов к материальным потребностям и спо- собам их удовлетворения в самом широком смысле. III. Экономическое поведение субъектов, обусловленное их материальными потребностями. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Социальная политика (Под социальной политикой понимается деятельность субъектов управления разного уровня, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.) регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами и между группами. Осуществляется также через интересы людей и выступает как управление ими. Помогает разрешить противоречия между несов- падающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества. Реализуется через социальное планирование и управление по- средством социальных мероприятий и программ федеральными, региональными и местными органами. Общественное мнение вклю- чено в разработку и реализацию социальной политики опосредованно (возможны и менее распространенные опосредованные каналы - через плебисциты, референдумы, сходы и т.д.). Социальная сфера как никакая другая из сфер проведения политики находится в компетенции массового сознания. Вопросы социальной справедливости, равенства, социальной защиты и по- мощи нуждающимся группам, доходов, льгот, налогов, пособий и т.д. отвечают всем критериям отнесения к числу реальных объектов общественного мнения. Здесь нужен режим сотрудничества власти и общественного мнения. На этапе выработки социальной политики анализ общественного мнения является неотъемлемым элементом социального планирования. Изучая общественное мнение, мы через него выходим на структуру интересов общностей. Если же известна структура интересов (их совпадение либо противостояние), становится понятной характеристика социальной ситуации, проявляются проблемы, требующие решения, т.е. стоит задача определения важнейших на- правлений деятельности, выбора социальных задач, признаваемых на данном этапе развития объекта наиболее неотложными, важными и требующими разрешения в первую очередь. Общественное мнение динамично, часто меняет свое содержание и форму и поэтому является предметом социологических исследований.
Список литературы
1. Актуальные проблемы изучения и формирования обществен- ного мнения, его использование в управлении социальными про- цессами. М„ 1987.
2. Гольцендорф Ф. Роль общественного мнения в государствен- ной жизни. СПб., 1881.
3. Общественное мнение населения крупного города / Под ред. О.И.Иванова. СПб., 1992.
Другие работы по теме:
Переходная экономика 5
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Социальная коммуникация
Основные определения и модели процесса коммуникации. Виды социальной коммуникации. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Философия о происхождении и сущности человека
Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего.
Гносеологический анализ сущности общественного мнения
Рассматривая общественное мнение как оценочное суждение больших масс людей по вопросам, затрагивающим их потребности и интересы, мы должны определить, какие из этих потребностей и интересов являются базовыми для образования массового мнения. Потребности, как одну из важнейших социально-психологических характеристик человека (группы), можно разделить на два основных типа:
Теория социальной структуры и её место в системе социологического знания
Теория социальной структуры и её место в системе социологического знания Предмет, объект, цель и задачи учебного курса. Структура курса и логика рассмотрения основных проблем. Опыт преподавания дисциплины в отечественных и зарубежных вузах. Актуальность проблем социальной структуры на современном этапе развития российского общества.
Опрос и виды пороса
Зайцева Наталья группа 55-10 Опрос Определение Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.
Управление общественными отношениями 3
Введение Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей многих предприятий, управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.
Общественное мнение и управление
КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональная переподготовка по направлению
Культура. Основные понятия
Культура Основные понятия Культура - в социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ори- сатиров взаимодействия людей со средой существования, которые ови вырабатывают в совместной асизви для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Общественное мнение и право
Место общественного мнения и права в системе социальных институтов общества. Основные элементы его нормативной системы. Способы и границы взаимовлияния общественного мнения и права. Право как регулятор социального поведения и социальных отношений.
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Социальная реклама в России
Средством изменить настрой людей, привлечь внимание к ежедневным, казалось бы, вошедшим в привычку проблемам, вскрыть язвы общества, заставить задуматься о «простых» вещах является социальная реклама.
Общественное мнение
Два аспекта проблемы. Логические границы способности суждения общественного мнения и объективные познавательные возможности массового сознания.
Схема личности по Ядову Владимиру Александровичу
Основная идея, лежащая в основе концепции Ядова В.А. «Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности», заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Социалистическая революция
Социалистическая революция — пролетарская революция, высший тип социальной революции, осуществляющей переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации. Согласно марксистской теории, социалистическая революция — пролетарская революция, в ходе которой происходит взятие политической власти рабочим классом,экспроприация класса капиталистов, уничтожение деления общества на классы, ликвидация эксплуатации человека человеком на основе общественной собственности на средства производства.
Глобализация и национальная идентичность
Во всем мире сегодня можно увидеть процессы одной и той же направленности: идет необычайное усиление этнических чувств, проявляющееся во всех сферах человеческой жизни; значительно повысилась роль национального фактора.
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
Интеграция национальных организаций Ида-Вирумаа в эстонскую среду
Отчет о конференции «». Одним из многочисленных результатов второй конференции посвященной интеграции национальных организаций Ида-Вирумаа в эстонскую среду, проходившей в Нарва-Йыесуу 26.-28. 11. 1998 стало участие в ней не только представителей разных областей социальной сферы и государственных чиновников, работающих в настоящее время на благо общества, но и тех, кто только готовится к ним присоединиться- студентов административного управления Таллиннского Педагогического Университета и социальной работы Тартуского Университета, обучающихся в рамках интеграционной программы.
Гэллап, Джордж
Джордж Гэллап (англ. George Horace Gallup, 18 ноября 1901 — 26 июля 1984) — учёный, журналист, статистик, педагог, автор научных методов изучения общественного мнения.
Превосходство белых
— идеология о том, что белые люди превосходят других людей расовых особенностей. Этот термин также используется для описания политической идеологии которая выступает за доминантную роль белых политической и социальной сферах.
Парламентские выборы в Исландии 2009
Введение 1 Результаты 2 Опрос общественного мнения Список литературы Введение Парламентские выборы в Исландии 2009 года были проведены 25 апреля[1] в результате сильного давления общественности из-за финансового кризиса в Исландии.[2] Социал-демократический альянс и Лево-зелёное движение сформировали коалиционное правительсьво с премьер-министром Йоханной Сигурдардоттир во главе.
Социальный класс
План Введение 1 Социальные классы в марксизме 2 Немарксистские теории социальной стратификации Введение Социальные классы — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.
Изучение социальной структуры в России в начале XX века
В отечественной дореволюционной социологии сосуществовали различные подходы к трактовке теории классов; но наиболее заметную роль играли: марксистский, "распределительный", "организационный", "производственный" подходы.