Бернар Клервоский. "О благодати и свободной воле"
А.А. Гусейнов
Трактат выдающегося деятеля католической церкви XII в., поборника ортодоксии и настоятеля монастыря в Клерво, обращен к фундаментальным вопросам религиозного морального сознания, и прежде всего - к соотношению индивидуальных нравственных усилий человека и помогающей божественной благодати. Целью всех духовных усилий объявляется спасение: "для чего же, спросишь ты, свободный выбор? Отвечаю: для спасения. Отними свободный выбор, и не будет того, чем спасаемся; отними благодать, и не будет того, что есть причина спасения. Дело спасения не может совершиться ни без того, ни без другого... Бог творец (auctor) спасения, свободный выбор есть только способность; и только Бог может дать его, а свободный выбор - принять... если спасение дается только Богом и только через посредство свободного выбора, то его не может быть как без согласия принимающего, так и без благодати дающего. О свободном выборе говорится, что он содействует благодати, совершающей спасение, до тех пор, пока он пребывает в согласии, т.е. пока он спасается. Ибо пребывать в согласии (с благодатью) значит спасаться" ("О благодати и свободной воле" I, 2) [1]. Обращает на себя внимание настойчивая мысль о том, что в деле спасения человеческая воля сотрудничает с божественной благодатью, как бы принимая ее. Дело способности выбора - только согласие или несогласие с предлагающей спасение божественной волей. Именно в этом и реализуется свободный выбор. Бог творит спасение "посредством твари и вместе с нею". Он пользуется людьми доброй воли как своими "помощниками и соучастниками" (commilitiones et coadjutores) (Ibid. XII, 44). Согласие есть произвольный акт воли, свойство души, свободное само по себе. Но не одно и то же - добровольное согласие и естественное влечение, поскольку где нет воли, нет и согласия, а следовательно, и свободы.
1 Св. Бернар Клервоский. О благодати и свободной воле // Средние века. М., 1982. Вып. 45.
Отсутствие свободы упраздняет нравственную вменяемость - без нее разумное существо либо не должно считаться грешным, либо не может быть совершенно праведным. Свободный выбор - это некая промежуточная способность между влечением плоти и божественным духом (Ibid. XII, 41). Характерно, что Бернар в соответствии с августиновской традицией подчеркивает, что грех (отказ и несогласие) творится самим человеком, спасение же не является его исключительной заслугой (собственная заслуга человека - это только согласие его воли, но ее никак не достаточно для спасения). Кроме того, сам по себе человек не может заслужить благодати, которая остается божественным даром: "не от свободного выбора заслуги к спасению", а от милосердия, милосердие же дается как бы "сверх заслуги" (идея "сверхдолжной" благодати, идущая от св. Амвросия). Мотив сотрудничества двух воль сближает концепцию Бернара Клервоского с православной доктриной синергии.
Чем обусловлена порочность человека в его земной жизни? Отвечая на этот вопрос, св. Бернар различает "решения", выносимые разумом относительно того, что дозволено и что не дозволено, и "суждения", относительно того, что для нас полезно или нет. Пороки же берут свое начало в том, что эмпирический человек руководствуется в своем выборе не твердыми решениями, а превратными суждениями, подчиненными греху, который представляется вполне в духе ап. Павла. Речь идет о контроверсии осознания правильности нравственного закона и неспособности сделать его прагматическим мотивом воли, т.е. умения в каждой жизненной ситуации видеть свою пользу именно в обращении к закону. Человек обладает только частичной свободой суждения, но свобода выбора остается за ним в полной мере.
Как действует в человеке благодать? Она задает правильную предметную направленность воли: "воля делает нас желающими, благодать же - желающими благое". Желание, страх и любовь мы получаем от Бога, как и всякая тварь, желание же добра, страх божий и любовь к Богу - только, как осененные благодатью (Ibid. VI, 16-17). Но в любом случае принятие благодати должно быть добровольным, т.е. стать объектом желания. Добродетель обусловлена желанием добра, зло, в свою очередь, не может быть вменено в вину, если не станет желаемым, т.е. если не будет на него согласия воли.
Другие работы по теме:
Аврелий Августин
Классическим произведением, в котором сфокусированы основные мотивы раннего и зрелого творчества Августина, во многом задающим тон всей средневековой латинской традиции в моральной философии, является трактат "О свободном выборе" ("De libero arbitrio").
Ансельм Кентерберийский. Диалог "о свободном выборе"
Святой Ансельм в самом начале диалога "О свободном выборе" [1], написанного между 1080 и 1085 гг., задает некоторую аксиоматику морального действия - он не относит к свободе выбора (liberum arbitrium) способность грешить или не грешить.
Атеистический экзистенционализм
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Бурачек Степан Анисимович
Бурачек Степан Анисимович- популяризатор философии, издатель. С 1840 совместно с П. Корсаковым издавал журнал "Маяк". Ставил задачу создания православной философии, отличной от "нескладицы" Запада.
О грехопадении
Какова природа зла? По учению отцов Церкви зло не является сущностью само по себе. “Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно — не безначально, не самобытно, не сотворено Богом”, — подчеркивает святитель Григорий Нисский.
Даосизм
Даосизм — национальная религия Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы, живший по преданию на рубеже VI-V вв до н.э. и изложивший свое учение в книге под названием «Дао-дэ-цзин» (Канон Пути и Благодати).
Альбигойцы
Альбигойцы, христианская секта, получившая широкое распространение в 12–13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции.
Древнейшие рукописные книги
Письменность на восточнославянских землях существовала задолго до принятия христианства. Материалом для письма в Киевской Руси был дорогой пергамент. Рукописи разукрашивали разными орнаментами. Сшитые рукописи оправляли в книги. Это были деревянные дощечки, которые обтягивали или дорогой тканью, или пергаментом, или инкрустировали серебром или золотом.
Мцыри любимый идеал Лермонтова
Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме “Мцыри”.
Бальзак Оноре де
(1799 - 1850) Французский писатель-романист, считающийся отцом натуралистического романа. Оноре де Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Тур (Франция). Отец Оноре де Бальзака - Бернар Франсуа Бальсса (в некоторых источниках указана фамилия Вальса) - крестьянин, разбогатевший в годы революции на скупке и продаже конфискованных дворянских земель, а позднее ставший помощником мэра города Тур.
Слово о законе и благодати
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.
Франсуа Мориак. Тереза Дескейру
Тереза Дескейру выходит из зала суда. Ее обвиняли в попытке отравления мужа, но стараниями родных дело прекратили «за отсутствием состава преступления». Честь семьи спасена. Терезе предстоит вернуться домой, в Аржелуз, где её ждет муж.
Проспер Мериме. Хроника царствования Карла IX
1572-й г. Во Франции — в разгаре религиозные войны между католиками и гугенотами. Идет жестокая борьба за власть, в которой сталкиваются интересы трех основных партий — протестантов или гугенотов и партии ультрароялистов.
Андре Жид. Фальшивомонетчики
Место действия — Париж и швейцарская деревушка Саас-Фе. Время сознательно не уточняется. В центре повествования находятся три семейства — Профитандье, Молинье и Азаисы-Ведели.
Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) — уйгурский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму «Кутадгу Билиг» («Знание о Благодати» или «Наука о Счастье»), представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб».
Список графов Фуа
Введение 1 Сеньоры Фуа 1.1 Каркассонский дом 1.2 Дом Фуа-Каркассон 2 Графы Фуа 2.1 Дом Фуа-Каркассон 2.2 Дом Фуа-Грайи 2.3 Дом Альбре 2.4 Дом Бурбонов Введение
Беллониды
Введение 1 История 2 Генеалогия Список литературы Введение Беллониды (кат. Bel·lтnides[1]; исп. Bellуnidas; фр. Bellonides) — знатный род готского происхождения, владения которого располагались в Лангедоке. Первоначально владения дома располагались около Каркассона. Согласно средневековым генеалогиям Беллониды были предками Барселонского дома, представители которого были правителями ряда Каталонских графств, а позже стали королями Арагона, однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению.
Вторая Итальянская кампания
Введение 1 Предпосылки 2 Расстановка сил 3 Ход 4 Результат 5 Искусство Вторая Итальянская кампания Введение Противники Франция Австрийская империяКомандующиеНаполеон БонапартМелас, Михаил Фридрих Бенедикт
Гитон де Морво, Луи Бернар
Луи Бернар Гитон де Морво (фр. Louis Bernard Guyton de Morveau) (4 января 1737, Дижон — 2 января 1816, Париж) — французский химик и политический деятель.
Договор о свободной ассоциации
(англ. Compact of Free Association) — договор, определяющий вхождение трёх суверенных государств, Федеративных Штатов Микронезии, Республики Маршалловы Острова и Республики Палау, в свободную ассоциацию с США.
Графы д Арманьяк
Введение 1 Дом д'Арманьяк 2 Дом де Ломань 3 Дом д’Алансон 4 Дом д’Альбре 5 Дом де Бурбон 6 Дом де Гиз Введение Граф д’Арманьяк — титул, который носили правители гасконского графства Арманьяк, существовавшего с 960 до 1825 года.
Виконтство Мийо
Введение 1 История 2 Список виконтов Мийо Введение Виконтство Мийо (фр. Vicomtй de Millau) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Руэрг и впоследствии объединившееся с графством Родез, правители которого первоначально использовали титул виконтов Мийо.
Виконтство Минерв
Введение 1 История 2 Список правителей Минерва Введение Виконтство Минерв (фр. Vicomtй de Minerve) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Каркассон.
Дом Транкавель
Введение 1 История 2 Виднейшие представители Список литературы Введение Сеньоры Транкавель (Trencavel) принадлежали к одному из самых влиятельных родов Лангедока в Южной Франции и были вассалами графов Тулузы и королей Арагона (последним принадлежал и титул графов Барселоны). На пике могущества были виконтами Агда, Альби, Амбьяле, Безье, Каркассона, Нима и Разе.
Графство Жирона
План Введение 1 История 2 Графы Жироны Список литературы Введение Графство Жирона (Жерона, Херона)[1] (исп. Condado de Gerona, кат. Comtat de Girona, фр. Comtй de Gйrone) — средневековое графство на территории современной испанской провинции Каталония.
Арно Аманье IX д Альбре
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети 3 Библиография Список литературы Введение Арно Аманье IX (VIII) (фр. Arnaud-Amanieu, ум. 1401[1]) — сеньор д'Альбре, виконт де Тарта, де Марамн, де Дакс, сеньор де Нерак с 1358 года, граф де Дрё с 1382 года, великий камергер Франции с 1382 года, третий сын Бернара Эзи V, сеньора д'Альбре, и Маты, дочери Бернара VI, графа д'Арманьяка, один из самых могущественных магнатов Гиени, один из наиболее знаменитых военачальников времён Столетней войны.
Альбре
План Введение 1 История 2 Список правителей из дома Альбре 2.1 Сеньоры и герцоги д’Альбре 2.2 Короли Наварры, графы де Фуа и де Бигорр, виконты де Беарн и де Марсан
Роже Бернар II де Фуа
Роже Бернар II Великий де Фуа (фр. Roger Bernard le Grand II de Foix; ум. май 1241) — граф де Фуа с 1223, виконт де Кастельбон и де Сердань (по праву жены) 1226 — ок. 1230 (в 1230—1240 — администратор виконтств при сыне), сын Раймунда Роже, графа де Фуа, и Филиппы.
Людовик II Заика
План Введение 1 Биография 2 Жены и дети Список литературы Введение Людовик II Заика, или Косноязычный (1 ноября 846(08461101) — 10 апреля 879) — король Аквитании (Людовик III) в 866 — 879, король Западно-Франкского королевства (Франции) в 877 — 879, король Лотарингии в 877 — 879, король Прованса в 877 — 879 из династии Каролингов.
Бернар Клервоский
Бернар Клервоский (Bernard de Clairvaux) (1091–1153) – классик европейского мистицизма, теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику.
Клод Бернар
Клод (Bernard, Claude) (1813–1878), французский физиолог, один из основателей современной экспериментальной медицины и эндокринологии.