Игум. Георгий (Шестун)
Ни один народ мира не может жить вне традиции. Бытие каждого народа определяло его традицию, которая есть форма сохранения этого народа в мире. Традиции существуют различные.
Традиция, которую вырабатывал на протяжении тысячи лет русский народ – это укоренение своего бытия в Боге: жизнь ради Бога, предстояние перед Богом, ответственность в этой жизни перед Богом. Когда народ живет в Боге, то источником его бытия является Божественная благодать. Такому народу мало что нужно уже в этом мире, поэтому он не относится хищнически к природе, не эксплуатирует людей других национальностей, живущих рядом с ним, а жертвенно служит другим народам, тем самым сохраняя их, являясь для них источником жизни.
Но бывают народы, которые укореняют свои традиции вне Бога или находятся в состоянии апостасии, т.е. отступления от Божественной истины. Они строят свою жизнь уже на совсем других основаниях: становятся агрессивными, стараются жить за счет других народов, эксплуатируют их. И мы видим регионы, где воруют людей, занимаются рабовладельчеством, живут за счет эксплуатации природных ресурсов других стран.
История России показывает, что русский народ не имел опыта жизни вне Бога. И когда его оторвали от Бога, то даже тогда он не стал жить за счет других, потому что это было для него противоестественно. Он просто потерял Источник своей жизни. И мы видим, что окончательный уход от традиции не произошел даже в советский период. Но с начала "перестройки" на протяжении последних двадцати лет происходит целенаправленное разрушение наших традиций. Сейчас идет, наверное, самая сильная борьба за существование русского народа, которой наша история еще не знала. И мы уже пожинаем плоды этой борьбы. Возникла демографическая проблема: потери нашего народа – больше миллиона в год. Утрачена традиция семейной жизни. Разрушается система образования и как следствие этого – морально-нравственное разложение молодежи, преступность, проституция, детская наркомания и беспризорность, перерастающие в национальное бедствие.
Когда читаешь лекции перед студентами, а это люди 18-20 лет, удивляешься, что за все двадцать лет они ни разу не слышали ни от родителей, ни от учителей, ни от общества о том, как на самом деле нужно жить: как надо создавать семью, как растить и воспитывать детей, что такое брак, что такое Отечество... И это студенты – будущий цвет нашего общества!
Что у нас происходит в образовании? Молодого человека – школьника, студента – вводят в мир информации. Его пытаются ввести в мир знаний, дать ему профессию. Но никто не пытался ввести молодого человека в мир Истины, в мир Божий.
В современной культуре можно различить три стратегии организации мировосприятия – на основе Истины, на основе знания, на основе информации. Мировосприятие, основанное на знании, формирует у человека научное мировоззрение. Но та систематическая картина мира, которая складывается в его сознании и на которую он опирается в своей жизни, постоянно изменяется по мере изменения методологических оснований научного познания. Организация мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной или конструктивной картины мира, изменяющейся по принципу конструктора или мозаики. При таком мировосприятии у человека развиваются операциональные и конструктивные способности, адаптированные к конкретной социально-политической и экономической действительности, которая постоянно изменяется в зависимости от баланса сил на мировой политической арене.
И только введение человека в мир Истины, в мир Божий вдохновляет его жизнь, возвышает ее до небесных высот. Мы можем говорить о семье, но если это семья – православная, то это – малая Церковь, а значит и жить в этой малой Церкви нужно, как и в большой. Если ввести человека в мир иерархических отношений, то там он усвоит уже духовный смысл основных жизненных понятий: любовь – это жертвенность, есть смирение, есть послушание. Если ты гражданин, значит необходимо понимать, что ты – гражданин не просто какого-то одного из земных государств, а ты – гражданин России, государства, которое является Третьим Римом, а "четвертому не бывать". Гражданин России, которая является хранительницей Православия для всего мира.
Каждый раз, когда человека вводят в мир Православия, его вводят в иной мир бытия. Недопущение людей в православный мир, в мир православной культуры – это есть путь уничтожения нашего народа. Это есть духовный геноцид, будем называть вещи своими именами. И надо сказать, что здесь мы чувствуем очень сильную агрессию со стороны людей, которые не любят православную культуру, которые вообще не любят Россию. Вы знаете, что Европа сейчас очень враждебно относится к России. Европа отпадает от Бога, от Христа отпадает и становится агрессивной. По отношению к России она использует много двойных стандартов: что можно другим, нельзя России.
Агрессивность распространяется и на сферу нашего образования. Посмотрите, из паспортов исключили графу "национальность". Нам объясняют, что это сделали потому, что в Конституции написано, что у нас в России – многонациональный народ. Но когда мы касаемся сферы образования, национальную проблему вдруг почему-то поднимают. Вот заходит учитель православной культуры в школу – а вдруг там сидит ребенок еврейской, татарской, башкирской или какой-нибудь другой национальности, что будет? Как бы нам его не обидеть! Так давайте по-другому поставим вопрос: заходит учитель-атеист в школу – а вдруг там сидит православный ребенок? Вот как бы его не обидеть, кто-нибудь про это подумал? А 85% народа, которых отрывают от родной культуры, как бы их не обидеть, кто-нибудь подумал? Получается, что национальность-то из наших паспортов вычеркнули, но начинают демагогически разжигать национальные страсти в сфере образования.
Думаю, что нам нужно пойти по пути, предложенному нам нашим Президентом. В одном из своих недавних выступлений он сказал: "Не забывайте, что каждый живущий в нашем Отечестве есть гражданин нашего Отечества". И нам надо вспомнить, что в школе сидит не просто ребенок какой-то национальности, какой-то конфессии, а сидит будущий гражданин России. Будущий гражданин России – это часть нашего многонационального народа. Все мы живем в едином Отечестве, и у этого единого Отечества – единая история, единая судьба и единая культура. Почему мы должны отрывать ребенка от нашей великой мировой культуры лишь потому, что он другой национальности? Если мы так пойдем дальше, то давайте в Русский музей будем пускать только русских, а в Эрмитаж – только европейцев. Но мы так не собираемся делать, а почему же в школах мы должны преподавать русскую культуру, русскую литературу, русскую историю только для русских? Школа у нас – государственная, она никогда не была школой только для русских. Русская единая государственная трудовая школа всегда была школой русской культуры для всех. Потому что это на самом деле – культура мировая, культура в которой все мы с вами живем.
И второй демагогический момент. Нам предлагают: давайте вместо православной культуры введем религиоведение. Кто же против – вводите, но не вместо православной культуры, а вместе с ней. Ведь ни Патриарх, ни один наш архиерей никогда не предлагали: давайте исключим такой-то предмет, а вместо него введем православную культуру. Никто так вопрос никогда не ставил. Хотите религиоведение – вводите, хотите историю мировых религий – вводите, но введите еще и православную культуру! Не нужно нам альтернативных предметов: пусть дети и религии знают мировые, культуры мировые знают, но пусть знают и родную отечественную культуру, и отечественную нашу веру. И вот в этом-то мы с вами должны стоять твердо, потому что если хотим жить в единой России, неделимой России – у нас должна быть единая система образования, единая школа, единая культура, единая история.
И в завершении я хотел бы сказать, что конечно вопрос не только в православной культуре. Мы должны говорить о том, что образование должно быть просто культурным. Ведь у нас из сферы образования исключается не только православная культура, но вообще весь блок культурологических дисциплин. Помните, было время, шел разговор о том, чтобы даже русскую литературу исключить! Ведь и так исключили уже практически все культурологические дисциплины.
И мы с вами должны говорить, что культура – это не просто какие-то материальные памятники, а культура – это уклад жизни, образ жизни, образ наших мыслей, это любовь как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение между добром и злом. Вот это и есть наша культура. Поэтому мы должны вопрос ставить более широко – вообще о православном компоненте во всей сфере образования, а не только о предмете. Об образовательной области православной культуры, о том, чтобы на самом деле образование стало культурным и о том, чтобы в нашей системе образования было еще и культурное образование.
Другие работы по теме:
Вольный стих
Вольный стих - это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.
Буддизм в России
В начале XVII в. Тибетский Буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Русская философия XIX века 2
Text Text - человек есть соединение материального и духовного - жизнь человека возможна в коллективе - история движется по божественному
Проституция гостиприимства
Проституция гостеприимства - это адаптация к обычаям простых людей, к практике использования права первой ночи, установленного в интересах сильных мира сего.
Агамемнон
Агамемнон стал царем в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трех дочерей, в том числе Ифигению, и сына Ореста.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Межнациональные отношения
В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас настытывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств.
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Сочинения на свободную тему - у нас была традиция. ..
Завтра день рождения. Наташи она пригласила меня в гости я радостная пришла домой и попросила у мамы деньги на подарок. В комнате был дедушка он услышал наш разговор и сказал что когда он учился в школе у них была традиция дарить только то что сделан.
Мифы - Деметра и персефона1
У каждого народа на Земле сохранились древние мифы и предания насчитывающие тысячи лет. В них отразились представления наших предков об окружающем мире о появлении человека и животных о причинах стихийных явлений природы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Памятник славной личности и ее творцу
Традиция человечества - устанавливать памятники в честь славных личностей. Среди миллионов известных писателей, музыкантов, ученых, удостоенных этой чести, высечено в камне или в металле всего единицы литературных героев. Среди них - Шерлок Холмс из цикла рассказов Артура Конан Дойля. Он возвышается возле лондонской станции метро «Бейкер-стрит», где на одноименной улице 221-дома Б, как написал А.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Язык - казна духовности народа
Язык народа - лучшее из всего цветущего его духовной жизни, которая никогда не вянет и вечно снова распускается. Родной язык - это неоценимое духовное богатство, в котором народ живет, передает из поколения в поколение свою мудрость и славу, культуру и традиции. Так как в родном слове народ сознает себя как творческую силу.
Красота и богатство родного языка
Родной язык - это язык наций, язык предков, который связывает человека с его народом. Родной язык - наибольшее сокровище. Существует утверждение, что украинский язык – один из богатейших славянских языков. Он будто льется ручейком и увеселяет душу. А иностранцы, побывав в Украине, отмечают нежность, утонченность и милозвучие украинского языка.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Малайзия – страна тысячи традиций
Малайзия… Эту страну можно смело назвать страной-праздником и страной тысячи традиций. Наверное, нет ни одной страны в мире, где так тесно переплетаются многие народности и их многовековые традиции.
Керамика Саладо
Стиль Tonto Polychrome Красная (полихромная) керамика Рузвельт (Саладо) , англ. Roosevelt Red Ware, англ. Salado Red Ware, англ. Salado Polychrome — традиция керамики, распространённой в поздний доевропейский период (около 1280—1450 гг, по данным дендрохронологии) на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.
Традиция Фолсом
Традиция Фолсом , или Фолсомский комплекс (англ. Folsom Complex) — условное обозначение палеоиндейской археологической культуры или, скорее, надкультурной традиции, распространённой в доисторический период в центральной части Северной Америки. Термин впервые предложил в 1927 году Джесси Дейд Фиггинс, директор Колорадского музея естественной истории.
Субстрат лингвистика
Языково́й субстра́т — влияние языка коренного населения на чужой язык, обычно при переходе населения с первого на второй в результате завоевания, этнического поглощения, культурного преобладания и т. д. При этом местная языковая традиция обрывается, народ переключается на традицию другого языка, но в новом языке проявляются черты языка исчезнувшего.
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
Суперстрат
Суперстрат — влияние языка пришлого населения на язык коренного в результате завоевания, культурного господства некоего этнического меньшинства, которому не хватило критической массы для ассимиляции покорённого или подчинёного коренного населения. При этом местная языковая традиция не обрывается, но в ней ощущаются (в разной степени и на разных уровнях в зависимости от длительности) иноязычные влияния.
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Теучитланская традиция
План Введение 1 Происхождение 2 Архитектура 3 Общественное устройство 4 Исчезновение Список литературы Введение Теучитланская традиция — доколумбово общество, существовавшее на территории современных мексиканских штатов Найярит и Халиско. Название происходит от города Теучитлан в штате Халиско.
Общественная жизнь России во второй половине XVIII в
Российское общество во второй половине XVIII в. Социально-политические концепции. Официально-охранительная теория. Аристократическо-консервативное направление. Дворянско-либеральное направление. Умеренное просветительство. Революционная традиция.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
Обычаи и традиции казахского народа
Тема: Традиции и обычаи казахского народа Подготовил: ученик 8 «г» класса Светличный Александр Проверила: Традиции обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Друг народа
Друг наро́да (фр. "L'Ami du peuple" «Ами дю пёпль») — газета, издававшаяся в Париже во время Великой французской революции Жан Полем Маратом. «Друг народа» было также прозвищем Марата. Марат был её единоличным редактором. В газете он разоблачал преступления властей и агитировал за репрессии в рядах чиновников.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Кумандинцы
Кумандинцы - это этническая группа северных алтайцев, проживающих компактно в Солтонском, Красногорском районах и городе Бийске Алтайского края; Турачакском районе и городе Горно-Алтайске Республики Алтай.