А.А. Гусейнов
Христианское нравоучение было ориентировано в целом на монастырский идеал нравственности. Характерно, что при всей практичности и конкретности нравоучения оно выступало по отношению к мирскому благочестию не в качестве нормы, а в качестве образца и идеала. "Невыгодной стороной такого монастырского понимания христианской нравственности, - пишет А.В. Карташев, - явилось то, что мирская христианская жизнь у русских осталась без своего нравственного идеала. Не было такого готового идеала и в русском светском обществе, который бы служил дополнением идеалу монастырскому, наподобие западноевропейского рыцарства, с его культом личной чести, уважения достоинства в другом человеке и поклонения женщине" [2]. Проповедь аскетизма и отсутствие учения о мирской христианской морали создавали "у чутких людей разлад в их совести
1 Очерки по истории русской святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов). Брюссель, 1961, C. 249.
2 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1. С. 246-247.
и порывы к тому, чтобы, хотя перед смертью формально принять монашеское пострижение" [1]. Это было тем более необходимо, что состояние мирской нравственности весьма отклонялось от христианского идеала. По данным историков [2], в средневековой Руси процветали такие пороки, как 1) грубость нравов, проявляющаяся в грубых развлечениях, жестоких наказаниях и пытках, разбоях и грабежах, кулачном праве и частых драках и т.д.; 2) семейная распущенность (разврат, сводничество, наложничество, отсутствие половой стыдливости и т.д.); 3) пьянство. При этом в русском обществе уживались рядом внешняя набожность и нравственная распущенность. Религиозно-нравственное состояние его было как бы фарисейским, раздвоенным: внутри циркулировали всевозможные пороки, а снаружи - удивлявшее иностранцев благочестие. В целом историки констатируют отсутствие заметного прогресса в нравах русского общества в период с XI по XVII вв.
1 Кaрташев А.В. Очерки но истории русской церкви. С. 247.
2 См.: Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетии. СПб., 1860: Его же. Очерки нравов великоруского народа. Смесь христианства с язычеством // Православный собеседник, 1861. Ч. I; Его же. Очерки великорусских нравов// Христианское чтение, 1880. Ч. II; Преображенский И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в. М., 1881; Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период появления "Домостороя" // Христианское чтение, 1880. Ч. I-И.
Наряду с монастырским идеалом христианской нравственности в народе создается свой духовно-нравственный идеал, который можно было бы назвать идеалом "мирского благочестия" и который оказался запечатленным в таком жанре народного творчества, как "духовные стихи". Как показал Г.П. Федотов, в духовных стихах в малейших подробностях представлен "моральный кодекс" народа, нравственный закон, предписывающий правила должного поведения и обличающий человеческие грехи и пороки. Этот кодекс "народной этики" состоял из трех частей: 1) теллурической (от лат. tellus - земля, почва), предписывающей правила "родового" поведения и порицающей грехи против матери-земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе И т.п.); 2) ритуальной, связанной с соблюдением ритуальных норм и церковных обрядов (религиозных праздников, постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.) и 3) каритативной, относящейся к христианскому закону любви (милосердно-деятельное отношение к ближнему, особенно отверженному обществом). Наиболее характерным выражением последнего являлся долг милостыни, представляющий собой необходимую ступень на пути к спасению. Оценивая соотношение трех частей христианской "народной этики", Г.П. Федотов приходит к выводу о существовании некоей "средней формулы христианского благочестия", синтезирующей в себе три части нравственного закона. "Потаенная милостыня и ночная молитва убивают все возможности показного, фарисейского благочестия на основе "иосифлянского" ритуализма. Таков средний, очень смиренный и очень русский идеал мирского благочестия" [1].
1 Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 91.
Таким образом, нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько уровней этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в "этосе" религиозного подвижничества; 2) христианский идеал "народной этики" или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах; и 3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.
Другие работы по теме:
Понятие нравственного идеала
Нравственность как принятие на себя ответственности за свои поступки, сущность и этапы формирования нравственного идеала. Определение и анализ нравственного идеала А.С. Пушкина, отражение присущих ему черт в произведениях великого поэта и писателя.
Сократ, его жизнь и деятельность
Особенности сократовской философии: разговорный, "диалектический" характер; определение понятий путем индукции; этический рационализм. Сущность понятия "майевтика". Приемы ведения диалога у Сократа. Особенности развития индуктивности сократовского метода.
Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ. Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания.
Синесий Иванов
Схиархимандрит Синесий Иванов (1689, Прилуки—10 (21) мая 1787) — схиархимандрит иркутского Вознесенского монастыря, преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 10 мая и 10 июня (Собор Сибирских святых).
Христианская мораль
Tema: Христианская мораль. План. Источники раннего христианства. Особенности христианской морали. Христианские заповеди. Христианство и гуманизм.
Христианский персонализм (Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеческое существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит развертываться вовне, выражать себя".
Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.
Трамвай поэзии о лирике Е. Евтушенко
Автор: Евтушенко Е.А. Как все должно было совпасть: голос, рост, артистизм для огромных аудиторий, маниакальные приступы трудоспособности, умение расчетливо, а иногда и храбро рисковать, врожденная житейская мудрость, простодушешие, нечто вроде апостольской болезни и, конечно же, незаурядный, очень сильный талант.
Высокое небо по роману Л. Толстого Война и мир.
«)». Автор: Толстой Л.Н. Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывнo связаны) — наиболее интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед— для физики, Евклид — для геометрии.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир
Сочинение. "Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова
Автор: Гончаров И.А. Трудно сказать, каков идеал счастья и любви у писателя Гончарова, не имевшего свою собственную семью. Однако свои мечты, задумки, идеи автор, как правило, воплощает в главном герое. Они духовно сцеплены и неразлучны. Именно он и позволит мне создать представление об авторском идеале.
Взгляды Чацкого и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Образ князя Мышкина по роману Федора Достоевского Идиот
Образ князя Мышкина по роману Федора Достоевского 8220 Идиот 8221 Самый симпатичный и привлекательный персонаж романа Ф.М. Достоевского "Идиот" — князь Лев Николаевич Мышкин, главный герой. Федор Михайлович писал, что "главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека.
Харитон Исповедник
Харитон Исповедник († ок. 350 года) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 сентября (по юлианскому календарю)[1], в Католической церкви — 28 сентября. Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
Симеон Юродивый
(Симеон Эмесский[1], Симеон Палестинский, Емесский, Христа ради юродивый) — христианский монах, отшельник, юродивый и святой VI века. Родился в богатой семье и до возраста 30 лет проживал в городе Едесса[2].
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Меркурий Кесарийский
Для термина «Святой Меркурий» см. другие значения. Меркурий Кесарийский (Каппадокийский; III век) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 11 ноября.
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Арсений Сатановский
О других священнослужителях с таким именем см. Арсений Арсений Сатановский (в миру носил фамилию Корецкий; Сатановский — прозвище, предположительно, от рождения в местности Сатанов в Подолье) — киевский ученый, христианский писатель и монах XVII века.
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Епифаний Славинецкий
Место, точная дата рождения, национальность и мирское имя Епифания Славинецкого (нач. XVII в. — 1675) неизвестны. Известно лишь, что свое монашеское имя он принял при пострижении в Киево-Печерской Лавре.
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), христианский богослов, «отец церковной истории», епископ Кесарии Палестинской после 315.
Леонид Иванович Бородин
Русский писатель. Родился 14 апреля 1939 в Иркутске в семье учителей. Учился в спецшколе МВД, откуда ушел после 20 съезда партии (1956), затем в Иркутском государственном университете (исключен в 1957 за «политическое фрондерство»).